Мир за калиткой. 11
В тёплое время года мы с соседскими детьми в основном гуляли на воздухе, придумывали, что предпринять, чтобы не скучать. Помню, как решили пойти смотреть цветы Анютины глазки. Они росли недалеко, рядом с железной дорогой, чуть в стороне. Разглядывали долго, внимательно очертания их глаз и восхищались их красотой.
Определённо запомнилась и папина железнодорожная пуговица, с которой я игралась, пока её не проглотила. Вот было страху! Бабушка не досчиталась одной пуговицы и подняла шум. Меня стали пичкать хлебом, и она легко вышла через некоторое время. Но запомнилась, как и железная дорога рядом с домом, и маленькая каморка внутри станции на втором этаже, настолько маленькая, что когда папа приходил утром после ночной смены, он брал меня в коляске и шёл на берег моря, где отсыпался, а рядом я, в коляске. Наверно, здорово спалось на свежем морском воздухе в дюнах, потому что только к обеду мы возвращались пока ещё "не домой". Потом мы и получили эту квартиру на первом этаже, с выходом во двор. Дом тоже был железнодорожный, деревянный и двухэтажный, тёплый, добротно построенный, способный простоять, как мне кажется, ещё несколько столетий... Соседи были разные.Напротив нашей однокомнатной квартиры, кухня и комната, жила латышская семья. Добрая тётя Дзинтра и две её дочери, Скайдра и Муда. Когда мы с детьми нашего двора заходили к неё в гости, она всегда угощала нас бутербродами. Это была длинная "лодочка" чёрного хлеба, назывался он "Украинский", тонко намазанный сливочным маслом, а сверху красиво нарезанные кусочки огурца иили помидора. Мы выходили, и у каждого было такое чудо. Помню, что моя бабушка удивлялась, как экономно можно накормить, нарезав тонкими ломтиками и красиво разложив на хлебе. Слово бутерброд было для неё новым, неизвестным, каким-то чудным. На Кубани, где она жила раньше, давался целый огурец или целый помидор, а не как не разрезанный на тонкие ломтики и положенные на хлеб. так экономно можно было угостить всю команду детей из 5-6 человк. Край кубанский был богатый, всего было много и такого немецкого чуда как бутерброд не знали. В те послевоенные времена полагалось угощать детей. Если ребёнок подошёл к взрослому, он всегда старался найти в кармане конфетку или печенье... Жили дружно, но всё-таки помню, как иногда латышские дети говорили: "Это наша станция. Уезжайте отсюда!" Видимо, повторяя то, что говорилось в латышских семьях. Мы, как дети, не обращали на это внимания, и продолжали играть все вместе. Но ясно помню, что такое было!
Ещё запомнилось, что у многих латышских девочек были длинные косы, иногда тонкие, но длинные ив сегда две. Мне это очень нравилось, и я завидовалаи переживала, почему у меня нет таких замечательных длинных кос. В те времена появились шёлковые чулки, которых у мамы было очень много, потому что они быстро рвались, стоило сделать хоть одну затяжку, и сразу побежала дорожка... Старых чулок с затяжками было так много, что я придумала сделать из них косы. И вот как-то ко мне зашла дочка маминой подруги, её звали Жанна, и лет ей было примерно 11-12. А я как раз сделала 2 длинные косы и нацепила их на себя. Когда она вошла, то увидела, как я гордо отбрасываю назад свои косы, еогда они принаклоне падали вниз. И я на полном серьёзе спросила у неё: угадай, это мои настоящие косы или нет? И добавила, что они выросли у меня за ночь. Жанка не поверила и стала спорить со мной, что это не так и быть не может. А если я с ней не согласна, то тогда отдавай все сливы, которые ты у меня съела вчера в саду. Я очень обиделась, что она не поддержала мою серьёзную игру и потребовала возврата слив. Потом я испугалась и долго думала, как же ей их отдать, ведь они съедены! Такое детское мышление, принимать сказку всерьёз и брать на веру всё, что говорят. Удивительная наивность и доверие, которые в какой-то мере остались до сих пор. Эта черта перешла от папы, потому что он ни в ком и неи в чём не видел подвоха, судил по себе, и на что-то негативное всегда говорил: "Да не может быть!" После этого случая мы с Жанкой перестали дружить, а потому и в сад больше не ходили, и сливы чужие не ели. А вдруг их потребуют отдать назад?! Как тогда?.. Но больше всего я переживала, что косы, оказывается, не настоящие, и выходить во двор в них не решалась, а играла только дома, "для себя", потому что всё-равно верила, что если будешь думать так, то силой мысли возможно сотворить чудо, и из ненастоящего сделать настоящее. Но так верить можно только в детстве!
Мамина подруга, у которой была дочка Жанна и сад, где росло сливовое дерево, жила недалеко от нашего дома, через парк, который был небольшой, только с другой стороны. Скорее, это был сквер. Но в те времена он казался огромным, обрамлённый канавами с прозрачной водой, в которых плавали лягушки и тритоны. Мы с детьми часто наблюдали за ними. Один раз мальчишки выловили лягушку и раздавили её на камне, забив палками. Помню, как эта неосознанная детская жестокость вызвала тошноту, но никто не решился остановить их.
В парке было несколько скамеек, на одной, более удалённой, я как-то раз сидела, чувствуя, что зашла далеко от дома, хотя дом проглядывался сквозь деревья. Ко мне подошла женщина, присела рядом и сказала, что опасно так далеко заходить от дома. Потому что ребёнка могут украсть цыгане. Почему-то в те времена часто пугали цыганами. Хотя на привокзальной площади мы часто их видели, они приезжали на лошади и с телеги продавали картошку и разные овощи. Может быть, в те времена и крали детей... Да ещё говорили, что их могут "сварить на мыло". Откуда ходили такие ужасные слухи, не знаю. Но запомнилось. С тех пор я отношусь к ним с недоверием. Однажды цыган с телеги предложил детям прокатиться до базара в Каугури, и все мигом согласились. Я тоже. Раз все, то и я. Сначала было весело и интересно ехать по улице на телеге. Но потом, когда дорога пошла между леса с одной и другой стороны, я вспомнила предостережение на скамейке в парке, и мне стало страшно. Еле выдержала, пока мы не развернулись и не поехали в обратную сторону, домой. Дальше я зареклась никуда и никогда не ездить с цыганами, притом незнакомыми, притом без разрешения бабушки. Ощущение страха осталось до сих пор. Недаром дети любят слушать страшные сказки, испытывая чувство ужаса, которое манит как магнит. Помните анекдоты про чёрную-чёрную комнату, куда входит чёрный-чёрный человек и так далее... Фильмы-ужасы нужны, раз есть потребность увидеть и почувствовать нечто ужасное, потустороннее...
Чем больше вспоминаю, тем больше вспоминается. Одно цепляет другое, и память разрастается до тайги из маленького сквера, где ты впервые можешь почувствовать себя далеко от дома, в огромном, непонятном, чужом мире, но обязательно со сказочной подоплёкой, с жаждой волшебства и обязательно хорошим концом, как бывает в сказках.
Отдельный рассказ о привокзальной площади, о Камне-горе, на которой я сидела возле калитки, но уже с другой стороны, и наблюдала за снующими толпами. Это было одно из любмых занятий. Камень нагревался от солнца, был тёплый, и мир за калиткой казался бесконечным и добрым. За спиной — Дом, впереди — огромный мир чужих людей, страстей и событий, который предстоит постичь...
27 октября 2025 года
*Воспоминания о былом.1.
http://stihi.ru/2025/09/25/2812
Следы на песке.2.
http://stihi.ru/2025/09/26/3905
В мире фантазий.3.
http://stihi.ru/2025/09/27/2993
От литературы и музыки — к живописи!4.
http://stihi.ru/2025/09/28/3752
Жили-были... И было у них три сына!5.
http://stihi.ru/2025/10/01/4367
Береги Честь и Время смолоду!6.
http://stihi.ru/2025/10/02/5006
Верить в себя!7.
http://stihi.ru/2025/10/04/2961
В одном флаконе.8.
http://stihi.ru/2025/10/11/4152
Портфель из Шагреневой кожи.9.
http://stihi.ru/2025/10/18/3556
Жизнь бесконечна. И я существую!10.
http://stihi.ru/2025/10/20/3682
Мир за калиткой.11
http://stihi.ru/2025/10/27/3643
Свидетельство о публикации №125102703643
Виктор Дунаев 3 27.10.2025 15:59 Заявить о нарушении
