Рецензия на «Реквием выпускницам 1941 года к 75-летию Победы» (Сергей Таллако)

Сергей, прочитала. И сейчас попытаюсь передать Вам свои впечатления. Писать венок сонетов - титаническая работа. Знаю, потому что сама писала. И однажды даже на корону замахнулась. Но вся беда в том, что в венке теряется непосредственное чувство, которое превращает стихи в настоящую поэзию. У Вас получились размышления на тему. Рассуждения. Воспоминания о фильмах. Но это все вторично и не "царапает". А тема - реквием по выпускницам 1941 года - должна цеплять до слез. Вот как воспоминания фронтовой медсестры о том, как они выносили раненых с поля боя, а те их просили: "Девчонки, спасайтесь!". А сегодняшние "критики" уверяют, что это пропагандистский треп, дескать не могли девчонки вытаскивать солдат - сил у них не хватало. Есть книга Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо", в ней собраны свидетельства участниц войны, снимки военных корреспондентов - от этой простоты и безыскусности сердце леденеет. Но именно так, наверное, и надо писать, чтобы пробиться через современное равнодушие... Рассуждениями здесь ничего не сделаешь. Я тоже недавно написала о войне:

"И помнит мир спасенный,
Мир вечный, мир живой
Сережку с Малой Бронной
И Витьку с Моховой"
Е. Винокуров

Ах, милая Польша, красавица с бантом —
Короткая память и минимум смысла…
Сережка и Витька теперь – оккупанты,
Как полмиллиона в могилах за Вислой.
А мир в тишине комфортабельных комнат,
Не зная, что снова стоит у порога,
Кромсает былое и вовсе не помнит,
Что был он спасен. И про Витьку с Серегой.
Спасенный и вечный, все так же беспечен
У края обрыва избушкой на сваях.
Достоин ли вечности ты, человече,
О тех, кто погиб за тебя, забывая?

Продолжила тему песни "Сережка с Малой Бронной", но вложила в стихи уже сегодняшние свои чувства...

Надежда Коган   12.02.2020 13:55     Заявить о нарушении
Надежда, привет!
В песне «Исторический роман» Булата Шалвовича Окуджавы, как Вы несомненно помните, есть строфа:
«Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
Так природа захотела,
Почему, не наше дело,
Для чего, не нам судить».
Вы мне пишете: «Но вся беда в том, что в венке теряется непосредственное чувство, которое превращает стихи в настоящую поэзию. У Вас получились размышления на тему. Рассуждения. Воспоминания о фильмах. Но это все вторично и не "царапает". А тема - реквием по выпускницам 1941 года - должна цеплять до слез». Встречно спрошу: «Почему вы решили – женщина-поэтесса, что Реквием должен цеплять до слёз?» Другая женщина-поэтесса – Анна Андреевна Ахматова – написала свой «Реквием» - сильнейшее произведение, но лично меня оно «до слёз не цепляет», вызывая совершенно другие чувства – чувства жажды справедливости и отмщения!
Ни вы, ни я, ни современные наши читатели не были медсёстрами, вытаскивающими раненых по кровавому морозному снегу. Поэтому мне не хочется уподобляться критикам, крови не видавшим, и, возможно, даже котёнка от смерти не спасшим. Чтобы быть с читателем «на одной волне», я обязан привлекать образы и сцены, переданные талантливыми нашими авторами – предшественниками и очевидцами – в своих романах, сценариях и фильмах. А «рассуждать» приходится, чтобы назвать главное: «Пепел Клааса стучит в моё сердце!», то есть «эхо прошедшей войны» гудит между нашими половозрелыми особями, не знающими, как построить и содержать свою семью и как беречь своих детей и их мать!
Если Вы, Надежда, строите свою поэзию, уповая на встречный всхлип своих читательниц, то открою Вам очевидное: сволочи приходят в себя только от жесткой встряски. С мужиками, которых вам – послевоенным мамам – не удалось воспитать полностью, так как это почти всегда по силам только полноценным семьям, где мать – милость Божия, а отец – гнев Божий, с этими мужиками слезливая лирика не работает.
Только факты и ссылки на общепризнанные печатные и киноматериалы работают, и то – при наличии совести.
Сергей

Сергей Таллако   12.02.2020 17:09   Заявить о нарушении
Да, Сергей, привлекать, но вкладывая еще и свою душу. Вот смотрите, тот же фильм "В бой идут одни старики*. Вы приводите один эпизод, я - другой. Вы пишете:
"Услышим в фильме Быкова: «Ребята, будем жить!»,
Увидим, как не просто, порою, смелым быть,
Глядеть на фото друга, вчера ещё живого"
Я пишу:
Опять реву, припомнив кадр из фильма,
(Ведь времена не так уж далеки) -
О той, второй, поющей эскадрилье,
Где в бой уходят только старики,

Где музыка и смех, любовь и раны.
…Еще мальчишка, но уже пилот.
И рядом смерть. А голос за экраном
Ту песню украинскую поет:

«Нiчь яка мiсячна»… Поет с такой любовью,
С такою нежностью – до хаты… на руках…
А в кадре медсестричка с поля боя
Израненного тащит мужика.

А я реву. Да отчего? … Не знаю.
Наверно, беспощадна и груба,
И нас когтями прихватила злая
Неженская военная судьба.

Да, на руках… В окно три алых розы…
И свет любви в распахнутых очах –
Год. И другой. Но все же станет прозой
Волнующая сказка при свечах.

Предательство ударит ли прицельно
Или заряд направленного зла
Любимых, добрых, умных бьют шрапнелью,
Насмешкой, клеветой – из-за угла.

И слушаешь дыханья перебои,
И множишь строй аптечных пузырьков…
Из хворостей, обиды и запоев,
Как на войне - медсестры с поля боя,
Вытаскиваем наших мужиков….

Все же это, наверное, ближе и современней.
Я понимаю, в венок сонетов подобную картину не уместишь. Именно поэтому я и говорю, что форма, особенно такая твердая, как венок, существенного ограничивает возможности автора...

Надежда Коган   12.02.2020 17:26   Заявить о нарушении
Наденька, так осваивать наследие предков надо! Да, венок сонетов – интересная вершина, как говорят альпинисты о технически сложном восхождении на горный пик. Но совершенствование мастерства достигается только при постоянном усложнении – либо вариантов восхождения на тот же пик, либо при выборе новой вершины.
Лида Луткова – автор более полутора тысяч сонетов – как-то обронила верную фразу: сонетом можно выразить всё. Попробовал – да, можно. Позволяли ли себе подобную мысль создатели «любовной песенки»? Наверное, им это и в голову не приходило!
А что можно выразить венком сонетов, перспективна ли эта усложненная сонетная комбинация, или это всего лишь трюкачество? Не попробуешь – не узнаешь. А пробуя, начинаешь, например, чувствовать требования к магистралу как основе посыла читателю в виде сплетённой совокупности сонетов. Что нового сулит венок в качестве поэмы в сравнении с обычной поэмой? Есть здесь качественный скачок в возможностях изложения, или это трюкачество на любителя? Практика – критерий истины. Значит имеет смысл пробовать и смотреть, что получается, а не утверждать очевидное: да, накатанным путём, например, онегинской строфой писать проще!
Мне почему-то кажется, что это не последнее слово в поэзии.
**
Мы, Надежда, кажется, не слишком знакомы с творчеством друг друга. Вот моя Вам презентация. Это роман в стихах «Пеночка и Сергений». Он написан онегинской строфой, но не ямбом, а дактилем. Мне казалось, что любовную предысторию и совместную историю героев романа – людей пожилых – живчиком-ямбом описывать не совсем корректно. Восемь глав с Прологом и Эпилогом. В каждой главе от 23 до сорока строф. Пишу о романе, чтобы показать, что многострофный «марафон» мне знаком. С сопутствующими бедами и горестями героев в сюжете.
Сергей

Сергей Таллако   12.02.2020 18:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Таллако
Перейти к списку рецензий, написанных автором Надежда Коган
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.02.2020