"...Во рту у муравьёв текут, дробятся лики красавиц и царей, забытых под землёй..."
"Мы одно любим, одного желаем: любим отечество, желаем ему благоденствия еще более, нежели славы, желаем, да не изменится никогда твердое основание нашего величия, да цветет Россия... по крайней мере, долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой!
Н. М. Карамзин
Ни поэтому ли мы и потеряли отечество, потому что сделали его своим кумиром? Ведь кумир - это то что притягивает к себе всё разумное внимание. Сердце, если вдуматься, мы отдаем этому кумиру. Мы продаём свою душу оптом, или порознь. Мы перестаём верить, потому что перестаём быть верными Богу. И все кумиры постепенно разрушаются; верность отечеству, семье, любимым...
Люди крещённые, как болящие, страха ради смертного, но не просвещённые по традиции лет гонения на церковь, где само желание креститься, в тех условиях, было уже героизмом и свидетельством веры в Бога, должны знать, во что они верят... Сейчас люди, отказывающиеся от катехизации, умножают церковную болезнь. Новый феномен - феномен церковных мертвых душ.
Мне недостаточно верить, мне надо быть верным. А быть верным - значит исполнять заповеди. Человек не должен разменивать себя ни глобально, ни по мелочам. Надо быть внимательным. Идолом может быть всё что угодно... Любовь к Родине, служение искусству, семья, любовь к ребёнку, рок-музыка... Когда молодой человек пишет: "Цой - ты мой бог" - он по-своему религиозен... В системе ценностей это не Бог, а что-то другое... Не должно быть идолов даже связанных с глубочайшей потребностью духа. Без служения Богу - ничего в мире не стОит... Прославить своей жизнью Бога... Тогда осмысленно всё! Человек испытывает разочарование, если это не так...
"Бессмертна только душа человеческая"... Кто сделал её бессмертной? И что ждёт человека после смерти? Кто готовиться к смерти, понимая, что с её встречей и настигает нас смысл всей жизни?
* * *
Если человек осознает себя человеком Церкви, он понимает, что религиозность активная или пассивная должна встать на какую-то ОСНОВУ. И этой основой апостол Павел называет Церковь "Столп утверждения Истины". Почему он так говорит? Потому что религиозность без ОСНОВЫ может постепенно выродиться. Каким бы талантом человек не обладал, первоначально... Ну, скажем, у него хороший старт. У него повышенная мистическая интуиция... При этом если не будет этой ОСНОВЫ, уже через 5-10 лет всё это может выродиться в 13 число, в чёрную кошку, в гороскоп... Был один священник, который доказывал необходимость воцерковления таким примером. Он говорит: "Ну, вот, как вам кажется, на вокзале жулики к кому пристают? К своим - или к приезжим?" Люди, совершенно справедливо, реагировали - к приезжим... И доказывали: это оттого, что люди чувствуют себя здесь не в своей тарелке - чужими... И вот этот священник говорил: "Существуют духовные жулики, которые готовы разворовать у человека те дары, которые Бог ему доверил"... И вот для того, чтобы вера подлинная, истинная... добавим - православная - правильно прославляющая Бога - не выродилась во все свои заменители и суррогаты, нужна эта ОСНОВА.
СТОЛП УТВЕРЖДЕНИЯ ИСТИНЫ является своеобразным, если хотите, гарантом беспорочного сохранения и приумножения в нашем мире Божьей Правды.
Собственно, Господь и приходит для того, чтобы создать свою Церковь. А Василий Великий говорит, что Церковь есть училище благочестия - ШКОЛА. Очень важный образ! У Вас могут быть дары, как у Ломоносова, но если Вы из Холмогор, из Архангельска не двинетесь в центр просвещения и культуры, то так и останетесь архангельским мужиком... Каких бы талантов у вас не было... Это основание для того, чтобы человек свою религиозную интуицию, свои религиозные дары положил на ОСНОВУ, где они будут приумножены и будут раскрыты...
Вот философская причина, которая нам позволяет понять, почему Христос создаёт ЦЕРКОВЬ. Не просто как училище (в этом смысле апостол Павел и Василий Великий пользуются аналогией), а как Мистическое ТЕЛО ХРИСТОВО в котором мы являемся членами. Вот об этом ТЕЛЕ Он говорит очень важные слова: ВРАТА АДА НЕ ОДОЛЕЮТ ЕЁ. Т. е. от зарождающейся эпохи ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ до завершающей эпохи АПОКАЛИПСИСА рост этого ЦЕРКОВНОГО ТЕЛА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ УНИЧТОЖЕН, но мало того, НЕ МОЖЕТ ОСТАНОВИТЬСЯ!.. Потому что всяким новым членом и человеком, который подобно апостолу Петру или апостолу Павлу свидетельствует об окончании своих мировоззренческих поисков, об окончании своих мировоззренческих выборов словами ГОСПОДЬ МОЙ БОГ МОЙ или ТЫ - ХРИСТОС СЫН БОГА ЖИВОГО, - всяким таким человеком ТЕЛО ХРИСТОВО растёт. ПОИСК и ВЫБОР это две ключевые категории нашей жизни. Мы постоянно кого-то выбираем и чего-нибудь ищем... Мы понимаем, что ПОИСК и ВЫБОР разнятся в зависимости тех предметов, которые мы ищем и выбираем. Но, вот выбирать одежду и смысл жизни затруднительно, но по-разному... Искать спутника жизни и искать веру различно трудно, но по-разному... И чем сложнее выбор, тем серьёзнее предшествующий ему поиск, тем серьёзнее этот выбор человеку принять, и может быть труднее сказать Христу: - Господь мой Бог мой... Тем более, если этот выбор предлагается человеку спустя 30-40 лет его земной жизни... Почему это трудно? Потому что привычка - вторая натура. Человек сложился уже в прожитой жизни, поэтому когда он интеллектуально, или духовно понимает, что правда в Боге, а он 30-40 лет шёл в другую сторону и теперь надо развернуться - покаяться, чтоб вернуться в изначальную точку отсчёта - 0, то эти 30-40 лет (а у кого-то больше) сформировали уже привычку, вторую натуру отношения к жизни, и разворачиваться идти в нужном направлении очень тяжело. Груз предшествующей жизненной активности и мировосприятия давит на человека. Поэтому, труднее всего человеку взрослому, вновь обратившемуся сказать: - Бог мой Господь мой... Религиозных гениев, аристократов духа, которые проделали этот путь самостоятельно, в одиночку - их всегда немного... Поэтому, Христос подводит верующих к тем, кто этот путь уже прошёл - подводит к апостолам. Через апостолов распространяется Благая Весть (Евангелие), а они, для тех, кто её усваивает, становятся няньками - опытными людьми, педагогами, которые подводят их к Христу, благодаря тому, что у них этот путь уже пройден. Они уже познали истину, готовы засвидетельствовать, научить, если хотите.
Такая длинная прелюдия для того, чтобы понять для чего Церковь миссионерствует... Из монотеистических религий христианство проповедует Благую Весть очень активно наверно единственно в своём роде. Из других мировых религий наиболее известен ислам и иудаизм. Ислам очень активная миссионерская религия, иудаизм гораздо пассивнее. Иудей считает, что главный спрос будет с евреев. Бог не так спросит с иудея как спросит с русского, француза, араба или человека другой национальности. Поэтому если говорить о проповеди, то евреи должны проповедовать евреям. Так было не всегда. В Евангелие есть слова: Вы обходите моря и земли с тем, чтобы обратить хотя бы одного... Но постепенно это сходит на нет. Мы не видим еврейских проповедников, которые зазывали бы в синагоги. Это этническая национальная религия. Ислам проповедует активно, но разница между исламом и христианством в том, что исламская проповедь носит агрессивный характер: или ты принимаешь мою веру, или мы с тобой враги. Если ислам господствует, то твоя жизнь будет отнята, если ты не станешь на мои взгляды. И вот это то, что христианство не позволяло себе, по крайней мере, мировоззренчески. Когда это было в крестовых походах при тёмных временах инквизиции, за которые мы должны взять на себя ответственность, хотя бы и спустя тысячелетия нам стыдно за то как проповедовалась тогда вера... В сути своей, миссионерство должно носить свободный характер, но при этом оставаться миссионерством. Это очень важно. Потому что, когда люди говорят: "Ну, Евангелие написано, книги изданы, поэтому достаточно прочесть Евангелие, или прочитать церковные книги, а дальше уже решать церковен я, или не церковен"... Исходя из таких заключений, апостолы не должны были покидать сионскую горницу, а каждому вопрошающему отвечать: "Подождите, вот скоро мы напишем Евангелие, тогда всё и узнаете... Никуда не ходите, потому что всё будет написано в книгах"...
Нет мы видим, что Христос заповедует нести Истину о Самом Себе, Истину о Царстве Божием. Это важный момент. Потому что если б Богу было безразлично, во что люди веруют (да, в каждой религии есть доля истины, а потом в Царстве Божием подсчитаем у кого больше, у кого меньше достоинств), то, наверное, не было бы этих слов Христа: ИДИТЕ И НАУЧИТЕ ВСЕ НАРОДЫ, КРЕСТЯ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА. Если мы христиане, то вне контекста этой заповеди мы не можем себя ощущать христианами вполне... Христос не просто говорит, веруйте в меня, но говорит, проповедуйте эту веру. Владимир Соловьёв в предисловии к "Оправданию добра" сказал: "Ум, одолевший собственные заблуждения не равнодушен к заблуждению ближнего" Действительно, во Христе мы прозреваем - открываем оптимальную правду о Боге, мало того, прозреваем её сострадательно к тем, кто Христа ещё не обрёл. Вот эта сострадательность побуждает нас к тому, чтобы свидетельствовать о том опыте, который открывается христианам. Почему? Потому что этот опыт обогатит людей, потому что он даст им то веяние благодати, те звуки духовной музыки, которые, в обычном состоянии, человек не слышит...
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.