ф м На исходе дня-содежание ф ма и мои впечатления

Анриэтта: литературный дневник

На исходе дня (Remains of the day)
Великобритания-США, 1993, драма
Режиссер: Джеймс Айвори
Сценарий: Кацуо Исигуро, Рут Прайер Йабвала
Актеры: Энтони Хопкинс, Эмма Томпсон, Джеймс Фокс, Кристофер Рив, Питер Воэн, Хью Грант, Майкл Лонсдейл, Тим Пиготт-Смит, Патрик Годфри
Идиома The Remains Of The Day представляет собой тот непродолжительный период времени на исходе суток, когда после трудового дня можно, наконец, заняться личной жизнью. Она была извлечена Джеймсом Айвори из романа японца Кадзуо Исигуро, действие которого берет свое начало после Первой мировой войны. В поведанной истории эта формула выступает в роли ключевой метафоры.
Личной жизни раз и навсегда лишает себя Стивенс (Энтони Хопкинс), образцовый английский дворецкий, который всю жизнь провел в старинном поместье Дарлингтон-холл - одном из самых знатных домов Англии. Стивенс не просто самый старший слуга, но еще и самый преданный хозяину человек, своего рода генерал прислуги, строго следящий не только за порядком в гигантском особняке, но и контролирующий все служебные взаимоотношения в подведомственном ему мини-государстве. Многолетнее подавление личных желаний во имя служебных принципов научило Стивенса до такой степени скрывать свои чувства, что он начал походить на манекена. Но привычное и неизменное течение дней неожиданно нарушает прибытие новой экономки мисс Кентон (Эмма Томпсон). На все попытки неравнодушной к нему домоправительницы сблизиться он отвечает молчаливым отказом, так и не отважившись дать волю уже начавшемуся пробуждаться интересу к женщине. Даже во имя любви он не может изменить своей социальной функции.
Критик Роберт Эберт признался, что роман Кадзуо Исигуро он считал неприменимым к кинопостановке, пока не увидел, какой фильм по нему сняли. Сложность для режиссера, экранизирующего данную книжку, представляет тот факт, что большая часть романа - это воспоминания старого дворецкого о былых деньках. Стивенс (так зовут дворецкого) всегда был убежден в том, что служебный долг - главное в жизни. Все остальное, в том числе и девушки - потом. Как отразить такой предельно узкий взгляд на действительность средствами кинематографа? Джеймс Айвори это сделал, скрупулезно показав быт аристократического английского особняка и устройство его внутреннего хозяйства. Именно сквозь призму этого своеобразного мира и показана история отношений Стивенса и экономки поместья мисс Кентон, а также история хозяина особняка - лорда Дарлингтона, который занимает высокое положение в обществе и пытается заигрывать с немецкими нацистами, потому что чувствует: Англия должна загладить свою вину перед Германией за несправедливо навязанный в 1918 году мирный договор.


Комментарии зрителей на одном из сайтов: «Больше всего зачаровывает то, что почти всё в этом фильме «между строк». Фильм для тех, кто любит думать, переживать, чувствовать вместе с героем.»


Мне очень понравился этот фильм, великолепная игра актеров, тонкость сюжетной линии. Судьба Стивенса и мисс Кентон заставляет задуматься. Стивенс, словно человек "в футляре", свои эмоции держит при себе. Но счастлив ли он? Ведь даже через 20 лет он не решился раскрыть своих чувств миссис Кентон, хотя и намеривался это сделать и специально приехал с ней на встречу. Она дала волю слезам, когда они расставались, а он лишь едва удержал ее руку в своей, но не более того - ни слов, ни слез, ни чувств. Быть эмоциональным хорошо это или плохо, разрешать себе слезы хотя бы иногда, или быть невозмутимым в любой жизненной ситуации? А для себя вы сделали выбор?...



Другие статьи в литературном дневнике: