Обзор Феликса Гойхмана

Три стихотворения выражают для меня совокупный художественный образ ВОВ, подчёркиваю, стихи, а не тексты песен. Вот они:
1.Симонов: “Жди меня”, 1941;
2.Твардовский: „Я убит подо Ржевом“, 1946;
3. Липкин: „Военная песня“, 1981.
Да, первое - донельзя раскрученное, второе - донельзя протяжённое и третье - донельзя post factum, но все три посвящены войне нацистской Германии против Советского Союза, и выражают лично для меня, а не для кого-то другого, любого в ком память о той войне жива, ее бесчеловечную сущность. Я, конечно, знаю, что существует тьма стихов о той войне, и есть поэты, построившие на ней свой "бизнес", но названные стихи входят в меня без помех, вернее, не выходят, создавая уникальный, внутренний культурный фон этого дьяволького факта.
Стихи, выражающие художественный образ текущей войны, ещё не написаны, и, как мне кажется, среди представленных в этом лонге их нет. Что ж, попытаюсь разобраться, в меру своих скромных и пристрастных сил, какие стихи здесь есть, при этом постараюсь почувствовать в них не злобу дня, а поэзию.

Лонг-лист
*****
Вера де Юра
http://stihi.ru/2022/06/20/7114
Плюшевый

Раз, два, три, четыре, пять –
дяди вышли пострелять...

Не бойся, зайчонок, нас не найдут,
просто закрой глаза.
Я рядом с тобою, чувствуешь – тут!
Нет, открывать нельзя.
Давай понарошку в лес удерём
или куда ещё,
где воздух пропах не гарью – дождём,
спрячемся под плащом.

Раз, два, три, четыре, пять –
нас опять идут искать...

Но мы в тридевятом дальнем краю –
только глаза зажмурь.
Прислушайся, где-то птицы поют,
скоро уже июнь.
Как сказочны краски летом в лесу,
солнце, цветы. Теплынь,
a если намокнешь – в дом занесу,
плюшевый, не простынь.
Достанем альбомы – зарисовать
мирные миражи.
A в прятки я перестану играть,
если останусь жив…

Раз, два, три, четыре, пять...
1
На сугубо поверхностный взгляд, жанр, на который претендует стихотворение "Плюшевый" - детская считалка, совмещенная с детской же рифмованной страшилкой. Если же посмотреть чуть-чуть глубже, то на память приходит итальянское кино 1997 года: „Жизнь прекрасна“, которое снял и снялся в нем в главной роли знаменитый комик Роберто Бениньи. В том фильме, попав в Oсвенцим, герой Бениньи предлагает своему сынишке принять участие в особенной игре. Главное условие: не попадаться на глаза дядям в черной форме. Тот, кто попадается, вылетает в трубу, а если не попадешься и доиграешь до конца, то получишь танк. Герой Бениньи в конце концов попадается, и его настигает фашистская пуля, а мальчик остаётся незамеченным до конца, и пришедшие на выручку убитым и полуубитым евреям, поскольку в лагере "содержались" евреи, американские танкисты сажают маленького победителя на броню.  Сказать по правде, если бы того фильма не было в природе, стихотворение „Плюшевый“ смотрелось маленьким художественным открытием. Но фильм есть, и неважно, видел ли его автор стиха или нет, в глаза читающего бросаются недостатки и недодумки. Непонятно от чьего лица ведётся рассказ. Если это - ребёнок, откуда столь изощренная стратегия игры. Если это - взрослый, то при всей инфантильности высказывания, откуда такой детский (я больше не буду) финал? Кажется, что фильм поставил все точки над I, и это обрушивает значимость стихотворения.
*****
Саша Неместный
http://stihi.ru/2022/03/13/6969
Верещагин

Ледокол "Отважный" провёл суда в шестую палату.
Бронепоезд "Стремительный" заплутал и сбился с пути.
Звездолёт "Закат-101" не готов к полёту,
Но есть слово — Надо!, поэтому полетит.

Надо! — это такое слово в низинах ада,
И когда центр полётов зарастёт почечуй-травой,
Миссия будет необъяснима, но цель ясна и понятна —
Стране требуется, чтобы нечто летало над головой.

И это нечто летает и, кажется, всё в порядке,
Можно гордость и славу на голый торс надевать.
Покрыты туманом стартовые площадки,
Метеориты падают на мысли и на дела.

Космонавт Хабибулин смотрит "Белое солнце пустыни".
Он смотрел этот фильм как минимум дюжину раз.
"Я мзду не беру. Мне за державу обидно!" —
Верещагин поднимает якорь, заводит баркас.

Но что-то идёт не так и движок заглушен.
Хабибулин моргает и не верит глазам —
Верещагин глядит с экрана зрителям в души,
Сплёвывает презрительно в кинозал.

Поворачивается спиной, экран медленно гаснет,
В последних кадрах видно, как сквозь года
Верещагин уходит с баркаса, ныряет в Каспий
И плывёт от берега, но не разобрать — куда.
2
По сути, стихотворение о героическом быте нашего общего прошлого, где все прорывы и подвиги были чуть-чуть невпопад. Такого рода стихи мне приходилось читать лет этак 30 назад. Тогда модно было приземлять (отстранять) подвиг. Вот, один из многочисленных примеров, А.Еременко:
Неопознанный летающий объект,
ты зачем летаешь, неопознан,
над народом, без того нервозным
по причине скверных сигарет?
Уважай строительный объект.
Не виси над нашим огородом.
Или хочешь к бомбам водородным
прицениться? Так у нас их нет…
Читая Верещагина, думаешь, хорошо, прошлого не изменить, но у вас есть настоящее. Пусть оно будет таким как надо, приложите усилие. Именно в констатациях (приговорах) стихотворения мне чудится нехватка позитивной альтернативы. Сорок лет прошло с советских времен, почти сорок лет, и на столе уже нет места от полупустых стаканов.

*****
Михаил Эндин
http://stihi.ru/2022/05/25/1891
Мальчик

                Девушка пела в церковном хоре
                Александр Блок

Мальчик пел у себя на кухне.
Соседи от этого пения пухли.
Голос влетал, даже если окна
были закрыты, и очень плотно.
Мальчик не думал о тех соседях.
Мальчик пел о весёлых медведях,
о солнце, о небе, которое летом,
о дядях, летящих по небу при этом,

о тётях, которые любят пилотов,
сидящих в кабинах своих самолётов,
о тех самолётах, летающих над
чужой стороной, где любой виноват
лишь тем, что он думает как-то иначе,
что как-то иначе решает задачи,
условий которых опять и опять
летающим дядям вовек не понять.

Мальчик пел, не печалясь, не хмурясь.
Мальчик хотел, чтобы дяди вернулись
к тётям однажды, и каждый — герой...
Песня такая и мальчик такой.
Только сосед, побывавший в Афгане,
песню услыша, притронувшись к ране
незаживающей годы подряд,
знал, что никто не вернётся назад.
3
И опять стихотворение о героях, которые летят не туда, но уже с претензией на трагедию (концовка). И опять, проблема вживляемого травести в публицистический, по сути, текст - о чём думает мальчик, и о чём думают летающие дяди из песни мальчика. Не хочу сказать, что тут требуется высший композиционный пилотаж, чтобы всё зафиксировать точно. Требуется, но я не верю в эффективность подобных задумок. Овчинка выделки не стоит. К тому же, уважаемый автор этого  стихотворения, судя по всему, ещё не набил руку в описании серьёзных, хоть и травестийно поданных, вещей. Спросите, почему я так решил? Для примера, разберу первую строфу:
Мальчик пел у себя на кухне.
Соседи от этого пения пухли.
Голос влетал, даже если окна
были закрыты, и очень плотно.
Очень плохая рифма кухне/пухли, очень приблизительно, и по-базарному, и наивно выражено отношение соседей к пению мальчика. Соседи морщились от его пения, но не пухли, пухнут люди либо от еды, либо от голода, либо от болезни, и не пухнут, а опухают. Голос влетал через плотно закрытые окна. Это в открытые окна голос влетает, а через закрытые окна он отдаётся, слышится, просачивается. Говорят, точность - вежливость королей, а я добавляю, и честность поэтов. Это - главный критерий поэтический честности, точность высказывания, не забористость, не дурновкусие, не приблизительность,  а точность.

*****
Семён Кац 
http://stihi.ru/2022/05/10/3519
Подранки

Солдатские песни
Великой войны -
Не могут, хоть тресни,
забыться они.

Без грома и стали,
без пафосной лжи,
звучат, как звучали,
покуда я жив.

Их не "исполняют" -
их грустно поют,
и тихо меняют
войну на уют

промозглой землянки -
в печурке огонь,
где думы - подранки,
их лучше не тронь...
4
И снова героическая тема, но не кольцо Нибелунгов, не Заратустра, слава богу, а стихи о приемственности и наследии. Симптоматично, не правда ли? Про то, что распалась связь времен, уже давно мало кто вспоминает (
после черного горя
после вечного рая
после вечного боя
после этого храпа
ты мне больше не папа
после двадцать шестого
после тридцать седьмого
после сорок восьмого
после снова и снова
после этого храпа
ты мне больше не папа...
В.Друк.)
Видимо, этот эдипов комплекс на время ушел под воду времен. И все же, стихотворение „Подранки“ имеет полемический характер, в лучшем случае. Так ли звучат солдатские песни Великой войны сейчас, как тогда, 80 лет назад? Не уверен. Но если да, для всех ли они так звучат, все эти, синенькие платочки, землянки и темные ночи... Тогда мессершмитты кружили над головой, подчеркиваю, мессершмитты, и немецкие танки, тигры или пантеры наваливались на окопы, где сидели наши солдатики, и вместо противотанкового оружия  у них бутылка с огнеопасным коктейлем, и враг прорывался к Москве. Подчеркиваю, враг,  безотносительно, без привязки к языку, крови  или политике партии, просто заклятый враг!  И потом,  до тебя мне дойти не легко, а до смерти четыре шага. Люди, тихо сменившие войну на уют, ничего этого не  могут чувствовать. И опять, как и в стихотворении про поющего мальчика, другой поэт, но так же формы не чувствует. Там - пухлые соседи, тут - треснувшие певцы.
*****
Ирина Пахомова Викторова               
   http://stihi.ru/2022/03/23/2422
Commedia dell arte

Карабасишь, Барабас, барабасишь?
Это сломанный каркас Пети, Васи…
****
не от водки жжёт глоток так от бренди
наш старинный городок снова в тренде.
театральный фестиваль
кукловодов
за воротами февраль – утро года
кукол с тряпочкой души стужа крОшит
ни за что: ни за гроши ни за грОши
Арлекин одет в старьё в бумазейку
в представленьях бьёт Пьеро
плёткой-змейкой
тот под лавочку залез в ходе пьески
да у плётки есть надрез в нём железки
Коломбина как всегда
коломбиной
но в причёске седина паутиной
зал смеётся над её тощим задом
пусть замученный Пьеро
лишь бы рядом
словно вырвали ребро Арлекина
но теперь она Пьеро
половина

антреприза мне скучна груб создатель
чья там мужняя жена кто предатель.
кто побьёт в конце концов
Арлекина
с кем из двух седых юнцов Коломбина

но заполнили ряды ротозеи
набивали животы и глазели
сигаретный дым и смрад
от подмышек
Коломбину матерят громче-тише

и закончили свой фарс
лицедеи
за кулисами висят три «злодея»

Карабасишь, Барабас, барабасишь?

5
В этом стихотворении нет вкусовых провалов, и можно спорить, насколько уместен тут раёшный скок-поскок. Говорящий неуклюж, и это свидетельствует не в его пользу, хотя бы потому, что за 200 лет после Пушкина,  Жуковского, Батюшкова техника версификации изощрилась почти до беспредельных возможностей и способна справиться с любой припрыжкой.
Но о чем всё-таки эти стихи? Не о том ли, что время никого не щадит, или всё-таки о любовном треугольнике, или о том, что старость требует от актёра не читки, а полной гибели всерьёз.
Что до войны вприпрыжку, типа:  „Aты- баты, шли солдаты“, рассказанная история напоминает любовный треугольник, отчасти, хотя накал страстей порой похожий, может закончиться кровью, типа итальянских раскладов: опа-опа, Коломбина и Дуче-Арлекино висят верх ногами.

*****
Александр Анатольевич Андреев
http://stihi.ru/2022/07/01/994
Чертить круги

Чертить круги над западным прудом
С чернильно-чистым привкусом заката,
И памяти невидимым крылом
Касаться невесомого «когда-то».
Качаются травинки у воды,
Случайно потревожены собакой,
Часов чеканно-ясные следы
Слетают с липы начертаньем знака
Забвения. Застывшие черты,
Знакомые, чуть загнанные звуки,
Далёкий шум машин, и только ты
Во тьме ко мне протягиваешь руки.
За островком восточного пруда
Две чайки чертят слово «никогда».
2022

6
сперва о моих недоумениях:
травинки у воды случайно потревожены собакой. Либо собака видна, и тогда нам не до травинок, либо она не видна, бежит, скрытая густой травой или злаками.
Что такое загнанные звуки?
Что такое начертание знака забвения.  Есть и другие. Могут спасти стихи отголоски предыдущей поэзии: „Далёкий шум машин“ напомнило мне шедевр Твардовского „Я убит подо Ржевом“:                Я — где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
И второе: „и только ты
Во тьме ко мне протягиваешь руки“. Это мне напомнило Кочетковскую "руку, зовущую вдали".
Но два отголоска - слишком мало для серьёзного разговора.
*****
Юлия Александровна Михайлова
http://stihi.ru/2022/06/19/1955
Кошачье лето

И всё же лето, что ни говори...
Закат купает в лужах янтари,
На шторах тень и свет лениво спорят.
На солнце за день разогрета сталь,
И кошка на карнизе смотрит вдаль,
На неба отцветающий цикорий.

У кошки вечер в памяти другой,
Где позвонки играли под рукой,
И добрый человек смеялся гулко.
Но он ушёл, а кошка всё лежит,
И взглядом повторяет виражи
Несчётных птиц, дерущихся за булку.

И где-то мошка прячется в нарцисс,
И, собираясь падать, падать вниз,
Бледнея, солнце мается у крыши...
А вот сегодня был хозяин зол –
Забрал ружьё, ушёл, оставил зонт,
И женщину оставил кошке рыжей.

И всё же лето будет, хоть убей...
И женщина покормит голубей,
И будет ждать небритого героя.
Но знает кошка, видит наперёд -
В похожий вечер вечность приберёт
И тех, кому война закрыла рот,
И тех, кому она глаза откроет.

7
Интересно наблюдать, как уменьшается дурновкусие от текста к тексту, вот в этой строке: всё же лето будет, хоть убей... Выражение "хоть убей" обнаружилось не по художественной необходимости, а из-за рифмы, убей/голубей.
А стихи о том, как из дома уходит мужчина на войну, и все это описанно, как бы голосом кошки. Разумеется, кошачий взгляд всеяден, и ему все равно, что цикорий, что янтарь, что нарцисс,  взятый, скорее всего, для красоты, так же как цикорий, но потребовали от автора излишннего  уточнения, что солнце собирается падать вниз.  но в начале, вероятно, чтобы запутать след. Опять война и хорошо, что герой всего лишь небрит, но не искалечен.
*****
Евгений Аксельрод
http://stihi.ru/2022/05/12/5995
Что-то случилось...

Нынче что-то случилось
с Землёй и со мной,
словно с нею мы оба
слетели с орбиты.
Май вокруг, только воздух
не пахнет весной,  -
он жестокостью, злобой
и горем пропитан.

Трудно ночью уснуть,
нелегко утром встать,
сложно дать на иные
вопросы ответы...
Остаётся, в себе
затворившись, мечтать
о грядущих удачах,
делах и победах.

8
Тоже вполне полемическое стихотворение,  где автор даёт свой ответ на вопрос, что делать, когда мир (фигурально) слетел с орбиты, и когда май пропитан негативными эмоциями. Остаётся, в себе затворившись, мечтать... Скажу так, это дело темперамента и вкуса, взять в руки оружие или протестный транспарант, или в себе затвориться. Скажу ещё, чего лично мне не хватает в этом стихе,  конкретики, потому что, не пахнущего весной,  воздуха как-то маловато для вполне себе нормальной депрессии, о которой пишет автор в следующей строфе. Итак, чтобы депрессия развилась, нужен стресс, типа участия в боевых действиях или утраты по-настоящему  близкого человека, не дай бог! А так все это смотрится не менее фигурально,  чем сорвавшийся с орбиты  мир.

*****
То Дасё
http://stihi.ru/2022/08/21/7411
Сизифов труд

Червь сидит в сердце человека, там его и нужно искать.
       А. Камю, "Миф о Сизифе".


Из века в век:
 
Сизиф и камень.
Камень и гора.
Гора и мир.
Мир и Создатель.
Создатель мудр.
Придёт, придёт пора.
Мир гору съест.
Гора впитает камень.
Но не умрёт Сизиф,
пока не осознает
всю бесполезность
своего труда.

Могло же быть и так:

Сизиф и поле.
Поле и хлеба.
Хлеба и мир.
Мир и Создатель.
Создатель мудр.
Придёт, придёт пора.
Мир съест хлеба.
Хлеба впитают поле.
Но вспашет целину
Сизифов внук.
И камни с пашни уберёт.
Сизиф умрёт.

9
Стихотворение о том, что, кроме детерменистского, существуют и другие пути развития событий.  Что правда, еще в детстве усвоил похожую парадигму: Боря, это - Брухес, Брухес, это т;хес, т;хес, это - попа, попа, это - Степа. Значит, Боря, это - Степа. Прошу прощения, что поставил поэтический код стихотворения на грань фола, но логика, как и факты - порой упрямая вещь. Что еще? Будь моя воля, я бы назвал стихотворение: „Внук Сизифа“. Нельзя сказать, что  жуть как оригинально, но название „Сизифов труд“ мало на что годится, хотя бы потому, что может быть прочитано буквально. С названиями стихов или стихотвореных книг такое иногда случается. Ещё за архетипическими мифами водится такая неприятная черта, они плохо ездят по современным рельсам. Как, к примеру, относиться к такому пассажу:
Но не умрёт Сизиф,
пока не осознает
всю бесполезность
своего труда.
Уверен, если бы Сизиф столкнулся с современной  бюракратией, он бы по-другому запел. Когда на твою просьбу сходу отвечают отказом и участливо спрашивают в духе Ветхого Завета: хорошо? Разумеется, я прочёл стихотворение. По-моему, это античный миф положенный на мелодию Пятикнижия: воевавший Давид, деяния которого при желании можно ассоциировать с деяниями античных героев, не посмел строить Храм, а Соломон, как человек нового типа, посмел, слава его - в веках.


*****
Лора Катаева               
    http://stihi.ru/2022/07/19/746
Белая рыба моя

После дождливых лет всё пойдёт иначе -
Мир станет чище, как стиранное бельё.
Бедная белая рыба моя не плачет,
Но не поёт, ни капельки не поёт.

После падений звёзд зарастают шрамы
Или залысины в прядях густой травы.
Боже, помилуй нас всех от вселенской Кармы -
От помутнения ясности головы,

Хмурый пейзаж бытия не вставляя в раму
Чёрного дерева страсти, оков греха.
Господи Боже, ведь мы же почти на равных:
Если умру - не сложу о тебе стиха.

Я же струна твоя- нижняя в нотном стане,
Семечко яблони, вскормленное с лихвой,
Внутренний Орган - душа твоего оргАна
(Знаешь, оргАн ведь по сущности - духовой).

Линия лилии, буква, последний танец,
Хлеб и очаг, ключевой элемент игры.
Просто подумай: когда никого не станет -
Некому будет кормить бестолковых рыб.

Не запирая на ночь ворота рая,
Пообещай мне: кто верует - всяк спасён!
Господи Боже, ведь я-то ещё живая,
Но для чего мне, живущей, вот это всё?

Бес ли попутал, случайность, наставник жёсткий,
Спутанность ветра, рулетка, рулады лжи -
Мне февралями мерещатся перекрёстки
И придорожные серые миражи.

Дел острова разделяя на чёт и начат,
Перемогая расхристанное житьё,
Белая рыба моя никогда не плачет
И не поёт. Пока ещё не поёт...

10
На первый взгляд, немного сумбурное стихотворение и очень эмоциональное, и ЛГ, судя по всему, сознательная девушка, преодолевая невольное бормотание, выясняет отношения с Богом, "почти наравне". Из этих выяснений мы о ней многое узнаем, об ЛГ. Многое мы узнаем и о её молчаливом Оппоненте. Мы узнаем, что он - Музыкант, Садовник, Комендант общежития под названием Рай. Что сказать, разговор, и впрямь, наравне, в духе покойного М.С.Горбачева (не станете нам помогать, террористы захватят ядерные объекты, и тогда вам будет плохо): убьёшь меня (всех), перестану твою рыбку кормить. И хотя Белая рыба по-прежнему держит язык за зубами, мы понимаем, насколько высоки ставки.

*****
Алиса Нескучная
http://stihi.ru/2022/07/27/3307
Булатное комИльфо..

Бендер, на куя орал, а, на мечи куя орала? лишь мечей слышны хоралы.
бисер попран, и отныне мечутся и мечут свиньи лишь прогорклую икорку. всё по Пирру. мир - под горку. не до пира. просто горько.
что б сказал ты нынче, Ося? взрывов Болдинская осень. не гремел так даже Пушкин. пули-дуры, суки-пушки.

не получится союза: поутихли лиры-музы. нет бы им в декрет!
да Пегас погас, как мерин. нынче день годами мерят..

прям секрет Полишинеля!
если пот прошиб,
сняли б вы свои шинели
и пошли б..
11
Название устроено, как игра слов. Иностранец и не разберёт с наскока,  что перед ним, коминформ, или комильфо, или комИльфо. Но то - иностранец. А мне непонятно, почему "Ося" выступает, как большой миротворец. Ведь, если мне не изменяет память, сначала он пытался присвоить имущество,  накопленное паразитическим классом, потом его убили, затем он взялся за имущество, накопленное в процессе кровопролитной, гражданской войны, и его ограбили. Не знаю, как его назвать, может, Великим комбинатором, у которого смерть идёт впереди ограбления, может сыном турецкого подданного, может родственником лейтенант Шмидта, но никак не миротворцем.
В стихотворении есть и другие каламбуры: Пирру пир, Пегас погас, Пушкин-пули-пушки.
Что сказать, я не поклонник подобных игр в стихих. Дурновкусием их не назову, но поэтические тропы, это нечто другое. Что „Война воняет“, написал организатор этого конкурса, а из этого стихотворения я узнал, что она ещё и горчит.
*****
Марианна Казарян Вьен
http://stihi.ru/2022/04/05/1198
не о весне сегодня

не о весне сегодня о войне
и звук и слова робкое дыхание
и кажется что всё еще во сне
и утро вновь заговорит стихами

но день проходит день как будто год
не видит берегов людское горе
как низко опустился небосвод
в гнетущем ожиданье приговора

не о весне сегодня... вороньё
всё громче всё настырней всё тревожней

война
войны
войне
войну
войной

и пули без оглядки смерти множат

...
апрель 2022

12
Стихотворение „Не о весне сегодня“ смотрится, как парафраз, не потому что оно начинается с Фетовского отголоска,  а заканчивается отголоском Окуджавы, а потому, что слова весна и война, это - рифмы от века. Не секрет, что если осень - время свадеб, то весна, это - время рождения детей, и если девочки рождаются для любви, то мальчики рождаются для войны. Это - не мой взгляд, это, если можно так сказать, взгляд архетипический. И разумеется, я не валяю дурака, рассуждая здесь об архетипах. Просто так я обхожу необходимость читать стихи, как газету. И конечно, я улавливаю трагическую ноту, пронизывающую эти стихи.
*****
Хелена Фисои
http://stihi.ru/2022/04/04/4213
только не с вами

крови хлебнувший был ли когда другим
третий и худший завтра тебе ни зги
homo далёкий тот что ни мёртв ни жив
в каменном небе жаждой рисуй дожди

надвое небо прошлое мя не тронь
я имярек твой ныне троянский конь
штандартенфюрер невозвращенец-ген
язва и ужас феникс твой карфаген

страшная правда сколько не лей елей
чёрным парадом орды твоих емель
обок другие осип марина блок
#тольконесваминынеиприснобог

13
С чем в моем сознании созвучны эти стихи? С песней Председателя Пушкинского Пира во время чумы:
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъярённом океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Что я могу к этому добавить? Скорее бы кончилось это наваждение.
*****
Анна Германова
http://stihi.ru/2022/04/22/997
Благовест

Прощёное проще простого
и пуще пустых номеров
распалось на тело Христово
и слов невесомую кровь.
В огне мы не мерили брода,
и встали Великим постом
на грядках по всем огородам
сосновые вешки крестов.
Гряди к нам, Страстная седмица,
у церкви святи куличи,
где чёрный пакет плащаницы
из братской могилы торчит.
В Четверг мы — «примите, ядите»,
а в Пятницу — плат на столе.
Кресту предаётся Зиждитель,
а мы предаёмся земле.
К пасхальной взойдём литургии,
взлетим высоко, не вернёшь,
наш благовест — в земли другие,
мы — смертью поправшие ложь.

22.04.22

14
Увы-увы, я - не христианин, и чувства православных во время Великого Поста мне понятны не вполне. Но я понимаю и боль, и сострадание, и ожесточение уязвленной души. И литургический пафос лично мне понять не сложно. Тем не менее, мне не понять во всей его целокупности образ этого стихотворения, но не понять, не значит отринуть. Не могу не упомянуть, один вкусовой просчёт, чёрный пакет плащеницы. Насколько нужно ему торчать из братской могилы, я не знаю. Полагаю, именно о подобном случае Ф.И.Тютчев обронил свое: „мысль изреченная есть ложь“.


*****
Валентин Емелин
  http://stihi.ru/2022/03/10/3943
Колыбельная

– Мамочка, холодно!
Мамочка, страшно!
Мамочка, где мы?

– В раю!
Видишь, мой глупенький,
Это прекрасно.
Слушайся маму свою.
Видишь, что нас, как героев, встречают
В мире, свободном от зла.
Видишь, для нас наготовили чаю
В этих прекрасных котлах!

– Мамочка, вижу ужасные крючья –
Щерится ими дыра…

– Просто они выбирают, кто круче –
Это такая игра!

– Мамочка, что это?
Мамочка, жарко!
Мамочка, жжётся огонь!

– Чтобы согреть нас горит он так ярко.
Радуйся, мой дорогой.

– Мамочка, как же мы здесь оказались?

– Сыночка, нам повезло.
Мы наконец-то им всем показали
И уничтожили зло.
Злые все сдохли в мученьях и корчах.
Злые отправились в ад
Вечно возделывать в гное и порче
Адский отравленный сад!
Ну же, не плачь. Мы спаслись. Мы остались
В этом чудесном краю,
Здесь, за рекой из расплавленной стали,
Вечно пребудем в раю.

15
И опять приходится вспоминать итальянский фильм с Роберто Бениньи, хотя стихотворение сделано немного в другом ключе, нежели „Плюшевый“, который считалочка, а это сказочка, сказочка, в которой, что правда, все точки на своих местах. Меня лишь покоробило то, что злые сдохли. Глагол "сдохнуть" присущ не людям, а животным. Понимаю, жить в биполярном мире проще, не надо думать, что у злых тоже есть родители, жены и дети, не надо думать, что, возможно, злые они не отрождения, что они тоже рождены для добра, но злыми их сделала злая воля сильных мира сего.
*****
Соэль Карцев
http://stihi.ru/2022/07/27/185
Абояма надевает галоши

Когда снег выпадает летом
и забывает выпасть зимой,
когда находит на камень где-то
коса, и день превращается в бой,

когда мудрецы наверху решают,
как нам жить, как дышать,
когда выходят в цветы лишаи,
когда на пост назначают дрыща,

Абояма надевает галоши.

Он небросок, поджар и владеет телом,
как оружием — Азия всё ж:
здесь каждая сакура помнит, в чём дело,
и на понт её не возмёшь.

Но даже на этих бескрайних просторах
его знают в лицо и сейчас,
когда возможно решить по-простому,
по ком не тает свеча,

Абояма надевает галоши.

Гаутама напоролся на мину,
когда уходил в лес.
По принцу не справят поминок,
не выпьют фени, чтоб воскрес.

Все пагоды стали б светлее,
чище стала б вода,
если спрашивали бы в бакалее
покупатели: "Ну, когда

Абояма наденет галоши?"


Он расскажет при встрече, как быть мне.
Я гляжу на слепой экран:
не узнать в череде событий,
сколько мам мыло сколько рам

в тех сметённых разрывом стенах,
про которые в новостях...
Абояма пружинит тело:
всем воздаст — и его простят.

16
Знакомство с этим текстом потребовало от меня небольшого расследования, для ответа на вопрос, кто такое Абояма. На слово в авторском написании гугол отправил меня в тупик: обойма. Тогда я разделил слово и получил развилку: 1. дело в санскрите, и в основе слова остаётся Яма, загробный правитель и 2. украинское выражение обозначающее выражение "либо яма".
В общем, фигура Центрального П. осталась загадкой. Но бог с ней, с его загадочностью, существа, обувающегося в галоши, ещё большей загадкой стало для меня то, что автор усердно перемежает книжную лексику откровенным сленгом, типа "брать на понт, дрыщ или феня. Итак, читая стихотворение, я невольно вспоминал жестокую и поучительную историю Глокой Куздры и её несчастного Куздренка.
*****
Анна Иделевич
http://stihi.ru/2022/04/23/5170
Ливни, горы, и затменья пейзажные
Убита семья.
Слава Богу не моя.
Но все равно по телу бегут мурашки,
облака по небу бегут, барашки.  Кто я?
За облаками бегут еще облака
над крышей большого Капитолия,
единственного неба своеволия
над трудностью нелепой людской каши.
Убьют наверно еще семью,
слава Богу не мою,
я пока живу,
и пока тебе пою
как всегда нежданно-негаданно,
но подарки приятнее любой выгоды
в рукаве припрятанные.
Мы не продажные.
И не вояки до людского зла отважные.
Мы ливни, горы, и затменья пейзажные.
Не надо войн и ваши правды сермяжные
всего лишь повод слить и красная вода –
прости, сегодня нету сказок в бурном сексе,
мы сказки только если сказки с небом вместе, смотри, смотри,
по краям ванны расселись миллионами фактов банды
принуждая одних и других к тому, что для них нормально.
Для меня нормальна только музыка феноменальная,
живая, осязаемая и визуальная,
вода живая и до дрожи минеральная.
Киев был славянской столицей, а стал новой Рамаллой.
Террористы стоят у руля,
убита еще одна семья,
затаилась под обломками епитимья,
не выдержав вашего вранья, Альхамдулилля.
Рыбка нырнула обратно в небо,
блеснула чешуя,
лови голыми руками,
ты знаешь, где я...

Да простит меня уважаемый автор, я решил, что мы - земляки, из-за Рамаллы, наверное. Потому, уточняет автор, что и там и там "террористы стоят у руля". Хотя, я бы не стал пока сравнивать Киев не только с Рамаллой, но даже с Брюсселем или Вашингтоном.  Слишком далекие это понятия, и кто именно там стоит у руля, пока большой вопрос. Я к тому, что не дело стихов всеядная полемичность. Стихи, по меткому выражению Пушкинского Серафима,  это - способ глаголом жечь сердца людей, а не заводить с людьми дискусии: что-кто и кто-где. Разумеется, я могу ошибаться, потому что автор значимыми топонимами не ограничивается. Читатель то и дело натыкается на подразумеваемые альтернативы: приятнее ли подарки любой выгоды; единственное ли небо своеволия - крыша большого Капитолия; возможно ли назвать массы людей человеческой кашей или невозможно, и т.д. и т.п. Разумеется, пользоваться провокативными словосочетаниями поэту не возбраняется. Вспомню ещё раз Пушкина, его обращение к клеветникам России, где есть такие слова:
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
*****
Шорт-лист
1.Благовест
2.Белая рыба
3. только не с вами
4.Верещагин
5.Колыбельная
*****
Обзор делался по анонимному лонг-листу, при публикации восстановлены имена авторов и ссылки.

*****
Феликс Гойхман
поэт, прозаик, эссеист

«Родился в 1958 году в Одессе, в 1967 - возомнив себя поэтом,  занялся стихоплетством, в 1978  - появились тексты, похожие хоть на что-то, в 1983 - по мнению людей, неравнодушных к поэзии, похожие на меня. В 1987 - поступил в Литинститут, в 1990 - репатриировался в Израиль. В 1999 - первая и пока единственная поэтическая книга - «Оазис». Публиковался в журнале «22», стихи, эссеистика, малая проза, в различных альманахах и коллективных сборниках Израиля, России, США и Украины. Познакомиться с моими произведениями можно на сайте http://www.sunround.com/club/authors/goyhman.htm , и просто «загуглив» мои имя и фамилию. Уверяю, не промахнетесь.
Сейчас готовлю вторую книгу».

Страница на Стихи.ру: http://www.stihi.ru/avtor/felixgoykhman

Экспертные обзоры на конкурсах БЛК:
Март-2016 - http://www.stihi.ru/2016/04/10/4428


Рецензии
Ну что же, Феликс, с тем, что точность – вежливость и честность... не поспоришь.

"Головы соседей пухли от этого пения" – перевод на язык прозы. (Согласен, у меня неточность – голов нет).
Из толкового словаря С.И.Ожегова:
"Голова пухнет (перен.: о состоянии умственного напряжения или невозможности что-н. воспринимать, слушать; разг.)"

И – "автор ещё не набил руку..." – словно Вы не о стихах говорите; к тому же, мне кажется, что автор, набивший руку, уже по-настоящему ни о серьёзных, ни о каких других вещах не напишет.

"набить руку" – у Вас тоже неточность, это выражение не равно понятиям профессионализма и мастерства.

Михаил Эндин   04.10.2022 09:13     Заявить о нарушении
Михаил, выражение "голова пухнет" мне знакомо и без Ожегова, но у вас, как Вы и подтвердили, пухла не голова, а соседи. И между прочим, это выражение я тоже слышал, хоть у Ожегова его не найдешь, это - улица, прямо перетекающая в базар. Как говорится, одно из двух, и никакого перевода на язык прозы. Разумеется, у меня нет повода усомниться в Вашем профессионализме, но в том-то и фокус анонимного списка, в нем нет ни дилетантов ни профессионалов, все равны. И давайте скажу без одинаков. Если я в безымянном тексте встречаю такое место, то есть у автора не хватило терпения или умения вправить соседям мозги, что я должен был подумать? Хотя, что я подумал, неважно, важно, что я написал, что картинке не хватает точности.
В любом случае, никого я обидеть огульным судом не собирался. И потом, в моих словах не было никакого осуждения и огульности там тоже не было.

Феликс Гойхман   04.10.2022 13:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.