Пётр Струве

Борис Голутвин: литературный дневник

Из западных влияний в Росснн наи больший успех имели всегда более плоские и притом именно отрицательные и разрушительные течения. Позитивизм, мате риализм, социализм — вот главные плоды нашего общения с Западной Европой, по крайней мере, начиная с 40-х годов; а анархизм в значительной мере является прямым созданием русского духа; тогда как такие явления, как христианский социализм, проповедь Карлейля или Рескииа6, национальные н религиозные движения на Западе не находили никакого обще ственного отклика у нас. Русская интеллигенция не оценила и не поняла глубоких духовно-общественных прозрений Достоев ского и совсем не заметила гениального Константина Леонтьева, тогда как слабая, все упрощающая н нивелирующая моральная проповедь Толстого имела живое влияние и в значительной мере подготовила те кадры отрицателей государства, родины и куль туры, которые на наших глазах погубили Россию. Тот семина рист, который, как передают, при похоронах Некрасова провоз гласил, что Некрасов выше Пушкина, предсказал и символически предуготовил роковой факт, что через сорок лет Ленин был признан выше Гучкова и Милюкова (toutes proportions gardees7). И не рукоплескала ли вся интеллигентная Россия цинически- хамскому бунтарству тех босяков и «бывших людей» Горького, которые через двадцать лет после своего столь шумного успеха в литературе успели захватить власть и разрушить русское государство? И, быть может, самым глубоким и общим показа телем этой застарелой и тяжкой нравственной болезни русского национального духа является ужасающее общественное бес силие и унижение русской церкви — той церкви, которая не только имела когда-то великих святых и проявила великое духовное творчество, но и своею нравственной силой содействовала объ единению русского народа н спасению его от татарщины и раз вала Смутного времеин.



Другие статьи в литературном дневнике: