***

Борис Голутвин: литературный дневник

Русская душа более чутка к мистическим веяниям, она встречает ся с духами, которые закрыты для забронированной западной души. И русская душа легко поддается соблазнам, легко впадает в смешение и подмену. Не случайно предчувствие антихриста — русское предчувствие по преимуществу. Чувство антихриста и ужас антихриста были в русском народе, в низах и у русских писа телей, на самых вершинах духовной жизни. И антихристов дух соблазнял русских так, как никогда не соблазнял ои людей запад ных. В католичестве всегда было сильное чувство зла, дьявола, но почти не было чувства антихриста. Католическая душа представ ляла крепость, защищенную от антихристовых веяний и соблаз нов. Православие не превратило душу в такого рода крепость, оно оставило ее более раскрытой. Но апокалипсис переживается рус ской душой пассивно, а не активно. Активиых орудий борьбы с антихристовыми духами нет, эти орудия не были приготовлены. Не было лат, не было щита и меча, не было рыцарского закала души. Русская борьба с антихристом есть всегда уход, пережива ние ужаса. И слишком многие, не уходившие от соблазнов, под давались этим соблазнам, смешивали, пленялись подменой. Рус ский человек находится во власти ложной морали, ложиого идеала праведной, совершенной, святой жизни, которые ослабляли его в борьбе с соблазнами. Эту ложную мораль и ложную святость Достоевский раскрыл и предсказал их последствия, Толстой же проповедовал их.Н А. Бердяев. стр. 86
Из глубины: Сборник статей о русской революции/ И32 С. А. Аскольдов, Н. А. Бердяев, С. А. Булгаков и др.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.—298 с.



Другие статьи в литературном дневнике: