***

Тома Мин: литературный дневник

Измарагд – древнерусский сборник устойчивого состава. Основную массу статей И. составляют слова и поучения на темы христианской морали.


В отличие от сборников Златоуста и Торжественника –
предназначался для домашнего и монастырского келейного чтения.


Филарет считал его составителем
Суздальского и Нижегородского епископа
Дионисия,


и выделял 42 слова,
которые «могут быть признаны
за несомненно русские сочинения» (Филарет. Обзор, с. 80).


В И. традиционно выделяют две основные редакции. Согласно В. А. Яковлеву в первой редакции 88 глав, во второй – 165 (но по наблюдениям Б. М. Пудалова, изложенным в отзыве на нашу работу, устойчивый состав редакции – 164 главы). И. первой редакции открывается «Стословцем» Геннадия, содержащим основные догматы христианского вероучения. Далее следуют слова «о почитании книжном» (гл. 2–5 по нумерации, принятой В. А. Яковлевым), той же теме посвящена и гл. 40, предостерегающая от «величания» «книжной мудростью».


И. наставляет читателя в христианском благочестии,
напоминает о страшном суде (гл. 9, 10, 28, 37, 59),


о сущности поста о значении молитвы (гл. 43, 45), правилах поведения в церкви (гл. 6, 50, 51). В гл. 72–79 содержатся наставления священникам. Утверждается, что не обязательно «спасаться» в монастыре, достаточно соблюдать правила благочестия в мирской жизни (гл. 46).


Догматические и духовно-нравственные вопросы раскрываются в гл. 67, содержащей апокрифические ответы Афанасия Александрийского Антиоху. Большое внимание уделяет И. проповеди христианских добродетелей. Ей посвящены, например, две аллегорические притчи – «о богатых» (аполог из Повести о Варлааме и Иоасафе) и «Притча о дворе и змии» (гл. 10 и 68). И. осуждает различные пороки: гордость (гл. 14), гнев и нетерпимость (гл. 15, 47, 48), скупость и сребролюбие (гл. 38, 39, 44), пьянство (гл. 60, 64; высказывания против пьянства содержатся также в гл. 24, 27, 29, 34, 36 и др.).


Резко осуждает И. пороки и обычаи,
которые он связывает с остатками язычества:


«срамословие», игры, пляски, пение, волхвование, оплакивание умерших (гл. 13, 23–26, 56).


Группа слов
И. посвящена обличению «злых жен» (гл. 52–54), содержатся в нем также наставления отца к сыну, регламентируются отношения семьи к домочадцам и челяди (гл. 22, 55, 58).


Заключает И. первой редакции группа слов эпидейктического характера, приуроченных к воскресным дням поста, а также к четвергу Страстной недели, Пасхе и Антипасхе (гл. 69, 80–88). Как можно видеть, идеологическая роль И. в древнерусской книжности сложна и противоречива. С одной стороны, опираясь на евангельские заповеди, И. учит добру, трудолюбию, щедрости; осуждает корыстолюбие, злобу, пьянство. Но с другой стороны, «используя требование безусловной покорности своей судьбе, безграничного терпения к нищете, полного повиновения всем властям – светским и духовным... поучения (Измарагда. – О. Т.) тем самым поддерживали тех, кто утверждал непоколебимость существующего общественного строя,
кто подавлял любые формы


социального протеста, даже выражаемого в религиозной форме» (Адрианова-Перетц. К вопросу о круге чтения..., с. 24).


поучений о необходимости милостыни и нищелюбия
, поучений с осуждением неправедного богатства


с призывом соблюдать пост , с напоминаниями
о Страшном суде (гл. 11, 30, 96, 142, 162).


Внимание к этой теме исследователи связывают с актуальностью размышлений о грядущем «конце света» в XV в., когда истекала седьмая тысяча лет от «сотворения мира». Во второй редакции И. появились главы, в которых даются наставления о нормах семейного быта и брачных отношений ,
осуждается взгляд на погибших «нечаянной смертью» как на грешников (


настойчиво разъясняется,
почему праведный человек нередко бывает несчастен в жизни, – вопрос, который, вероятно, задавали себе верующие, исходя из утверждений того же И. о неизбежности кары грешникам и награды праведникам.


Вторая редакция расширила круг повествовательных статей – притч, патериковых рассказов (см. гл. 38 – «Слово от патерика, яко не достоит от церкви итти егда поют», гл. 47 – «Притча Варлаама о трех друзех»; гл. 60 – «Слово о некоем блуднице, иже милостыню творя, а блуда не остави»; гл. 102 – «Слово о старце, иже молитвою с небесе сведе дождь» и др.).


текстологического исследования всей совокупности связанных друг с другом памятников: И., Пролога, Златоуста, Златоструя и др. Однако уже сейчас можно


«Поучение о пречистых тайнах»,
; «Притча Иоанна Златоуста о блудном сыне»



значительная часть «слов», «наказаний», «поучений»,
нередко
читается с буквальной точностью и в древнерусских Измарагдах.
например, Стоглав Геннадия,


извлечения из Книги премудрости Иисуса сына Сирахова,
различные слова, например «Слово Иоанна Златоуста, како попа честити, извлечение из Афанасиевых ответов, Сказание о милостивом Созомене и, может быть, некоторые другие» (Творения отцов церкви..., вып. 1–2, с. 70–71).


Статьи И. обнаруживают близость к отдельным словам из Златоструя и Маргарита,
они основаны на сочинениях Иоанна Златоуста, Василия Великого,
Ефрема Сирина ,
Евсевия Александрийского. В статьях И. использованы «Пандекты» Никона Черногорца , «Вопросы Антиоха и ответы Епифания» псевдо-Афанасия Александрийского, «Диалоги» Григория Двоеслова, сочинения Серапиона Владимирского и т. д.



Другие статьи в литературном дневнике: