Обзор весеннего лонга от Ирины Ремизовой

Перед тем, как обнародовать свой выбор, разумеется, субъективный, как всегда водится на творческих конкурсах, попытаюсь объяснить (в том числе и себе самой), почему мне приглянулись эти тексты. Наши предпочтения связаны с множеством разных обстоятельств, большей частью сиюминутных, отчасти экзистенциальных, и если здесь и сейчас нравится один текст, это вовсе не означает, что в другое время не выберешь другой. В данный момент мне трудно «вжиться» в верлибры, они почему-то не впускают меня, поэтому в моём списке их нет (но это вовсе не значит, что у меня есть предубеждение против них, отнюдь). Хотелось точных слов, зримости, вещественности и ритма – или чего-то занятного с филологической точки зрения. Если образно – хотелось, чтобы в стихах можно было чувствовать себя, как дома, а не в гостях. Потому сейчас так.

Мой выбор:
2. Диана Рыжакова «Логово духа» http://stihi.ru/2021/04/02/4051
9. Александр Крупинин «серые гуси пролетают над хижиной» http://stihi.ru/2022/09/03/4729
12. Речная Нимфа «Эвридика» http://stihi.ru/2023/01/21/8859
14. Белый Ящик «1972» http://stihi.ru/2022/07/10/7332
19. Андрей Мефро Перевалов «Лов гула» http://stihi.ru/2023/03/13/774
20. Владимир Осадчий «Я не люблю январь» http://stihi.ru/2022/01/09/5442
22. Геннадий Руднев «Письмо из норы. Кротовое» http://stihi.ru/2015/10/11/6403
35. Покров Валерий «синичка, голосовичка...»  http://stihi.ru/2021/02/14/7987
36. Бонгард Друидов Чайкин Андрей «Послание Григория Распутина Григорию Отрепьеву»http://stihi.ru/2019/07/14/6693
39. Елена Наильевна «На даче, где тонкие ветки...»  http://stihi.ru/2023/01/15/6988

2. Диана Рыжакова «Логово духа» http://stihi.ru/2021/04/02/4051
Да, это не стихи в традиционном понимании. Это лирическая проза, ещё с тургеневских времён пытающаяся полноправно поселиться в русской литературе, но, увы, так и оставшаяся в тени поэзии. Автор рисковал, избирая для своего замысла столь неоднозначное воплощение, но риск оказался оправданным. Пластичная форма стихотворения в прозе позволила точно передать зыбкость и ирреальность состояния героини там, где у привычной нам поэтической лирики не хватило бы ресурсов.

9. Александр Крупинин «серые гуси пролетают над хижиной» http://stihi.ru/2022/09/03/4729
Здесь нам явлено скромное обаяние неточной охватной рифмы, напоминающей растворяющиеся в воздухе кольца дыма.Текст течёт неспешно, как река, подхватывает и уносит, разливается, не стеснённый точками и запятыми, и уже неважно, при чём здесь Квятковский с «Поэтическим словарём» и Алла ли Демидова не читает Оболдуева (реально существовавшего, а не выдуманного). Трогательная фантасмагория бытия и быта, от которой «хочется то ли музыки и цветов, то ли зарезать кого-нибудь» (с).

12. Речная Нимфа «Эвридика» http://stihi.ru/2023/01/21/8859
В этом стихотворении архетипичное так плотно вплетено в живую биографическую реальность, что не выглядит штампом (увы, такова судьба многократно воспроизводимого сюжета – за столетия все возможные и невозможные интерпретации исчерпываются и остаются обглоданные кости, которые могут вызвать у читателя разве что ощущение неловкости). Автор просто обронил намёк на всем знакомый миф, который здесь не более чем путевой знак, указатель, – и вернулся к насущному ответу-объяснению на вечный вопрос «Почему так?», закольцевав текст.

14. Белый Ящик «1972» http://stihi.ru/2022/07/10/7332
На первый взгляд простое, слишком простое стихотворение-мемуар. В первой строфе, правда, внезапно, как чёрт из табакерки, выскакивает слово «этажились» - и так же внезапно прячется за спинами привычных и приличных слов. Но что же в этом тексте не отпускает, заставляет помнить его? Как ни странно, повторы (а ведь стихотворение построено на повторах) – они аккомпанируют колотушке сторожа, поддерживая её стук, баюкающий истомлённых тревогой людей. То, что при других обстоятельствах было бы недостатком стихотворения, здесь, напротив, стало авторской удачей.

19. Андрей Мефро Перевалов «Лов гула» http://stihi.ru/2023/03/13/774
Тот самый случай, когда идёшь себе мимо, никого не трогаешь, и вдруг – стоп! А это что ещё такое? Издалека кажется, что это жонглируют яркими погремушками или оригами из слов складывают, но, приблизившись и всмотревшись, понимаешь, что тут не забавно, а страшновато, и всё, что кажется таким шумным, мельтешливым и нарочитым, утекает куда-то в темноту бессознательного.

20. Владимир Осадчий «Я не люблю январь» http://stihi.ru/2022/01/09/5442
Бывают стихи, по которым движешься, понимая – да, хорошо, но остановиться не хочется. Иногда ухабинка попадётся, вызывающая лёгкую досаду, но общее впечатление не портящая. А потом откуда-то выскакивает строчка – или две, или три – и набрасывается на тебя, да так, что и захочешь, а с места не сдвинешься. В этом тексте они здесь:
просто, когда стреляют в ангелов из петард,
я не могу смотреть на небо, Богу в лицо.

22. Геннадий Руднев «Письмо из норы. Кротовое» http://stihi.ru/2015/10/11/6403
Как-то так вышло, что я сначала прочитала само стихотворение, а потом его название. И весь хтонический замок, который выстроило воображение, рухнул. Текст показался совсем иным, уютным, даже Дюймовочкой повеяло. И это стало поводом задуматься о роли имени в истории (названия в произведении), а также ещё раз помянуть незлым тихим словом сторонников теорий о множестве прочтений, из которых и складывается суть произведения. Но в любом случае в начале должен быть текст – а он здесь есть, и отменный.

35. Покров Валерий «синичка, голосовичка...»http://stihi.ru/2021/02/14/7987
Вот уж и впрямь стихотворение – гнездо синичье. Тут и пух-перо, и ветошка, и ветки, и что-то с виду чужеродное, как стекло и поролон, но так накрепко вплетённое, что уже и не отделить. Разве что над финальным «адресуя» я бы подумала, потому что на фоне нарочито разговорной (и заговорной) лексики оно диссонирует. Будто синичка летела-летела, песню пела, а потом вдруг голосом бюрократа Огурцова заговорила. Даже к «белокипельному» придираться на хочется, потому что оно здесь в одном ряду с «посбери», «сховайся» etc, а вот «адресуя» - не тот фасон, как мне кажется.

36.Бонгард Друидов Чайкин Андрей «Послание Григория Распутина Григорию Отрепьеву» http://stihi.ru/2019/07/14/6693
Это стихотворение отмечу не как «просточитатель», но как филолог. Концептуально и, что привлекает, здесь форма не просто связана с содержанием, но прямо им порождена.Не уверена, что так будет выглядеть поэзия будущего, но сама идея графической организации текста заслуживает внимания.

39. Елена Наильевна «На даче, где тонкие ветки...» http://stihi.ru/2023/01/15/6988
«Проумру» стало уже чем-то вроде ругательства, но что поделать – изрядная часть стихотворений всех времён и народов именно об этом, и по-другому просто быть не может. Но это стихотворение не «проумру». Оно наполнено жизнью, движением, воздухом и солнцем, и смерть – тоже её слагаемое. Есть несколько моментов, которые вызвали – нет, не отторжение, а вопросы. Например, «чертоги Аллаха» - даже не вдаваясь в вопросы духовные, как выглядит Джаннат, слово «чертоги» слишком помпезное, книжное. Оно и по звучанию холодное, острое, коннотирующее с чёртом. И ещё вот это вопрошающее «Звезда ли? Беда? Лебеда?» - можно предположить, что это попытка «достроить» эхо, найти нужное слово, возможно, в бреду: …да…да…да. Если к росе и живой воде вопросов не возникает, то здесь поневоле озадачиваешься, и не факт, что сия остановка идёт на пользу тексту. Повторюсь, это личное восприятие, не претендующее на объективность.

======================
О нашем эксперте:

ИРИНА РЕМИЗОВА
Родилась и живёт в Кишинёве. Окончила филологический факультет Молдавского государственного университета, где и сегодня работает преподавателем русской литературы. В свет вышло несколько книг стихов: «Серебряное зеркало» (2000), «Прикосновения» (2003), «Неловкий ангел» (2010), «Вёрсты дождевные» (2017), а также электронное издание «Про…» (2021). В 2003 году была редактором-составителем альманаха «Как наше слово отзовётся», посвящённого юбилею Ф.И. Тютчева. Публиковалась в литературных изданиях Молдавии, России, Украины, Германии, Франции, Израиля, Латвии. Неоднократный лауреат и призёр Открытых чемпионатов Балтии по русской поэзии, обладатель Кубка мира по русской поэзии (2014 года) и победитель чемпионата Балтии 2020 года. В 2012 году подборка стихотворений вошла в шорт-лист конкурса «Заблудившийся трамвай». Обладатель премии им. Владимира Таблера (2016).


Рецензии
Спасибо за Ирина за мнение! особенно приятно слышать его от филолога, поскольку сам я чеовек с техническим образованием (отсюда и растут дроби в тексте). Очередное подтверждение, что поэзия объединяет!

Бонгард Друидов Чайкин Андрей   12.06.2023 16:14     Заявить о нарушении
Ну отличное же решение, как не похвалить)

Ирина Ремизова   14.06.2023 21:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.