Православная Церковь всегда претендовала на полноту откровения явленного в Иисусе Христе - Боге и Человеке пришедшего на землю в одной Личности.
Этот взгляд, говорящий о том, что у нас есть полнота откровения, и мы свидетельствуем о ней - он не предполагает жёсткости или жестокости по отношению к тем, у которой этой полноты нет, или она вовсе отсутствует.
Для таких людей апостол Павел сформулировал другой тезис или принцип, который вживлён в любовь Божию: Язычники естеством добро творят... Закон Божий написан на скрижалях их совести в сердце у них. Мы не выносим своего суждения о посмертной участи тем, кто по каким-то условиям в полноту Церкви не вошёл, не стал христианином. Конечно, они будут Богом судимы, учитывая всё - и географию, и воспитание, и особенности их личности - всё это будет учтено...
Но если человек заявляет о своих взглядах христианских, при этом не отдает в этом себе отчёта, это какое-то формальное, расплывчатое добро. Например, любит свою семью... Но великие палачи человечества, скажем нацистские лидеры, они дома тоже были мягкие и пушистые... При этом ничто не мешало им, исходя из расистской доктрины, уничтожать миллионы человеческих существ. Поэтому этого недостаточно.
Мы против такой подмены, когда человек требует крещения, но при этом, не может ответить что такое вера, какие обеты он собирается дать, какого вероучения придерживается церковь, исходя из того, что я хотя этого не знаю, но я так живу, и это у меня написано внутри, Бог у меня в душе... Чаще всего это подмена. Если бы человек имел эти убеждения, тогда он мог бы дать в них отчёт кому бы то ни было...
Итак, если вера понимается, как верность, христианами в особенности... В чём выражается верность? - Выражается в том, что человек СОБЛЮДАЕТ ЗАПОВЕДИ БОЖЬИ. То, что Бог открыл и заповедал. Только так я могу проверить, верен ли я Богу, если я принципиально согласен исполнить это откровенье.
Сам феномен заповедей заслуживает того, чтобы поговорить о нём подробно.
Во-первых, несколько расхожих мнений.
Одно из которых связано вообще с протестом к заповедям, как таковым, которые, якобы, ограничивают человеческую свободу. Действительно, ограничивают, но какую свободу и во имя чего?
А другой тезис связан с тем, что поскольку, Бог везде и в моей душе, в частности, то у меня с ним личные отношения, которые не распространяются на понимание толпы. Я уникален, не хочу быть в стаде, в толпе... Для них существует церковь, сообщество, коллектив, для них, а у меня есть Бог, и у меня свои с ним отношения.
Так вот, эти два тезиса нуждаются в комментарии.
Один тезис, несмотря на то, что он очень распространён, несёт в себе внутреннее противоречие.
Я спрашиваю такого человека, где гарантии, где критерий того, что этот самый Бог сотворивший небо и землю у тебя в душе и у тебя существуют с ним какие-то отношения?
Да, я предполагаю, что Бог может вселиться в любое сердце - это постулат, который не нуждается ни в каких доказательствах. Но если он вселился, будь добр, расскажи об этих отношениях. Каков критерий, что Бог в тебе? Какие заповеди тебе он дал отличные от всех остальных распространённых на всё человечество. Что он тебе заповедует? В Чём твоё послушание, о чём вы разговариваете? И когда такие конкретные вопросы начинаешь такому человеку задавать - он обычно прячется за такую формулу: Это очень интимно, я не хотел бы об этом говорить. Это всё тайна моих личных отношений меня и Бога... Поэтому, не спрашивайте меня об этом...
А что стоит за этим нежеланием? Простое неведение. Человеку нечего сказать. Потому что если бы было что сказать, он непременно бы об этом засвидетельствовал. А если бы это свидетельство было выражено, визуализировано, была бы вербальная формулировка, тогда бы могли бы сравнить Божьи откровенные заповеди с тем, что Бог открыл непосредственно ему. Или просто бы стало видно то, о чём мы говорили в самом начале - дурь каждого была бы видна.
Поэтому, люди отказываются от провозглашенных, провозвещённых заповедей по одной простой причине - не хочется их исполнять, и они прячутся за эту формулировку.
А с другой стороны, тоже ошибочный постулат, который ограничивает, якобы, человеческую свободу. Он тоже не состоятельный; именно потому, что Бог даёт заповедь, мы можем судить о Его уважении к человеческой свободе и к человеческой статусности, как таковой. Именно в заповедях открывается та высота, на которую Бог поднимает человеческое достоинство...
Если бы Бог не открылся, то позиция первого сомневающегося, которого раскритиковали, она могла бы получить такое серьёзное философское обоснование. Сколько людей, столько и богов в их душах. Как они себя и ведут , так они сними и общаются
Но в том то и дело, что заповеди обнародованы, структурированы, они выражены очень чётко и это позволяет говорить о Божественном универсализме, как о принципе. Если этого нет, то тогда, действительно, всё размыто - как хочешь, представляй себе Бога, как хочешь, так и веди себя по отношению к Нему. А где гарантия, что ты прав, а я - неправ? Мы оба правы, но при этом ведём себя абсолютно неодинаково. Поэтому дар заповеди он позволяет говорить о Божественных принципах как об универсальных принципах.
Теперь, если положительную сторону нашего восприятия заповеди рассмотреть, то можно посмотреть кратенький отрывок из одной религиозной философской работы, где суммируется отношения к Божественным заповедям, причём предлагаются разные ракурсы, но все они не противоречат, а только взаимно дополняют друг друга:
"Одна из существенных концепций заповедей видит сущность Божественных повелений в самом понятии ЗАПОВЕДЬ - приказ, распоряжение. Исполнение заповеди, прежде всего, акт послушания. Приближение к Богу достигается ценой принятия Его ига, то есть соблюдение высшей дисциплины. В свете подобного понимания заповедей, грех выглядит проявлением бунта; злонамеренным, или невольным нарушением этой высшей дисциплины. Грешник это тот, кто не подчиняется, действуя из внутренних или внешних побуждений. Он сбрасывает иго Царства Небесного и воцаряет над собой иную власть человеческую, демоническую или собственных страстей. Такой ракурс придает примерно равное значение всем заповедям. Ибо, соблюдение любой из них, прежде всего, означает готовность к послушанию, принятию ига, а потому и различные грехи, по сути своей, сводятся к одному греху - непослушанию...
Другой взгляд на заповеди видит в их исполнение правильный путь, ведущий к справедливости и добру. Заповеди рассматриваются, как благие советы Творца, обращенные к человеку. Откровение, ничто иное, как указание истинного пути, который соответствует человеческой природе. Грех здесь - отклонение с естественного, истинного пути, сбиться с него можно по ошибке, вследствие незнания. Когда же с пути отклоняются умышленно, то это приводит к извращению природы, инфернальной метаморфозе.
Существует также концепция, усматривающая смысл заповеди в исправлении мира. Она даже не христианская, но в данном случае, христиане с ней согласны. Мир, в котором мы живём - болен, искажен грехопадением, и в этом причина его несовершенства. Предназначенье заповедей восполнить это несовершенство и, тем самым, завершить, исправить мир. С этой точки зрения, грех преднамеренный приводит к порче мира и человека, толкает их в сторону противоположной исправлению. В Библии, с самого начала, человеку отведена активная роль в мире. Адам был сотворён, чтоб стать пастырем и стражем бытия. Когда человек не исполняет своей миссии, страдает и разрушается весь мир. Таким образом, заповеди, как и грехи, приобретают высший смысл. Ибо от них зависит состояние мироздания, с которым человека связывает неразрывное единство. Человек влияет на него, и сам подвержен его влиянию, как составная часть целого. Несмотря на признание персональной ответственности каждого, человек всегда остаётся частью мирового целого. Происходящее в его душе не удерживается в границах личности, влияет на других людей, влияет на всё общество. Грех, совершённый в уединении, в тайне, так же сказывается на целом частью, которой является человек. Так и каждая заповедь, возложенная на него, вплетена в картину мироздания, как одна из мириадов нитей соединяющих мир с Творцом. А раз так, то и взаимодействие Творца с миром зависит от исполнения заповедей каждым человеком. То есть, мы приближаем спасение, или отдаляем его тем, насколько мы верны, или не верны Господу..."
Исходя из этого, можно сказать, что мнение о заповедях как об ограничителях, созданных Небом только чтобы помучить людей, не дать им раскрыться, проявить все свои таланты и все свои свободы - заблуждение. Никто так не делает человека человеком, как заповеди Божьи, послушание Творцу и жизнь по Его принципам...
Разговор о заповедях длинный, не простой. По той причине, что хоть заповедей и не много, но они не могут быть информативно усвоены только в запоминании. (Широка заповедь Господня.) Мы можем неторопливо поговорить о каждой заповеди, всё-таки подразумевая, что это только вершина айсберга. Все-таки то, что можно предложить на вскидку. Когда человек начинает исполнять заповеди, не просто узнаёт - начинает исполнять, понимает, что эта широта заповедей может открыться, ему тогда, когда он этого не ожидал и в тех сферах и областях, о которых он даже не догадывался...
Обычно, мы говорим о ветхозаветных, то есть дохристианских и новозаветных заповедях, которые изложены в Евангелии. Но в целом, состояние человечества и катехизируемых в нашей стране, в частности, таково, что совсем не плохо начать с известного человечеству уже четыре тысячи лет - с заповедей Ветхого Завета
При катехизации, обычно, люди могут перечислить пять - шесть заповедей, от силы. Это по той простой причине, что люди не могут их исполнить, потому что их не знают, ведь это не входит в круг их жизненных интересов.
1. Начнём с заповеди ПЕРВОЙ
Обычно говорят: не убей, не укради, но - не убей - это только шестая, восьмая - не прелюбодействуй - всё это не первая заповедь... А первая та, которая открывает дверь - позволяет зайти на лестницу. Собственно говоря, даёт основу в жизни - правильное понимание всем остальным заповедям
Эта заповедь звучит так: Я ГОСПОДЬ И БОГ ТВОЙ, ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ БОГОВ ДРУГИХ, КРОМЕ МЕНЯ, НЕ ПОКЛОНЯЙСЯ ИМ И НЕ СЛУЖИ ИМ.
Попробуйте из педагогических мотивов, а ни как, не из кощунственных, поставить вместо слова БОГ - слово ОТЕЦ... Что получится? Я ОТЕЦ ТВОЙ, ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ДРУГОГО... ОТЦОВСТВО предполагает ЕДИНСТВЕННОСТЬ. Может быть, духовный отец, может быть крестный отец, может быть приемный отец. Естественно, с моей матерью живет один человек в обычном порядке вещей. И когда мы эту аналогию переносим на религиозную жизнь, мы понимаем, что сотворенный мир и я, в том числе, - дело рук ОТЦА НЕБЕСНОГО. Когда я отказываюсь от этого - признаю в своей жизни отцом кого-то другого, или что-то другое, тогда я становлюсь - пасынком и ставлю себя в недолжное отношение к ЕДИНСТВЕННОМУ ОТЦУ НЕБЕСНОМУ. Тогда извращается мое отношение и к самому себе, и к мирозданию, и к Богу, в целом. Поэтому, Господь в начале напоминает, что источник жизни и красоты и смысла - ОН САМ. И этот источник открывается христианам не просто как БОЖЕСТВЕННЫЙ, но и как наделенный особым качеством - ОТЦОВСТВОМ.
Итак, БОГ - ОДИН и я должен это признать раньше другого следования его постулатам...
2. ВТОРАЯ заповедь звучит так: НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА И ВСЯКОГО ПОДОБИЯ НА НЕБЕСАХ - ВВЕРХУ, НА ЗЕМЛЕ - ВНИЗУ, В ВОДАХ - ПОД ЗЕМЛЁЙ
Это трудно понять или приблизить заповедь к нашему сознанию без некоторого этно-культурного, философского, мировоззренческого фона
Представление о мире, как о трёхчастном, где есть небеса, земля, мир подземного царства... Они используются бытописателем , только для того, чтобы показать , что человек не должен разменивать себя не глобально, не по мелочам. То есть, образно выражаясь, когда в средние века в готических романах главный герой продавал душу дьяволу, он делал это оптом, но ведь мы можем отказаться от Бога и в розницу, по мелочам. Поэтому это трёхчастная вселенная она и приведена, чтобы показать, что кумиром, идолом - заменителем Бога в жизни человека может быть что угодно и где угодно. Человек должен быть внимательным.
Когда мы рассуждаем на тему идолопоклонства, сразу же возникает некая Борея. Возражение, в первую очередь современного человека, которое представляется в Аполлонах, Астартах, Зевсах - богов древних пантеонов на ближнем - дальнем Востоке и говорит - я же человек культурный образованный и никакого идолопоклонства в моей жизни не было, и быть не может. Но дело в том, что если заповедь прозвучала, то она не может устареть ... Просто потому что изменилось человеческое сознание, что люди перестали жить как древние греки, или древние китайцы. Нет. Она просто, даёт корректировку на изменившиеся обстоятельства. Но суть остаётся та же самая. Дело в том, что идолом в нашей жизни, даже если у этого идола нет религиозного имени, повторяю, может быть всё, что угодно. Человек может как к кумиру, идолопоклоннически относится к каким-то очень возвышенным ценностям, которые Бог тоже почитает таковыми, но если они занимают место Бога, то они становятся идолами
Что я имею в виду? Скажем, любовь к Родине, или, например, служение науке, искусству. Наконец, если брать человеческий срез - сам человек - отношение между мужчиной и женщиной, семья, любовь к ребёнку. Если мы пойдём еще ниже - в сферу молодёжной культуры, то здесь мы можем увидеть и рок-музыку... Когда молодой человек пишет на водосточной трубе: "Цой - ты мой бог". Он ведёт себя вполне религиозно. Он связывает себя с объектом поклонения. Это значит, что погибший рок-музыкант, несмотря на свою смерть, остаётся для него идолом, кумиром - он себя так позиционирует. Наконец, материальные ценности, которые, для многих людей, являются богами, причём, богами с большой буквы; в то время как настоящий Бог в системе ценностей занимает какое-нибудь 116 место, образно выражаясь, где-то в прихожей - между домашними тапочками и грязными половиками... И это означает, что человек, ведущий себя идолопоклоннически, совсем не отрекается от Бога. Он даже мыслит о себе, как о христианине, если говорить о православии. Но в системе его ценностей на первом месте находится что-то другое. И Господь предупреждает, о том, что такое поведение, может быть названо идолопоклонническим. И конец ему - разочарование, потому что всё, и Родина, и патриотизм, и наука, и культура... – всё, на что мы можем сделать ставку, как на высшую ценность приведёт к разочарованию. И это действительно так. Можно каждый из изложенных тезисов покритиковать, разрушить, если хотите... Но это действительно так
Скажем, Николай Михайлович Карамзин начинает предисловие к истории Государства Российского такими словами: «Мы одно любим, одно ценим: любим отечество, желаем ему благоденствия, да цветет Россия» и так далее, и т. д.
Это пример, патриотизма, возведенного в религиозный статус. Такую любовь к Родине , до самозабвения, которая уравнивает россиянина с древним римлянином, который именно в Отечестве, в Риме, видел высшую свою надежду, равную почти божеству, в жизни, вместе с Богом. Это, конечно, иллюзия. Почему? Потому что, ЧТО есть Родина вне Бога и без Него? Ведь земные царства условны.
"Во рту у муравьёв, текут, дробятся реки красавиц и царей, забытых под землёй".
Ведь в Царствии Небесном не будет места ни для Америки, ни для Англии, ни для Китая... Там будут граждане одного мира - Небесного Иерусалима. Не знаю, сохранятся ли национальные особенности, или антропологические признаки, но то, что они не будут людьми разных стран и эти страны не увековечатся в Царствии Небесном - это очевидно... Разных обителей благочестия, в меру своих добродетелей - да!
Поэтому, когда мы делаем каких-то идолов, даже если они связаны с глубочайшей потребностью человеческого духа, то мы рискуем испытать разочарование и здесь на земле, и в Царствии Небесном. Потому что мы прошли мимо цели.
Кто из нас помнит строителей китайской стены, или поэтов Древней Месопотамии? И не так много времени прошло, потому что время стирает всё.
Когда в Церкви возвещают вечную память, речь идёт ни о той памяти, которая передаётся от предков и потомков, потому что эта память - вешняя вода - она пресекается с носителем этой памяти
2-3 поколения будут помнить вас и то, если оставите что-нибудь стоящее. А если - нет, в каком-нибудь 4-5 поколении вашего правнука не очень разборчивая невестка выбросит в помойное ведро вместе с картофельными очистками и шелухой от селёдки последнюю память о вас - ваши фотографии. Потому что, когда мы входим в права наследства, чем мы заняты? - когда денежные вопросы урегулированы - перетряхиваем фотографии... Смотрим: Вот здесь папа с мамой, а это кто? Для отца с матерью эти люди были значимы, а вы их уже не помните. Вот так и с вами произойдёт
И поэтому, когда мы говорим об областях человеческой жизни, то мы понимаем, чем выше, чем значимее, тем опаснее они могут быть в качестве кумиров и идолов. И Господь нас предупреждает об этом - всё что существует, все, что может получить наименование, может стать в сознании человека на место Бога. Поэтому Господь говорит: Ни не верху, ни на земле, ни в низу - не ищи себе кумиров
И когда мы говорим об отказе от идолопоклонстве, мы просто отстаиваем правильную иерархию, потому что Бог, как вершина, как истина, как смысл даёт освящение всему остальному
Задай я вопрос: Для чего живёт человек? Многие люди может и не готовы к такому вопрошанию. А другие будут прятаться за расхожие клише - ну, воспитать ребёнка, построить дом, посадить сад, самореализоваться, написать диссертацию, оставить о себе звезду на аллее славы... Разные могут быть запросы у человека... Всё это гроша ломанного не стоит без почитания Бога, без служения Ему. Потому что у нашей жизни нет такой цели, есть другая, которая равно распространяется на всех людей, учитывая индивидуальность каждого. А именно, ПРОСЛАВИТЬ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ БОГА - президент - на своём, дворник на своём месте, мать -на своём, отец - на своём. Независимо от того, чем мы занимаемся, мы должны воспринимать жизнь, как Богослужение, или священнодействие.
Можно ведь и лук чистить, как будто совершаешь Литургию, и полы мыть, как будто ты пишешь икону. А можно занимать президентский пост и везти себя, как наёмник. Поэтому, если такое восприятие жизни есть, как священнодействие, как жертвоприношение, как Богослужение, то тогда осмысленно всё - и воспитания ребёнка, и строительство дома, и сад, и диссертация, и зарплата и так далее, и т. д. Если нет, то тогда человек испытает разочарование не только там, но уже и здесь.
Заповедь об идолопоклонстве, она предупреждает нас о том, как легко промахнуться, даже называя себя верующим человеком.
3. ТРЕТЬЯ заповедь говорит о запрещении произнесения имя Господа понапрасну. НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЯ ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО ВСУЕ - ВПУСТУЮ, ПОНАПРАСНУ.
Что имеется ввиду? Имеется ввиду , что Бог в сути своей, гораздо ближе, чем мы могли бы предположить. Все мы носим имена. И если кто-нибудь начинает играться с нашим именем, окликают постоянно - нам не нравиться. Хорошо, если оклик был по делу: меня назвали по имени - я отреагировал, мы вступили в контакт... А если кто-то это сделает дважды, трижды?
Мы всё реагируем... Потому, что имя связывает вас с вами, примерно, как верёвка с тем предметом, к которому она привязана. Её тянут и предмет реагирует. Вот вас окликают, вы поворачиваетесь, а выясняется, что вы не нужны - вашим именем просто балуются, значит, через имя балуются с Вами. И Вы, естественно, возражаете против этого. И поскольку имя, конечно, не перекрывает нашу сущность, связанную с ним, потому что, ну не секрет, люди названные одним именем похожи, конечно, не до полной тождественности - они не клоны, но имя накладывает отпечаток. То, конечно, мы спрашиваем себя: Что есть ИМЯ БОЖИЕ?
Когда нам дают имена наши родители, они делают это в надежде, что мы будем походить на тех, чьими именами они нас назвали. Но это не всегда сбывается. Николаи похожи, но редко похожи на Святителя Николая... Ксении похожи, но редко похожи на блаженную Ксению... Татьяны похожи, но редко - на мученицу Татьяну и т. д. Редко - это потому, что наши имена дают нам наши родители в надежде. И сил их мистических, сделать так, чтобы имя и именуемый совпадали - нет. Эта сила есть только у Бога
Поэтому, когда мы называем БОЖЬЕ ИМЯ, мы оказываемся в присутствии того, где ИМЯ и ИМЕНУЕМОСТЬ очень тесно связаны. Неслучайно в православной мистике, есть такое выражение - ИМЯ БОЖЬЕ - БОГ. И ГОСПОДЬ говорит: не произноси понапрасну Моё Имя. Почему? Я - называю, и Бог - реагирует. Я оказываюсь в присутствии не мнимого, а действительного ВЕЛИЧИЯ БОЖЕСТВЕННОГО СУЩЕСТВА. Но как сказано в другом библейском тексте, В ЧЁМ ЗАСТАНУ, В ТОМ И СУЖУ... Мы окликаем Бога, а Он реагирует и в чём Он нас застаёт?
И вот здесь, пример того, когда люди произносят Имя Божие, совсем не потому, что хотят пообщаться с БОГОМ, а просто в качестве заменителя, слова-вставки. Ну, мужчины выпивают по стакану после работы, или даже на рабочем месте со словами " Ну, с БОГОМ". Или женщины начинают перемалывать косточки своим сослуживицам со словами: "Соколова вчера, Господи, Боже Мой, как пугало вырядилась" То есть Бог назван, призван, а зачем? И Господь нас упрекает за это, старается обезопасить
Возникает вопрос: А как реагировать, если всякое упоминание ИМЯ БОГА может оказаться суетным. Не всякое. Когда человек молится, он обращается к Богу, как надо, не понапрасну. Пожалуй, единственный способ, когда ИМЯ БОЖЬЕ не только может, но и должно быть названо.
Но у этой заповеди, как и у любой другой, есть свои пласты - свои семантические поля, то есть другие смыслы, которые на первый взгляд не видны... И нельзя не поговорить о том, что в интерпретации этой заповеди звучит ещё и другая тема. Не используй Божественного Имени, и Божественной Сущности, и Божественного Авторитета ради оправдания своих собственных страстей.
Ведь в обычном порядке вещей грешник, признающий себя таковым говорит: Я грешный согрешил, Господи, прости. Совсем другой вариант развития событий мы видим тогда, когда человек ответственность за собственный грех возлагает на кого-то другого.
Вы помните, Адам перекладывает вину на Еву. - А ты зачем это сделал? - Жена, которую ты мне дал, - она мне дала, и я - ел.
То есть а) виновата - жена, в) виноват Ты сам - ты же мне её подсунул. И вот это перекладывание ответственности на другого, а в пределе - на Бога, делающего Бога ответственным за свои собственные преступления приводит к тому, что нарушается эта заповедь. Поэтому она может быть перефразирована и переформулирована следующим образом : НЕ ВОЗЛАГАЙ НА БОГА ВИНЫ ЗА СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ГРЕХИ, а то, что это случается в жизни конкретного человека, или даже человеческого сообщества – очевидно.
Может вы слышали, какие выдвигают обвинения нравственные против исторической церкви, разговаривая о кострах инквизиции, о крестовых походах. Это справедливо и мужество Западной церкви в лице её предстоятелей в XXв. выразилось в том, что она никогда не смущались приносить покаяние за недостойное деяние христиан, которые не бросают тени на Христа. Почему? Потому что эти преступления в Церкви - преступление не Церкви, а против неё. И эти примеры они очень очевидны.
Нельзя не откомментировать эти тезисы следующим историческим экскурсом
Был такой учитель - очень авторитетный - Западной церкви, причисленный к лику святых Блаженный Августин., который, в полемике с инакомыслящими, всегда придерживался желаний и необходимости оставления за инакомыслящими свободы. Требовал, чтобы принудительно их к единомыслию не подводили. Это были его принципы и достаточно долго, но потом получилось так, что у него стало не получаться и, видимо, он в каком-то внутреннем раздражении взял Евангельский сюжет, в котором Христос подталкивает учеников войти в лодку - "И понудил учеников войти в корабль"... И он теоретически - только теоретически - стал размышлять на эту тему и говорить: Корабль - это Церковь. Христос - это Христос, а ученики - это мы - наследники Его учеников, то есть, это исторический народ Божий. Поэтому, если в этом народе есть те, по каким-то причинам, может даже по неразумию своему, в церковь не хотят войти, то Церковь имеет право через иерархию подтолкнуть этих людей...
Он только написал об этом - только написал, но поскольку его авторитет был очень высок, прошло всего несколько веков и запылали костры, начались процессы - людей стали физически подталкивать к единомыслию
Это как раз пример того, как ИМЯ БОЖИЕ И АВТОРИТЕТ БОЖИЙ используют для оправдания своих собственных страстей и легенда о Великом инквизиторе у Достоевского, она вся построена на рассмотрении этой ситуации.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.