Валентина Кромоданова
Валентина Петровна-прекрасная, удивительная, разносторонняя. С ее согласия мы размещаем ее произведения. Ее стихи-это ответ на переживания, восхищение ее окружением и в целом философия внутреннего мира.
Теперь она с гордостью говорит о том, что ее произведения есть во всемирной паутине и может поделиться не только с учащимися школы, но и с большим количеством людей. Вот небольшое интервью с ней.
-Как вы стали учителем? Почему выбрали эту профессию?
-Родилась 5.03.1954 г. В селе Гордеевка, Брянской области. Хорошо помню детство где-то с пяти лет. Чем оно запомнилось? Самостоятельностью (родители работали) и активностью в выборе занятий и, конечно, компании друзей, которые росли вместе со мной от детского сада и до выхода со школьного порога. Вот эта активность и руководство видимо и послужили началом того качественного роста, который в итоге дал понимание: чем я хочу заниматься в жизни. Вначале староста класса, председатель совета отряда, член комитета комсомола школы-это только видимые вехи. Мне всегда хотелось знать и уметь много. И как результат: читала с пяти лет, к шести уже умела считать и писать. В первом классе учитель Надежда Фёдоровна писала два плана: на класс и на меня. Вот именно там, уже в начальном звене и появилось желание стать учителем. А с открытием музыкальной школы-учителем музыки. И всё хотелось только на «отлично». Синдром «отличницы» преследовал всю мою сознательную жизнь, да и сейчас не ушёл: хочется и внукам, как своё время дочерям, передать только самое хорошее, ценное и важное в жизни. В далёком 1969 году поступила в Клинцовский музыкально-педагогический колледж, (тогда он именовался пед.училище). Поступила по собеседованию (помог аттестат). И здесь та же планка- комсорг группы. Член камитета комсомола. Успевала учиться, выступать, помогать одногрупникам, брать на себя ответсвенность за других. Горжусь тем, что мои друзья достойно идут по жизни.
-С чего вы начинали? Ваш первый урок-чем он запомнился?
-Маленький штрих:одно место работы, одна трудовая запись, один посёлок и один коллектив на все 37 лет работы. Значит всё делала правильно, значит всё сложилось. Очень горжусь тем, что работала рядом с преподавателями высокого мастерства, училась у них и всегда радовалась, когда старшие наставники замечали мои, хоть и небольшие, но успехи и поддерживали всегда и во всём. А сейчас, когда возраст и здоровье заставили уйти на отдых, приятно осознавать, что родная школа не забывает своих коллег, считает, что «бывших» учителей не бывает. Это особая награда за многие годы работы. Она для меня дороже министерской грамоты.
Памятным был первый урок. Я вхожу в класс и, первое, что замечаю,- на доске большими буквами: «сыграйте полонез Огинского». Я не сделала ошибки, так и написано. 8 «А»: двадцать восемь внимательных и ожидающих, а может и проверяющих взглядов. Вот он-момент истины. И здесь, в самом начале Акелла не должен промахнуться!». А решение пришло уже на первой минуте. Поздоровалась, познакомилась и задала первый в своей практике вопрос: «Конечно я сыграю вам «полонез» Огинского, если вы ответите, кто его написал?» Сработало, недоумение, переглядывание и….. тишина. В этой тишине на доске написала тему, собрала всё своё мужество и начала этот первый урок. Много потом было и побед и неудач, но этот, первый в жизни урок запомнился навсегда. Видимо «школьное радио» быстро разнесло эту весть, поскольку проверять меня дальше уже не стали. Главный принцип педагога: поставил задачу-добейся её выполнения-не худо бы знать каждому, кто работает в детском коллективе. Это я о том, что «Полоне» Огинского сыграла на фортепиано только после правильного ответа на тот, первый вопрос.
-Расскажите, пожалуйста, историю первого стихотворения. Как появилось желание записать свои чувства и мысли в стихотворной форме?
III.А теперь о стихах. В седьмом классе приехала в посёлок девочка Саша, необыкновенный человек. Мы стали друзьями. У неё научилась: слушать классику в подлиннике, играть в шахматы, кататься на коньках, и желанию написать стихи,-всему тому, что умела она, моя первая и единственная подруга. Отстать было нельзя. Писала ни много, ни мало-поэму. Отдам на её суд и была разочарована «вердиктом»:- «мне очень понравились последние четыре строчки». К тому времени Саша, дочь учителей, уже печаталась в районной газете «труд». А вот это четверостишие: «А кругом такая красотища- Дед Мороз вовсю заговорил Мне, украшенную инеем берёзку, что стоит у школы, подарил». А ещё запомнились её слова: «Рифмовать можно всё, но стихи должны жить». Не совсем тогда поняла, как это-жить? Потом она подарила мне томик Есенина, своего любимого поэты. Читала;смеялась, восторгалась и…. плакала. Там жизнь! Не писать уже не могла. Хочу сказать, что первые шаги, первые стихи, пусть и «корявые»-были поиском той, своей дороги, своих тем,приёмов, методов, рифм, сюжетов. На первом месте-не уходить от жизни, всё должно быть правдиво и достоверно, а потом, не подстраиваться к чужому стилю, почерку. Искать свой. Конечно не сразу что-то начало получаться. Первое полное одобрение от подруги и уже неподдельное внимание- «Слёзы берёзы». А потом, совершенно неожиданно, я увидела своё сочинение на четвёртой полосе газеты «Труд». Потом коментарии, предложение присылать новые стихи. Это был стимул и огромное желание писать! С этих пор стихи-это мои дети. Они разные. Добрые и не очень, смешные и грустные-разные, но всегда честные от души. Уже здесь, во Ржанице, познакомилась с литературным объединением «Стожары», долгие годы сотрудничала, участвовала в выпусках книг, альманахов, печаталась в газетах, журналах- и очень рада тому, что мои мысли, чувства, переживания находят отклик в сердцах читателей. Большой творческой удачей считаю приобретение к поэзии своих внуков, Артёма и Данилу, их неподдельный интерес. Вижу в этом и смысл и продолжение жизни.Хочу закончить такими, очень важными для меня строчками:
Твори добро рукой неоскудевшей,
Дари минуты света, теплоты!
Дай истину душе почти прозревшей
Скажи себе, что в этом будешь ты!
Раздай всю душу людям по крупицам
Не жди награды. Сердцем боль тая,
Поверь, тепло и радость возвратяться.
И в этом буду я! И только я!
Произведений: 31
Получено рецензий: 2
Читателей: 569
Произведения
- Мгновенья весны - пейзажная лирика, 06.03.2023 04:53
- Бессмертный полк - гражданская лирика, 03.03.2023 21:23
- Месть - шуточные стихи, 20.02.2023 01:25
- Россия - гражданская лирика, 17.02.2023 10:16
- Волчье ущелье - без рубрики, 09.02.2023 17:13
- Несостоявшаяся встреча - городская лирика, 09.02.2023 17:16
- Последний полёт - без рубрики, 09.02.2023 17:17
- Хитрая белка - без рубрики, 09.02.2023 17:18
- Спесивый шарик - без рубрики, 09.02.2023 17:18
- Зря смеялся мухомор - без рубрики, 09.02.2023 17:19
- Кто учится? - сатирические стихи, 09.02.2023 17:20
- Супермен - шуточные стихи, 09.02.2023 17:21
- Куры и волк - без рубрики, 09.02.2023 17:22
- Месть - без рубрики, 09.02.2023 17:23
- Чёрная ночь Матрёновки - без рубрики, 08.02.2023 16:18
- На земле Тютчева - любовная лирика, 08.02.2023 16:19
- Не забывайте! - без рубрики, 08.02.2023 16:21
- Сонет. Твори добро. - без рубрики, 08.02.2023 16:22
- Звёзды над обелиском - без рубрики, 08.02.2023 16:24
- Вщиж - гражданская лирика, 08.02.2023 16:04
- Вечерний звон - пейзажная лирика, 08.02.2023 16:03
- Твори добро - любовная лирика, 08.02.2023 16:09
- Метель - без рубрики, 08.02.2023 16:14
- Посёлок Ржаница - без рубрики, 08.02.2023 16:15
- Ночь - пейзажная лирика, 08.02.2023 15:55
- Где ты, мама? - философская лирика, 08.02.2023 15:57
- Голос - без рубрики, 08.02.2023 15:58
- Моя земля - гражданская лирика, 08.02.2023 15:59
- Первый снег - пейзажная лирика, 08.02.2023 12:55
- Берегите матерей - без рубрики, 08.02.2023 13:01
- Последняя просьба - без рубрики, 08.02.2023 13:03