Среди камней и слов премудрых

Олег Краснощёков: литературный дневник

А утро будет


Жизнь обесценена, поэтому обсценна.
В толпу зайдёшь и тут же задыхаешься
в парах ненормативного фосгена.


Бессмысленней беспарной рваной варежки
такое неприятие бытийности —
но конгитивь себе до диссонанса,
крути ещё один бессонный стих,
хоть в слове недослышанном останься
свободной от...
Чего?
С себя начать бы,
но на себе же круг опять замкнётся.


Вот-вот придёт сумерник и молчальник,
тая в кармане тлеющее солнце,
и будет чаепитие горячим,
настоенным на травах и тревоге,
но после он вздохнёт,
обнимет,
спрячет
в коротком и негромком эпилоге
ничем не завершенного романа
тебя, уже ничейную, как слово.


... А утро будет тусклым и туманным,
неласковым, чужим, но всё же новым.


© Copyright: Уже Другая, 2014
Свидетельство о публикации №114032900784
http://www.stihi.ru/2014/03/29/784



Когнитивный диссонанс (от латинских слов: cognitiо — «познание» и dissonantia — «несозвучность, нестройность, отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.


Обсценная лексика (от лат. obscenus — «непристойный, распутный, безнравственный», непечатная брань, нецензурные выражения, ненормативная лексика, сквернословие, срамословие) — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (похабные, непристойные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.
Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат. В русском языке присутствует также другие обсценные слова, не являющиеся матерными и значительно менее табуированные, но тоже считающиеся «неприличными».


Фосген (дихлорангидрид угольной кислоты) — химическое вещество с формулой CCl2O, при нормальных условиях — бесцветный газ с запахом прелого сена. Синонимы: оксид-дихлорид углерода, карбонилхлорид, хлорокись углерода.
Обладает удушающим действием. Использовался в Первую мировую войну как боевое отравляющее вещество.



***
Петлять, запутывая след,
Среди камней и слов премудрых -
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенный бред!


Не сплю, терзая словари,
Перевожу латынь на русский
И вижу то, как новый Струйский
Сноп виршей вяжет до зари.


Усну, закутывая в плед
Всё "когнитивное" без чувства,
В словах моих ни зла, ни буйства:
Лишь пара варежек да снег.


29 марта 2014


Олег Краснощёков. Новая Рузаевка.



Николай Еремеевич Струйский (1749, Москва — 13 декабря 1796, Рузаевка) — русский поэт, критик, издатель XVIII века. Дед поэта А. И. Полежаева.
Потомственный дворянин. Единственный сын надворного советника Еремея Яковлевича и Прасковьи Ивановны Струйских. Получил домашнее образование, затем учился в гимназии при Московском университете. Оставшись после пугачевского бунта единственным представителем рода, он соединил в своих руках все имения Струйских и считался очень богатым.


В 1763-1771 годах служил в гвардейском Преображенском полку. После выхода в отставку по болезни с чином гвардии прапорщика поселился в своём наследственном имении — селе Рузаевка и построил там великолепный усадебный комплекс. Постройка потребовала больших затрат, за одно только железо Струйский отдал одному купцу своё подмосковное имение с 300 крепостными крестьянами. Он стремился создать в своей усадьбе атмосферу поклонения наукам, искусству и праву. Был в дружеских отношениях с художником Ф. С. Рокотовым.


Струйский вел жизнь уединенную и почти не занимался делами. Его главным и любимым занятием была поэзия и сочинение стихов, для печатания которых в 1792 году он открыл в Рузаевке частную типографию. Издания этой типографии отличались высоким качеством. Типография была превосходно оборудована и могла роскошно печатать необъемистые вещи прекрасными шрифтами.


В разные годы было издано более 50 книг и отдельных сочинений Н. Е. Струйского на русском и французском языках. Н.Е.Струйский пользовался расположением Екатерины II и посылал ей вновь выпускавшиеся издания. Некоторые из них были настолько замечательны, что императрица хвалилась ими перед иностранцами, а Струйскому был прислан в подарок драгоценный бриллиантовый перстень.


Тем не менее типография прекратила существование после запрета Екатериной II, напуганной террором французской революции 1789-1794 гг., частных типографий. А при известии о смерти Екатерины самого Струйского разбил удар, от которого он уже не оправился. Шрифты и украшения типографии были пожертвованы наследниками Струйского в 1840 году в Симбирскую губернскую типографию, где долго потом служили.
Многие современники отзывались о Струйском, как о чудаке-графомане. Так, князь И. М. Долгорукий писал о нём следующее:


«Дворянин и помещик, владелец нескольких поместий и до тысячи душ крепостных, живший почти роскошно, Струйский, влюбясь в стихотворения собственно свои, издавал их денно и нощно, покупал французской бумаги пропасть, выписывал буквы (шрифт) разного калибра, учредил (в Рузаевке) типографию собственно свою и убивал на ее содержание лучшую часть своих доходов».


Средь мшистого сего и влажного толь грота,
Пожалуй, мне скажи, могила эта чья?
— Поэт тут погребен: по имени струя,
А по стихам — болото.



Другие статьи в литературном дневнике: