Прерванный полёт

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

Основной версией аварии «Прогресса» специалисты назвали взрыв


«Такое, чтобы сразу отказали и телеметрия, и система управления, и сбой орбиты, бывает очень редко»


Очередного крупного ЧП на орбите избежать, похоже, не удалось. Грузовой корабль «Прогресс М-27М» — махина общим весом под 9 тонн, с которой, видимо, уже окончательно потеряна связь, — на момент написания этого материала уверенно падал на Землю. Поскольку процесс не контролируется ЦУПом, куда именно упадет грузовик с трехмесячным запасом еды и воды, сказать сейчас не может никто. По датам падения — разброс с 4 по 7 мая. То есть, если это произойдет, то аккурат перед самой годовщиной Великой Победы. Вот уж подарок так подарок. Что же могло привести к аварии? Как знамя, которое вез «Прогресс», все же оказалось на МКС? Обо всем — в материале «МК».


Напомним последовательность событий, которые произошли во вторник после старта ракеты-носителя «Союз-2-1а» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс» с Байконура. Установленные на I и II ступенях ракеты двигатели РД-107А/РД-108А отработали без замечаний, о чем сразу отрапортовали в ОАО «Кузнецов».


В 10.19 произошло отделение третьей ступени, как всем показалось, тоже успешно. Однако корабль не передал на Землю информации о раскрытии антенн системы «Курс». От него не было вообще никакой информации. Позже при помощи системы наблюдения с Земли было установлено, что орбита отделившегося «Прогресса» километров на 30 превышает расчетную. Это в апогее, перигей сначала держался на отметке 193 км, потом снизился до 123 км. Естественно, ни о какой шестичасовой схеме полета речи уже не шло, «Прогресс» перевели на двухсуточную схему полета, ждали каждого случая, когда он появлялся в зоне видимости, чтобы попытаться запустить систему связи. Но все они были тщетными. «Что с ним происходит, почему он не отвечает — мы сказать не можем, — говорили в Роскосмосе. — Если нет телеметрической информации, мало что понятно и самим специалистам».


Однако потом появилась информация, что у «Прогресса» отказал двигатель. Это стало ясно по видео, которое каким-то образом все-таки смог передать в ЦУП аварийный корабль. На нем Земля мелькала каждые три секунды, что говорило о бешеном неконтролируемом вращении грузовика.


Специалисты до последнего пытались запустить двигатель корабля, — говорит сотрудник ЦУПа, — однако все наши попытки были тщетны. Всем было ясно с самого начала, что во время отделении третьей ступени на орбите что-то произошло. Был хлопок, система вычислительного центра (ЦВМ) просигнализировала об аварии с «Прогрессом».


Несмотря на то что полноценного телеметрического ответа на команды с Земли не поступало, «Прогресс» все-таки выжал из себя небольшое послание, в котором сообщил об отсутствии давления в топливной магистрали. Это совпало с первоначальной версией о странном хлопке: если на «Прогрессе» произошел взрыв или соударение с третьей ступенью, то топливо могло вытечь.


Беседуем с сотрудниками РКК «Энергия». Они также склоняются к версии «о каком-то серьезном воздействии, приведшем к целому набору случайных отказов».


— Такое, чтобы сразу отказали и телеметрия, и система управления, и сбой орбиты, бывает очень редко. Надо искать одну общую причину, — считает один из сотрудников отрасли, — не исключаю, что во время отделения третьей ступени произошел взрыв.


В воронежском КБ «Химавтоматика», где изготавливали двигатель третьей ступени, который мог теоретически привести к аварии, оперативно прокомментировать ситуацию не смогли.


Теперь, когда в ЦУПе уже уверены, что «Прогресс» потерян, о его стыковке с МКС речь уже не идет, к работе приступили баллистики, котором надо высчитать, в каком районе может упасть грузовик. А может, попытаться скорректировать траекторию его падения, чтобы многотонная конструкция не рухнула на населенный пункт.


По просьбе «МК» в Роскосмосе подготовили справку по грузам, которые вез «Прогресс М-27М». Согласно ей, кроме почти тонны топлива, кислорода в баллонах, 420 килограммов воды в баках на МКС, в основном для российского экипажа, летели контейнеры для твердых отходов, мочеприемники, белье, медоборудование, средства личной гигиены.


Одной еды было около 400 килограммов, как пояснили нам специалисты, этой укладки должно было хватить на три месяца. Поскольку следующий «Прогресс» планируется отправить к МКС только в сентябре, россиянам придется серьезно проанализировать свои запасы, чтобы их хватило до следующего подвоза.


На грузовике по традиции доставлялись и средства психологической поддержки экипажа — посылки от родных, комплект фото- и видеоаппаратуры. А поскольку рейс был юбилейным, крайним перед Днем Победы, «Прогресс» вез еще и легендарный символ Победы над фашизмом — копию Знамени Победы, установленного над Рейхстагом в 1945 году.


Однако в среду пресс-служба Роскосмоса распространила информацию о том, что знамя все-таки попало на борт МКС. Оказывается, запасную копию привезли с собой Геннадий Падалка и Михаил Корниенко еще 27 марта.


http://www.mk.ru/



Специалисты продолжили попытки восстановить управляемость космического грузового корабля "Прогресс М-27М". Вопрос о возможной его стыковке с МКС уже не стоит: корабль потерян.


Как заявил глава Роскосмоса Игорь Комаров, у транспортно-грузового корабля отказали отдельные элементы и узлы. Кроме того, специалисты выявили отсутствие герметичности магистрально-блоковой двигательной установки. Так что главная задача теперь одна: безопасно свести "грузовик" с орбиты и затопить его в Тихом океане.


Глава Роскосмоса заявил: "Орбиту корабля мы контролируем, и обо всех событиях будем сообщать". Однако неудачный запуск ни в коей мере не означает прекращение использования ракеты-носителя "Союз".
- То, что произошла нештатная ситуация, не может поставить крест на эксплуатации ракет этого семейства. Такой статистики с положительными показателями не имеет ни одна ракета-носитель в мире: 1800 запусков, надежность на уровне и даже выше уровня ракет-носителей других государств - 97,3 процента, - подчеркнули в ведомстве.
Напомним: "Прогресс М-27М" стартовал с космодрома Байконур во вторник. По словам специалистов, телеметрия с "грузовика" пропала за 1,5 секунды до его отделения от ракеты-носителя. Сам корабль, по имеющейся информации, улетел на 30 километров выше расчетной орбиты. Естественно, у всех один вопрос: что произошло?
Версий много. И пока ни одна не получила однозначного подтверждения. Как сказал первый заместитель главы Роскосмоса Александр Иванов, причиной аварии могла стать нештатная ситуация в момент разделения ракеты и корабля.


Так, эксперты рассматривают разгерметизацию "Прогресса" в результате некорректной работы третьей ступени ракеты-носителя: именно она, по мнению некоторых специалистов, могла придать кораблю чрезмерный импульс, а из-за этого мог повредиться его корпус. Как говорят спецы, анализ параметров орбиты показывает: две ступени ракеты отработали штатно. Сбой произошел на этапе работы третьей. Из-за этого корабль оказался на орбите выше расчетной. Кроме того, происходит сильное вращение его вокруг своей оси - скорость около 90 градусов в секунду. С Земли неоднократно посылали команду на включение основного двигателя "Прогресса", однако он не срабатывает.


Вместе с тем сотрудники объединенного центра космических операций на авиабазе США Ванденберг в Калифорнии обнаружили 44 обломка неизвестного происхождения на орбите в районе корабля "Прогресс М-27М". Сам по себе факт мало о чем может сказать. Но, как говорится, информация к размышлению.


Как могут развиваться события? Если связь с "Прогрессом" так и не будет установлена, корабль может сойти с орбиты 5-7 мая. За два дня до этого будет примерно известен район, над которым это произойдет. Если удастся наладить контакт, то спуск будет управляемым. То есть с минимальным риском. Впрочем, как считают эксперты, волноваться, что какой-то обломок из космоса свалится на голову, не стоит: все должно сгореть в плотных слоях атмосферы.


Выводы о том, что случилось с "Прогрессом М-27М", делать рано. Идет анализ ситуации: создана комиссия по расследованию. Первые выводы она должна озвучить уже 13 мая. И только после этого будет принято окончательное решение о следующем пилотируемом запуске. Старт пилотируемого космического аппарата "Союз ТМА-17М" ранее запланирован на 26 мая.


В любом случае обидно. После стольких за последние годы провалов в российском космосе только-только стали набирать обороты, пошла хорошая статистика. И опять - авария! Корреспондент "РГ" поинтересовался у серьезного западного аналитика: как они относятся к таким ЧП? Ответ был однозначный: с пониманием. Можно сколько угодно злорадствовать, но от отказов техники не застрахован никто и никогда. И это правда. Достаточно вспомнить прошлый год, когда только за одну неделю за океаном потеряли сразу два космических аппарата: ракету и частный космический корабль.


К счастью, сегодня мы можем открыто говорить о наших неудачах. Обсуждать их и искать пути решения. Вот недавно отмечали юбилей выхода в открытый космос Алексея Леонова. Полвека прошло после этого подвига! И лишь совсем недавно сам космонавт признался: три или четыре ситуации в том полете были смертельными... Но о них до сих пор молчали. Говорят: у каждой аварии есть своя фамилия, имя и отчество. Но главное, не наказать виновного, а докопаться до истины. Этого принципа всегда придерживался легендарный Главный конструктор Сергей Королев. Кстати, о том же самом говорит сегодня руководитель Роскосмоса Игорь Комаров.


Недавно на "Деловом завтраке" в "РГ" с ним состоялся такой диалог:


- Всех доконала авария 2013 года, когда Россия потеряла сразу три новейших спутника ГЛОНАСС. Пошли разговоры: это диверсия, не могут так часто наши спутники падать, а ракеты - не взлетать. Следствие назвало виновного. Спутники перестанут падать? - задали вопрос журналисты "РГ".


- Непосредственная причина аварии 2013 года: неправильная установка датчика угловых скоростей. Грубо говоря, он был поставлен "с ног на голову", - ответил Игорь Комаров. - Я сам смотрел: там даже есть паз специальный, чтобы исключить неправильную установку. Так что датчик, видимо, просто забили. Следственный комитет России обвинил контролера Центра имени Хруничева: не заметил ошибки при монтаже.


- Поменяли человека, взяли другого, сделали так, что теперь "забить" датчик невозможно? - добивались мы.


- Если вы думаете, что на этом все облегченно вздохнули, конечно, нет, - сказал руководитель космического ведомства. - На одном из семинаров мы проводили тестирование. Главным был вопрос: от чего все проблемы в космической отрасли? Примерно 76 процентов руководителей ответили: в системе управления.


Следующим после "Прогресса М-27М" должен стартовать "Прогресс М-28М", запуск которого намечался на 6 августа. Для обеспечения МКС ежегодно запускается четыре грузовых корабля "Прогресс". Каждый "грузовик" доставляет на станцию более 2,5 тонны грузов. Сейчас на МКС запасов хватит на три месяца.


- Мы проведем корректировку запусков двух "Прогрессов" в этом году: один будет поставлен на третий квартал, и второй - на четвертый", - пояснил Александр Иванов.


Сейчас МКС ничего не угрожает, "Прогресс" находится на более низкой орбите. Первый заместитель генконструктора РКК "Энергия" Владимир Соловьев рассказал, что общался с космонавтами на МКС. Они обеспокоены ситуацией, но готовы и дальше согласно плану выполнять программу, на научных экспериментах и годовой экспедиции это происшествие не отразится.


МНЕНИЕ


Владимир Уваров, генерал-майор запаса:
- Все последние космические аварии стали возможны из-за отсутствия специального контроля за подготовкой аппаратов: от изготовления деталей и комплектующих до последнего этапа - пуска. Вывести из строя космическую технику исключительно просто. Чем более высокотехнологичное изделие, тем оно более "тонкое". Военную приемку на космические производства вернули. Но в режим эффективной работы она, похоже, еще так и не вошла.


МЕЖДУ ТЕМ


Страховка полностью покрыла стоимость космического грузовика "Прогресс М-27М" и ракеты-носителя "Союз-2.1а", составившую почти 2 млрд рублей. По словам Игоря Комарова, "сама матчасть (то есть корабль с ракетой) стоили около 1,986 млрд рублей, это совпадает со стоимостью страховки". Общие же расходы на запуск составили примерно 2,6 млрд рублей.


http://www.rg.ru/2015/04/29/razgermetizaciya-site.html



Другие статьи в литературном дневнике: