Рецензии на произведение «Реквием выпускницам 1941 года к 75-летию Победы»

Рецензия на «Реквием выпускницам 1941 года к 75-летию Победы» (Сергей Таллако)

Я никогда не думала, не предполагала, что я, рождённая в "самой лучшей и справедливой стране - Советском Союзе", стану свидетельницей её развала! И не просто развала, а постсоветской истерии, ненависти, лжесвидетельства...и новой войны. Войны, которая идёт шестой год! Да, сейчас она в стадии вялотекущего конфликта, одно название которого (гибридная война, гражданская война...) вызывает в обществе бурю эмоций и неприкрытой злобы! Но это ВОЙНА! Продолжаются обстрелы, гибнут люди, мирные люди, дети!!!
И в связи со всем вышесказанным, Ваше произведение наряду с несомненными художественными достижениями, с поднятыми социальными вопросами, несёт в себе сильный исторический заряд против войны, произведение актуально и социально необходимо!
Как говорил Джавахарлал Неру: "Война является отрицанием истины и гуманности.Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу прививаются людям".
К сожалению, распространение лжи и ненависти на Украине происходит ежечасно!

С огромным уважением к Вашему творчеству!
Здоровья Вам, Сергей!


Вера Столярчук   31.03.2020 19:22     Заявить о нарушении
Во-первых, Вера, я искренне рад Вашему отзыву с пониманием антивоенной направленности этой работы, благодарю!
Во-вторых, общепринятым является мемориальный венок из хвои, из цветов. Я его сделал из сонетов, благо такая форма общеизвестна.
В-третьих, мне кажется важным обратить внимание читателей, на то, что трагические последствия Отечественной (и любой другой) войны имеют многолетние последствия в виде девальвации представлений о благородном бережном отношении к женщине. Это страшно.
Сергей

Сергей Таллако   31.03.2020 22:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реквием выпускницам 1941 года к 75-летию Победы» (Сергей Таллако)

Какой серьезный труд...Казалось бы, так много уже
сказано, написано, показано, а читаю и сердце плачет! Я родилась в Барнауле в 43-ем в самый разгар войны...Папа водил составы на фронт, аборты были запрещены,я была третьим и, конечно же, не запланированым ребенком...Своё послевоенное детство
запомнилось безрукими и безногими мужиками, вечно пьяными, что то доказывающими друг другу и какими-то потерянными...Я читала ваш Реквием, а перед глазами плыли кадры нашей голодной послевоенной

жизни

Ольга Мартин   08.03.2020 06:48     Заявить о нарушении
Жутко было видеть, когда эти фронтовики – безногие или безрукие, подвыпив, начинали драться, размахивая палками и самодельными костылями, - на базарах или на привокзальной площади!
*
На призывном пункте, в военкомате, моего отца – инженера-конструктора – забронировали, сказав: «Вы будете нужны здесь!». Его КБ эвакуировали в Вятку, а он наладил вместе с военными инженерами «здесь» - в мастерских уехавшего КБ – ремонт покалеченной военной техники. Жил на казарменном положении рядом, к нам в подмосковный городок выбирался, но крайне редко, на ночь.
*
Семья – мама с двумя детьми, бабушка и тётка – оказались на окраине городка в недостроенной избе, где оказались из-за предвоенной реконструкции Москвы. Таких семейств – без мужиков – было кругом полно: местных, выселенных из Москвы, а потом к ним присоединились – путём «уплотнения», эвакуированные из Ленинграда. Каково пришлось этим женщинам с семьями на неосвоенном месте, без навыков огородничества, без дров и электричества…
*
А я рос - сначала среди «бабьего царства» в городке, а потом – после ВУЗа – в НИИ снова оказался в обстановке диспропорции мужского и женского населения со всеми драмами послевоенного бытия. И даже в наши дни вижу, что «эхо прошедшей войны» не утихло. Реквием надо было написать!
Благодарю за отзыв, Ольга! Отзыв человека, знавшего войну не по книжкам и фильмам, а по «живым и мёртвым» её последствиям.
Сергей

Сергей Таллако   08.03.2020 09:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реквием выпускницам 1941 года к 75-летию Победы» (Сергей Таллако)

Здравствуйте, Сергей. Сразу трудно осмыслить такое произведение, прочла сегодня ещё раз. Понравилось ещё больше, чем вчера. Глубокое многослойное произведение.
Без русских женщин не было бы Победы. Их роль нельзя преуменьшать.
Баба на Руси - начало и спасенье...
Кавычки КОМП, к сожалению, не ставит.
Сейчас стали показывать фильмы про женщин-лётчиц, женщин-снайперов, женщин-врачей.
Трудно складывалась послевоенная судьба многих женщин. Мужчин не хватало.
Каторжный труд в колхозах и на заводах. Женщины, бывшие фронтовички, в силу разных причин не создали семьи, не смогли родить. Так мои две тёти-красавицы не могли найти себе пару, остались старыми девами. Правда, он не воевали, а были тружениками тыла.
Сильна у русских воля...
Некоторые строки у Вас, как крылатые выражения. Да, русский народ уникален.
Выстоять в такой войне, поднять экономику в кратчайший срок и полететь первыми в космос....
А сейчас стали героизировать бендеровцев, шухевичей т. д. Перевирают, искажают историю. В основном- прибалты, поляки. Разрушают памятники.Вы связали с современностью свои стихи, и за это благодарность.
Ребята, будем жить...
Я верю в величие и особую миссию России. Ни одна страна не пережила столько, сколь пережили мы. И без женщин у нас никуда.
Спасибо, Сергей, за достойное, прекрасное произведение, посвященное женщинам-девушкам, отдавшим свои жизни и счастье Войне.
У женщины немалый шанс - суметь и победить.
Низкий поклон им и нам. Сильным, терпеливым и милосердным.
С Днём защитника Отечества Вас. Удачи и вдохновения.

Лариса Конина   21.02.2020 09:06     Заявить о нарушении
Да, конечно, отголоски войны звучат до сих пор. Мужчин по-прежнему меньше, чем женщин. Надо больше уделять внимания воспитанию молодёжи, которая с вожделением смотрит, зачастую, за запад. И это очень печально.

Лариса Конина   21.02.2020 09:10   Заявить о нарушении
Привет, Лариса!
Я вам искренне признателен за внимание и за отзыв на новый для меня вид сонетного жанра – венок сонетов. Знаком благодарной памяти всегда были венки – из роз, лавровые, из разных цветов и из хвойных лап. Я рискнул сделать венок из сонетов. Не парадную оду, не гимн, а скорбно вспомнить тех, кто вместо пути в светлое будущее, необстрелянные, без умения маскироваться и метко стрелять, пошли на фронт, на защиту страны и на свою гибель. Мне ещё не было девяти лет, когда Отечественная война кончилась, но жизнь в эти годы в Москве и в Подмосковье запомнилась прочно. Всё – и работа, и голодный быт детворы и стариков, и их лечение – легли на плечи женщин. И конечно же, нам – пацанам и девчонкам – было не до игр, мы помогали старшим. Запомнились и мальчишки – осиротевшая безотцовщина, переходившая по влияние подростковой шпаны. Мать же не могла им даже пригрозить: напишу отцу на фронт!
*
До современных юношей и девушек достаточно довести одну простую мысль: их за рубежом никто не ждёт! А начинать с нуля лучше дома. По крайней мере языковых и понятийных проблем в общении с окружением не будет.
Сергей

Сергей Таллако   21.02.2020 13:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реквием выпускницам 1941 года к 75-летию Победы» (Сергей Таллако)

Сергей,привет!
Я прочла...
Горько,искренне,истинно!
Не без надежды на все тех русских женщин!
Спасибо за глубокий труд!
Счастья и мира вашему дому!
Ева

Ева Гущина   20.02.2020 23:09     Заявить о нарушении
Ева, добрый день! Рад Вашему отзыву на мою работу, которая зародилась после моего отзыва на Ваше стихотворение «На тропочках судьбы». Благодарю за вдохновение, дорогая Псковитянка!
Сергей

Сергей Таллако   21.02.2020 12:39   Заявить о нарушении
Смотрите личное сообщение,
Ева

Ева Гущина   21.02.2020 15:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реквием выпускницам 1941 года к 75-летию Победы» (Сергей Таллако)

На Алтае, в селе, где я родилась и выросла, многие женщины и бабушки (для меня) обращались друг к другу "девки", а по имени - Санечка, Манечка, Питочка (Капитолина), Шурушка и т.п. Когда я немного повзрослела, то стала расспрашивать, почему так странно они называют себя? Пожилая тётя и вдруг девка Шурушка?! А всё очень просто: Они так и остались девушками на всю оставшуюся жизнь. Война скомкала их юность, забрав от них женихов, а после войны вернулись меньше четверти ушедших, на всех "девок" женихов не хватило. В те годы, когда я сама уже входила в пору юности, первой влюблённости, узнав какая судьба постигла моих взрослых односельчанок, я ужаснулась..! А, если говорить о девушках и женщинах, оказавшихся на фронте?! Это вообще за гранью моего понимания и представления. А ведь многих женщин, вернувшихся с фронта, мужчины не брали в жёны по предположениям и распускаемым соперницами слухам, что они там, на фронте были чуть ли не жёнами полка...
Ты большой молодец, Сергей, что написал реквием выпускницам 1941 года! Говорят, что у войны не женское лицо и это правда, ибо женщина должна быть Берегиней - добрым Ангелом, Хранительницей очага, Музой, а во что война превратила лица девушек и женщин, состарившихся раньше срока?! А сколько могли бы нарожать мальчишек и девчонок наши соотечественницы, погибшие в годы войны?!
"Нам надо строго помнить военные итоги,
Кровавые бинты и смерть, и пыль дороги..."
Нельзя, ни в коем случае допустить повторения такого!
Спасибо тебе за напоминание и низкий поклон!

Татьяна Кайгородова   18.02.2020 15:05     Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна, привет!
Я внес некоторые правки в отдельных местах венка сонетов. Сюжет сохранён полностью. Так как мои читатели уделяли основное внимание сюжетной линии, содержание их рецензий (и Твоей, Таня) нисколько не задето. Правка оказалась технической и пришлась на стыковку сонетов в венке (в последних терцетах нескольких сонетов пришлось поменять отдельные строки местами), в нескольких местах удалось улучшить рифмы или устранить отклонения от ямбического строя стиха. Все предметы правки – следствие усталости при работе над довольно большим произведением. «Замыливается глаз,» - говорят в таких случаях. Но это частности. Теперь обратимся к Твоему отзыву.
Все знают, что сибирские полки – свежее подкрепление измотанным под Москвой частям Красной Армии – переломили ход боёв и сделали возможным стратегическое контрнаступление наших войск под Москвой. Твой же отзыв показал тыловую сторону и последствия этих боёв, оставивших девушек без женихов, сделавших жён вдовами. И нельзя забывать, что Московское сражение – только одно из очень многих. Ты, Таня, чётко увидела в моей работе не демонстрацию эпизодов из предшествующих произведений с военной темой, а акцент на послевоенную участь наших женщин. Причём «эхо прошедшей войны» чувствуется не только в «демографических провалах», но и в том, что мужчины новых поколений не имеют традиционного умения заботиться о возникшей семье. У меня, как уверен и у Тебя, есть масса примеров мужской безответственности, а ведь уже 2020 год на дворе!
Рад был твоему отзыву.
Сергей

Сергей Таллако   18.02.2020 21:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реквием выпускницам 1941 года к 75-летию Победы» (Сергей Таллако)

Сергей!

Еще один прорыв на твоём главном фронте,
Когда, порвав себя и сделав всё, что мог,
Невиданный цветок на личном огороде
Твой гений воссоздал, и он пошёл в зачёт.

Летают над землёй их души-голубицы
И плачут оттого, что сделалось с землёй.
И радуются тем, что нынешним девицам
Дан не ничтожный шанс на счастье и покой…
***
Сложную задачу ты перед собой поставил. Не знаю, получился ли именно реквием, в моём сознании рифмуемый больше с траурными шедеврами Моцарта, Гуно, Верди, Дворжака, и, конечно, Ахматовой, в которых скорбь превалирует над всеми другими чувствами и… рассуждениями, но то, что получилось, не может не вызвать к себе другого отношения, кроме уважительного.

Поздравляю с победой!
Уверен, что, когда твой Реквием отлежится, ты еще не раз к нему вернёшься и найдёшь, что почистить, чтобы никакая заноза не отвлекала от целостного восприятия этого сокровища.

С дружеской симпатией,

Алекс Конрад-Боно   17.02.2020 14:43     Заявить о нарушении
Дорогой Александр, привет!
Я вчера и сегодня постарался «прочистить» огрехи своего рифмоплетства. К счастью, сюжет остался полностью прежним, правка оказалась технической и пришлась на стыковку сонетов в венке (в последних терцетах нескольких сонетов пришлось поменять отдельные строки местами, чтобы первая и последняя строки не были одновременно мужскими или женскими), в нескольких местах удалось улучшить рифмы или устранить отклонения от ямбического строя стиха. Конечно, сожалею, что понадобилось несколько дней, чтобы взглянуть на текст «отдохнувшими» глазами, но теперь он стал заметно лучше. Твои намёки о занозах достигли цели, благодарю!
*
Почему реквием?
Много лет назад я вёл группу студентов туристским походом по западу Подмосковья. У нас была хорошая по тем временам карта района похода. Темнел зимний вечер, но предполагаемой деревни на месте не оказалось. Оказалось, что её сожгли фашисты при отступлении. Пришлось спешить к следующей, к счастью уцелевшей, деревеньке для ночлега. Что можно оптимистичного сочинить о месте исчезнувшего селения? Ничего кроме стихотворного реквиема, если на место за 15 лет так и не вернулись люди.
Благодарю за отзыв!
Сергей

Сергей Таллако   18.02.2020 21:54   Заявить о нарушении
Вот. Уже, конечно, лучше! Но я бы еще "отложил". Работа этого стоит! Мне кажется, что ты так обрадовался, что "осилил", почувствовал такое облегчение, что сразу расслабился... Я через такое проходил и очень понимаю... А потом обнаруживаешь такие... "лакуны", что только диву даёшься...
удали.

Алекс Конрад-Боно   19.02.2020 21:54   Заявить о нарушении
Да я сам, работая с "Пеночкой и Сергением" с этим явлением познакомился очень болезненно. Но пока не нашёл эффективного способа - не наступать дважды на те же грабли! Временная слепота какая-то!
Благодарю, Александр!
Сергей

Сергей Таллако   19.02.2020 22:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реквием выпускницам 1941 года к 75-летию Победы» (Сергей Таллако)

Добрый вечер, Сергей Илларионович.
Безусловно тема, выбранная Вами очень обширна и не случайно Вы выбрали столь сложный способ сказать о женщинах в войне. Каждый автор имеет право на свое видение и свою реакцию, тем более на демократичном сайте стихи.ру.
Да, женщины воевали, отдавали свои женские жизни Победе, убивали, а не рожали, вынесли тыловую нагрузку, заменив на заводах и полях мужчин - это женская судьба того времени на нашей Родине. Это кто же вверг женщин в такую деятельность? - Мужчины из другой страны, другого племени - враги. Одна из страшнейших книг-документаций о войне и женщинах в ней у С.Алексиевич "У войны не женское лицо". Но и современные мужчины, соплеменники - тоже совсем не на высоте, это Вы тонко подметили. Зато "шепчут признания стихами порой так крикливо..." Огромная работа, проделанная таким мастером как Вы, безусловно получит достойную оценку Ваших читателей.

Далее я хочу обратиться к стихотворению, ставшему, что ясно даже из Вашего текста, отправным для создания Реквиема. В данном случае это очень важно. Я нашла Вашу переписку (рецензия-замечание) с "потомком Согдианы". Его стихи знакомы мне довольно давно, это честный и искренний автор. Стихотворение вызвало более сотни положительных рецензий читателей. Он очень деликатно и спокойно отвечал рецензентам: "Вообще-то это стихотворение я придумал, весь сюжет. А толчком, как ни странно, послужила кинокомедия "Пять невест" Там героиня Боярской сказала потрясшие меня слова: У нас в классе было одиннадцать парней, мы им писали. Но где-то в сорок третьем году стало некому писать." Последнее предложение стало заключительной строкой стихотворения.
Знаете, Сергей Илларионович, меня тоже потрясли эти слова.

Особенность его стиха в том, что рассказ-то ведётся от лица бывшей одноклассницы погибших ребят, уже взрослого человека нашего мирного времени. Тогда в первые годы войны девочки-школьницы из опустевшего класса, как самые верные друзья поддерживали письмами мальчиков-одноклассников, ушедших на фронт. А трагедия в том, что адресаты выбывали один за другим, погибали. Так и возникали описываемые в Вашем Реквиеме одинокие женщины, которым не от кого было принять семя и родить дитя. И что бы не делали эти девочки за годы войны (фронтовые медсёстры, трактористки на полях, рабочие на военных заводах и т.д.), а потом и в мирное время они не забывали своих одноклассников, помня каждое имя, их черты и то, как они погибали. Чуткий автор в каждой нехитрой строчке даёт нам свидетельство особой верности женской памяти.

Это объяснение более чем понятно. Но непонятно, почему Вы отреагировали на его слова с нарастающим гневом! (Лист 46-37 - на 16.02.20. Рецензия на «Выпускники 1941 года», Абдульмахмуд Рахимов).
И то, что в стихотворении речь идёт лишь о мальчиках со школьной фотографии и не упомянуты сидящие рядом девочки - это не злой умысел, не проявление женоненавистничества, которое Вы приписали ему, это просто другая тема. Вы коснулись её в своём произведении.

С наилучшими пожеланиями,
Татьяна

Татьяна Айххорн   17.02.2020 02:15     Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна, благодарю за внимание к Реквиему.
Вы придали, на мой взгляд, чрезмерное внимание роли творчества «потомка Согдианы» в создании моего венка. Первым вариантом Магистрала (с него всё и началось у меня) был просто сонет, написанный как отзыв на стихи Евы Гущиной «На тропочках судьбы» http://www.stihi.ru/2020/01/20/6810 Ева Гущина своим творчеством не раз вдохновляла меня на свои не самые скверные стихи, за что я ей постоянно признателен. Так получилось и в этот раз.
*
Тема Женщины у меня стержневая и по жизни, и в стихотворчестве. Мне всю жизнь сказочно везло на встречи с дивными женщинами. И не понаслышке, а из «первых рук» - с мальчишества – доводилось видеть драматизм поговорки «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик!»
За несколько лет до нынешнего Реквиема драматизм овдовевших после войны женщин и никчёмность их подросших сыновей в своей семейной роли отца и мужа затронута в моём романе «Пеночка и Сергений». Так что тема мемориального Венка сонетов к 75-летию Победы мною прорабатывалась до встречи со стихотворением о выпускниках школы весной 1941 года. И смею Вас заверить, что не будь групповой фотографии класса выпускников и ВЫПУСКНИЦ при стихотворении потомка Согдианы, я прошёл бы мимо, слова не написав. И даже, ответь мне Абдульмахмуд в отзыве: «Благодарю, Сергей, это только первая часть дилогии! Напишу и девушках.» - мы разошлись бы мирно. Но он поступил иначе.
*
Меня настораживает, Татьяна, Ваше (и не только Ваше) стремление свести разговор о драме выпускниц весны 1941 года к примерам литературного её освещения - у той же Алексиевич, например. Похоже, приём – напомнить послевоенному читателю о войне образами из литературы и кино – иногда уводит его от проблемы послевоенного вдовства и сиротства, которая и в наши дни болезненно сказывается на участи многих наших семей. Алкоголизм, наркомания и даже простое пренебрежение ролью мужа, отца и кормильца – это эхо той войны. Духовная слепота «потомка Согдианы» - явление того же порядка.
Сергей

Сергей Таллако   17.02.2020 09:24   Заявить о нарушении
Дорогой Сергей Илларионович,
Вы много раз правы в Вашем отношении к Вашим литературным героям и их ситуациям. Однако каждый автор, также как и Вы имеет право на свою тему и на то, как он её раскрывает. Я бы предложила Вам на этом и остановиться. Очень неприятен в литературных дискуссиях переход на дискуссионные "драки", когда в ход пускаются совсем другие приемы и обороты речи. И это даже без последующего извинения, оправдывая поведение своей единственного рода правотой. Помня Вашу всегдашнюю деликатность и здравый смысл, хотела бы в этом случае верить в мирное решение военной темы.
С уважением,

Татьяна Айххорн   24.02.2020 16:20   Заявить о нарушении
Татьяна, добрый вечер!
Мне приходилось неоднократно бывать в среднеазиатских республиках Советского Союза, причем не только в Ташкенте, Бишкеке, Алма-Ате, Душанбе – столицах республик, но и в Пржевальске, Бухаре и Самарканде, в Пенджикенте и т.п., а также в кишлаках и на высокогорных пастбищах. Видеть приходилось разное. Вот пара «зарисовок». Едем в автобусе между районными центрами. Беременная таджичка вошла на остановке и стоит между сиденьями. Мужчины сидят, и ни один ей места не уступает. Или. Встречаем на сельской тропе всадника на ишаке, за которым бежит девушка. Он нам приветливо машет рукой, она улыбается нашим женщинам в группе. Ну, беременной я место уступил немедленно, несмотря на её возражения. Мужчины и глазом не моргнули. После мы ехали ещё более двух часов. А что было делать с «водителем» ишака? Местного языка в объёме, необходимом для дискуссии, мы не знали. Примеры «несимметричного» отношения между полами можно бы и продолжить, но не вижу в этом большого смысла. В конце фильма «Белое солнце пустыни» товарищ Сухов оставляет нам жён Абдуллы. А куда им деваться в мусульманском мире с его «своеобразными» обычаями? Я не знаю. Но уверен, что в 90% случаев попал бы впросак, начав литературно или с помощью кино развивать тему их судьбы, не зная глубоко нюансов, ибо «восток – дело тонкое».
Абдульмахмуд Рахимов сделал своё произведение неуклюже, и, потому что родился в Средней Азии, не знавшей фронтовых и оккупационных тягот, и потому что родился через семь лет после окончания Второй Мировой Войны, и потому что в Средней Азии иной менталитет у мужской части населения, как минимум. Неужели Вы считаете, что его неуклюжесть мне следовало проглотить? Уверяю, что не вставь он фото выпускников – юношей и девушек – к стихотворению, а напиши только о юношах, я бы только плечами пожал: «Разве до войны в среднеазиатских республиках было раздельное обучение мальчиков и девушек?».
Да, каждый автор имеет право раскрывать тему по своему усмотрению. Но дальше каждый читатель имеет право высказать своё мнение о качестве раскрытия. Возникший диалог предполагает взаимное уважение собеседников. Вы же не обратили внимания на манеру разговора Абдульмахмуда со старшим: несколько раз, выказывая внешне уважение, он уходит от повторяемого вопроса: «ПОЧЕМУ?». Уверяю Вас, в восточном обиходе это признак оскорбления.
Пришлось показать ему, что этот признак и его степень неуважительности мне известны. «Восток дело тонкое!». Думаю, что он меня понял.
Вам, Татьяна, эти тонкости, степени и признаки, возможно, не вполне известны. Возможно, что не почувствовалась соразмерность реплик в диалоге.
Я обеими руками за мир между коллегами на сайте, но мир уважительный – не только внешне, но и, по существу. Что касается и уважения к памяти девушек на фотографии, использованной упомянутым автором.
Сергей

Сергей Таллако   24.02.2020 22:29   Заявить о нарушении
П.С. Я родилась, училась и работала около 27 лет в Казахстане, Киргизии, Узбекистане. В аспирантуре верными друзьями были и казахи, и узбеки, армяне...

Татьяна Айххорн   25.02.2020 01:58   Заявить о нарушении
Татьяна, во-первых, я искренне рад Вашим жизненным наблюдениям, честное слово!
Во-вторых, верно сказано в фильме "Мужики": "Примерами нечего нельзя опровергнуть и ничего нельзя доказать!". И, в третьих, имею факт поведения коллеги на сайте. Мне почему-то кажется, что ваши друзья себя в этом случае повели бы иначе. К примеру, в Грузии, недалеко от Телави, группа местных приехала к нашему байдарочному лагерю на берегу Алазани с угощениями и вином со снотворным, а потом обчистила нас. А потом шофер, из местных же, нашел воров - из локального азербайджанского селения - и заставил их всё вернуть почтой в Москву. Есть люди, и есть обычаи, которым они следуют (или нарушают!).
Сергей

Сергей Таллако   25.02.2020 09:26   Заявить о нарушении
Поделился с женой темой беседы, и она вспомнила опубликованную в газете "Моя семья" статью с воспоминаниями последней жены кинорежиссёра Данелия. Он поехал с нею на родину и, перед выходом из вагона, велел ей нести за ним два чемодана. Он обнимался с друзьями, а она тащила чемоданы. У них - так!
Я не стремлюсь диктовать другим народам свои обычаи, но настаиваю на уважении их представителями наших обычаев.
Сергей

Сергей Таллако   25.02.2020 10:05   Заявить о нарушении
Вспомнился тяжкий труд женщин на хлопковых полях в Узбекистане и последующее расследование, проведённое при Андропове.

Сергей Таллако   01.03.2020 13:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реквием выпускницам 1941 года к 75-летию Победы» (Сергей Таллако)

Спасибо, Сергей,
За:
..."И вздрагивать по-новому в просторах Интернета,
Встречая недомыслие незрелого поэта.
Того, чье недомыслие бедою проросло?"...
..."Ты вспомни, друг, про фильм «Дом на семи ветрах»,
И женщины зарок: ждать в дверь звонок короткий"...
"Услышим в фильме Быкова: «Ребята, будем жить!»,
Увидим, как не просто, порою, смелым быть"...
...
Огромное спасибо.
С признательностью.

Наталья Чаплыгина   23.02.2020 21:42     Заявить о нарушении
Наталья, вечер добрый!
Вы меня заинтриговали всерьёз! Вы выделили заслуживающими внимания семь строчек из 14*15=210 строк венка сонетов. Неужто остальное слова доброго не стоит? Это же от шока и сознание потерять недолго!
Сергей

Сергей Таллако   14.02.2020 21:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реквием выпускницам 1941 года к 75-летию Победы» (Сергей Таллако)

Здравствуйте, Сергей. С интересом прочитала Ваш труд. Признаюсь, сначала для меня тяжеловато было читать и воспринимать информацию, отвыкла от серьёзных текстов. Форма подачи информации – венок сонетов, думаю, это не случайно, как раз таки, главное в сонете – это диалог с предшествующей культурой, её принятыми нормами, своего рода послание потомкам от автора. Это стремление автора к прочному гармоничному пространству (в переделах семьи, страны, Мира), не теряющему связующая нить общности. Всё это отражает венок сонетов, отражает суть жизни: на чём остановились, с тем войдём в новый отрезок времени. К сожалению, мир, разрушенный войной, тяжело восстанавливать, а старые страхи, боли мешают двигаться дальше и ощутить радость от нового участка времени…

Тема – важная, вечная, женщина, её искусство жить и выживать в любых условиях… С выводами магистрали произведения, пожалуй, не соглашусь: бороться, искать, суметь и победить – всё же, это привилегия мужчин, а женщине нужна лишь вера в мужчину, в его идеи… Достойные идеи, не на войну и разрушение...

Ирина Петал   14.02.2020 16:40     Заявить о нарушении
***
Ты обо мне не думай плохо,
Моя жестокая эпоха.
Я от тебя приму твой голод,
Из-за тебя останусь голой...

На всё иду.
На всё согласна.
Я всё отмерю полной мерой.
Но только ты верни мне ясность
И трижды отнятую веру.

Я так немного запросила
За жизнь свою –
Лишь откровенность.
А ты молчишь – глаза скосила,
Всевидящая современность...
© Инна Лиснянская

***
Я выдохнула память. И для вдоха
Теперь нужна мне новая эпоха,
Или хотя бы - новое окно
В иной пейзаж, где лавр дорогу славит,
Где солнце заходящее оставит
На мне свое родимое пятно.

Оно похоже на почтовый штемпель,
Да и на пломбу на вагоне "мебель",
И на тавро, которым метят скот,-
Хочу быть кем угодно, чем угодно,
Но лишь бы с мертвой точки безысходной
Мне сдвинуться и высмотреть исход.

А он, наверно, там, где был вначале,
Где позже мирру с терном повенчали.
На кой мне ляд, однако, та страна
Иль град, где пощадили только Лота?
Мне выйти всего-навсего охота
За крестовину этого окна!
© Инна Лиснянская

Ирина Петал   14.02.2020 16:41   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Сергей, за это произведение, оно навевает много мыслей... (Не все ещё вызрели, что высказаться). И к нему хочется не раз вернуться. Это главное.

Ирина Петал   14.02.2020 16:44   Заявить о нарушении
Ирина, я искренне рад Вашему отзыву!
Вы точно поняли роль сонетной формы в данном случае, когда приходится совмещать поступь мировой истории с личной скорбью и не утихшим горем живых близких, на пути из прошлого в будущее. Однако, острота военной поры и последующих лет, на мой взгляд, состоит в том, что огромный груз мужских потерь и забота о родившихся детях – всё легло на плечи женщин. Я позволю заметку из своей памяти. Война. Отца естественно рядом нет. Мы – мама и мы с сестрой (шесть и три года) – пошли, взяв тележку, в лес за хворостом. На нас напал мужик с целью отнять тележку. Не забуду, какой тигрицей мать отбивала и отбила его попытки нас ограбить. А у многих женщин вера и надежда на мужчин в ту пору погибла вместе с мужьями, сыновьями и братьями. Им всё приходилось решать и делать самим, чтобы выжить и сберечь старых и малых. А некоторые сынки уверовали, что и их жёны будут их опекать так, как матери, и забыли роль защитников и кормильцев семьи, что иногда аукается и теперь.
Отдельная благодарность за стихи из вашей золотой шкатулки памяти!
Сергей

Сергей Таллако   14.02.2020 18:26   Заявить о нарушении
И Вы правы, Сергей. Мужчина силён физически, женщина морально. В любом случае, никому не стоит опускать руки. "Искусство жить - как всякое - опасно
В отрезок, так испорченный войной. Продлись моя дорога! Я согласна На всё, что будет на Земле со мной." (Юнна Мориц)

Светлая память земным женщинам, участницам войны, труда, жертвам мировых перестроек. И мы, женщины, не перестаём верить в глубинах своих душ, в надёжных мужчин, способных творить, жить с любовью, уважением и ответственностью к женскому полу и нашей Планеты.

Ирина Петал   14.02.2020 21:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Реквием выпускницам 1941 года к 75-летию Победы» (Сергей Таллако)

Сергей, прочитала. И сейчас попытаюсь передать Вам свои впечатления. Писать венок сонетов - титаническая работа. Знаю, потому что сама писала. И однажды даже на корону замахнулась. Но вся беда в том, что в венке теряется непосредственное чувство, которое превращает стихи в настоящую поэзию. У Вас получились размышления на тему. Рассуждения. Воспоминания о фильмах. Но это все вторично и не "царапает". А тема - реквием по выпускницам 1941 года - должна цеплять до слез. Вот как воспоминания фронтовой медсестры о том, как они выносили раненых с поля боя, а те их просили: "Девчонки, спасайтесь!". А сегодняшние "критики" уверяют, что это пропагандистский треп, дескать не могли девчонки вытаскивать солдат - сил у них не хватало. Есть книга Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо", в ней собраны свидетельства участниц войны, снимки военных корреспондентов - от этой простоты и безыскусности сердце леденеет. Но именно так, наверное, и надо писать, чтобы пробиться через современное равнодушие... Рассуждениями здесь ничего не сделаешь. Я тоже недавно написала о войне:

"И помнит мир спасенный,
Мир вечный, мир живой
Сережку с Малой Бронной
И Витьку с Моховой"
Е. Винокуров

Ах, милая Польша, красавица с бантом —
Короткая память и минимум смысла…
Сережка и Витька теперь – оккупанты,
Как полмиллиона в могилах за Вислой.
А мир в тишине комфортабельных комнат,
Не зная, что снова стоит у порога,
Кромсает былое и вовсе не помнит,
Что был он спасен. И про Витьку с Серегой.
Спасенный и вечный, все так же беспечен
У края обрыва избушкой на сваях.
Достоин ли вечности ты, человече,
О тех, кто погиб за тебя, забывая?

Продолжила тему песни "Сережка с Малой Бронной", но вложила в стихи уже сегодняшние свои чувства...

Надежда Коган   12.02.2020 13:55     Заявить о нарушении
Надежда, привет!
В песне «Исторический роман» Булата Шалвовича Окуджавы, как Вы несомненно помните, есть строфа:
«Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
Так природа захотела,
Почему, не наше дело,
Для чего, не нам судить».
Вы мне пишете: «Но вся беда в том, что в венке теряется непосредственное чувство, которое превращает стихи в настоящую поэзию. У Вас получились размышления на тему. Рассуждения. Воспоминания о фильмах. Но это все вторично и не "царапает". А тема - реквием по выпускницам 1941 года - должна цеплять до слез». Встречно спрошу: «Почему вы решили – женщина-поэтесса, что Реквием должен цеплять до слёз?» Другая женщина-поэтесса – Анна Андреевна Ахматова – написала свой «Реквием» - сильнейшее произведение, но лично меня оно «до слёз не цепляет», вызывая совершенно другие чувства – чувства жажды справедливости и отмщения!
Ни вы, ни я, ни современные наши читатели не были медсёстрами, вытаскивающими раненых по кровавому морозному снегу. Поэтому мне не хочется уподобляться критикам, крови не видавшим, и, возможно, даже котёнка от смерти не спасшим. Чтобы быть с читателем «на одной волне», я обязан привлекать образы и сцены, переданные талантливыми нашими авторами – предшественниками и очевидцами – в своих романах, сценариях и фильмах. А «рассуждать» приходится, чтобы назвать главное: «Пепел Клааса стучит в моё сердце!», то есть «эхо прошедшей войны» гудит между нашими половозрелыми особями, не знающими, как построить и содержать свою семью и как беречь своих детей и их мать!
Если Вы, Надежда, строите свою поэзию, уповая на встречный всхлип своих читательниц, то открою Вам очевидное: сволочи приходят в себя только от жесткой встряски. С мужиками, которых вам – послевоенным мамам – не удалось воспитать полностью, так как это почти всегда по силам только полноценным семьям, где мать – милость Божия, а отец – гнев Божий, с этими мужиками слезливая лирика не работает.
Только факты и ссылки на общепризнанные печатные и киноматериалы работают, и то – при наличии совести.
Сергей

Сергей Таллако   12.02.2020 17:09   Заявить о нарушении
Да, Сергей, привлекать, но вкладывая еще и свою душу. Вот смотрите, тот же фильм "В бой идут одни старики*. Вы приводите один эпизод, я - другой. Вы пишете:
"Услышим в фильме Быкова: «Ребята, будем жить!»,
Увидим, как не просто, порою, смелым быть,
Глядеть на фото друга, вчера ещё живого"
Я пишу:
Опять реву, припомнив кадр из фильма,
(Ведь времена не так уж далеки) -
О той, второй, поющей эскадрилье,
Где в бой уходят только старики,

Где музыка и смех, любовь и раны.
…Еще мальчишка, но уже пилот.
И рядом смерть. А голос за экраном
Ту песню украинскую поет:

«Нiчь яка мiсячна»… Поет с такой любовью,
С такою нежностью – до хаты… на руках…
А в кадре медсестричка с поля боя
Израненного тащит мужика.

А я реву. Да отчего? … Не знаю.
Наверно, беспощадна и груба,
И нас когтями прихватила злая
Неженская военная судьба.

Да, на руках… В окно три алых розы…
И свет любви в распахнутых очах –
Год. И другой. Но все же станет прозой
Волнующая сказка при свечах.

Предательство ударит ли прицельно
Или заряд направленного зла
Любимых, добрых, умных бьют шрапнелью,
Насмешкой, клеветой – из-за угла.

И слушаешь дыханья перебои,
И множишь строй аптечных пузырьков…
Из хворостей, обиды и запоев,
Как на войне - медсестры с поля боя,
Вытаскиваем наших мужиков….

Все же это, наверное, ближе и современней.
Я понимаю, в венок сонетов подобную картину не уместишь. Именно поэтому я и говорю, что форма, особенно такая твердая, как венок, существенного ограничивает возможности автора...

Надежда Коган   12.02.2020 17:26   Заявить о нарушении
Наденька, так осваивать наследие предков надо! Да, венок сонетов – интересная вершина, как говорят альпинисты о технически сложном восхождении на горный пик. Но совершенствование мастерства достигается только при постоянном усложнении – либо вариантов восхождения на тот же пик, либо при выборе новой вершины.
Лида Луткова – автор более полутора тысяч сонетов – как-то обронила верную фразу: сонетом можно выразить всё. Попробовал – да, можно. Позволяли ли себе подобную мысль создатели «любовной песенки»? Наверное, им это и в голову не приходило!
А что можно выразить венком сонетов, перспективна ли эта усложненная сонетная комбинация, или это всего лишь трюкачество? Не попробуешь – не узнаешь. А пробуя, начинаешь, например, чувствовать требования к магистралу как основе посыла читателю в виде сплетённой совокупности сонетов. Что нового сулит венок в качестве поэмы в сравнении с обычной поэмой? Есть здесь качественный скачок в возможностях изложения, или это трюкачество на любителя? Практика – критерий истины. Значит имеет смысл пробовать и смотреть, что получается, а не утверждать очевидное: да, накатанным путём, например, онегинской строфой писать проще!
Мне почему-то кажется, что это не последнее слово в поэзии.
**
Мы, Надежда, кажется, не слишком знакомы с творчеством друг друга. Вот моя Вам презентация. Это роман в стихах «Пеночка и Сергений». Он написан онегинской строфой, но не ямбом, а дактилем. Мне казалось, что любовную предысторию и совместную историю героев романа – людей пожилых – живчиком-ямбом описывать не совсем корректно. Восемь глав с Прологом и Эпилогом. В каждой главе от 23 до сорока строф. Пишу о романе, чтобы показать, что многострофный «марафон» мне знаком. С сопутствующими бедами и горестями героев в сюжете.
Сергей

Сергей Таллако   12.02.2020 18:57   Заявить о нарушении