Люди собирающиеся креститься, мыслят о себе как о христианах, собираются войти в Церковь вместе с Иисусом Христом. В Евангелии сказано: ИДИТЕ, НАУЧИТЕ и КРЕСТИТЕ.
Идите, научите, крестите - этапы миссионерства, но теперь люди сами приходят в церковь; остаётся - научите и крестите...
Вера - это осознанный серьёзный выбор, к которому надо соответственно готовиться.
Как мы готовимся к празднику?
Если выбирали не имя, а праздник страны, возможно Новый Год победил бы все остальные. Почему? Другой вопрос...
Можно порассуждать как праздник делиться с людьми своим духом. ...Если мы не сделаем уборку в квартире и не оденемся соответственно, не подготовим подарки, то праздника создать в своём доме мы не сможем... Это во всём... Если подготовка будет отсутствовать, то праздника не будет.
Даже когда мы покупаем утюг, мы знакомимся с инструкцией... Но когда люди крестятся, они считают что это их личное дело, и ничего им знать не надо...
Чаще всего, некоторые люди хотят получить дополнительного телохранителя, путая его с Ангелом Хранителем, не понимая, что творится в их душе... И что они могут быть не готовы к крещению из-за своего меркантильного интереса. Хочу быть русским, получить своеобразную идентификацию, потому что родился в России, забывая, что человек ближе к Богу не в меру своей национальности, а в меру своей преданности Богу. Бога нельзя использовать и как лекарство: крещусь - вылечусь...
К VI веку всё общество было христианским - оно жило верой. С тех пор люди способные катехизировать были в огромном количестве уничтожены, а практика за 10-летия безбожной власти продолжала долго крестить людей без предварительной подготовки... Это вызывает болезнь, как церкви, так и общества. Есть люди, которым это не надо, и они просто не готовы ещё принять религиозную веру... Но те, которые хотят быть христианами, после катехизации более сознательно относятся к своему выбору.
Разговор о церковных реалиях можно начать со слов Иисуса Христа: Я ЕСТЬ ИСТИНА, ПУТЬ И ЖИЗНЬ...
Истин в нашей жизни очень много. Человеческое сознание устроено таким образом, что мы постоянно сравниваем одни действия по отношению к другим - как главные, к менее главным и не главным вовсе...
Поэтому вопрос, который Пилат задал Христу, он и, по сей день, мучает человеческое сознание: ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА? Верующие люди говорят, что среди многочисленных истин (а не заблуждений и неправд) есть Истина истин - ИСТИНА с большой буквы - это БОГ И НАШИ ОТНОШЕНИЯ С НИМ.
Рассматривая с точки зрения катехизической научности эту триаду слов СПАСИТЕЛЯ (Истина, Путь и Жизнь) предлагаем в разговоре об ИСТИНЕ коснуться именно темы ВЕРЫ, как важнейшей категории сознания вообще и религиозного сознания в частности.
Вера может рассматриваться в разных аспектах. С одной стороны вера как вероучение, как бы некий набор доктрин, которых придерживается та или иная конфессия, то или иное религиозное мировоззрение. Есть своё вероучение у мусульман, у иудеев, у язычников... во всём спектре этого яркого мира; есть своё вероучение у христиан. Но не об этой вере мы говорим.
Есть вера, как психологическая особенность, которая является неотъемлемой частью нашего естества, нашего человеческого состава. - Это надо ещё доказать! Подумайте сами? Большую часть своих поступков мы совершаем, как люди движимые знанием, или как люди движимые верой? Как люди движимые верой. Во что превратилась бы наша жизнь, если бы мы всё время требовали от обстоятельств информативного, агностического ("агносис" в переводе означает знание) подтверждения происходящего.
Например, вы приходите в аптеку с рецептом - вам протягивают лекарство, а вы - сомневаетесь, ни в том даже, что это подделка, а в том, что это вообще то лекарство, которое написано, как это узнать? Или с продуктами, тогда ещё ясней... Может, вы мне продаёте яд?.. Во что превратилась бы жизнь человека, если бы он требовал каждый раз под микроскопом независимым свидетельством доказать... Обычно человек просто принимает на веру то, что он вручил этот рецепт и получил то, что просил. Таких ситуаций очень много.
Большую часть своих поступков мы совершаем как верующие люди!
Сознание устроено авторитарно какому-то другому внешнему авторитету, о сути которого мы даже часто не задумываемся, просто так поступаем. А как раз таки с точки зрения знания, чёткого и точного подтверждения, математически логически действующего на нас, мы совершаем меньшую часть своих поступков. Поэтому, можно сказать, что вера вживлена в человеческое естество. Мы верующие от природы, ну и значит - от Бога. Другое дело, что эта вера ,как способность не синоним религиозной вере. Если вера, как естественная способность человека она нам врожденна, то религиозная вера приобретается.
Полно людей, которые внешне ведут себя как верующие, в каких-то внешних ситуациях, но при этом - атеисты, безбожники - утверждают, что Бога нет. По той простой причине , что религиозной веры Бог никогда не навязывает. Он ждёт, что человек сам её обретёт.
И обретается эта вера не так просто. А то, что обретено, может быть утеряно... То, что получает человек от Бога связано с тем, что у человека есть для того чтобы это вручение получить - этот подарок принять. Душа была готова и приняла, а потом разочаровалась, стала вести себя плохо и это сокровище утрачено. Это в сейф мы можем закрыть золото и через сто лет это золото найти, а с верой - не так. Христос в Евангелии говорит: у кого есть - тому ещё добавится, а у кого – нет, отнимется и то, на что он рассчитывал...
Поэтому особенность приобретения религиозной веры, связана с тем, что она не навязывается, а она свободно, добровольно принимается, в том случае, если у человека есть куда её принять, есть во что вместить, и причём, недостаточно формальной принадлежности к церкви по факту рождения у церковных родителей... Умение вести себя в храме, правильно совершать крестное знамение, ставить свечи, знать и уметь многое другое - это бытовое благочестие. А именно религиозная вера, как ощущение, что я живу перед лицом Божьим, что я нахожусь в послушании Богу это то, что приобретается человеком...
Иногда это может возникнуть в 12 лет..., иногда может не наступить и в 30... С этим связан феномен массового отречения от Церкви, от веры, от Бога в 1917 году большинства российского населения. Конечно, не все отрекались. Конечно, были мученики, готовые пострадать за свои убеждения... Но большевики ни за что не получили бы такого распространения своих идей, такого успеха в том числе и нейтрализации Церкви, священнослужителей, если бы не получили поддержки от значительной части российского населения, которые ходили в церковно-приходские школы, проходили через троичную систему начального, среднего, высшего церковного образования. (Как у Ленина была 5 по Закону Божьему...) Но это не затрагивало их, была только информация, которая приводила потом к тому, что в роли палачей они отлично понимали, как побольнее уколоть,как посильнее измучить настоящих верующих, которые оказались у них в застенках...
Итак, вера, как религиозная данность, приобретается.
Теперь можно порассуждать о религиозной вере. Что это такое?
Апостол Павел говорит, что вера - это "вещей обличение невидимых", т. е. возможность дать обличие, как бы материализовать овеществить то, чему в эмпирическом мире нет подтверждения. Мы даём лицо тому у, чего лица в этом мире не существует. Поэтому вера требует от человека определённого подвига. Мы убеждены в невидимом - как в видимом, а в ожидаемом и грядущем - как в настоящем. А доказательств эмпирических нет. Можно было бы сказать, что эта вера, как религиозная данность, связана с тем , что человек эмпирически не имея возможности доказать об этом свидетельствует во всей своей убеждённости, как о данности. Поэтому спор о том, как мог родиться Иисус Христос от Девы? Что значит Троица? Как Бог сотворил мир из ничего? - он бессмыслен. В принципе, можно доказывать, но человек, раньше, чем он начинает доказывать верует, что это так...
В религиозной вере можно выделить момент простой убеждённости. Надо веровать человеку, приходящему к Богу, что Он есть - это необходимое основание является достаточным.
Ещё одна аксиома религиозной жизни: Богу предстоит дьявол - пародия, карикатура на Бога, существо, которое хотя и невидимо, но реально присутствует в нашем мире, пытаясь извратить Божие создание, человека, в первую очередь.
Если брать эту сторону дьявольского существа, то он - очень верующий... Его вере стоит поучиться... Потому что его убеждённость в том, что Бог существует, превосходит убеждённость многих верующих людей. Вы скажете, но разве дьявол не знает? Ну да, когда-то это было знание, когда находился в непосредственной близости от Творца. Но после того, как он потерял Небо, он также как любые умные сознательные существа, любые сознательные твари верует что Бог есть, но его вера очень отличается от той, которую проповедует Церковь...
Как вам кажется, что значит быть верующим человеком? Верить в Бога? – нет. Ходить в церковь? – нет. Делать добрые дела? – нет. Поститься? – нет. Молиться? - нет... Что же тогда? - ЖИТЬ ЭТИМ. Что это значит? Примерно тоже, что вкладывает в это представление женщина, которая зачала, выносила и родила ребёнка. По сути дела, материнство, как никакое другое явление объясняет, что значит ЖИТЬ БОГОМ. Потому что мать, даже если она устала, раздражена, если она очень занята, никогда не задаёт себе вопроса надо ли кормить своего ребёнка, надо ли стирать ему, надо ли покрывать его одеяльцем, когда он раскрылся, надо ли бежать, когда он заплакал и так далее и т. д.
Всё это выражается соответственным материнским лексиконом: МЫ уже научились ходить, МЫ уже едим из ложечки, МЫ уже говорим - мама, МЫ уже пошли в первый класс ...
Одна старушка пригласила священника в больницу к своему взрослому сыну после тяжелейшей черепно-мозговой операции у него. Этот человек попросил мать пригласить священника и первое что она сказала входящему священнику : "Батюшка мы уже открываем глаза..." Ей 60 - ему за 40 , но это по-прежнему - МЫ. Почему? Это - ни хобби. Она не играет в своего ребёнка. Она им живёт...
Примерно также мы можем говорить о вере в отношении с Богом. Если человек живёт Богом и не играется. Он не задаёт себе вопроса, надо ли молиться? Если убеждён в том, что Бог есть, он не задаёт себе вопроса - надо ли поститься? Надо ли ходить в Церковь? Надо ли делать добрые дела, или читать Священное Писание? У него может не всегда есть такая возможность. Например, человек ушёл в плаванье на подводной лодке на 8 месяцев, или сидит за веру в тюрьме и рад бы попоститься, но что дают, то и ест... И в этих ситуациях человек продолжает верить в Бога. А что это значит? Во всех ситуациях он задаёт себе простой вопрос то, что я делаю, говорю, думаю - оно Богу угодно? И в душе, сформированной Евангелием, звучит ответ: Чувствуешь, что угодно - надо делать, хоть и тяжело. Чувствуешь, что не угодно - делать нельзя, даже если выгоду потеряешь. Вот и вся нехитрая философия. К сожалению, многие люди от этого отказываются. Они предпочитают Богом увлекаться. Они веруют, что Он есть, они убеждены, что, несмотря на свою невидимость, он существует, но свою жизнь они выстраивают по другим началам, по другим принципам и это роднит их с дьяволом - ведь он очень верующее существо, но предпочитает поступать так, как сам хочет.
Вот поэтому наша беседа о вере в Бога не мыслима вне категории верности, нравственной категории, которую мы применяем к религиозной жизни. Верить в Бога, значит быть верным Ему, как жена верна мужу, как муж верен своей жене. Друзья - друг другу, как дети родителям, так верующий человек верен Богу. А дьявол соткан из предательства он отступник - ренегат... и в общем, добавить к этому нечего.
Конечно, не всегда получается, у верующих людей сохранить верность и в этом они каются, но они придерживаются этого, как неизменного постулата - это аксиома - верить - значит быть верным. Верность есть – значит, всё получится, даже если она хромает, даже если она не совершенна. Но если её принципиально нет, позавесь всё крестами, позаставь всё иконами, позалей всё святой водой, выучи наизусть Символ веры, но, не руководствуясь церковными принципами в конкретной жизни, в реальных обстоятельствах человек продолжает оставаться неверным, а значит, уподобляется дьяволу...
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.