Что такое плохо. Феодализм.

Платон Иванов Аль-Фадлан: литературный дневник

Что такое плохо.Феодализм.
========
Г. Губарев. Казачий исторический словарь-справочник, 1970 г.


ФЕОДАЛИЗМ - средневековая политическая система, принятая во многих государствах Европы, при которой феодальная страна была поделена на отдельные территориальные участки - "феоды", отданные монархом-сюзереном в ленную {отсюда слово ЛЕНЬ ;} зависимость знатным особам-вассалам. Вассалы обязывались выплачивать за них ежегодную дань и выставлять в армию сюзерена условленное число рыцарей и вооруженных воинов; за это они получили право пользоваться трудом населения своего феода и распоряжаться судьбами его жителей, считая их своими подданными. Феодальная система существовала в течение второй половины Средних веков, К ликвидации ее в XVI в, привела централизация государств, усиление власти монархов и создание постоянных армий.
http://interpretive.ru/dictionary/405/word/feodalizm
==
Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.



ФЕОДАЛЬНЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА (feudal mode of production) (Марксизм) — способ производства, рассматриваемый Марксом как исторически предшествующий капитализму в Западной Европе, производственные отношения которого характеризовались наличием феодальных землевладельцев, использующих политическую и законную власть для извлечения экономического излишка из несвободного крестьянства в форме феодальной ренты (см. Крепостное право). Он возник из древнего общества и социальных форм, привнесенных в Западную Европу германскими племенами, вторгшимися в Римскую Империю. Земельное владение было обусловлено выплатой ренты или служением сюзерену. По мнению Маркса, феодальный способ производства способствовал развитию производительных сил по мере внедрения мельниц, тяжелых колесных плугов и других новшеств, которые увеличили производительность сельского хозяйства. К тому же рост городов стал событием в истории, ибо впервые производственные отношения в городах стали отличаться от имеющихся в деревне, дав ростки все более возраставшим противоречиям. Эта динамика социальных отношений, а также развитие торговли и промышленности в городах были важными элементами в анализе Маркса феодального способа производства и перехода от феодализма к капитализму. См. также Феодализм и феодальное общество; Некапиталистические и докапиталистические способы производства; ср. Азиатский способ производства.


Материал из Википедии — свободной энциклопедии


УБЛЮДОЧНЫЙ или бастардный феодализм (англ. Bastard feudalism) — термин, предложенный в XIX веке для описания отношений внутри дворянского сословия в период позднего средневековья в Англии, приведших к войне Алой и Белой розы и замедлению экономического развития страны. В настоящее время термин применяется, главным образом, в переносном смысле.


Термин «бастардный феодализм» впервые был предложен английским историком Чарльзом Пламмером в 1885 году, однако подробная разработка концепции «бастардного феодализма» связана с работами Уильяма Стаббса (1825—1901) и его учеников.


Содержание
1 Происхождение и суть явления
2 Неоднозначность концепции
3 Примечания
4 Литература


Происхождение и суть явления
В пятнадцатом веке, английское дворянство выделило для себя очередную привилегию.


Теперь больше не надо было лично участвовать в рыцарском ополчении. Стала возможной денежная плата королю или непосредственному сеньору, вместо привычной воинской службы. Это привело к аккумуляции значительных денежных средств крупными английскими магнатами и появлению наемных армий не только у короля, но и у других влиятельных феодалов страны.


Вновь зародившиеся армии состояли из мелких дворян, обычно младших или незаконнорождённых (бастарды) сыновей землевладельцев. Для них военная служба стала главным, и, зачастую, единственным источником доходов. Ведь не стоит забывать, что по обычаям средневековья, дабы предотвращать дробление феодов и прочих земельных наделов, правом наследия обладал только старший сын. «Неудачливые» средние, младшие, тем более, побочные сыновья веками стабильно пополняли шайки безземельных «кнехтов»-грабителей и становились главной действующей силой во всех крестовых походах.


Следствием появления таких наёмных отрядов в Англии пятнадцатого столетия стал рост амбиций крупных магнатов, прежде всего многочисленных сыновей и внуков короля Эдуарда III и разделение англо-саксонского мира на два противоборствующих лагеря — сторонников Ланкастеров и Йорков. Это привело к возобновлению междоусобных войн внутри Англии, пиком которых стала яростная, кровопролитнейшая для элиты и, изнурительнейшая для простого народа, война Алой и Белой розы. Внутридворянские конфликты причинили значительный ущерб экономике страны и привели к упадку хозяйства Англии в середине XV века. По мере усиления централизации в правление первых Тюдоров, крупные магнаты постепенно потеряли своё влияние и лишились возможности содержания наёмных отрядов.


Неоднозначность концепции
В середине XX века предложенная Стаббсом концепция «бастардного феодализма» была подвергнута резкой критике. Было, в частности, установлено, что величина денежных средств, аккумулируемых магнатами и направляемых на оплату содержания наёмных отрядов, не была значительнойЛейт. Мелкие дворяне переходили под покровительство крупных магнатов не столько из меркантильных соображений, сколько следуя классической феодальной концепции службы в обмен на благосклонность, выражаемой в предоставлении земельных ленов, административных и придворных должностей, различного рода субсидийЛейт. Кроме того, практика замены военной службы денежной компенсацией возникла ещё в XII веке (щитовой сбор) и стала доминирующей уже при Эдуарде I, что, однако, не вызвало в Англии XIII—XIV веков феодальной анархии.


Наконец, большинство современных исследователей отвергает существовавшую ранее точку зрения, что война Алой и Белой розы явилась признаком системного кризиса феодализма, разрушила социальные связи внутри английского общества и подорвала экономику страныМальвина. В результате, в настоящее время концепция «бастардного феодализма» не является сколь-либо общепринятой в исторической литературе.


Примечания
; 1 2 McFarlane K. B. England in the Fifteenth Century. — London, 1981
; Jacob E. F. England: The Fifteenth Century. — Oxford, 1961
Литература
Джентри в эпоху Войн Роз: опыт социокультурного анализа
Стаббс, У. Феодализм: Его франкские корни и развитие в Англии (англ.)
Jacob E. F. England: The Fifteenth Century. — Oxford, 1961
==
Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.



ПЕРЕХОД ОТ ФЕОДАЛИЗМА К КАПИТАЛИЗМУ (transition from feudalism to capitalism) - процесс в Западной Европе, проходивший между 15-18-м столетиями, в ходе которого феодальное общество сменялось капиталистическим. Термин наиболее часто связывается с марксистскими подходами, но отличающийся подход Вебера также можно с ним идентифицировать.


Среди марксистов нет согласия относительно решающих факторов данного процесса, хотя Маркс выделял два: появление автономного ремесленного производства в феодальных городах, способствующего развитию капитала, и рост внешней торговли, особенно с возникновением в 16-м столетии торговли с Америкой и появлением торгового капитала. Развитие оставалось ограниченным, пока рабочие были связаны с землей либо как крепостные, либо как независимые крестьяне. В Англии огораживание общинных земель согнало крестьянство с насиженных мест, обеспечив рабочими руками города и наемный труд на земле. В других европейских странах создание условий для появления "свободной" рабочей силы шло медленнее. Маркс также говорил о замене феодальной аристократии новой буржуазией, но современные исследования показали, что это является сверхупрощением, особенно для Англии, где аристократы стали капиталистическими лендлордами и позже включились в промышленный капитализм. Последующие марксистские дебаты сосредоточились вокруг того, были ли наиболее важными аспектами этого процесса рост торговли, трансформация рабочей силы или классовый конфликт в рамках феодализма. (См. Хилтон (ред.), 1976, и Астон и Филипин (ред.), 1985, по двум сборникам ключевых дебатов.)


В подходе Вебера наибольший акцент делается на политических изменениях в западноевропейском феодализме. Ключевым было противоречие между монархией, пытавшейся проводить централизацию, и местными, а также региональными властями в лице феодальных лордов. Часть противоречия выражалась в росте городов как административных и торговых центров. Тезис Вебера о роли протестантской этики служит объяснением социальных и экономических перемен. Однако Вебера, подчеркивавшего и такие социально-экономические факторы, как рост торговли и трансформации рабочей силы, не следует упрощенно противопоставлять Марксу.


Недавно появились работы, исследующие процесс на основе обеих аналитических традиций. Так, Перри Андерсон (1974) развивает марксистский подход, который тесно перекликается с пониманием Вебера политических противоречий и роли христианской церкви, а Майкл Манн (1986) дает анализ, базирующийся на обоих подходах. См. также Капитализм; Социальное изменение.


С сайта:
====
======
Советская историческая энциклопедия.


"КОЧЕВОЙ" ФЕОДАЛИЗМ
встречающееся в лит-ре понятие, отражающее своеобразие развития феод. способа произ-ва в условиях кочевого скотоводч. х-ва (см. Кочевничество). Осн. особенность "К." ф. заключается в том, что собственность феодалов на землю приобретает форму их монопольного права распоряжаться кочевьями.


История кочевых народов и, в частности, эволюция их обществ. строя недостаточно раскрыты наукой и до сих пор вызывают споры. Дореволюц. рус. исследователи (В. Григорьев, М. Ковалевский, Ф. Леонтович, П. Небольсин, А. Позднеев, В. Радлов и др.), расходясь в деталях, отрицали самую возможность возникновения феодализма у кочевников, видели в их обществ. строе неизменные родоплеменные и общинные отношения. Заслугой сов. ученых является открытие реально существовавшего феод. общества у кочевых народов. Начало этим исследованиям было положено в 1920-х гг. экспедицией П. Погорельского и В. Батракова, изучавшей экономику киргизского кочевого аула. Материалы экспедиции, опубл. в 1930, показали, что в дореволюц. Киргизии господствовали феод. отношения. К такому же выводу пришел Л. П. Потапов в своих исследованиях об Ойротии ("Очерк истории Ойротии", Новосибирск, 1933). Опубликованное в 1934 исследование В. Тардова о производств. отношениях кочевых племен Ирана, по существу, характеризует их тоже как феодальные. Капитальный труд Б. Я. Владимирцова - "Обществ. строй монголов" (1934) неопровержимо доказал, что в основе истории монголов с 11 до 20 вв. лежало развитие феод. способа произ-ва, что феодализм у них, названный Владимирцовым "К." ф., не отличается существенно от феодализма оседлых народов. Марксистская историография по проблемам обществ. строя кочевых народов широко использовала осн. положения Владимирцова; появились новые труды по истории и эволюции обществ. отношений этих народов. В то же время возникли новые вопросы, связанные с особенностями "К." ф. Погорельский, Батраков, С. П. Толстов (в своих ранних работах), С. А. Токарев, В. Ф. Шахматов, С. Б. Толыбеков (в более позднее время) утверждали, что у кочевников скот является гл. средством произ-ва. Другие (М. П. Вяткин, Потапов, И. Я. Златкин и др.) считали, что земля, используемая как пастбища, играет у кочевников решающую роль как в материальном произ-ве, так и в их обществ. строе. Вызывали споры и вопросы о феод. зем. собственности, образовании классов, крепостничестве, общине, причинах междоусобных и завоеват. войн и пр. Нек-рые ученые (Шахматов, Толыбеков) утверждали, что общество кочевников не в состоянии развить производит. силы, производств. отношения и гос. устройство выше начального этапа феодализма, т. н. патриархально-феодального. Дискуссии по этим вопросам развернулись на науч. сессии Академии наук Среднеазиат. республик в 1954 в Ташкенте и на страницах журн. "Вопросы истории" (1954, No 6; 1955, NoNo 1, 3, 4, 11, 12; 1956, No 1). В ходе дискуссий выявилось, что большинство сов. историков (Н. Г. Аполлова, Г. П. Башарин, М. П. Вяткин, А. Еренов, С. З. Зиманов, С. И. Ильясов, Потапов, Толстов, Златкин и др.) не разделяет концепцию Шахматова и Толыбекова об эволюции обществ. строя у кочевых народов. Новейшие исследования сов. историографии, а также ученых МНР, в свою очередь, подкрепили позицию большинства сов. историков.


Зарубежная бурж. наука мало интересовалась проблемами социально-экономич. развития кочевых народов. Большинство ее представителей утверждало, что у этих народов господствуют родоплеменные отношения (Э. Бэкон - США, и др.). В последние десятилетия появились исследования, авторы к-рых, признавая наличие феодализма у кочевников, рассматривают его как явление, вызванное преим. внешними факторами (напр., О. Латтимор - США). Нек-рые исследования зарубежных авторов представляют значит. интерес благодаря обилию содержащихся в них фактич. дапных.


Лит. (кроме указ. в статье): Небольсин П., Очерки быта калмыков хошоутовского улуса, "Библиотека для чтения", т. 113, СПБ, 1852; Григорьев В., Об отношениях между кочевыми народами и оседлыми гос-вами, "ЖМНП", СПБ, 1875, ч. 178...
http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/8743/
==!====
Феодализм принцев
феод, анархия во Франции в конце XIV— нач. XV в. При Людовике VIII произошло разделение Франции между его наследниками, которым были выделены апанажи. При сильной королев, власти эта разделы не представляли большой опасности. В правление безумного Карла VI произошел повторный раздел Франции на ряд уделов, возросла самостоятельность отдельных владетелей, которую часто называют «ф.п.». Во Франции началась борьба двух феод, клик, возглавляемых принцами королев, дома. Во главе одной из них стоял герцог Бургундии (дядя Карла VI), во главе другой — герцог Орлеанский Людовик Орлеанский (брат Карла VI), которого поддерживали могущественные феодалы юга — Арманьяки (см. Арманьяки и бургундцы).



Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь. Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик. 1999.


http://middle_age_world.academic.ru/1142/
=================
=================
===================





Кто такие есть ушкуйники...


Что же это за народ такой — ушкуйники.


ДАВНО уже молодцы новгородские освоили русский север. К середине XIV века на севере границы Новгородский республики перевалили за Уральский хребет. По рекам и морям новгородские молодцы двигались на судах — ушкуях, за что и получили прозвище «ушкуйники». Некоторые лингвисты, например, Фанснер, считают, что слово «ушкуй» произошло от древневепского слова «лодка». Но более вероятно, что суда были названы по имениц полярного медведя — ушкуя. Кстати, это название полярного медведя было у поморов еще в XIX веке. Косвенным аргументом в пользу второй версии служит то, что норманны называли свои боевые суда «морскими волками».
Есть сведения, что новгородцы украшали свои ушкуи головами медведей. В новгородской былине был описан корабль Соловья Будимировича: «На том было соколе-корабле два медведя белые заморские». Ушкуи считались самыми крупными русскими судами XIV—XV веков. Псковский летописец в 1463 году ставил ушкуи выше ладей. Ушкуи делились на речные и морские.


Морские ушкуи имели палубу в носовой и кормовой частях. Средняя же часть ушкуя оставалась открытой. Как морские, так и речные ушкуи несли единственную съемную мачту в центральной части судна. На мачте был один косой или прямой парус. Грузоподъемность ушкуя составляла 4—4,5 тонны. Речной ушкуй не имел палубы. На внутреннюю обшивку ушкуя опирались 6 или 8 банок для гребцов. Благодаря малой осадке (около 0,5 м) и большому соотношению длины и ширины (5:1), ушкуй обладал сравнительно большой скоростью (до 12 узлов).


Походы ушкуйников начались где-то в конце XIII века. Первый же их большой поход датируется 1320 годом во время войны Господина Великого Новгорода со шведами. Дружина Луки Варфоломеевича на морских ушкуях прошла Северной Двиной, вышла в Белое море, а затем в Северный Ледовитый океан и разорила область Финмарнен, расположенную от южного берега Варангер-Фьорда до района г. Тромсе.
В 1323 году ушкуйники, пройдя тот же путь, напали на соседнюю с Финмарненом северонорвежскую область Халогаланд. Походы ушкуйников внесли свою лепту в войну, и в 1323 году шведы заключили с Новгородом компромиссный Ореховецкий мир.


В жилах новгородцев текла кровь русских и варягов, которым при Игоре и Олеге платил дань византийский император, а при Святославе покорились вся Волга и Каспий. И ушкуйники решили впредь не мелочиться с нищими норвежцами, а заставить платить дань… Золотую Орду. Логика простая — раз Орда такая большая да еще и Золотой зовется, значит, у них должны быть деньги, и, видимо, немалые.
Первый крупный поход на татар ушкуйники предприняли в 1360 году. С боями прошли по Волге до Камского устья, а затем взяли штурмом большой татарский город Жукотин (Джукетау, близ современного города Чистополя).


Захватив несметные богатства, ушкуйники вернулись назад и начали «пропивать зипуны» в городе Костроме. Но хан Золотой Орды Хидырбек отправил послов к русским князьям с требованием выдать ушкуйников. Перетрусившие князья (суздальский, нижегородский и ростовский) тайно подошли к Костроме и с помощью части ее жителей захватили ничего не подозревавших ушкуйников. Князья поспешили выдать ушкуйников на расправу хану. Затмил страх перед татарами князьям не только совесть, но и разум. Ведь такие вещи ушкуйники не спускают. Взяли они и сожгли Нижний Новгород, а Кострому — так стали грабить почти каждый раз, как проплывали мимо.
В 1363 году ушкуйники во главе с воеводами Александром Абакуновичем и Степаном Ляпой вышли к реке Оби. Здесь их рать разделилась — одна часть пошла воевать вниз по Оби до самого Ледовитого океана (Студеного моря), а другая пошла гулять по верховьям Оби на стыке границ Золотой Орды, Чагатайского улуса и Китая. По масштабам своих путешествий они не уступят и Афанасию Никитину.
Вернувшись с добычей, ушкуйники не угомонились. В 1366 году они с тем же воеводой Александром Абакуновичем уже оперируют на среднем течении Волги.


Не в силах самостоятельно разделаться с налетчиками, хан Азиз отписывает их поймать своему улуснику московскому князю Дмитрию, еще не Донскому. Тот немедленно шлет грозную грамоту в Новгород. А новгородские бояре хитры, отвечают, как ведется на Руси, отпиской: «Ходили люди молодые на Волгу без нашего слова, но гостей (купцов) твоих не грабили, били только басурман». По мнению новгородцев, бить басурман было дело житейское, а насчет своей непричастности бояре лукавили. Действительно, основную массу ушкуйников составляли новгородская голытьба и пришельцы снизу (Смоленск, Ярославль, Тверь), но в большинстве случаев ими руководили опытные новгородские воеводы Осип Варфоломеевич, Василий Федорович, тот же Абакунович и др. Оружием и деньгами ушкуйников снабжали богатые новгородские купцы, причем не безвозмездно — вернувшись, ушкуйники щедро делились добычей.


Надо отметить, что ушкуйники имели первоклассное вооружение, и не стоит их представлять толпой крестьян в зипунах с топорами да рогатинами. Это были профессиональные бойцы, умело действовавшие как в пешем, так и в конном строю. Ушкуйники имели панцири, чаще всего кольчуги или байраны (боданы — кольчуги из плоских, рубленных из стального листа колец), были и композитные панцири (бахтерец), в которых в кольчужное плетение вплетались стальные пластины. Ушкуйники имели также и традиционный набор наступательного вооружения — копья, мечи, сабли; причем саблям отдавали предпочтение. Из метательного оружия были луки и арбалеты, как носимые, так и стационарные (судовые), стрелявшие тяжелыми стальными стрелами.
В поход воеводы ушкуйников брали только бойцов, которые равно хорошо были подготовлены для конного и пешего боя, имели навыки длительной гребли и опыт выживания в экстремальных условиях.
Ушкуйники действовали исключительно самостоятельно на расстоянии сотен, а то и тысяч верст от своих операционных баз — Великого Новгорода и Хлынова (Вятки). Так что их с полным основанием можно назвать первым русским спецназом.


Ряд историков называют ушкуйников разбойниками. Но не будем забывать, что тогда и ханские войска на Востоке, и королевские в Западной Европе в походах всегда находились на самоснабжении, то есть обеспечивали себя всем необходимым за счет местного населения.


С 1360 по 1375 год ушкуйники совершили восемь больших походов на Среднюю Волгу, не считая малых налетов.


В 1374-м ушкуйники в третий раз взяли город Болгар (недалеко от Казани), затем пошли вниз и взяли сам Сарай — столицу Золотой Орды.


В 1375 году новгородцы на семидесяти ушкуях под началом воевод Прокопа и Смолянина явились под Костромой. Московский воевода Александр Плещеев с пятью тысячами рати вышел навстречу им. У Прокопа было всего полторы тысячи ушкуйников, но он их разделил на две части: с одной вступил в бой с московской ратью, а другую отправил тайно в лес в засаду. Удар этой засады в тыл Плещееву решил дело. Москвичи разбежались, а ушкуйники в очередной раз взяли Кострому. Отдохнув пару недель в Костроме, ушкуйники двинулись вниз по Волге. Уже по традиции они нанесли «визит» в города Болгар и Сарай-Берке. Причем правители Болгара, наученные горьким опытом, откупились большой данью, зато ханская столица Сарай-Берке была взята штурмом и разграблена.
Паника охватывала татар при одной вести о приближении ушкуйников. Отсутствие серьезного сопротивления и сказочная добыча вскружили головы ушкуйникам. Они двинулись еще дальше к Каспию. Когда ушкуйники подошли к устью Волги, их встретил хан Салгей (внук хана Джаннибека), правивший Хазтороканью (Хаджи-Тарханом), и немедленно заплатил дань, затребованную Прокопом. Там же, в Хазторокани, ушкуйники продали в рабство пленников, взятых в Сарае. В честь ушкуйников хан устроил грандиозный пир. Захмелевшие ушкуйники потеряли бдительность, и в разгар пира на них бросилась толпа вооруженных татар. Так погибли Прокоп, Смолянин и их дружина, лишь немногие вернулись на Русь. Это было самое большое поражение ушкуйников. Но подробности этой трагедии подчеркивают скорее силу ушкуйников, чем их слабость. Татары даже не попытались одолеть их в открытом бою.


Согласно «Сказанию о холопьей войне» отряд ушкуйников захватывает столицу царя Аз-Таракана и там ударяется в загул и теряет бдительность. На четвертую ночь в город ворвались татары и перебили ушкуйников. Этот отрывок «Сказания…» можно понимать и как иную версию похода 1375 года, или скорей всего имел место второй поход на Астрахань.
Поддержав ушкуйников, Дмитрий Донской мог легко покончить с Золотой Ордой еще в конце XIV века. Но вопреки мнению «классиков», московские князья руководствовались не общерусскими интересами, а во главу угла ставили личные интересы.
Победить ушкуйников в бою было непросто. Вместо этого Дмитрий Донской захватывал проезжих новгородских купцов и грабил их. Несколько раз московское войско подходило к Новгороду, вынуждая новгородцев платить огромную дань.




Тем не менее, несмотря на шантаж московских князей, ушкуйники продолжали свои походы...
В начале 70-х годов XIV века опорным пунктом ушкуйников сделался Хлынов (в 1781 году императрица Екатерина II переименовала Хлынов в Вятку, а в 1934-м большевики переименовали его в Киров) — крепость на реке Вятке.
Окончательно покончить с Хлыновым Москве удалось лишь в 1489 году, когда Иван III двинул на Вятку 64-тысячное войско под началом воевод Данилы Щени и Григория Морозова. Были в войске и казанские татары под предводительством князя Урака.
После этого московские владыки велели забыть об ушкуйниках. Дьяки старательно вырезали сведения об ушкуйниках из свитков с летописями. В нашей истории остался лишь эпос о «Куликовом поле» и «Стоянии на реке Угре».


Но вот в 1924 году об ушкуйниках вспомнили организаторы русского эмигрантского движения. В Англии и США часть скаутов стали называть себя «роверами». В английской традиции этим словом обозначали пиратов, корсаров, отличавшихся своей лихостью и предприимчивостью. Тогда наши эмигранты решили называть русских скаутов «ушкуйниками». Несколько лет в 1920-х годах этот термин использовался, а затем исчез.



Итак, на Руси ушкуйники были забыты окончательно. Но их никогда не забывали татары. Другой вопрос, что при царе и большевиках писать об этом было нельзя. Но с 1991 года практически ни один труд татарских историков не обходится без ушкуйников. Они утверждают, что ушкуйники нанесли серьезный военный и экономический ущерб Золотой Орде.


С сайта:




Другие статьи в литературном дневнике: