***

Борис Голутвин: литературный дневник

Из глубины: Сборник статей о русской революции/ И32 С. А. Аскольдов, Н. А. Бердяев, С. А. Булгаков и др.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.—298 с.
стр. 45-48.


IV.«СВЯТОЕ»,«ПОЛЕЗНОЕ»,«ДЬЯВОЛЬСКОЕ»
Существуют, несомненно, некоторые нормы жизненных от ношений, выражающие собою природу вещей (в частности,человеческую). Этим нормам должен удовлетворять всякий человек, всякое общество и все человечество, чтобы жить и развиваться. Эти нормы отчасти выражают принцип справедли вости как онтологический закон гармонических соотношений частей в единстве целого. И всякая религия неизбежно требует этих норм, ибо религия больше чем что-либо считается с сущ ностью вещей. Однако, стремясь осуществить нормы бытия, религия хочет дать им твердый н глубоко заложенный базис. Она хочет обосновать их на знании религиозных основ жизни, на подчинении воле Бога и на отказе от всякого самоутвержде ния. Последнее предполагается как высший подвиг, несмотря на то, что н инстинкт самосохранения имеет свое место в норме справедливости. Однако его место в этом испорченном мнрс находится на скользком пути. Здесь нужен постоянный перегиб в сторону самоотречения, чтобы не соскользнуть в неправое самоутверждение. Таким образом, естественные нормы жизни требуются и христианством и к этому ведет его нравственное учение. И это путь святой, поскольку природное целесообразное достигается не ради его полезного эмпирического результата, а ради принципов потустороннего религиозного идеала. Отдай и свою одежду просящему рубашку — этот принцип распре деления материальных благ на всех неимущих не только свят. но и полезен для общественной жнзнн, ибо болезненное неравен ство есть общественное зло. И в этом отношении задача социа лизма, стремящегося справедливо распределить материальные блага, совпадает и с намерениями христианства. Но еелн религи озное сознание слабо и эмпирически полезное не осуществля ется религиозно и свято, это самое начинает требовать и простое здоровое чувство жизни. Нужное для жизни начинает осущест вляться естественными наклонностями человека, обращенными к эмпирическому процессу жизни как своей последней цели. И тогда это нужное, этн нормы являются уже «полезным». Польза — это прннцнп биологический, в области же человеческих отношений гуманистический. В порядке святости имеющий лишнее сам отдает свое жизненное преимущество другому. В плане гуманизма и пользы между имущим и неимущим появляется третий, который заставляет имущего отдать неимущему по юридическому закону, ^ак действует нлн должно было бы дей ствовать государственное законодательство, нбо государство есть Левиафаи человеческой пользы. Но и этот Левиафан часто бывает инертен или бессилен в своей заботе, и полезное все же не осуществляется. Когда за дело берется сам дьявол и осуществляет нужное и полезное для жизни своими способами. Эти способы, хотя они часто имеют в виду тот же практический результат, т. е. норму полезности, прямо противоположны по внутреннему импульсу. Уравнение происходит не путем отдачи, Ш посредством насильственного захвата. Предложение уравнять адресуется не к имеющему излишнее, а к ненмеющему. В святом пути говорилось «отдай» по доброй воле, в гуманистическом уравнивал закон как некоторая нейтральная инстанция, в дьяволь ском провозглашается «бери» и «отнимай». По видимости результат как будто тот же самый: неимевший уравнивается с имевшим лишнее. Но все внутреннее содержание нового по ложения вещей диаметрально противоположное. При уравнении по заветам святости получается твердая опора нового порядка в той психологии, которая связана с добровольной отдачей и благодарным получением. Добро переходит пределы и нормы полезности, как равновесия, и переводит социальные формы жизни в иную высшую форму существования, связанную с освобождением от законов косной материи и столь же косного эгоизма. Обратное в дьявольском пути. Поскольку уравнение происходит на почве разбуженного и разожженного само утверждения, дело не ограничивается уравниванием. Неимевшнй ранее преступает пределы справедливости в другую сторону, берет более, чем следует, и неправедно мстит. Все зиждется на психологии самоутверждения н, в конце концов, даже польза как норма жизнн не осуществляется, зло переливается через ее предел и создает хаос самоутверждающихся воль, т. е. ад. Однако ад не может быть целью даже и дьявола. Жизнь есть цель всех существ, и ад, как разложение жнзнн, есть лишь неизбежное роковое последствие выхождення нз плана выс шего миростроительства Бога, одинаково мучительное как для человека, так н для враждебных Богу сил. Й во всяком случае в эмпирических условиях земного существования даже и эти силы стремятся восстановить норму пользы, дабы продлить исторический процесс возможно дольше. Итак, польза есть нечто посредственное между царством небесным и адом, одинаково нужное в период жизни человеческой и для целей Божьих и дьявольских. И история человечества, как нейтральный процесс, протекает именно по принципу пользы. Утилитаризм — самая натуральная гуманистическая теория нравственности. Для христианства очень важно, чтобы польза осуществлялась религиозными силами. И если это не удается, если полезное наполня ется силами дьявольскими, христианство должно отрекаться от этой ненадежной формы внешнего добра, идти внутренне против него, прн всем внешнем совпадении религиозных н полезных норм. Царство антихристово — это и есть организация совершеннейших, в смысле осуществления пользы, общественных отношений на почве начал противобожеских. Это соблазнитель ное государство пользы и должны будут отринуть оставшиеся верными Христу в тот момент, когда в том, что по преимуществу является телом Христовым, т. е. в Церкви, произойдет явная подмена Христа, как ее истинного главы, ставленником дьявола, т. е. Антихристом.



Другие статьи в литературном дневнике: