Nautilus Pompilius. "Родившийся в эту ночь" (1990)

Христофор Дельфин: литературный дневник


Летом 1989 года радиорубки подмосковных пионерских лагерей, будто бы соревнуясь между собой, оглашали берёзовые окрестности музыкой четырёх суперпопулярных отечественных групп сезона: группы назывались «Ласковый май», «Комбинация», «Кино» и «Наутилус Помпилиус». Что касается последнего ансамбля, у нашего радиста имелась в распоряжении 90-минутная кассета – на одной стороне был записан альбом «Князь Тишины», на другой – концертный «Отбой». Транслировалось всё это - поочерёдно. К тому моменту «Наутилуса», как такового, уже и не существовало, однако почему-то имело место абсолютно противоположное впечатление. У нас в отряде была тесная компания «рок-сектантов» среди восторженных почитателей «Белых роз» и «Розового вечера» – и помнится, однажды вечером, под раскатистое звучание «Синоптиков» мы обсуждали в столовой – «рыцари некруглого стола» - очередной скорый прорыв своей любимой группы, а именно – следующий альбом «Нау». Выдвигались разные предположения, но в итоге не угадал никто. Группа вскоре вовсе куда-то пропала. Лицо Вячеслава Бутусова мелькнуло в телевизоре лишь однажды, в связи в проектом «Человек без имени», в «Программе А». Это была песня «Боксёр», фрагмент из фильма. И только поздней осенью 1990 года по Ленинградскому телевидению было объявлено о «всплытии» нового, теперь уже питерского «Наутилуса».


В качестве подтверждения серьёзности намерений был продемонстрирован видеоклип на песню «Как падший ангел» – он и стал «локомотивом» новой программы с довольно забавным названием - «Наугад». Группа оставила в прошлом глэм-имидж и «золотой состав», поменяла саунд, отказавшись от клавишных, саксофон был заменён флейтой, а в целом подача стала намного аскетичнее и жёстче. В декабре в Москве появились афиши – красным по белому: «Ленинградская рок-группа «НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС», и 20 числа я впервые оказался по адресу Новозаводская ул., д.27 – то есть на концерте в ДК им.Горбунова. К слову, это был вообще – второй рок-концерт в моей жизни. И он был - фантастический, включая пуленепробиваемых милиционеров в армейских касках, выставленных цепью под огромными сценическими порталами (после каждой песни бойцы, разгибаясь после очередной децибелльной атаки им в спину, пропускали к невозмутимому Вячеславу Бутусову ровно по одной поклоннице из довольно большой очереди - с букетами и восторженными объятиями). Новая программа оставила ощущение качественного видеофильма – настолько зрима и даже осязаема была поэзия Ильи Кормильцева, положенная на мелодичный гитарно-флейтовый минимализм. В фойе продавалась книжка текстов «Скованные одной цепью» (с бутусовскими рисунками) и кассета с самым первым, черновым вариантом альбома «Наугад» – смикшированные студийные и концертные записи, сделанные в Москве и в Питере в 1990 году. И лишь годом позже на фирме «Russian Disc» была выпущена настолько долгожданная грампластинка, которая носила название «Родившийся в эту ночь». На ней, в отличие от релиза «Наугад», содержались в основном не изданные ранее песни. Альбом был записан в Западном Берлине человеком по имени Франк Остерланд – и мне, например, очень нравится, как он это записал и свёл (хотя я слышал и противоположные мнения на этот счёт). Ещё через несколько лет была выпущена более полная, часовая немецкая сессия «Нау» 1990, и снова – под заголовком «Наугад». Но у этой версии есть один минус: по-моему, ей весьма недостаёт прозрачной целостности «Родившегося в эту ночь» – пластинки этапной и полной настолько интересных творческих идей, что их энергетики хватило вплоть до новейших времён, когда состоялся проект «Ю-Питер» (считаю, что концептуально он во многом – из 1989-1992 г.г.) - что только придаёт, безусловно, данной работе ценности.


«РОДИВШИЙСЯ В ЭТУ НОЧЬ» (1990) :
1.Родившийся в эту ночь 2.Тихие игры 3.Люди 4.Последний человек на Земле 5.Бриллиантовые дороги 6.Она ждёт 7.Музыка на песке 8.Чёрные птицы 9.Джульетта 10.Как падший ангел.


Все тексты – высшей пробы, особенно хотелось бы здесь выделить «Чёрные птицы» (Илья Кормильцев). Фрагмент авторской версии :


возьмите моё царство
возьмите моё царство
возьмите моё царство
и возьмите мою корону


- нам не нужно твоё царство
нам не нужно твоё царство
твоё царство – яма в земле сырой
и корона твоя – из клёна


Завершим торжественно-ритуальным восклицанием: «Да здравствует «Наутилус Помпилиус», УРА !»





Другие статьи в литературном дневнике: