***

Борис Голутвин: литературный дневник

Творчество моральнаго содержанія, какъ оценка при помощи идеальных* понятій добра и зла, влечет* за собой стремленіе осуществить добытые принципы, устроить жизнь на новых* началах*. Моральная деятельность, какъ было указано выше, состоит* изъ двух* сторон* или стадій: внутренней творческой и внЕшней волевой. Въ сущности, въ процессЕ моральнаго творчества оба эти этапа въ большинстве случаев* нераздЕльны и такъ какъ мы видЕли, что матеріалъ для моральнаго творчества дается чувствами и стремленіями, то моральное творчество не можетъ происходить внЕ жизни. Моральная проблема рЕшается поступками, поэтому отказ* личности отъ устроенія жизни, отъ активнаго участія въ ней есть то же рабство. Это выраженіе рабства, гетерономіи, нашло себЕ даже философское выраженіе, притом* у раба, у Эпиктета. Это рабское сознаніе отказывается отъ устроенія жизни, отъ расширенія жизни путем* вложенія въ нее новаго содержанія, внесенія въ жизнь своего личнаго начала; оно не стремится къ творчеству; принципом* своимъ оно д;лаетъ замыканіе личности, самоограниченіе и самоудовлетвореніе не своею активностью, а пассивностью, удовлетвореніе данным*, действительностью. «Не борись съ судьбою. Не требуй, чтобы событія совершались такъ, какъ ты хочешь, но будь доволен* темъ, какъ они происходят*, и ты будешь жить внутренне спокойно». Здесь личность, какъ абсолютное апріорное начало, устранена. Принципъ своей деятельности она заимствует* не изъ себя, а извне. Это единственно последовательное выведеніе должнаго изъ сущаго, которое есть, въ сущности, упраздненіе должнаго. Мораль свободнаго человека, мораль творческую следует* выразить какъ разъ обратно: «борись со всем* во имя добытых* тобою принципов*, стремись не подчиняться событіямъ, а направлять и создавать событія. Не говори никогда: это такъ есть, следовательно, и должно быть, а говори обратно: это должно быть такъ и, следовательно, то, что съ этимъ не согласно, должно быть иначе, а не такъ. Въ этомъ состоит* творчество, въ этомъ утвержденіе личности. «Для раба естественное, чувственное бытіе его дороже личности, простая жизнь дороже опирающагося на самосознаніе достоинства жизни; онъ ценит* себя не выше, чем* вещь среди другихъ вещей, для него бытіе въ форме вещности имеет* существенное значеніе, a сознаніе не играет* существенной роли: именно въ этомъ состоит* рабское сознаніе.
"Проблемы идеализма". Сборник статей по редакцией П. И. Новгородцева. Д. Е. Жуковский. "К вопросу о моральном творчестве". стр. 517-518



Другие статьи в литературном дневнике: