Сергей Калугин. "Nigredo" (1994)

Христофор Дельфин: литературный дневник


«…Брат мой, плащ твой чёрный/Брат мой, стан твой белый/Брат мой, плащ мой белый/Брат мой, стан мой чёрный/Брат мой!/Брат мой, крест твой в круге/Брат, круг мой объял крест/Брат мой, крест мой в круге/Брат, круг твой объял крест/Брат мой!…»


В начале 1995 года, по-моему, я услышал по радио передачу о неизвестном мне до той поры Сергее Калугине – и, как раз, вот этот девятиминутный трек – с завораживающим названием «Рассказ Короля-Ондатры о рыбной ловле в пятницу». Кажется, ещё тогда прозвучали «Восхождение Чёрной Луны» и «Радость моя» - то есть, в основе передачи лежал именно материал альбома «Nigredo». Это было, конечно, ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Имя запомнил – и, когда в конце апреля 1995-го в расписании клуба «Улица Радио», организованного годом раньше моими старшими товарищами по филфаку, появилась группа «Дикая Охота» во главе с Калугиным – даже сомнений не было – идти или не идти на концерт. Клуб тогда переехал с «Бауманской» на «Полянку» и располагался в помещении близлежащей школы – концерты проходили по выходным в просторном актовом зале, по интерьеру сильно напоминавшем средней руки кинотеатр. По-моему, группа состояла из трёх человек, и от этой троицы исходило НЕЧТО: какой-то уникальный саунд «воображаемого Средневековья». Особенно запомнился сам Калугин (демонстрировавший, помимо артистизма и сногсшибательного песенного багажа просто какие-то ЧУДЕСА игры на электроакустической гитаре) и очаровательная клавишница по имени Настя. Мы с другом, на самом деле, были в клубе проездом – по пути в какие-то рок-н-ролльные гости («квартирник», вполне возможно, потому что в контексте данного калугинского выступления перед глазами сразу же возникает кофр с электрогитарой, прижатый коленками к мягкому креслу) - и я, как сейчас помню, после каждой исполненной «дикими охотниками» композиции просил друга остаться послушать ещё: «Всё-всё, после этой песни – точно едем!»… «Ладно, собираемся – вот, сейчас эту песенку послушаем, и…» Так мы и досидели до конца выступления. Концерт этот проходил 30 апреля. Приехали мы в свои «гости» на ночь глядя – зато я запомнил, что в ночь на 1 мая 1995 года в Москве шёл снег. Шло и время (а шло оно своим чередом) – и 12 мая уже 1999 года моя группа имела честь выступать на одном фестивале в ДК Горбунова с совместным проектом Сергея Калугина и «Артели» – названным впоследствии «Оргией Праведников».


«Nigredo» – одна из самых почитаемых мной «серьёзных» пластинок середины девяностых. Записанный в Москве силами довольно известных музыкантов (например, в этой «чёрной работе» участвовали певица Ольга Арефьева и покойный ныне барабанщик «Лиги блюза» и «Неприкасаемых» Александр Косорунин), грамотно сведённый в Брюсселе – этот альбом существует как бы вне времени, заставляя возвращаться к нему снова и снова – на очередном витке познания себя в мире и мира в себе. Замечательная поэзия и канонические аранжировки.


«…Всё для тебя в этот день!/Горы, и реки, и травы/Это утро – последний подарок Земли/Так прими его в Вечность с собой!/Плачь, мы уходим отсюда, плачь/Небеса в ледяной круговерти/Только ветер, сияние, плачь/Ничего нет прекраснее смерти!..»



«NIGREDO» (1994) :
1.Сонет N1 2.Рассказ Короля-Ондатры о рыбной ловле в пятницу 3.Сонет N2 4.Танец Казановы 5.Луна над Кармелем 6.Сонет N3 7.Восхождение Чёрной Луны 8.Сонет N4 9.Радость моя…



Больше всего мне здесь нравится текст «Рассказ Короля-Ондатры о рыбной ловле в пятницу» (Сергей Калугин).





Другие статьи в литературном дневнике: