***С вами, друзья, мне беседовать очень отрадно, Здравствовать, друзья! Всё же успел прочитать текст Михаила, который, судя по всему, умножает скорбь модераторов, к вящему их негодованию. Не могу переделать свою натуру, пытаюсь найти эвфимизмы для этой черни, пытаюсь увидеть какую-то искру в этой тёмной материи, пытаюсь оправдать "средой", о чём писал Ф.М. Достоевский или Феогнид ("Люди дурные не все на свет явились дурными. Нет, с дурными людьми многие в дружбу вступив, Наглости, низким делам, проклятьям от них научились, Веря, что те говорят сущую правду всегда". БВЛ. Античная лирика Серия первая. Том 4. стр.146), однако, иногда появляются определённые сомнения в необходимости и эвфимизиов останется охлосом, как ни пытайся привить ему стремление к просвещению, как ни пытайся указать ему иные пути, иное бытие. И здесь возникает некоторая оппозиция: с одной стороны - ("Иисус же слышав рече им: не требуют здравии врача, но болящии". Мф. 9:12), с другой - ("Ему (творческому человеку, прим. моё), конечно, поставят вопрос, откуда он знает, что он действительно нашел путь, что он созерцает «предмет» и видит его верно, что он «укоренился» именно в субстанции, а не в своей личной выдумке*", и напряжение, возникшее а этой оппозиции, порождает больше вопросов нежели ответов. Прав Роман, не заметят преображение Савла в Апостола Христа, более того - смеясь - отвергнут. Но, полагаю, что предназначение заключается именно в том, что делаешь, к чему предрасполагает тебя твоё мiровоззрение, твоя вера в правильности выбранного раз навсегда пути. Да, именно "критическая масса правды" неизбежно приведёт к эксплозии - высвободив энергию, которую необходимо направить на расчистку информационного пространства, на то, чтобы "встряхнуть" спящих, побудить их к внутреннему преобразованию и себя и окружающей среды. В этом наша задача, в этом наша, не побоюсь этого слова, миссия. Согласен, ни политическая партия, ни вообще какое-либо общественное объединение не смогут способствовать претворения в жизнь нашей цели без высокой степени вероятности эту цель опошлить и окарикатурить, извратить, сведя на нет, как это обычно бывает, благие начинания. "Ради всеобщего блага" - пожалуй, нет более ошибочной формулы, которую, в соответствии со своим мiровоззрением, пытались теоритически обосновать, через своих "апостолов" (Платон, Адам Смит, Томас Мальтус, К. Маркс, Ч. Дарвин и социал-дарвинизм как "логическое" продолжение "Естественного отбора", etc.) и смоделировать князья мiра сего. Мы должны помочь не только тем, кто нуждается в этом, но тем, кто этого хочет. ("Бог не переменяет того, что есть в людях, покуда сами они не переменят того, что есть в них...". Аль-Куран. Сура 13, Аят 12. Перевод Г.С. Саблукова) Кто стремится к просвещению, тот сам найдёт нас, тем быстрее, чем более сильными будут наши тексты. * Здравствуйте, Михаил, здравствуйте Роман! Да, Вы правы, Михаил, я весьма скептически отношусь к историографии как науке, и к тем методам, которые она применяет, поскольку, и мы об этом уже говорили, весь накопленный, с момента возникновения и развития письменности, исторический материал, не более, чем субъективная интерпретация событий происходивших в прошлом. Здесь, полагаю, целесообразно уточнить, что речь идёт именно об историографии той эпохи, которую Вы описывает в своей книге, хотя "методы", применяемые предшественниками современных историков используются и по сей день. Согласимся, что на ранних этапах развития историографии, история для историка являлась продолжением мифа: и как идеологический конструкт, обусловленный текущим политическим моментом, и как его собственное мiровосприятие. Взяв, к примеру, текст сочинений Геродота, которого называют "отцом истории", описывающий сражение между персами, которых возглавляет Кир, и лидийцами, которых возглавляет Крез, ("... а верблюдов он (Кир - прим. моё) велел поставить против неприятельской конницы потому, что кони боятся верблюдов и не выносят их вида и запаха. Эта хитрость была придумана для того, чтобы сделать бесполезной именно ту самую конницу, которой лидийский царь рассчитывал блеснуть". Геродот. "История. Клио. 80"), или описание обычаев и нравов египтян, где ("Мочаться женщины стоя, а мужчины сидя". Евтерпа. 35. Перевод и примечания. А.Г. Стратановского), я не могу разсматривать его вне контекста довления мифологических, стереотипных, субъективных "шумов", не могущих не сказаться на объективности и достоверности исторического материала. То же касается и советской (отношение к "к царской России" или к "белому движению") и современной российской (отношение к СССР как "тюрьме народов, империи зла") историографии, которые всё-таки, несмотря на субъективность оценки (потому что отсутствие последней превращает историю в статистику), полагаю, применяли "научные методы". Кстати, и Ваши утверждения о том, что "историк должен быть беспристрастен", не вполне применимы к Вашей субъективной оценке личности Ап. Павла (по крайней мере, Ваше отношение к нему излишне эмоционально, а значит и не вполне объективно), о которой Вы достаточно часто упоминаете. Что касается того, что я прочитал. Мне, признаться, более, чем странно, что Вы выбрали для своего изследования именно "непорочное зачатие", которое, к примеру, для меня (и не только для меня) является одним из столпов на которых зиждется христианство вообще и Православие в частности. Вероятно, нигде с таким благоговением не относятся ко Христу и Богородице, как в России, и идеал чистоты Рождения Христа ("воплотившегося от Духа Свята") и Самой Пречистой Приснодевы сводимый не только к упрощённой формуле "сперматозоид-яйцеклетка-Иисус" но и к "незаконнорожденности" Христа не то что не приемлем, он святотатствен. Вероятно, Вы ещё не вполне закончили свою книгу, но прочитанного мной более чем достаточно, чтобы сформировать своё мнение относительно Вашей "исторической методологии". Мне совершенно неважно, подтверждена ли фактологическими и достоверными данными "историчность Христа" или не, я ЗНАЮ, что Он существовал в физическом обличии, и существует ныне в метафизическом, также как ЗНАЮ, что существует Богъ, бытие которого, слава Богу, находится вне пределов "исторической науки". Поэтому мне близок миф, который тяготеет к идеальному, а не фактологическому, который и является "душой и духом" истории, потому что без мифа невозможно представить самое существование человека и человечества. Если бы древнегреческие историки предлагали своим современникам иную версию их происхождения, а не миф, по которому к их созданию причастны боги, боюсь, мы бы знали совершенно другую - не такую возвышенную, но зато правдивую - историю Эллады. Что касается нашего времени, то, к примеру, спор о количестве участников боя у разъезда Дубосекова, 316 с.д., под командованием И.В. Панфилова, несомненно подлежит методологическому анализу (кто-то вообще отрицает сам бой, кто-то говорит, что заявленное количество участников боя не совпадает с действительным), но разве могут подлежать методологическому анализу такие понятия как подвиг, героизм, мужество, самоотверженность, самопожертвование (тем более, если они субъективны)? Нет. Но именно "стремлением к достоверности и правдивости, историчности", на мой взгляд, умаляется или вообще сводится на нет миф*, который вдохновлял человека тогда, который вдохновляет его теперь, и который будет вдохновлять его до той поры, пока он жив. * ** P.S. Борис Голутвин 20.01.2017 18:26 Заявить о нарушении / Удалить Что касается того, что я прочитал. Мне, признаться, более, чем странно, что Вы выбрали для своего изследования именно "непорочное зачатие", которое, к примеру, для меня (и не только для меня) является одним из столпов на которых зиждется христианство вообще и Православие в частности. Вероятно, нигде с таким благоговением не относятся ко Христу и Богородице, как в России, и идеал чистоты Рождения Христа ("воплотившегося от Духа Свята") и Самой Пречистой Приснодевы сводимый не только к упрощённой формуле "сперматозоид-яйцеклетка-Иисус" но и к "незаконнорожденности" Христа не то что не приемлем, он святотатствен. Вероятно, Вы ещё не вполне закончили свою книгу, но прочитанного мной более чем достаточно, чтобы сформировать своё мнение относительно Вашей "исторической методологии". Мне совершенно неважно, подтверждена ли фактологическими и достоверными данными "историчность Христа" или не, я ЗНАЮ, что Он существовал в физическом обличии, и существует ныне в метафизическом, также как ЗНАЮ, что существует Богъ, бытие которого, слава Богу, находится вне пределов "исторической науки". Поэтому мне близок миф, который тяготеет к идеальному, а не фактологическому, который и является "душой и духом" истории, потому что без мифа невозможно представить самое существование человека и человечества. Если бы древнегреческие историки предлагали своим современникам иную версию их происхождения, а не миф, по которому к их созданию причастны боги, боюсь, мы бы знали совершенно другую - не такую возвышенную, но зато правдивую - историю Эллады. Что касается нашего времени, то, к примеру, спор о количестве участников боя у разъезда Дубосеково, 316 с.д., под командованием И.В. Панфилова, несомненно подлежит методологическому анализу (кто-то вообще отрицает сам бой, кто-то говорит, что заявленное количество участников боя не совпадает с действительным), но разве могут подлежать методологическому анализу такие понятия как подвиг, героизм, мужество, самоотверженность, самопожертвование (тем более, если они субъективны)? Нет. Но именно "стремлением к достоверности и правдивости, историчности", на мой взгляд, умаляется или вообще сводится на нет миф*, который вдохновлял человека тогда, который вдохновляет его теперь, и который будет вдохновлять его до той поры, пока он жив. * ** Борис Голутвин 20.01.2017 19:49 Заявить о нарушении / Удалить Борис Голутвин 20.01.2017 19:51 Заявить о нарушении / Удалить добрый день, Борис! ап. Павел - его я оценивал НЕ в труде. я показал свои личные наброски и выводы. это НЕ часть книги. я показал в частной беседе свое мнение - между прочим, приведя обоснования. в труде, когда я буду это расписывать, я свое личное мнение оставлю при себе. потому не передергивайте. я показал выводы свои из информации - показал, почему они имеют право на существование в той же, а то и большей мере), чем канонические воззрения. и я сразу оговорил - это личный комментарий после прочтения апокрифа. и потому я сказал вам, почему я трактую этот образ чуть иначе, почему мне его трудно воспринять в привычной трактовке. так было дело вообще-то. далее. далее. далее, Борис! я опять не вижу конкретики. ВЫ ЗНАЕТЕ. пардон, откуда? Вам Христос являлся?) и на каком языке он Вас просветил, пардон?) откуда Ваш гнозис о метафизике?) обратите и меня, очень прошу) только не надо о личном откровении и о глубоких традициях верований - в науке этому, знаете ли, не место. а что до столпов православия - извините, я историк. не церковный историк. не апологет. потому Вам, наверное, лучше читать Евсевия Кесарийского. Вы постоянно ударяетесь в голословие. Вы нашли конкретные ошибки в моем тексте? Вы в состоянии опровергнуть хотя бы один вывод? почему Хазарзару чего-то касаться можно, а мне нет? потому что он еврей?) это не аргумент. что не так в моей работе? тема Вас смущает? так я объясню, почему взялся. потому что рождение - это начало жизни Иисуса. это одна из глав его жизнеописания, стало быть) что здесь непонятного?) далее. да, разумеется, я стараюсь сверяться с греческим текстом Евангелия. где мне доступны подлинники - я всегда сверяюсь с текстом оригинала. у меня достаточно большая библиотека, я одним изданием не ограничиваюсь, разумеется. если я работаю с источником, я стараюсь исследовать его со всех сторон. далее. Л.Н. Гумилев справедливо писал: для историка знание древнего языка - роскошь. это дело филолога. он должен дать качественный перевод. потому что если историк будет делать свои, он неизбежно потратит на это всю жизнь - и все равно в случае спорного вопроса вынужден будет предпочесть мнение филолога. а на исторические исследования жизни не останется. потому я не претендую на знание сразу и иврита, и арамейского, и латыни, и койне, и дорического, и аттического диалекта, и древнеармянского, и древнегрузинского, и арабского и всех тех древних и современных языков, которые нужны, чтоб прочесть все источники и литературу, нужные для написания этого труда, в оригинале. а что, был такой историк, каковой мог похвастаться такими познаниями?) где мне позволяют мои знания иврита - я стараюсь читать документ в подлиннике. я стараюсь насколько мне позволяет знание языка сверять спорные моменты, оценивая греческий текст евангелий. но в любом случае - я не филолог. это не совсем мое дело - готовить переводы. мое дело - установить ФАКТЫ из текста и не только. еще и по данным эпиграфики, по данным нумизматики и пр. сверить данные, сделать выводы. не все это умеют - вот в книжонке Хазарзара есть только продвижение еврейских воззрений на Иисуса (дескать распят человек, ничтожный, в общем, человек. а раздули вот как. но он был еврей, а потому христианин не может быть антисемитом). где там история - тайна сия велика есть. опять же: покажите мне его исторические исследования, а не понты. вот я-де перевел отче наш на арамейский, потому я несравненный знаток вопроса. пурга это. Хазарзар не знает того времени. он не показывает знания Римской империи то поры. римских законов, римской истории. а это что, тьфу - и наплевать?) он некомпетентен в данном вопросе. а это куда критичнее, чем перевести патер ностер с греческого на арамейский - ну надо же, какое бесценное открытие для истории Иисуса. какая бездна всем безумно нужной инфы) потому, Борис, я задаю конкретный вопрос в свою очередь. если этого нет - все ваши речи, пардон, называются очень просто: доклепаться очень хочется. он не к чему. и в ход идут вещи, которым откровенно не место в научной дискуссии. скажем, с таким же успехом мусульманин может сказать. что нельзя исследовать смерть Мухаммеда. не покрутит ли вменяемый человек пальцем у виска? а еврей скажет, что истоки Талмуда нельзя исследовать - ибо это дано Моисею на Синае. и тоже будет прав со своей стороны. но ведь изучают - и приходят к выводу. для кого-то неутешительному. ну так что попишешь? вот и Христа непорочно не зачинали, Борис. нравится вам это или нет. и объясните, почему из канонических евангелий подтерли при крещении Иисуса "Я ныне родил тебя"? почему Юстин Мученик, Климент Александрийский, кодекс Беды это приводят - а канонические тексты нет? ЧТО НЕ ТАК В КОНКРЕТНО В МОЕЙ РАБОТЕ,БОРИС? по меньшей мере странно в 21 веке мне подобные вещи читать.
Вы, кстати, так и сделали. потому я повторяю вопрос: КАК ВЫ ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО В РОДОСЛОВИИ ХРИСТА У МАТФЕЯ КРОМЕ МАРИИ ТОЛЬКО ГРЕШНИЦЫ И ЗАПЯТНАННЫЕ ЖЕНЩИНЫ? Вы чем это можете объяснить?) почему в биографию Мессии вписаны ТОЛЬКО ГРЕШНИЦЫ? почему Марию обвиняли в этом всегда? жду ответа на мои вопросы, а то Вы что-то, Борис, тут повели себя как любят себя вести бандеровцы. когда им задают неприятные вопросы, они любят переходить на личность задающего и т.п. вот и Вы что-то подобное выдали. мои вопросы игнорируете, моей работы не касаетесь - просто плохая и все, свои вопросы задаете касательно личности и компетентности автора... странно от Вас подобного дождаться..... работа сама говорит о моей компетентности. не к чему придраться - вот и лучшая ей оценка. Строгий Тролль 21.01.2017 13:12 Заявить о нарушении я говорю о легенде, ибо, кстати, здесь о мифе речь вести не совем корректно. миф того же Аккада об умирающем-воскресающем божестве потому и миф, что эта смерть по сути происходит в веровании постоянно, это цикличный процесс. а Христос по христианской вере умер единожды - не путаем, ежегодное празднование не подразумевает повторения этого процесса, как того требует миф. Христо умер однажды, чтобы якобы очистить грехи всех своей кровью, после чего воссел якобы одесную Бога, чтоб вернуться якобы, пока род тот не пройдет (кстати, род прошел давно... где второй адвент, коли так?) потому никто ничего не принижает. и кому нравится вдохновляться этой легендой - ради Бога, кто против? но я считаю, что историческая правда (и вообще правда) всегда лучше и более вдохновляюща. если же у кого-то хватит ума меньше ценить Иисуса только из-за того, что есть вероятность, что он вправду родился вне брака или не от Давидида - это уже не ко мне, это к специалистам... в наше-то время... все-таки не первый век на дворе. Строгий Тролль 21.01.2017 13:31 Заявить о нарушении и какое отношение вообще оно имеет к Иисусу? когда он Эммануилом назвался?) Строгий Тролль 21.01.2017 13:35 Заявить о нарушении А ведь учение Христа важнее метафизик. Строгий Тролль 21.01.2017 14:00 Заявить о нарушении И этот пример не совсем корректен. Он решал иную задачу: прежде всего, установить, соответствует ли оригиналу синодальный перевод. В те времена это представляло собой проблему. Сейчас – нет, изестна масса альтернативных, подстрочников, критических изданий. Наконец, я не ставлю перед собой задачу сделать альтернативный перевод евангелий или какого-то апокрифа или Гомера или Геродота. Филолог это в любом случае сделает лучше, ведь он специалист в этом. Да, бывает всяко – вон, Гаспаров насколько знающий в этом отношении специалист, а его перевод «Жизней софистов» Филострата, точнее, биографии Герода Аттика, точнее, некоторых числительных в этом тексте совершенно неудовлетворителен – чтобы это увидеть, достаточно и моих познаний в греческом, пусть я и не специалист. Я сверил с оригиналом этот важный для моей работы момент, я уточнил мнения переводчиков, я посмотрел другие переводы - я получил ответ. Но переводить всего Филострата, а заодно все дошедшие до меня тексты церковных грекоязычных авторов, а заодно весь Талмуд – это же выше человеческих возможностей. Ведь подготовить такой перевод занимает не один месяц, а касательно Талмуда и жизни может не хватить. И тем не менее, хотя люди этого обычно не делали, труды по истории они все же писали. Допустим, сделали перевод - но есть и другие проблемы: куда девать разночтения, которые наличествуют в сотнях имеющихся греческих манускриптах? Да, есть труды текстологов, да, мы знаем, где эти разночтения касаются догматически важных, принципиальных моментов... Но... Потому решай Толстой задачу под стать моей – он бы, наверное, действовал иначе. И не только выучил язык, но и исследовал историю Израиля того времени, историю Рима, творения апостольских мужей и пр. Но он решал иную задачу, он не планировал писать биографию Иисуса. Языки, конечно, дело важное и ценнейшее, но одним знанием языка историю не напишешь. Для этого нужно изучить эпоху, вжиться в нее, идеально знать исторический фон, чтобы уметь объяснить любую деталь, касающуюся дела. А этого априори не даст знание и ста языков, и тысячи. Нужно уметь анализировать и обобщать информацию, делать выводы, нужна железная логика. Вот это все для историка несколько важнее. а так получается, что архитектор должен сам и раствор сделать, и кирпичи приготовить... тоже вариант, но когда он таким дивным макаром воплотит проект? если все сам потужится сделать? разделение труда никто не отменял, а довести до абсурда можно что угодно Строгий Тролль 21.01.2017 16:33 Заявить о нарушении Синий Мотограф 21.01.2017 16:45 Заявить о нарушении да и если так подумать... насколько вообще рождение личности такого масштаба - обычное явление? по-моему, сам факт такой жизни уже чудо из чудес. а вот как историку мне интересно, почему распространилась вера в это мессианство, хотя оно соверенно не похоже на типично иудейское мессианство каким его изображают их писания. кому-то это не нужно - ненаказуемо. кто-то видит святотатством - я с пониманием отношусь к любому непониманию. мне нужно - я буду продолжать заниматься. а там что Бог даст. имя себе делать на этом или деньги зарабатывать я не планирую. я хотел докопаться до подноготной. а Церковь да, отличалась в этом плане. впрочем, наша РПЦ в этом плане по сравнению с католиками, Сорбонной, Кальвином (чтоб только инквизиторов не поминать - там помимо них хватало любителей) еще туда сюда, но тем не менее. Толстой тоже показателен - инакомыслие не приветствовалось. но вот всякие же есть люди. кому-то такие запреты только разожгут любопытство. а там мало ли... вдруг что-то интереснее кроется, чем привычная картина? и чудесное... пути Господни неисповедимы опять же, а хаос... как знать, возможно ведь и что все кажущееся хаосом в природе на самом деле организовано, просто разум наш не всегда в силах постичь эту гармонию... это если перестроиться, можно услышать музыку небесных сфер. как тот же Пифагор некогда уловил отзвук. и вот взялся за науки, за геометрию... чтоб хоть как-то абстрактно передать людям, погрязшим в хаосе материального, все это... Строгий Тролль 21.01.2017 18:12 Заявить о нарушении да мы ни черта об этом не знаем! как и даже о мозге людском - я уж молчу о душе. потому такие материи - здесь только и сказать можно: знаю, что не знаю ничего. так что хотя бы земное какое-то знание оформилось в думалке. а там................. Строгий Тролль 21.01.2017 18:16 Заявить о нарушении Строгий Тролль 21.01.2017 18:43 Заявить о нарушении © Copyright: Борис Голутвин, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|