***

Борис Голутвин: литературный дневник

Теракт в Санкт-Петербурге, 03.04.2017, унёс жизни 13 человек, пострадали 51 человек. Большинство - детки, 1996, 1990, 2000 года рождения. Что может быть страшнее детоубийства, не важно, теракт ли это, группы в социальных сетях, подталкивающих несмышлёнышей к самоубийству, насилие и преступное равнодушие (когда детей ссаживают с общественного транспорта за неоплату проезда) со стороны так называемых взрослых... Ничего.


События последних двух недель - и "протестные митинги", и теракт в метро, в Санкт-Петербурге, и нападение на полицейских в Астрахани - показывают отсутствие государственной политики не только по отношению к подрастающему поколению, но и в области миграционного законодательства. Предполагаемый террорист-смертник - Акбаржон Джалилов, 1995 года рождения, уроженец киргизского города Ош, по национальности узбек, получивший паспорт гражданина РФ в 2011 году, "в строжайшем соответствии с законодательством РФ", как в один голос заверили всех нас двое ведущих программы "Время покажет", от 05.04.2017, на "Первом канале", г-да Кузичев и Шейнин(1), тоже был ребёнок, которому могли внушить человеконенавистнические идеи, в основе которых лежит религиозная и конфессиональная нетерпимость. Не хочу использовать слово "толерантность", потому что именно в следовании "духу и букве" этого слова, Европа столкнулась с проблемой исламского радикализма и экстримизма,
и с чем, судя по сегодняшней передаче "Время покажет", может столкнуться уже Россия, если отдельные персонажи будут спекулировать и паразитировать на теме "национализма и ксенофобии", на гражданском и территориальном "расколе" нашего многонационального и многоконфессионального общества.


Категорический императив, что "терроризм не имеет национальности и вероисповедания", никак не соотносится с действительностью, в которой террор осуществляется лицами конкретной национальности и конкретного вероисповедания. Достаточно вспомнить теракты в России, за последние 17 лет, и теракты в Европе, за последние 5 лет, в течение которых, правда, западная коалиция, во главе с США, превратила в руины некогда процветающие Ливию и Сирию, намеренно создав хаос на Ближнем Востоке, посредством "цветных революций", и террора руками созданных ими же террористических организации (Аль-Каида, ИГИЛ, Джебхат ан-Нусра и проч.), преследуя две основные цели - во-первых, военной интервенцией инициировав гуманитарную катастрофу, приведшей к массовому исходу беженцев (с которыми проникли и террористы), в Европу, для создания политической и социальной напряженности, отвлекающую административные и финансовые ресурсы, хотя и "разбавляющую" европейскую идентичность недавно прибывшими "гостями"(2) в соотношении не в пользу "хозяев"; во-вторых, создать те же условия нестабильности и хаоса не только вблизи границ России (в основном Средняя Азия, в которую проникают идеи исламского радикализма и экстремизма), но и непосредственно на ее территории (Чечня, Дагестан, Ингушетия). На сегодняшний день ислам является инструментом, средством, для достижения идеологических и геополитических целей (как в своё время христианство). Разумеется, нормальные мусульмане в этом не виноваты, и на них не должна падать тень их преступников единоверцев, но, не ставя под сомнение "миролюбивый характер ислама", я вряд ли соглашусь с теми тезисами, которые пытаются разграничить ислам, как религию, и террор, который якобы к "настоящему исламу" не имеет никакого отношения. Если это так, то кто сможет объяснить, к примеру, Суру 9, Аят 29 (перевод Э. Кулиев, Абу Адель, толкование Аль-Мунтахаб, ас-Саади), где есть призыв "сражаться", с "иудеями и христианами" ("людьми Писания") до тех пор пока они "не уверуют" в Аллаха и ислам, и не будут "будучи униженными", платить "откупную дань". Или, Сура 47, Аят 4-9: "Когда встретитесь с неверными, то ссекать с них головы дотоле, покуда не сделаете совершенного им поражения! Пленных держите в крепких оковах;
А за тем - или свобода им, или выкуп за них, тогда уже, когда война кончит свои тяжелые подвиги. Так. Бог, если бы захотел, Сам за себя отмстил бы им; но Он хочет одних из вас испытать другими. А которые убиты на пути Бога, делам тех Он не даст потеряться.
Он руководит ими и успокаивает сердца их:
Введет их в рай, о котором известил Он их.
Верующие! Если вы поможете Богу, то и Он поможет вам и укрепит стопы ваши.
А неверные… гибель им! Дела их пропадут...". (перевод Г.С. Саблуков)? Впрочем, набор объяснений всегда предсказуем: "Суры и Аяты вырваны из контекста, который имеет сугубо исторический характер, в период становления ислама, и который отвечал на тогдашние вызовы и угрозы, поэтому они не применимы в мирное время". Когда мне говорят о "мирном времени", я включаю телевизор и вижу как "выходцы" с Ближнего Востока, в Европе взрывают, разстреливают, давят машинами, режут ножами, рубят топорами ни в чём неповинных людей, под крики "Аллаху акбар!" (заочно отвечая на вопрос об А. Брейвике, замечу, что это чудовищное преступление не совершалось во имя ЯХВХ, Иисуса или Будды), я вижу, что в России - пусть и без криков - теракты совершаются именно мусульманами (из Северного Кавказа и Средней Азии).


Вопрос почему это произошло - и, к сожалению, будет происходить ещё неопределённое время - уходит своими корнями во времена развала СССР и образования "независимых республик", в которых при непосредственном участии бывших "партийных секретарей", создавались "идеологические и этнические" предпосылки для построения "мононациональных" государств. Всё началось с постепенного выдавливания всех "неместных" национальностей. Хочу оговориться, что поскольку я родился и до 18 лет жил в Узбекистане, я буду говорить о тех событиях, которые происходили на протяжении всех 90-х и в начале 2000-х годов именно в этой республике, хотя, подобные сценарии имели место и в соседних Таджикистане, Кыргызстане, Туркменистане и Казахстане. Всё началось в 1988 году с резни турок-месхитинцев, а закончилось в 90-х резнёй русских и столь вожделенным "мустакиллик" ("независимостью") от ненавистного Центра, т.е. Москвы. Уже позже, переев "независимости" и развалив почти всю промышленность, созданную советскими (читай: русскими, немцами) специалистами, будет сочинен миф о том, что это не руководство Узбекистана так страстно хотело "независимости", а "плохая" Россия предала "дружбу народов", перестав вливать громадные финансовые и людские ресурсы, без которых вся "независимость" сводилась к ура-патриотическим лозунгам: "Русский езжай свой Россия". Россия вообще всегда очень удобна в качестве основной причины экономической и политической несостоятельности, бывших республик, приведшей к социальному хаосу и тотальной нищете "гордых и независимых". Достаточно было создать образ "предателя и врага", в лице России, чтобы канализировать социальное недовольство узбеков против, конечно же, русских, живущих здесь не одно поколение, как "представителей" этой коварной страны, "навязавшей" проклятую коммунистическую идеологию (про то, что эта "проклятая идеология" позволила - "по партийной линии" - придти к власти самим узбекам, обыкновенно умалчивалось). Русских начали постепенно выдавливать. Для достижения этой "заветной цели" все средства были хороши: на "бытовом уровне", русских ребят избивали и резали, русских девушек и женщин насиловали, насиловали и детей - девочек, мальчиков - но "дело", если заводилось", то вскоре спускалось "на тормозах", на государственном уровне, действовал негласный запрет на занятие руководящих должностей, на которые, как правило, продвигали свои кадры". Русские нужны были в качестве обслуживающего персонала на промышленных производствах или работах связанных с тяжёлым физическим трудом. Узбеки предпочитали руководить или торговать на базаре. Справедливости ради нужно сказать, что русофобские настроения преобладали в основном у молодёжи, которым внушалось, что во всех бедах "виновата" Россия, и среди "политической элиты", в своей ненависти к русскому языку скатившихся до закона о переходе узбекского языка с кириллицы на латиницу. Люди более старшего поколения, получившие образование и знающие о действительно сытной и безбедной жизни при советской власти, этих настроений не разделяли, но из опасения за собственную жизнь и жизнь своих детей, сводили общение с русским населением к минимуму. Многие русские, не выдержав "узбекской независимости", начали покидать обжитые места, переезжая в Россию. Кто-то потом возвращался из России со словами: "Мы здесь не свои, и там чужие", не без зависти смотря на греков, и, особенно, немцев, у которых в Узбекистане была достаточно большая диаспора, переезжавших в Грецию и Германию по программе репатриации. У нас были знакомые немцы, Шпейты, которые присылали письма и фотографии из Германии, где не без гордости писали, что немецкие власти предоставили безплатное жильё и социальные пособия на время их адаптации к новым условиям. А русские в это время пытались продать свои честно заработанное имущество и квартиры местному населению, быстро смекнувшему, что в сложившихся условиях, можно немного подождать, и тогда русские, если и не бесплатно, то совершенно точно будут отдавать свои квартиры за билеты "Ташкент-Москва". Что же, негласная договорённость между узбеками о том, чтобы не покупать квартиры у русских привела к желаемому результату: русские соглашались и на билеты. Нам в этом отношении повезло больше: родители "продали" 4-х комнатный дом и 2-х комнатную квартиру, в центре города Чирчика, за $1 тыс., что, по ценам тех лет, соответствовало примерно 15% от их рыночной стоимости. Люди соглашались, поскольку терпеть издевательства (к примеру, из "безобидных" - "урус чучка" - русская свинья, узб., "ок кулок" - белоухие, узб.) и ждать, что в любой момент тебя могут зарезать как ту самую свинью, а твоих детей изнасиловать, больше было невозможно. И когда я сегодня слышу, что "мигранты наши соотечественники и братья", что "мы их бедных в своё время предали", что "давайте терпимее относится к тем, с кем мы жили в одной братской семье под названием Советский Союз", я понимаю, что многие до сих пор пребывают в иллюзии, что с тех "советских времён" ничего не изменилось, как-будто и нет поколения "независимости", испытывающих не просто злобу, но совершенно дикую, "по своим причинам", ненависть ко всему русскому и русским, как-будто и нет негласной государственной идеологии поощряющей подобную ненависть. Когда я слышу, что своими действиями (высаживание девушки, в мусульманской одежде, из электрички, или мужчины, в тюбетейке и с характерной для мусульман бородой(3), из самолёта) мы можем настолько "обидеть" мусульман, что это приведёт к "сокращению границ РФ до Московского княжества", я понимаю, что русские в принципе не должны ни на что обижаться, потому что каждый раз их будут тыкать в "толерантность", в "многоконфессиональность и многонациональность", и что самое интересное - за народы не проживающие на территории России, но являющихся мусульманами(4) Когда я вижу, что создаются фильмы (фильм "Коробка") и сериалы, в которых создаются положительные образы, к примеру, кавказских народностей, на фоне отрицательного образа русских, я понимаю, что это та же крайность, в которую впадают радикальные националисты, считающие, что "Россия для русских". Когда я вижу, что в сводке криминальных новостей используются обтекаемые формулировки "приезжий, уроженец, выходец из Средней Азии" или "из среднеазиатского региона", разумеется, без конкретных указаний на государство и национальность; когда замолчиваются статистические данные о количестве преступлений совершаемых мигрантами (хотя мои знакомые, служащие в правоохранительных органах, говорят, что 95% всех преступлений совершаются приезжими из Узбекистана и Таджикистана) я понимаю, что все эти тренды, через СМИ, негласно поддерживаются государством. Флагманом в вопросе "формирования положительного общественного мнения" чаще других выступает телеканал "Россия1", в лице г-на Киселева, считающего, что нет никаких "религиозных или этнических мотивов", когда под крик "Аллаху Акбар" уроженка Узбекистана г-жа Бобокулова носит в сумке отрезанную голову 4-х летнего ребёнка, у которого она была "няней". Конечно, никаких "мотивов", она просто отрезает голову по примеру террористов из ИГИЛ (ах, да, у неё же есть справка о том, что она состоит на учёте в психдиспансере, в Узбекистане!), но русские не должны обижаться. Не отстают от г-на Киселева и "оформители" памяток в Московском метрополитене, призывающих граждан быть внимательными к своим кошелькам, документам и ценным вещам, чтобы не стать жертвами грабителей. До недавнего времени "грабители" изображались исключительно в "чёрном цвете", "жертвы", соответственно в "белом", но теперь на некоторых памятках "грабители" изображаются в "тёмно-синем" цвете. Сделано это, по моему мнению, в полном соответствии с "духом и буквой" "толерантности" - как это происходило и происходит сегодня в Европе - чтобы избежать ненужных ассоциаций и увязывания "чёрного цвета" с определёнными национальностями. Эти определённые национальности показаны в "чёрном цвете" в фильме "Брат 1", где герой Сергея Бодрова мл. произносит, уже ставшую крылатой, фразу "Не брат ты мне, гнида черножопая". Я против оскорбления всех национальностей (хотя, следуя логике апологетов ислама, можно сказать, что "эти слова вырваны из контекста, отражающего положение вещей 90-х годов, когда из Чечни выдавливались русские, а кавказцы "держали" все рынки, ларьки и точки общественного питания), но почему, когда русских показывают в образе немытых пьяниц с лицами не обремененных интеллектом, это разсматривается не как оскорбление, а как "стереотип"? Допустим, но хотелось бы спросить: тот факт, что кавказские народы и народы Средней Азии называют русских "свиньями" и "русней", надо тоже полагать "стереотипом"? И, я более чем в этом уверен, именно эта фраза стала основной причиной того, что с экрана федеральных телеканалов исчезли обе части фильма "Брат" (в первой "оскорбляют" кавказцев, во второй - евреев), фильм вы не увидите ни на "Первом канале", ни на НТВ, ни, тем более, на телеканале "Россия1". А вот сериал (не помню названия) где торговец на рынке, кавказской национальности, заставляет учить русского школьника оскорбившего его сына, стихотворения А.С. Пушкина (здесь как-бы намёк на то, что и А.С. Пушкин тоже был "нерусским") это, выражаясь современным термином, "тренд". Такой же "тренд" и в мантре о том, что если русский оскорбляет другие народы (Кавказа, Средней Азии) - это подаётся как проявления "национализма и ксенофобии", а если оскорбляют русского - это подаётся как "бытовой конфликт". Русские не обижаются, нет. Это другие, из-за нанесённой обиды или оскорбления -могут зарезать, застрелить, избить русского, взять в руки автомат или надеть пояс "шахида", чтобы после взорвать ни в чём неповинных (что поделать: "менталитет, горячая кровь"), а русский утирается и говорит о "дружбе народов", "у терроризма нет национальности и вероисповедания", "мы вместе, нас не расколоть, не разобщить". Я не призываю к насилию и к межнациональной розни, упаси Богъ, но я против того, что другие народы, спекулируя и паразитируя на теме "национализма и ксенофобии, межнациональной и межконфессиональной розни, территориального и гражданского раскола России" учитывают и продвигают исключительно свои интересы(5). Я против бациллы той "толерантности", которая заразила Европу и поветрие которой может придти в Россию. Я против того, что "межнациональное и межконфессиональное единство" существует за счет ущемления прав и интересов русского народа. Русский народ долготерпив, но не может же он терпеть несправедливость по отношению к себе безконечно? Если сможет, то уже вскоре нас ждет "европейский сценарий", если нет - "немецкий". Так может не нужно доводить дело до этих двух крайностей? Может нужно учитывать интересы и права всех народов так, чтобы это вело к единению?


(1)
Которые, свидетельством чему является их уверенность, скорее всего, проходили "процедуру получения гражданства" с самим подозреваемым. Единичные попытки усомниться в "законном получении гражданства" Акбаржоном Джалиловым, вызвали едва ли не истерику г-д Кузичева и Шейнина, опять-таки в один голос начавших задавать провокационные вопросы суть которых сводилась к подозрению не только в "ксенофобии и национализме" усомнившихся, но и к их, мягко говоря, недоверию к миграционным органам и миграционному законодательству. А основания для сомнений более чем достаточно, если знать, как выдаётся гражданство РФ "гостям" из Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан) и Кавказа (Грузия, Азербайджан). Мне довелось наблюдать эти "процедуры" в ОВИРе, где я получал гражданство "в строжайшем соответствии с законодательством РФ", когда родители занимали очередь за сутки, а то и за двое, чтобы попасть в кабинет, где строгие дамы, отметив несколько ошибок в документах, без лишней волокиты и разговоров отправляли "соискателей" (русских, которых они не стесняясь называли "тараканами") переделывать документы, "пакет" которых менялся раз в три месяца. Конечно, можно было очень быстро оформить все необходимые документы "через отдел платных юридических услуг" и получить гражданство в максимальные сроки, но большинство русских людей, приехавших в Россию из республик бывшего СССР по зову сердца, не мыслящих себя вне своей Родины, упрямо предпочитало получить гражданство действительно в строгом соответствии с законодательством РФ, чем приводило в бешенство сотрудников ОВИРа, на этой почве стремившихся максимально усложнить и без того не самую легкую и приятную "процедуру" получения российского гражданства. На этом фоне очень контрастно "оттенялось" отношение к "претендентам" из Средней Азии и Кавказских республик. Что происходило с нашими строгими дамами, мгновенно "оттаивавших", когда в дверь протискивалось - разумеется, "вне очереди" - "здраствуйтэ, деушка", и какая причина побуждала их к подобным метаморфозам предположить было не трудно, и вот уже через некоторое, довольно непродолжительное, время, счастливый обладатель заветного документа, пахнущего свежей типографской краской, выходил из дверей кабинета, окидывая презрительным взглядом столпившихся русских. Выходившая следом сотрудница, томным взглядом провожала его до самого выхода из тесного, коридорного типа помещения (у меня складывалось впечатление о недвусмысленном назначении такого "архитектурного" решения), но стоило ей вернуться в действительность в виде нас, дверь тут же захлопывалась и из-за неё глухо доносилось объявление о "получасовом перерыве", что, учитывая чрезвычайно низкую "проходимость", не могло не вселять в нас уверенности, что после "перерыва", кто-то всё же сможет попасть на приём. Те, кто не смог попасть в этот день, составляли списки на последующие приёмные дни. Безусловно, попадались те, кто всеми окольными путями пытался попасть в кабинет, были и ссоры, и ругань из-за списков или их отсутствия; кого-то не внесли, кого-то внесли по ошибке и проч. Но тот, кто прошёл этот бюрократический ад, согласится, что несмотря на нечеловеческие усилия получить российское гражданство, несмотря на нечеловеческое отношение, со стороны сотрудников ОВИРа, люди как могли старались сохранить человеческое лицо и человеческое отношение друг к другу.


(2)
Полагаю, ни для кого не секрет, как эти гости начинают себя вести, почувствовав свою полную безнаказанность, достаточно вспомнить о событиях в Кёльне, вспомнить о грабежах, изнасилованиях (в том числе детей), убийствах, которые спускает на тормозах правоохранительная система. Пресловутая "толерантность" привела к тому, что христианская Европа перестаёт отмечать Рождество Христово, закрывает церкви, запрещает христианские символы, запрещает ношение нательные крестики, чтобы, не дай Богъ, не обидеть и не оскорбить чувства "бедных мигрантов", то, что это обижает и оскорбляет чувства, ущемляет права местного населения, никого совершенно не заботит. "Забота" о местном населении, сводится к физическому и духовному растлению (в первую очередь детей), когда формируется "положительное общественное мнение" относительно различных сексуальных отклонений и девиаций (толерантность к ЛГБТ-сообществу, инфлрмационные вбросы про "нормальность" педофилии, инцеста, однополых браков, усыновление однополыми парами детей) призванные если не изкоренить, то значительно ослабить и инстинкт самосохранения, ну и, разумеется, привитие идей "мультикультурализма", ведущих к размыванию национальной идентичности, полный крах которых признала даже г-жа Меркель, впрочем, только на словах. В действительности же, все разговоры о собственно европейской идентичности мгновенно пресекаются обвинением в "национализме и ксенофобии", открыто критикующие несправедливую по отношению у мемтному населению миграционную политику становятся нерукопожатными, а СМИ начинается откровенная травля человека всего-навсего имеющего собственную точку зрения, что, согласимся, не вполне соответствует заявленным и проповедуемым на каждом углу европейским ценностям: плюрализму и свободе слова. По факту в Европе установлен преступный либерал-нацистский режим, проводящий политику "окончательного решения вопроса большинства", ради lebensraum ("жизненное пространство". нем) для "меньшинства", не важно "сексуальное" это меньшинство или конфессиональное.



(3)
Я не против ношения одежды и бород характерных для мусульман, хотя, если мне не изменяет память, по Конституции Россия является светским государством. Однако, приезжая, к примеру в Чеченскую республику, женщины-немусульманки стараются придерживаться тех правил и норм поведения, которые там установлены и никто почему-то не кричит "о притеснениях и дискриминации", как это было в случае с г-ом Никитиным (принявшим ислам бывшим десантником), фотографию которого ошибочно растиражировали некоторые издания и соцсети, принявшие его за террориста, оставившего сумку со вторым взрывным устройством. Но СМИ сразу возопили о том, как этот "несчастный человек" пострадал от "предвзятости и стереотипов россиян" (от которых, имеются в виду стереотипы, необходимо избавляться самым решительным образом). Никто, правда, не возопит о том, что определённым национальностям также необходимо избавляться о стереотипов, где русский мужчина непременно алкоголик, а русская женщина обязательно шлюха. Более того, судя по "тренду", эти стереотипы только "подогреваются" ровно теми же СМИ.
Всё это очень странно, если не сказать большего. Никто ведь не кричит о "притеснениях и дискриминации", когда сотрудники правоохранительных органов крайне избирательно останавливают для проверки документов (и не только) вполне конкретные национальности (кавказские, среднеазиатские), поскольку статистика безпристрастно говорит о том, что, в подавляющем большинстве, у потенциальных террористов типично неевропейская внешность. И это - сегодняшнее положение вещей, это - сегодняшняя реальность. И если бы я был обладателем неевропейской внешности, я бы с пониманием отнесся к к повышенному вниманию относительно моей внешности. Никто не считает дискриминацией снятие обуви при досмотре, поскольку понимают, что это вопрос общей безопасности, ради которой можно и нужно поступаться частным, даже если речь идёт о традициях.
Кстати, о традициях. Есть такая традиция у некоторых кавказских народов (чеченцы, ингуши, дагестанцы) стрелять из автоматов во время некоторых празднеств. Однако именно в этой традиции почему-то усмотривают "нарушение общественного порядка, связанного с угрозой жизни и здоровью граждан", могущих повлечь за собой административное или уголовное наказание. Получается какая-то анекдотическая ситуация, когда от "притеснений и дискриминации" одних традиций впадают в истерику, тогда как в случае других "традиций" благоразумно помалкивают. Может стоит определится с тем, что считать традициями, и где этим традициям должно быть место, учитывая федеративный состав РФ, а где они должны быть запрещены? Если мы исходим из принципа единого правового пространства и светскости нашего государства, то традиции и культурные особенности должны иметь, как мне мыслится, второстепенное значение, если же у нас отсутствует такое определение, равно как и главенство и равенство закона для всех, то тогда не нужно удивляться соответствующим настроениям и реакции граждан с отличными традициями и культурными особенностями. Коротко говоря, если женщинам-немусульманкам, с учётом мусульманских традиций, полагается закрывать оголенные участки тела (полностью закрытые руки, платье ниже колен или в пол, шея и голова покрытые платком) с чем я полностью согласен, то женщинам-мусульманкам, проживающим или учащимся там, где особенности культуры выстраиваются по европейскому типу, также необходимо соблюдать и уважать местные культурные особенности.


(4)
Как патетически восклицал на все той же передаче представитель казахской диаспоры: "Вы хотите расколоть Россию, вы хотите, чтобы террористы достигли своей цели посеяв межнациональную и межконфессиональную рознь?" Более того, он восклицал это "от имени всех среднеазиатских народов" (как-будто и не существует взаимных неприязни и ненависти между этими народами), что вполне объяснимо страхом перед ужесточением - хотя это и иллюзия - миграционного законодательства, сулящего исключительно дефицит государственного бюджета "среднеазиатских народов", значительный процент которого - это денежные переводы из России работающих здесь (или совершающих преступления) мигрантов.


(5)
Могут заметить, что мусульмане проживающие на территории России имеют те же права, что и русский народ (единственно, татары, башкиры, чеченцы, ингуши, дагестанцы имеют свою территорию и свои законы, их права закреплены в Конституции, в отличие от русских), с чем нельзя несогласиться. Но, простите, каким образом это относится к мигрантам, государства которых в состав РФ не входят? Кроме того, со всеми народами, проживающих на территории РФ, русских связывает историческая общность и единое правовое пространство, учитывающее особенности, исторические и культурные традиции этих народов. Что связывает нас с бывшими советскими республиками, запретивших русский язык, запретивших трансляцию российских телеканалов, закрывших русские школы, кроме общего прошлого? Ничего. В большинстве своём приезжие из этих республик, за годы "независимости", забыли русский язык, менталитет, культурные традиции, до которых им теперь нет никакого дела. А их все еще пытаются "интегрировать", напрочь забывая о том, что того поколения, которое они знали по СССР больше не существует. Хочу заметить, что это почти не касается казахов и киргизов, в большинстве своём неплохо знающих русский язык.



Другие статьи в литературном дневнике: