О послевкусиях не спорят.

Людмила Шарга: литературный дневник

Для меня не так важен вкус, как послевкусие.
Вкус иллюзорен и сиюминутен.
Он позволяет себе лгать.
Послевкусие не лжёт никогда.
Так вязкая приторность мёда должна окончиться непременной, обязательной горчинкой, и в этой горчинке раскроется истинный вкус и букет ароматов тех мест, где был собран нектар.
Если же этого не произошло, то мёд не настоящий.
Искусственный. Идентичный натуральному.
Для того, кто ни разу в своей жизни не пробовал настоящий мёд, сойдёт.
Так и вижу свою руку с чайной ложечкой, тянущуюся к сахарнице, и руку бабушки, сахарницу эту отодвигающую подальше.
– Пей чай.
– Я хочу с сахаром.
– Хорошо.
Бабушка придвигает сахарницу ко мне, но убирает со стола любимую яблочную пастилу домашнего приготовления.
– Тебе жалко пастилы? Или сахара?
– Мне тебя жалко, дурёху. У чая свой вкус. Он раскроется после того, как ты сделаешь последний глоток. Пастила подчеркнёт его, даже усилит. А ты хочешь забить вкус чая сахаром. Пей тогда сладкую воду, зачем чай переводить.
Конечно же, я не сразу научилась прислушиваться к послевкусию, и только по прошествии многих лет поняла, что подлинный вкус раскрывается не сразу, что послевкусие бывает не только у чая или мёда. Оно бывает решительно у всего и у всех.
У музыки, у поэзии, у живописи, у книг и фотографий, у встреч и расставаний, у дней, ночей и вечеров.
У человека.
«Неприятный осадок остался…», – говорим мы, если что-то пошло не так, что-то мешало или раздражало, если была взята фальшивая нотка.
Этот «неприятный осадок» и есть послевкусие.
И, если просыпаясь, чувствуешь необъяснимую легкость в душе и свет, и слышишь музыку… то, это оно – послевкусие.
И вся палитра звуков, красок, чувств обрушивается на тебя с новой силой.
В моём сегодня звучит музыка. Это после вчерашнего концерта, творческого вечера композитора Татьяны Потаповой.


Концерт проходил в Евангельской Реформатской Пресвитерианской Церкви.
Можно было бы многое рассказать о самом концерте, о том, как это было.
Но лучше один раз увидеть.
Скажу только...
О том, что зал был полон.
О том, что после исполнения каждого произведения, долго не смолкали аплодисменты, и это заслуженно – без преувеличения – настолько органично сплетались музыка и поэзия, голоса и внешняя и внутренняя гармония исполнителей: музыкантов, певцов, концертмейстера.
И всё это пробудил, раскрыл, объединил талант композитора, человека, умеющего слышать музыку.
То божественное звучание бытия, которое мы не слышим, увы…
Разучились.
Но Музыка от самого сотворения мира пронизывает его, и всех нас, просто не всем дано слышать, как «звучит» каждый из нас на определённой, своей и только своей высоте, в своей тональности.


Таким даром наделена Татьяна.
Что ж… мне остаётся только ещё и ещё раз поблагодарить участников вчерашнего вечера, устроителей и Татьяну, и пожелать ей новых творческих озарений.
Во вчерашнем концерте из вокально-инструментальных произведений Татьяны Потаповой принимали участие лауреаты международных конкурсов :
Андрей Полканов (тенор)
Елена Невельская (меццо-сопрано)
Елена Рихтер (сопрано)
Ольга Лисовая (фортепиано)
Елена Павлова (фортепиано)
Георгий Соколов (скрипка)
Владислав Долгиер (виолончель)
Виктор Мельник (тенор)
Роман Черкас (флейта)
Елена Удрас (орган)
Ведущая концерта, лектор-музыковед Эльвира Паламарчук.
Прозвучали произведения на стихи Александра Блока, Осипа Мандельштама, Константина Бальмонта, Игоря Павлова, Л. Баттисти, Элеоноры Мазуренко, Наиля Муратова, Татьяны Потаповой.



Другие статьи в литературном дневнике: