Андрей Моисеев. Экспертный обзор. Февраль-2021

"Всё, что вы говорили до этого момента, не имеет ровным счетом никакого значения, потому что я еще не включила свой слуховой аппарат".

Автор этих слов, писательница Мариэтта Шагинян, написала за долгую жизнь более 70 толстых книг и тысячи статей, а осталась в народной памяти короткой фразой, оброненной в мимолетном разговоре и случайно записанной кем-то из присутствующих. Казалось бы, эта реплика не имеет отношения к литературе. Но, если вдуматься, именно она исчерпывающе описывает взаимоотношения автора текста и его читателя.
Если читатель не включил свой «слуховой аппарат», то что бы автор ни делал, как бы ни старался поразить воображение – объект воздействия останется глух и безучастен к излияниям его души. Но даже когда слуховой аппарат включен, он усиливает только определенные звуковые частоты – те, которые перестал воспринимать естественный слух человека.
По аналогии, читатель, который удосужился открыть и прочитать любое литературное произведение, воспримет в нем только то, что понравится его «слуховому аппарату» – мировоззрению, художественному вкусу и жизненному опыту, а остальное так и останется незамеченным, неуслышанным и непонятым. Вот откуда проистекают все литературные баталии, вот почему одно и то же произведение порождает и  восторженное почитание, и острое неприятие – у людей просто разные «слуховые аппараты», и они по-разному воспринимают написанное. Поэтому поэт не должен слепо и абсолютно доверять ни одному высказанному мнению о его творчестве. Одни эксперты разнесут вас в пух и прах, а другие возведут на пьедестал и украсят лаврами за одну и ту же строчку, метафору или рифму.
Это вовсе не отменяет того факта, что не все мнения одинаково ценны, и что объективно существует хорошая и плохая поэзия. Но если с Пушкиным и Гёте всё более-менее ясно, то, например, дискуссия о творчестве Эдуарда Асадова не утихает уже более 15 лет после его смерти, и, похоже, разногласия по этому поводу будут существовать вечно. Профессиональные критики никогда не признАют за Асадовым выдающихся поэтических способностей, а многочисленные поклонники его творчества никогда не согласятся с их точкой зрения.
В таких случаях снова включаются и выключаются слуховые аппараты, и человек создает вокруг себя комфортную обстановку, где слышно только то, что ему хочется услышать. В принципе, никто не мешает поступить так же любому автору Стихиры. Вот только после этой нехитрой процедуры, как правило, наступает тишь да благодать, и останавливается всякое творческое развитие – зачем к чему-то еще стремиться, если и так, вроде бы, неплохо получается?
Для чего я все это рассказываю? А для того, чтобы подстраховаться. Если кому-то не понравятся мысли и оценки, высказанные в этом обзоре – имейте в виду: это не я, это мой далеко не совершенный «слуховой аппарат» не услышал, не оценил по достоинству, не восхитился тем, чем, по вашему мнению, он должен был восхититься (или, наоборот, восхитился тем, чем восхищаться не следовало). Если в ходе прочтения вы испытаете негативные эмоции – вы знаете, что с этим делать. У каждого из вас тоже есть свой собственный «слуховой аппарат». С выключателем. ;
PS. Лонг-лист читал в анонимном варианте. За исключением пары  стихотворений, чье авторство мне известно, сам не знаю, кого похвалил, а кого (не)заслуженно обидел. Прошу отнестись с пониманием.

(Примечание: редколлегия БЛК восстановила имена авторов и ссылки при подготовке обзора к публикации.)

1. ЮЛЯ ФРИДМАН «Тогда мы жили в деревянном доме»
http://stihi.ru/2021/02/20/3991 номинатор Айна Кэм

Тогда мы жили в деревянном доме
За крошечным бревенчатым забором.
Никто еще не умер, даже птицы
И черепахи были навсегда,
И человек, он был совсем никто мне,
Входил, как будто клацая затвором,
И принимался сразу же сердиться,
И убывал в другие города.

Тогда большими были расстоянья,
Разлука – окончательным решеньем,
Как смерть; любовь была простая штука,
Как у цветка простые лепестки,
Они завянут, сердце это знает,
И оттого прочерчены нежнее
На папиросном воздухе, как будто
Пером, как продолжением руки.

Так от меня сбежала обезьянка,
Хотя она была со мной счастливой,
Фарфоровой, с усердной головою,
Кивающей на шейном стебельке.
Теперь ее, кивающую пьяным,
Шарманщик угощает черным пивом,
Он крутит руль, его шарманка воет
И крантик цедит кровь по капельке.

Тогда мы шли игрушечной дорогой
И в кукольном борделе забавлялись,
Но эпидемия аллотропии
Скосила в ноль наш оловянный полк,
И бабушка сказала мне, не трогай
Прибитый на обойном одеяле
Тот деревянный домик: полный пыли,
Он хрупкий был, и он сломаться мог.

Насколько я понял, единственное, что в этом стихотворении реально – это старый игрушечный деревянный домик, висящий в бабушкином доме на стене. Всё остальное – плоды фантазии автора. Фантазия богатая, но привычка говорить цветисто сильно затрудняет понимание авторской мысли. После «крошечного бревенчатого (!) забора» было трудно воспринимать это произведение всерьез.


2. ЭЛЬЗА БАРЕНЦЕВА «колосс»
http://stihi.ru/2021/02/20/3931 номинатор Айна Кэм

i.

всё, способное пасть, — падёт,
под собой погребёт всё, что должно быть погребено,
и тебя, и меня заодно.

ii.

это чёрный колосс с полицейской сиреной в горле,
он идёт
(грохот)
на твой город
(грохот)
он берёт его
(грохот)
твой город чёрен от шлемов.

iii.

виноград горячих голов под его ногами,
виноградный горячий сок.

iv.

ах беды наши
возьмём ножи ли
грызут букашки
колоссовы сухожилия

v.

революция — алый клыкастый ком,
заразная алая свора;
свора восстанет из месива, как Левиафан из моря,
и всё, способное пасть, — падёт.

vi, post scriptum:

свободу ворам
свободу поварам
свободу комарам
свободу топорам
свободу вечерам
свободу тарарам

Это единственное стихотворение лонга, в котором упоминаются актуальные события нынешней зимы. Картина передана точно, с атмосферой и драйвом. Мне только не хватило авторского ответа на извечный русский вопрос «так ты, мил человек, за кого будешь – за красных али за белых?» Многие стихи недосказанность только украшает, но в данном случае, мне кажется, важнее была бы система опознавания «свой-чужой». 


3. МИХАИЛ ЭНДИН «Магазин»
http://stihi.ru/2020/12/17/1900 квота Елены Копытовой за редактирование отборочного тура

    ...И сумрачный германский гений...
        Александр Блок

Заплата на асфальте говорит...
А улица, естественно, теряет
и красоту, и свой товарный вид.
И каждый, между прочим, индивид,
споткнувшись, непременно наградит
эпитетом того, кто вытворяет
подобные дорожные дела.

Заплата, между прочим, мне дала
всего лишь повод написать о том,
что рядом есть многоквартирный дом,
и в доме том давным-давно живёт
та женщина, что ходит круглый год
со мной в один и тот же магазин.
И там в отделе соков, вод и вин

я наблюдаю женщину сию.
И жалко мне, что я уже не пью,
как в прежние весёлые года.
А женщина, не ведая стыда,
берёт вино различных стран и марок —
себе, друзьям, на вечер, на подарок? —
теряюсь я в догадках, потому

мне грустно оставаться одному.
И я бреду, душа моя болит,
и спотыкаюсь, словно индивид,
который непременно посылает
эпитетом того, кто вытворяет...
Заплата на асфальте говорит,
но речь её никто не понимает.
...
Вот магазин открылся. Я опять
в часы таких обыденных открытий
пойду туда, но радостных событий
и прочих просветлений и наитий
от этого не стану ожидать.

Не стану ждать блестящих перспектив
и даже суетливых приключений.
Осенний день. И сумеречный гений —
германский ли, российский — без сомнений,
едва ль услышит благостный мотив.

Мне осень не расскажет ни о чём, —
закроет небо тучами и снова
заморосит, и сказанное слово
истреплет ветром, чтобы бестолково,
темнея, стать угрюмым палачом.

Но день сегодня выдался такой...
Но магазин сегодня так открылся...
Я пожалел о том, что не побрился.
Я улыбнулся, словно удивился,
кассирше юной, девушке простой.

Сегодня день открытий. Угадать
теперь несложно, что на самом деле
я сделаю, — я в дом открою двери
и буду ждать кассиршу, что в отделе
работает за кассой № 5.
...
Ноябрь ушёл. Теперь пришла зима.
Пошлёт ли снег или оставит лужи
природа, не решившая сама,
что будет лучше, чтобы стало хуже
народу, истоптавшему опять
земную твердь за каждой пядью пядь?

Я тоже оставляю за собой
принятие решений. В эту зиму
никто уже не ринется толпой
к закрытому на время магазину, —
на время, на эпоху, на века...
Всё временно для тех, кто жив пока.

Я сам себе казался не рабом,
а просто завсегдатаем отделов.
Я покупал — на нынче, на потом
(ну как прожить без этаких заделов),
мечтая о тепле и доброте,
да годы, видно, выдались не те.

Что за дорога, если в магазин
она не приведёт меня однажды,
когда, быть может, в пору долгих зим
я исстрадаюсь от тоски и жажды?
Невесело шагать, когда в пути
дорогу к магазину не найти.

А жизнь вокруг спокойная вполне
текла себе на улице и даже
у женщины, мелькающей в окне,
забывшей о покупке и продаже.

Женился на кассирше молодой
один парнишка из молодцеватых.
Асфальт у магазина был в заплатах,
но не тужил об участи такой.

Каким замечательным, нездешним языком написано это стихотворение с совершенно бесхитростным сюжетом! Не знаю, как воспринимает такие тесты поколение миллениалов, но мой слуховой аппарат явно настроен на эту волну. Каждая строчка – со вкусом, цветом и запахом. Я не очень доверяю длинным текстам, потому что они далеко не всегда наполнены содержанием, но здесь с огромным удовольствием дочитал до конца – и вернулся к началу.


4. СОЗЕРЦАЮЩАЯ МНОГО РАЗ «Пташка божия – кузнечик»
http://stihi.ru/2021/01/23/1743 номинатор журнал "Витражи"

Пташка божия – кузнечик,
бродят тени по стенам.
Ты зимой насквозь просвечен,
похоронен между рам.

Умер тихо, без страданий,
уронив скрипичный ключ.
Упадёт на зорьке ранней
белый пух из снежных туч.

Кто-то вспомнит, и помянет,
и посмотрит за стекло,
где у сотни добрых нянек
сад вздыхает тяжело.

И кружит метель и плачет:
и о том, и о другом,
а свернувшийся в калачик
спит кузнечик вечным сном.

Писать короткой строкой – это как бежать по тонкому льду: любую неточную рифму, любой «спотыкач» в звучании ничем не прикроешь, и фальшь, если она есть, будет видна, как на ладони. Здесь, слава богу, партия сыграна чисто. Вроде бы, простая зарисовка, но в ней нашлось место и искренности, и эмпатии, и принятию мира таким, как есть.


5. АЛЕКСАНДР МАРТЫНЮК «Амальгама тускнеет с годами»
http://stihi.ru/2021/02/13/9260 номинатор журнал "Витражи"

Амальгама тускнеет с годами,
или просто подводят глаза?
Но не я в этой выцветшей раме,
и уже отвернуться нельзя.

Мой двойник всё мрачней и печальней,
что-то шепчет намыленным ртом,
и лицо его тайной печатью
покрывается, будто щитом.

Он уходит в себя, исчезая
среди пятен, полос и морщин,
разрывается связь временная,
остаюсь совершенно один,

лишь мелькание тени и света
оживляет поблекший квадрат…
Где лицо моё? Жизнь моя, где ты?
Глажу бритвой почти наугад.

Не сказать, что это какое-то откровение, но да – точно переданные ощущения, хорошо знакомые многим…  Если кого-то этот стих оставляет равнодушным, то этому может быть три объяснения: а) вы – женщина, б) вам еще не стукнуло 50, в) вы прожили жизнь в какой-то другой стране.


6. АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ «отсюда»
http://stihi.ru/2021/01/26/4099 квота Ника Туманова за редактирование отборочного тура

пожалуй бывало и хуже
но этот закат слюдяной
но мячик что плавает в луже
важнее планеты иной
важнее до боли и дрожи
а дальше не в лад невпопад
ты просто слетаешь с дорожки
и велик цепляет закат
такое беспечное лето
неважно зачем и кому
и вишни они же планеты
и дед мой уходит во тьму
к чему это знанье я вырос
я вынырнул в этой реке
зачем это детство на вырост
зелёнкой прижали к ноге
я тут я от века до века
как полуоткрытая дверь
я маленький полукалека
куда мне отсюда теперь
от этого жёлтого лета
в котором больная нога
песочница полная света
и мячик и мячик ага

И я скажу «ага», потому что помню, что всё так и было, даже если в моем конкретном детстве присутствовали совсем другие детали. Прекрасный вопрос – «К чему это знанье? Я вырос…» Собственно, само стихотворение и является ответом на него.


7. ВАЛЕРИЯ САЛТАНОВА «Уже не выйдет...»
http://stihi.ru/2019/09/19/42 номинатор Илина Гумер

        Когда я вернусь.
        О, когда я вернусь!..
        Александр Галич

Уже не выйдет влюбиться в того француза,
Что мне сегодня так ласково подмигнул.
Лежит на сердце вчерашней любви обуза,
В глаза мне смотрят сто тысяч смертельных дул...

Какая осень! Ни облачка, ни ветринки –
Лазурный берег разнежен, уютно тих.
Одна другой живописнее здесь картинки,
Природа без всяких словес – превосходный стих!

И стайка уток вдоль набережной Сиани,
И в водной ряби азартные поплавки...
Какая нега! Весь мир у тебя в кармане,
На расстоянье вытянутой руки...

И тени горлиц аукают в сини гулкой,
И звон комариный, и нежной бахромкой – грусть...
И сердце тает размоченной в счастье булкой...
...Но я вернусь. Конечно же, я вернусь.

И я пойду по стылой осенней жиже,
Шурша листвой, за призрачных лет грядой...
Уже не выйдет жить навсегда в Париже
И умереть красивой и молодой.

Боюсь, что ни стилистически, ни по смыслу это стихотворение совсем не перекликается с Галичем, вынесенным в эпиграф. Если Александр Аркадьевич обычно рубил сплеча и был  лишен сантиментов, то здесь всё с точностью до наоборот. На мой взгляд, «сто тысяч смертельных дул» и «сердце… размоченной в счастье булкой» – это перебор. Но, возможно, кому-то из читателей в самый раз…


8. ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ «Я видел, как теряют головы»
http://stihi.ru/2020/09/30/3563 номинатор Илина Гумер

Я видел, как теряют головы,
как облачался синий лес
в трагическую медь и олово
и звезды падали с небес,
я видел, как солдаты плакали,
я помню молодую мать,
холмы, усыпанные маками,
и то, как снег летит на гать,
и мхи, и клюквы нить кровавую
в лучах закатного огня.
Немеркнущей и вечной славою
покроет Родина меня,
я буду жить полями этими
и небом сумрачным лететь
сквозь это золото с медведями,
сквозь это олово и медь.

Не знаю, намеренно или нет, но автор в этом стихотворении обменивается с читателем уже не мыслями и даже не образами, а кодами. При этом, чтобы собрать цельное полотно не просто из штампов, а, можно сказать, из лозунгов, требуется немалое поэтическое мастерство – и оно у автора, безусловно, есть. Но я должен признаться, что нарушил предложенные правила игры и на строчке «я помню молодую мать» вообразил негритянку с шестью отпрысками. Конструкция с грохотом рухнула, и теперь мне остаётся только любоваться ее живописными руинами.


9. АЛЕКСЕЙ МИШУКОВ *** («на краю возвышаются маковки гор...»)
http://stihi.ru/2021/02/11/10257 номинатор Вадим Гройсман

***

на краю возвышаются маковки гор
а вверху облака облака
человек не взбирался на них до сих пор
пожалейте его дурака

пожалейте его начитается вдрызг
и вода побежит побежит
опускается вниз опускается вниз
и оттуда глядит и дрожит

потому что не знает уже ничего
потому что исписан листок
потому что закончилось все волшебство
и волхвы отошли на восток

и собачка его и котейка его
все стремятся его отогреть
и когда обомлеет уже естество
от бутыли останется треть

Собачка и котейка, конечно, отогреют сердце любого, даже самого занудного критика, но «начитается вдрызг» и «обомлеет естество» не бьются ни со словарем Даля, ни со словарем Ожегова. А в остальном – довольно своеобразный стих, не лишенный обаяния.


10. СВЕТЛАНА СКАКУНОВА «Но сотвори»
http://stihi.ru/2019/06/18/6660 номинатор Соэль Карцев

Мир гудящий, неоновый, беспроводной
разбредётся к утру по норам,
сползёт на дно.
Ещё в лифте срывая образы и шумы,
переходит в разряд – да помню: не "я", а "мы".
Мир готовится к встряске
под выходной,
к сумасшедшим дебатам с мужем или женой,
и жужжит молитву своей двери:
"разлетайся к черту, но – отвори!"

..................................

Примеряет вдох к коридорным нотам,
к бормотанью дома: давно уснули.
Лишь пространство бодрствует
в карауле :
в Гуанчжоу звякнут ключом, на сотом –
"Я ща стукну!.." – с первого, в Барнауле...

..................................

А когда-то раньше, в другой реальности,
все питались сотами, дружили ульями.
На площадке кланялись соседке бабочке,
разрешали гномам играть под стульями.

А ещё вязали и шили строчками,
чтоб согреть стихами живущих северней.
Улыбались звёздами, медоточили,
и вполне сроднились с цветами клевера.

И всегда-всегда оставляли валенки
у двери – для гномиков, самых маленьких.

Для себя ничего не накапливали,
а если и плакали,
то делились каплями
радостного дождя...

...................................

Мир отзывается на любовь, открывается заново,
вслушивается в гуанчжойское деликатное
постукиванье ложек,
в размышленье сонное, домотканое
барнаульского рая:
– Сможем?.. не сможем...
Сможем?.. не сможем...

Кажется, я начинаю понимать, почему старшеклассницы порой влюбляются не в отличников из приличных семей, а в отпетых хулиганов. На мой взгляд, лучшее место в стихе – это «диалог» между Гуанчжоу и Барнаулом. Всё, что касается гномов, бабочек, цветов, звезд и валенок – это те самые «отличники». Интересно, по замыслу автора, должно быть наоборот, или именно так и задумывалось?


11. ИНЕССА РОЗЕНФЕЛЬД «Лунные очки – погибших в Освенциме»
http://stihi.ru/2014/01/04/9629 номинатор Соэль Карцев


Словно сомнамбула-лунатик,
Бреду в застывшй сад лунарий.
Ко мне так пристально приникли,
Что плакать нотами привыкли –

Полупрозрачных лун монокли,
Как будто бы от слёз промокли.
Мне чудится – по парам стёкла,
Очки там сложены – без счёта.

Для близоруких, дальнозорких,
В оправах новых и потёртых.
Могли бы в стёклах отразиться
Погибших и любимых лица.

И свозь которые всё чётче
Читались строки. И междустрочье.
Лежат, как будто позабыты...
Все в целости и нет разбитых.

Разбиты жизни, в стёклах целых
Луч больше не находит цели.
В них и луна взглянуть страшится.
Глаза закрою – и снова лица...

Не канет память, не отпускает.
Ледышки стёкол в руке не тают.
Лунарий тоненьких, невесомых, –
Как лун бессонных.
И если скроюсь за лунным за склоном,
Его покроют лунарий сонмы.
Там может, и для моих очков
Есть веточка невысоко...

Кажется, мне удалось разгадать этот ребус, но это было непросто. Оказывается, лунарии – это такие цветы, довольно заурядные и, казалось бы, никак не связанные ни с очками, ни с Освенцимом. Но когда они отцветают, образуются плоды, которые впоследствии, засохнув, становятся плоскими и круглыми. Раньше засохшие лунарии иногда ставили в вазу и держали в доме в качестве детали интерьера. Так вот эти плоды на веточках действительно могут ассоциироваться с круглыми стеклами очков, которые носили в середине прошлого века – очки другой формы тогда делать просто не умели. Сравнение странное, неожиданное, но оно имеет право на существование – ведь на свете не так много мест, где очки сложены в большом количестве отдельно от их владельцев.
Мне только жаль одного – в наши дни половина людей не знает даже слова «Освенцим», не говоря уже о лунариях и их необычных плодах. Боюсь, что количество читателей, понявших смысл этого стихотворения, будет стремиться к нулю.


12. АЛЛА АРЦИС «Ева»
http://stihi.ru/2020/12/13/8322 квота Бориса Голубчика за редактирование отборочного тура

Не скажешь Господу: «некстати»,
когда под вечер, на закате
огни тушил…

А я жила за тайной дверью
в твоём укромном межреберье,
в краю души,
где сердца стук сходил лавиной,
была не частью половинной,
а выдох-вдох,
на ощупь еле различима –
ты был для радости причиной
задолго до…

Теперь – в чужом саду, нагая,
и звери смотрят, не мигая:
чего скулит? –
но ты похоже и не ранен.
а знаешь что – бежим из рая,
тут всё – Лилит!
тут всё до приторности склизко,
как в нёбо влипшая ириска,
тут и без нас
полно слетевшихся на праздник.
пойдём, не трогай яблок райских –
чернеют враз.

А там – заснеженные кущи:
декабрь заботливо научит
ступать на наст,
на льду не выпустив друг друга…

Господь простит – умерит вьюгу
и знак подаст.

Как и 20 лет назад, тема лютой конкуренции между Евой и Лилит не сходит со стихирских страниц, причем половина стихотворений этого жанра написана от лица Евы, а вторая половина – от лица Лилит. Обычно присутствует еще кто-то третий, но он настолько малозначительный персонаж, что его обычно зовут «Ты». Должен признать, что в данном случае Ева действительно хороша – тонко чувствующая интеллектуалка с богатым внутренним миром, образным мышлением и высокими духовными запросами. Вот только если верить Библии, подобный диалог должен был происходить в те времена, которые в учебнике истории лежат где-то между неандертальцами и кроманьонцами. И это вызывает у меня некоторый когнитивный диссонанс. 


13. СОНЕТИНКА «След»
http://stihi.ru/2020/12/16/1017 номинатор журнал "Тропы"

сегодня снег парил в лучах восхода.
скажи, ты видел радугу зимой?
я радуюсь тем редким дням, друг мой,
когда на солнца свет щедра природа.

там за окном среди пушистых елей
бродили грациозные олени,
искали корм, обгрызли ветви туи.
мои шаги их сразу же вспугнули.
они исчезли в два прыжка, возможно,
хоть я была предельно осторожна.

а на снегу остался вязью след.
так на страницах остаётся слово,
мечта, свобода, жизнь и заголовок
к стихам, которым применений нет...

Возможно, я не до конца понял авторскую мысль, но мне трудно ориентироваться в стихотворении, где ели превращаются в туи, а олени, видимо, в зайцев, раз оставляют на снегу «вязью след».  Впрочем, если это – стих-сказка, то в сказках и не такое бывает.


14. ИРИНА ВОРОПАЕВА «Можжевельник»
http://stihi.ru/2021/01/15/3524 номинатор журнал "Тропы"

Над синей бесконечностью волны
Как будто бы застыли в танце древнем
Изогнуто-ветвистые деревья
В дрожащей дымке знойной тишины.

Сверкает белой пылью склонов твердь,
Стволов слоистых оттеняя медь
Сквозь невесомость тонкой тени возле.

Живительный бальзам впивают ноздри,
Настоен ароматом терпким воздух –
Не зря на солнце плавится камедь.

Смолистый дух, чем думы ни полны,
Напомнит после летний жар полдневный,
И как благоухает можжевельник,
Упавший кроной в бездну вышины.

Мне всегда казалось, что автор вступает в диалог с читателем, чтобы сказать ему «Смотри!» и услышать в ответ: «Ух ты! А я и не заметил!» Если вместо этого читатель говорит «Да я и сам вижу», то цель не достигнута. В данном случае читатель и сам видит, что танец – древний, дымка – дрожащая, тень – тонкая (спасибо, что не кружевная), бальзам – живительный, аромат – терпкий и дух – смолистый. У него дежавю, он где-то это всё уже читал – под другими заголовками и в других комбинациях, но точно такими же, довольно затертыми словами. Понимаю, что трудно написать стихотворение, в котором не было бы ни одного штампа, но здесь их концентрация явно зашкаливает.


15. СЕРГЕЙ ЗОЛОТАРЕВ *** («проходил по селам с кусочками солонины...»)
http://stihi.ru/2021/02/06/179 номинатор Вадим Гройсман

***

проходил по селам с кусочками солонины
что-то клал болеющим в полость рта
говорил что цель настоящего христианина
кровь и тело Христа

соль земли – имея в виду человека –
сохраняет лучше всего не вкус
не полезные свойства но дольше века
имя длящееся – Иисус

когда брали его сумасшедшего в парке
прозвучали выстрелы ни о чем
было холодно было теплее жарко
снова холодно горячо

Безусловным плюсом этого стихотворения является его оригинальность – не припомню, чтобы читал что-то подобное. А минусом я бы назвал изменяющее автору чувство слова. Ну как можно не видеть, что «полость рта» – это словосочетание совсем из другой оперы? Представьте себе басню Крылова: «Мартышка к старости слаба органами зрения стала». Нормально? А «прозвучали выстрелы ни о чем?» – это как?


16. ОКСАНА СТОМИНА «Поэтское»
http://stihi.ru/2017/07/25/1960 номинатор Ольга Озерова

Я хочу, чтоб однажды еще родиться
И найти свою книжку. Чтоб дураки
Ее даже читали. Чтоб на страницах
Были кем-нибудь загнуты уголки.

Чтоб стихи в ней – смешны, а местами странны –
Потемнев, как столовое серебро,
Не теряли в цене, а лечили раны,
Воспевали любовь и несли добро.

Чтоб была в них та самая бабья сила,
Что в горящую избу и что коня…
Чтобы вера, которую я носила,
Оставалась надолго после меня.

Чтобы встретив, узнать их по всем приметам.
Чтоб читая, не морщиться от стыда.
И чтоб снова попробовать стать поэтом.
Как всегда.

Полагаю, что каждый пишущий втайне мечтает о том же самом, но далеко не каждый готов признаться в этом публично. К сожалению, читатели, которые сами не являются писателями (предположим, что такие еще остались), никогда не принимают близко к сердцу переживания поэтов на данную тему – дескать, «с этим вы там сами у себя разбирайтесь». Так что скажем спасибо автору за смелость и двинемся дальше.


17. АНДРЕЙ ИВОНИН «Жизнь продолжается»
http://stihi.ru/2020/11/28/3675 номинатор Ольга Озерова

Жизнь продолжается и в четырёх стенах,
и в бессвязных обрывках тв-передач, и в горячечных снах;
в темноте душной палаты, в тусклом свечении утренних окон;
в слабом теле, дрожащем, как лист, сохраняющем боль и жар;
в голове, надувшейся, как воздушный шар;
в еле живой душе, внутри тебя свернувшейся в кокон.

Жизнь продолжается несмотря на кривой високосный год,
даже, если дела принимают такой оборот,
что уже нет сил от нелепых фантазий и чаяний лживых.
Но когда твой корабль получает опасный крен
и теряет мачты на фоне больничных стен,
и тогда ты живёшь, пока кровь пульсирует в жилах.

Жизнь продолжается, несмотря на то, что у страха глаза велики;
с каждым новым вдохом, с понедельника, с чистой страницы, с новой строки;
как бесценный подарок, дорогая награда, как чудо.
А уставший за сутки санитар-сутенёр, заправляя пустую кровать,
говорит: вот тебе ещё несколько лет, будешь ли продлевать?
Отвечаю: чего бы это не стоило, обязательно буду.

Осмелюсь предположить, что поводом к написанию этого стиха стал тяжело перенесенный ковид, хотя какое это имеет значение – мы уже забыли, что на свете есть и другие опасные диагнозы. Имеет значение точно переданное стремление человека цепляться за жизнь даже после того как он на личном опыте узнал цену и возможные риски «продолжения банкета». Причем чем выше оказалась цена – тем сильнее стремление.
Очень сильный образ санитара, заправляющего пустую кровать, от которого якобы зависит продление или не-продление жизни. Ведь в больницах пустую кровать заправляют в двух случаях – либо когда пациент выписался, либо когда он умер, и здесь уместны обе версии. Если автор так и задумал – браво ему, если нет – значит, он и сам не понял всей глубины собственноручно написанного. Так тоже иногда бывает.

18. СЕРГЕЙ ДУКОВ «После дождя»
http://stihi.ru/2020/05/04/8163 номинатор Андрей Данилов

Не говори мне про иные страны…
про кротких львов и сказочный покой…
про смысл золочёной монограммы,
начертанной божественной рукой…
про паруса, которые белеют
на линиях в тетради голубой…
Пока мой сын страдает и болеет,
я стал Тобой –
я стал молчать и сад весенний рушить,
заплёл дороги вместе: те – не те…
я стал прощать и постоянно слушать
как ветер ищет слово в пустоте.
Я знаю всё – и дождь меня не тронет…
ни музыка… ни те, с кем я знаком,
когда мой сын в черёмухе утонет,
поймав шмеля намокшим коробком.
И тишине, томящейся во влаге,
сорочий донесёт переполох:
как сигарету выкурил в овраге
и шёл с велосипедом бывший бог.

Это стихотворение иррационально, сумбурно, не до конца понятно, не до конца проговорено, слово «смысел» сильно портит третью строку. Но, несмотря на всё сказанное, это – поэзия, а не просто зарифмованные  строчки. Не ручаюсь за точность цитаты, но поэзия – это когда сумма сказанного больше, чем сумма слов, использованных в тексте. Здесь это присутствует, несмотря на то, что первая строфа откровенно никакая, и со «смыселом» нужно что-то делать. Только прошу автора слово «смыСЛ» тоже не употреблять, ибо оно будет смотреться в строке ничуть не лучше.


19. СМОТРИТЕЛЬ МАЯКА «Журнал смотрителя маяка»
http://stihi.ru/2016/03/01/130 номинатор Андрей Данилов

В журнале смотрителя маяка
Пропуск за прошлый день,
То ли с похмелья дрожала рука,
То ли напала лень.
Никто их, конечно же, не читал
И не листал страниц,
На полках скопилось не меньше ста
Потрепанных единиц.
Короткие фразы, казенный слог,
Цифры, пометки, дни…
Все то, что за смену запомнить смог,
Прежде, чем снять огни.
Но были и пропуски, как без них,
Надо же сбросить пар.
Уж лучше не помнить бы эти дни…
Утром спасал отвар –
Густой, на брусничном сухом листе,
Баня и мерзлый снег,
А после часок покалякать с тем,
Кто там придет во сне…
Потом, отоспавшись, колоть дрова
До ломоты в боку,
И чтобы не лопнула голова
Выкурить табачку.
Отмучиться ночь, матюгаясь вслух,
Съесть, то что бог послал,
А утром, укутавшись в свой тулуп,
Снова писать в журнал…

Хм… Знаю автора этого стихотворения и понимаю, что оно ему важно и дорого. Но гложут меня сомнения – не могу понять цели, с которой оно написано. Читая это подробное и обстоятельное описание, ждешь разрешения проблемы, выхода хоть в какую-то сторону, доходишь до финала – и ничего не происходит. Но чего тогда автор ждет от читателя? Сочувствия герою? Протеста против никчемности такой жизни? Восхищения романтикой одиночества? Не могу понять и не знаю, как реагировать на данный текст.


20. ВЛАДИМИР СОРОЧКИН «Касаясь лица»
http://stihi.ru/2017/02/02/2  номинатор Юрий Семецкий

        Н. М.

А помнишь – снег кружился вразнобой,
Светясь алмазным нимбом над тобой,
Лица касаясь, тая в сгустках пара.
Зима уже куражилась и жгла,
И шаркала метельная метла
По стёртой грампластинке тротуара.

И ты смеялась – снегу, свету, снам,
И щедро время улыбалось нам,
Пересекая год привычным курсом,
А снег ваял, коснувшись пустоты,
На ветках букли, бантики, цветы,
Как говорится, – просто и со вкусом.

Морозный мрамор хрупок. – Бог бы с ним…
Я знаю, что с тобой не разделим:
Не разлучат нас тени или стены…
Уже февраль, и сникшие снега
Белеют, как танцовщицы Дега,
На грязный холст сошедшие со сцены.

Мастерски написанное стихотворение. «Стертая грампластинка тротуара» и «танцовщицы Дега» – замечательные находки. Еще одно украшение этого лонг-листа.


21. ИГОРЬ ГОНОХОВ «Московский рабочий»
http://stihi.ru/2020/08/19/8944  номинатор Юрий Семецкий

сядешь у радио, слушаешь песни.
не с чего вроде, а сердце заноет.
в узкой каптёрке повеет небесным,
болью навалится иго земное.

вдоль гаражей беззаботный, поддатый
топаешь, трогаешь яблони, клёны.
встанешь и, вдруг, повернёшься к закату,
к ангельским далям прозрачно-зелёным.

в небе живёт неохватное диво.
умерло время, не движется к ночи.
мне бы с друзьями... за кружечкой пива...
я же обычный московский рабочий...

ведь не спросили: хочу, не хочу я.
дали с рождения и невозвратно
эту способность – нездешнее чуять,
жить в осязаемом, но непонятном.

легче грибы перебрать для засолки,
шкафчик для обуви сделать в прихожей,
чем отрешённо рассматривать сойку,
видом своим удивляя прохожих.

стол и скамейка, за ними – крапива,
шмель полусонный в бумажном стакане.
дико болит и болит нестерпимо –
там, где прошлось неземное дыханье.

Исповедь человека, чувствующего себя не в своей шкуре, причем, похоже, не осознавшего, что «не своя шкура» – это и есть его истинное «я», а то, что кажется ему родным и естественным – всего лишь навязанные судьбой внешние обстоятельства, из плена которых практически невозможно выбраться. Легко писать о том, что хорошо поддается словесному выражению, а вы попробуйте передать ощущения от подобного внутреннего конфликта. Я считаю, что автор справился с этой сложной задачей. Правда, местами слог кажется тяжеловатым, но, возможно, это придает стихотворению дополнительную убедительность – все-таки оно написано от имени рабочего человека, не склонного к красноречию...


22. ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА «человечка приносят в дом»
http://stihi.ru/2021/01/01/369  квота Юрия Семецкого за редактирование отборочного тура

человечка приносят в дом. начинается суета.
четверо улюлюкают– не складывается квартет.
воздух, звуки, запахи– сейчас вода. вода
обволакивает, у-ка-чи-ва-ет.

он пока кочевник из этого мира в тот,
где проклёвываются зёрна, дают ростки.
с ним кочующий рыжий проныра-кот
об шерстистую мглу коготок вострит.

человечек вздрагивает, тянет ручки, тянется сам
на сладкий привкус, привычный голос, молочный свет.
время капает,
стекает по устам, по кошачьим усам.

человек идет, оставляет след.

оставляет четверых, оставляет дом, оставляя в нём
золотистый локон, из сердца вынутого сверчка.
человек встречает человека, складывает семью и дом.
гладит кота. выгуливает щенка.

по ночам он кочевник из этого мира в тот,
где улюлюкают четверо – нескладный смешной квартет –
как стрекочет в сердце тогда сверчок.
человек вздрагивает, ключ про-во-ра-чи-ва-ет….

Половина жизненного пути – в одном стихотворении. Автор знает, когда и какие струны зажимать на этом музыкальном инструменте. Кому-то подобная манера изложения может нравиться, кому-то нет, но без таких своеобразных стихотворений палитра лонг-листа явно была бы беднее.


23. ГАЛИНА ИЗЗЬЕР «Блюз длинного уикенда»
http://stihi.ru/2020/10/01/5973 квота ГР за ведение Гостиной в январе

Я туточки, путь недалёк,
Прощаться бесполезно.
Когда железо всех дорог
Сомнет стопой железной,
Когда фривей, других кривей,
Своё накинет лассо,
Когда компостер щелкнет в срок
И обленившийся замок
На щиколотке лязгнет,
Освободив, – рвану пешком
По незнакомью, братцы,
И ни о чём, ах, ни о ком
Не стану волноваться.
В просроченные отпуска
Отъеду ненадолго,
И блюз холодного песка,
Холодного с утра песка
В меня войдет иголкой.
Иглу на диск! – Кружась, стекать,
Скользить проселком бывшим
И потихоньку отпускать
Меня не полюбивших.

Если вы хотите быстро довести читателя до белого каления – напишите первую строчку стихотворения не тем размером, которым будет написано всё остальное. Шутка. А если серьезно – не хватило автору чувства стиля для этого стиха. Разудалые «братцы» соседствуют с девичье-дворянским «ах», и это, на мой взгляд, полностью выпадает из остального текста. Но «блюз холодного песка» и последующие две строчки очень мне нравятся. Я бы на месте автора еще подумал над их обрамлением.


24. ВАЛЕНТИН ЕМЕЛИН «Подлинная история Мэри Поппинс»
http://stihi.ru/2021/01/01/5393 квота ГР за ведение Гостиной в январе

        Выдержки из стенограммы отчёта
        29.02.1933

Мария Макова, няня (согласно легенде).
4 Управление Штаба РККА.

...Как угораздило приземлиться в Вест-Энде?
Ветер переменился. Меня отнесло. Слегка.
Повезло. Никто не заметил посадки.
Лишь один сумасшедший отставной адмирал
увидел в небе (сквозь ливневые осадки)
мой парашют. Но подумал, что перебрал.
И пара детей в доме номер 17
следили за мной в (подо)зрительную трубу.
Но с ними легко удалось разобраться
с помощью средства Спецкабинета ОГПУ:
по ложечке на ночь, рыбьему жиру замена –
не успеешь и дюжину сосчитать слонов.
Экстракт мексиканского кактуса-галлюциногена –
гарантия красочных, незабываемых снов.
В дополнение к детям – близнецы-малявки.
Но этим – две капли, вот и вся недолга.

...Проверила передатчик. Перепроверила явки.
Проникла в логово классового врага.
Дешёвая няня из Советской России
идеально подходит для небогатых господ.
...Обработка родителей внушением амнезии.
Внедрение прошло без особых хлопот.

...Дальше – просто. У Ко;крофта ускоритель протонов
обслуживал техник, ценивший жизнь.
Был завербован в одном из притонов.
Стал сотрудничать. Передавал чертежи.


...Получив доступ к атомной трансмутации,
Родина получит золотовалютный запас,
и страна, свободная от эксплуатации,
станет светочем счастья для трудящихся масс!
Писатель Уэллс разглядел в ней главное:
над Россией рассеивается мгла.

...Меня отозвали. Эвакуировали по плану. И
товарищ Трэверс очень нам помогла.

Красиво придуманная история, в которую, слава богу, невозможно поверить, несмотря на тщательно сведенные концы с концами. Впрочем, автор на нашу веру и не претендует, сразу намекая на то, что весь его «шпионский роман» – чистый стёб (кто сомневается – посмотрите в эпиграфе на дату под «стенограммой»).
Не хочу занудствовать, но не могу не отметить, что каких-то 70 лет назад эта тема была совершенно не смешной, учитывая угрозу, возникшую для человечества, и судьбу супругов Розенбергов, передавших Кремлю американские ядерные секреты.


25. АННА ИДЕЛЕВИЧ «Месяц»
http://stihi.ru/2020/04/10/1566 квота Марго Сергеевой за редактирование отборочного тура

Посреди кресел,
около лестниц,
там, где твой мир и далек и телесен,
запах витает – непахнущий одеколон
трогает тоже, сердце заносит,
выдержка не француза, швейцарца. Арка,
старый приличный кабак, табак,
рама слепая
окна в мир моих весен.
Да, назови ее мгла.
Свет рассеян и слабо течет,
сон прибывает
и пережить этот день помогает,
руку мою в твоем кулаке крепко сжимает.
Крепко сожми,
крепко сожми,
мне не болит,
это приходит как ветер, и он одарит.
Ветер любви,
если депрессия – хнычь,
но и она мой поход к тебе не затруднит.
Поднимается с каждым днем, как экспонента всего,
что растет по силе всего, что мы говорим.
Накуролесил мне сладких песен,
если мы вместе, когда луна светит,
звезд на примете... Руки возденешь –
целое состояние в млеке.
Их миллионы. Сколько мне надо
стихов заплатить, чтоб луна стала месяц?
Были бы вместе,
были бы в мессе.

Я бы не писала, что давно твоя.
Ты бы повернул меня к себе, обняв.
Был бы с высоты наш город осиян.
Я б сползла, как мантия к твоим ногам.
Из самых маленьких микрочастиц
без роли и спектакля или мизансцен,
и был бы весь ненужный мир убиен,
и сладкий плен, и сладкий плен.

Падал бы белый снег,
скрип бы стоял телег,
это бы не был планшет,
весенних фиалок или мальвы лесной первоцвет, свет.
Бревнами лежали бы жерди длинных слег
меж созвездий соединений точки мест. Мешкает
и не летит снег,
и не видать телег,
нету и спячек медведей, где спит лес.
Теплое медвежье и к нему след
прямо к тебе с небес
без ощущений бездн.
Просто, как будто куснул звезду
забыв о необъятном твоем интеллекте.
Я зову тебя, скорей откликнись
на дрожащем нашем диалекте.
Французский может, это вместо
простого милого напева,
забытое все так старо,
движение времени, морщины на лице, но мельче
ветви. Я с каждым днем твоей любви становлюсь краше,
я зову тебя всегда моя радость,
мы бы побежали, как упряжка псов в Аляске.
Кто нас там заметит?
Кто ухватит?
Уже рушится от полок библиотека,
мешкает млека, мешкает млека.

Был бы месяц молодой и вечно пьян,
ты бы был со мной, и я была твоя.
Был бы небосвод от звезд дыряв, дыряв.
Стук сердец доступный только молоткам,
раздробит на звезды, только удержись.
Я бы не писала ничего взамен,
ты бы целовал меня среди селен,
или поднимал опять с колен, опять с колен.

Если стенографировать весь посещающий вас поток сознания в течение довольно длительного времени, то в нем рано или поздно могут возникнуть отдельные интересные словосочетания или созвучия. Но то, что их невозможно, да и не хочется отыскивать среди остальных словесных нагромождений, похоже, не очень-то беспокоит автора этого произведения. Впрочем, я говорю только о своих впечатлениях – кому-то же нравится то, что получилось, раз этот текст оказался в лонге.


26. НЬЮ-ЭВЕЛИН «семимостье»
http://stihi.ru/2020/10/24/8534 отборочный тур для резидентов

Под каблуком у города, под шпилем,
Шипит асфальт, пока не растворило
Не в мороси его – в сухом дожде –
Он здесь везде.
Как будто с высоты кисель брикетный,
Кроша, ссыпает некто на проспекты,
Заваривая мутное питьё.
А каблучок у города остёр,
Но не сотрётся вечная набойка.
Будь другом, не расспрашивай, насколько
Я уходила – ты ли не ведом?
И не срывался зябкими ночами
Смотреть, как ветер северный качает
Мосты ли, колыбели над Невой.
Да, город офигительная сила,
Она таких героев уносила,
Как лодки неспокойная вода.
А мне всего и нужно – к семимостью:
Немного постоять, монетку бросить
И ни о чём желанье загадать.

Семимостье в Питере (на пересечении Крюкова канала и канала Грибоедова) – само по себе очень поэтичное место. Одно название чего стоит! Правда, здесь оно несколько растворилось среди остальных образов, и может быть, зря. Сравнения, найденные автором, оригинальны и свежи, но Петербургу столько раз объяснялись в своих чувствах самые разные поэты, что его (и нас, грешных) уже трудно чем-то удивить. В общем, добротный стих на очень избитую, но, видимо, вечную тему.   


27. САША НЕМЕСТНЫЙ «Sandy»
http://stihi.ru/2020/01/04/5875 отборочный тур для резидентов

Закрой глаза, cтряхни окрестный морок,
Впряжённый цугом в тишины панно,
С пустынных улиц, опустевших полок,
Из темноты, глядящей за окно,
Как ворона несёт по восходящим
Потокам музыки. Прислушайся, она
Гудит в ветвях и проводах, блудящих
С морскою солью, поднятой со дна.

Вот вечер октября. И одиноко.
И сухо в горле Города. Он ждёт
Красавицу-южанку, где с востока
Другие города зовут восход.

Слетают в ночь нью-йоркские суккубы.
Эх, выпить бы Ему!
Эх, суку бы!

Она уже спешит и гонит стаю — олуша, буревестник, фаэтон,
И взбитой пеной щедро покрывает
Брутальную щетину берегов.
Она идёт, насупленная мраком,
Задергивая шторы в облаках,
И сплёвывает выбитые в драке
Ошмётки туч в лицо материка.

А полная луна на поводке ведёт прилив к гудзоновой реке.

Поток кружИт безумствуя, шалея.
Коротким замыканьем озарён
Коктейль из вековой мочи сабвея
С холодным океанским вискарём.

Венеция плывёт венецианкой
по Кони Айленду. Не замедляя счёт
Бьёт светофор о борт восьмую склянку.
Какой пассаж — не пролетайте мимо — тут без хозяев в сторону Гольфстрима
Плывет косяк ниссанов и тойот.

В бетоне бьётся жизнь и рвутся вены,
А смерть, раскинув листья, ворожит —
Пророчествами Ветхого Завета качаются и стонут этажи.

Мостам и лодкам шабаш треплет перья,
Искрит Манхэттен залпом холостым.
Смотри и помни — свальный грех деревьев
Корнями вверх несёт по мостовым.
Она кричит — звенят ключи от рая,
Крик раздевает крыши догола.
Смотри и помни — это Квинс пылает
Смертельной страстью, выжатой дотла.

То женщина в соку, оголодав, нашла себе мужчину для забав.

Не жди пощады, этой стерве мало
Ночных кварталов и матросских вахт.
Пригнувшись, Бруклин щерится оскалом
дверей балконных, вырванных впотьмах.

Она играет мёртвыми и пеплом —
плати, Адам, за яблоко своё! —
И покрывает безразмерным телом
Бесстыдством потрясённый окоём.
Потом уходит не прощаясь, в небыль.

Хеллоуина двери отворив,
Хохочут в бейсментах шальные рыбы
Пуская свежих сплетен пузыри.

...Когда взорвалось время на излёте,
Где стол был явств — стоял похмелья гроб.
Опавший кран цеплялся крайней плотью
За пойманный рассветом небоскрёб.

Я не знаю, что означает название стихотворения – Гугл выдает по запросу «Sandy» примерно полтора миллиарда результатов. Если это отсылка к какой-то конкретной истории, то мне нечего сказать, так как я не знаком с первоисточником. Если же это самостоятельное произведение, то я понимаю, что Нью-Йорк у каждого свой, и он может быть и таким тоже. Однако утомляет длина, избыточная образность и подчеркнутая вульгарность данного текста. Впрочем, подозреваю, что ради последнего он и был создан.


28. АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Оправдание Иуды»
http://stihi.ru/2010/10/06/2237 отборочный тур для резидентов

...вместо Низы, отлепившись от толстого ствола маслины, на дорогу выпрыгнула мужская коренастая фигура, и что-то блеснуло у нее в руке и тотчас потухло.
Иуда шарахнулся назад и слабо вскрикнул: – Ах! Второй человек преградил ему путь. Первый, что был впереди, спросил Иуду: – Сколько получил сейчас? Говори, если хочешь сохранить жизнь!
Надежда вспыхнула в сердце Иуды. Он отчаянно вскричал: – Тридцать тетрадрахм! Тридцать тетрадрахм! Все, что получил, с собою. Вот деньги! Берите, но отдайте жизнь!
(М. Булгаков)

Я не за деньги… Деньги – это так…
Хотя, подозреваю, вскоре мифом,
легендой станут тридцать тетрадрахм.
Клянусь, я не хотел их! – всё Каифа…

Он говорил: взгляни на этот плод –
в нем нет, поверь, ни сладости, ни вкуса –
он не дозрел. – Вот так и наш народ…
…не доросли еще до Иисуса.

Да, мы живем под цезарем, в цепях,
да, прокуратор управляет круто,
да, нас везде сопровождает страх…
…но ничего страшнее нет, чем смута.

Она начнется, если тот опять
захочет проповедовать. Усилий
ничьих не хватит, чтоб её унять.
О, сколько раз мы это проходили!

Поднимутся отбросы всех мастей
искать, как говорится, виноватых,
и сыновья оставят матерей,
отцы – детей, и брат пойдёт на брата.

…А я… Я просто не хотел резни…
я жить хотел, как этот голубь сизый,
что вьёт гнездо под камнем… и любви…
я не за деньги, не за деньги!
Ни-за…

Мы никогда не узнаем, чем руководствовались библейские персонажи, когда совершали свои поступки, и как они впоследствии оценивали собственные деяния, оглядываясь назад. Версий, объясняющих поведение Иуды, было и еще будет великое множество, но ни одну из них невозможно принять на веру – как всё было на самом деле, знал только сам Иуда. С учетом этого соображения, к плюсам данного текста я бы отнес стилистическую цельность, удачно обыгранное слово «Низа», и напрашивающиеся параллели с состоянием умов в современном российском обществе.


29. МАРИАННА БОРОВКОВА «Белый барашек»
http://stihi.ru/2021/01/21/5490 отборочный тур для резидентов

Белый барашек подпрыгивает, бежит,
Ластится, переступает, призывно блея:
Там, где случайно встречаются смерть и жизнь,
Птицы озябшие тенькают веселее,
Яростней, неугомоннее толчея
Тёплых животных и ангелов нелюдимых.
Кто это плакал ночью? Не я, не я.
Кто это тут бочком переходит зиму?
Кто и куда?
Метель под ногой поёт,
Звёзды ли, воздух, а всё – голубым на белом.
Только вздохнёшь, и срывается вдруг моё
Сердце,
И вот уже кубарем полетело:
Холодно, и серебряно, и светло –
В ушке зверином спрятаться и согреться!
Только сморгнёшь, а его уже замело
Полное слёз,
Бессильное моё сердце.
.
Тонкие тени сомкнутся над головой.
Станет ещё значительнее, чем прежде.
В небо посмотришь и ахнешь: Живой! Живой!
Вот он стоит, смеётся, барашка держит.

Боюсь, что я так до конца и не понял смысла написанного. Сначала подумалось о библейском жертвоприношении (ибо «встречаются жизнь и смерть», «толчея // теплых животных и ангелов нелюдимых»),  потом о рождении Иисуса, но на последней строфе у меня уже не было уверенности в этом. Однако написано совершенно бесподобным языком: «бочком переходит зиму», «в ушке зверином спрятаться и согреться» – это дорогого стоит. Я не очень эмоциональный человек, но, кажется, почувствовал одновременную боль и радость этого замечательного стихотворения.


30. ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ «Полночь большого прилива»
http://stihi.ru/2021/02/01/8866 отборочный тур для резидентов

В полночь наступит большой прилив,
в полночь нахлынет на дом вода.
Дом оторвётся, уйдя в заплыв,
вырвет из штекеров провода,
скинет ступени крыльца с ноги,
жабрами окон вдохнёт туман
и поплывёт, разогнав круги,
прямо в прихлынувший океан.

А вместе с ним поплывем и мы,
спящие рядом в своих телах,
этим телам одолжив взаймы
сумрачных комнат архипелаг.
А бестелесные двойники
в сотне приливов от спящих нас
будут дельфинов кормить с руки
в звездной лагуне в полночный час.

Будут, касаясь их гладких спин,
с ними по лунной дорожке плыть,
веря, что каждый из них – дельфин,
выбранный, чтоб в человеке жить,
не отводя друг от друга глаз,
нежностью жажду не утолив –
но, как всегда, не вернутся в нас,
снова уснувших в большой прилив.

Хорошее, стихотворение, но не могу отделаться от ощущения, что оно опоздало лет на 60. В такой манере, о том же самом и с использованием тех же ключевых слов писала Новелла Матвеева. Сейчас, как мне кажется, время сильно ушло вперед, но с другой стороны – не мне указывать автору, какие темы ему выбирать для своего творчества. И потом, все равно история (в том числе, история литературы) идет по кругу. Правда, хотелось бы, чтобы иногда по спирали, но тут уж кому как повезет…


31. ЮЛИЯ МАЛЫГИНА «Моя сестра взяла моё пальто»
http://stihi.ru/2021/01/03/4046 отборочный тур для резидентов


Моя сестра взяла моё пальто
и говорит, что грубое оно.
И говорит, что тесно и плешиво.
Что за подкладкой — сад из табака,
а там и стол, усадьба и река
и кто-то спит на дне моей вершины.
 
И всё бубнит, мол, старое оно,
что подновить его — несите долото,
и хорошо бы все в усадьбе живы —
а над рекой подходят облака
к чему-то неизвестному пока,
к чему-то, что пока мы не решили.
 
Как я наивна, как наивен сад —
а за подкладкой вербы говорят —
кричу — не нужно — и сестра — не нужно.
Усадьба превращается в скелет,
из-под основы — запредельный свет
и колокол чуть слышен перед службой.
 
…………………….
 
Мы делали всё время эту жизнь,
теперь бери пальто, в него ложись,
учись лежать безмолвно и бесплотно.
Мы станем тенью вешалки пустой —
в блаженной песне беженки святой,
где дили-дон случайно нас находит.

Идея о том, что старое пальто – это такая «волшебная шкатулка», в которой содержится целый мир, настолько же старинный, как и само пальто – очень интересна и плодотворна. Но мне кажется, автору не хватило техники, чтобы достойно ее воплотить. Здесь и исчезающие на глазах рифмы (сказать «неточные» – было бы слишком мягко), и «дно вершины» – парадоксальный, но совершенно неуместный в таком контексте образ, и «долото», которым можно много чего делать, но только не ремонтировать одежду, и образ сестры, существующий отдельно от всей истории про усадьбу и так и не пересекшийся с ней. С другой стороны, есть и очень удачные места, но как только начинает выстраиваться картина, сразу что-то рвется, и все расползается на части – прямо как то самое ветхое пальто.


32. ЖИЛЬ ДЕ БРЮН «Хранитель»
http://stihi.ru/2021/01/03/722 отборочный тур для резидентов

Гляди, мой ангел, как тебе легко –
лететь над всем, себя не замечая,
над облачным топлёным молоком
позванивать небесными ключами.
Стать ветром, заигравшимся с листвой,
оракула печального не слушать.
Смотреть, как тонет бедный остров твой,
как след триремы заметает сушей.
Здесь тоже море: серая вода,
над мелководьем плачущие чайки.
Крещенские (плюс пять) не-холода,
интрижки, пьянки, празднички, печальки.
Безвременье, но некого винить,
вот разве что себя, и то вполсилы.
Как будто к светлой истине приник
и отшатнулся: страшно и красиво,
но слишком поздно.
Не меня храни.
Во мне теперь не музыка, но скрежет.
И только долг меня с тобой роднит.
И только нежный свет над нами брезжит.

Такое впечатление, что лирическая героиня, испытавшая определенные жизненные невзгоды, разуверилась в своем ангеле-хранителе и решила порвать с ним всяческие отношения. Не знаю, можно ли развестись с ангелом-хранителем, как с нелюбимым мужем, но стиль этого странного диалога – один в один: вроде бы и обидеть «бывшего» лишний раз не хочется, а с другой стороны, вежливость и даже некоторое участие только подчеркивают полное отсутствие любви, которая осталась в далеких и призрачных воспоминаниях. Последние две строки не оставляют в этом никаких сомнений.


33. ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА «Шарфик»
http://stihi.ru/2019/12/19/8175 отборочный тур для резидентов

В конце концов всё сводится к тому,
что снег летит в расхристанную тьму,
и валенки пекутся в батарее,
нашла в углу лопатка свой ночлег,
и только тот нелепый человек
стоять остался с шарфиком на шее.

А почему нелепый? Если мы,
спокойный час у вьюги взяв взаймы,
его лепили – значит, лепый, лепый!
Морковка-нос, ведро на голове,
и не забыли пуговицы две –
чтоб не смотрел в пургу ночную слепо.

И всё тянуло выглянуть в окно
(как будто ничего не решено)
и, может быть, окликнуть из подъезда:
"Эй, ты же не уходишь, так войди!"
Но только шаль сомкнула на груди
и в тапочки вельветовые влезла,
открыла земляничный конфитюр.
 
Снежинки в бальных платьях от кутюр
кружили над домами в темпе вальса,
а лепый человек – он был живым,
и ртом своим верёвочным, кривым
мне издали смущённо улыбался,
 
и дочкин шарф от ветра развевался...

Милая и теплая зарисовка – не бог весть какая оригинальная по сюжету, но с интересными находками. А мне вот что подумалось: мир был бы иным, если хотя бы иногда, когда в душе возникает минутный порыв сделать что-то решительное, мы бы не забивались вместо этого в вельветовые тапочки и не открывали земляничный конфитюр. Конечно, не в данном случае, ибо снеговик, впущенный в подъезд, просто растаял бы, но во многих других жизненных ситуациях. Как говорится, «лучше сделать и пожалеть…» Интересно, хотел ли об этом сказать автор или это уже мои слишком далеко зашедшие выводы?


34. ИСХАКОВ АЛЕКСЕЙ «Что-то февральское что-то»
http://stihi.ru/2018/02/22/505 отборочный тур для резидентов

Над Волгой надрываются мосты,
опять висит февраль,  как меч дамоклов.
Холодный луч ощупывает стёкла,
пытаясь отыскать, чей след простыл.
Так снежный вьюн, цепляя провода,
растёт на юг. Стремительно и ловко
опутывает смерть, боеголовку,
куски стального корпуса, радар.
Так белой сукой тянется зима,
обычная, как соль, как сыпь побелки.
Слегка происходящая. А стрелки
показывают – "Ладно. Жизни – тьма."

Опять ребус. Скажите, это пейзажная лирика или военная? Здесь боеголовка и радар иллюстрируют протекание зимы, или весь зимний пейзаж – только задний план, на котором перед нами развернуты боевые позиции? Уже не пытаюсь постичь, куда могут быть нацелены боеголовки, развернутые в районе Волги. Мне кажется, только на Воронеж.
А к пейзажу, кстати, претензий нет. По-моему, дамоклов меч и простывший след очень удачно вписались в контекст стихотворения. 


35. АЛЕКСА МАКЕДОНСКАЯ «ответа не будет»
http://stihi.ru/2021/02/13/4259 отборочный тур

Ответа не будет. Раз он предлагает – играем?
отвесное время отвесит остаток до края.
от нас всё зависит – отвод принимается тотчас.
отстанешь от стаи, устанешь, остынешь и точка.
потонем потом, а пока апокалипсис – в минус,
и вирус на вынос, и прошлого просо на выброс.
вот тополь потопал, иди же по торному следу,
ступай астронавтом по лунному первому снегу,
плыви баттерфляем, ползи и цепляйся за воздух,
за острое слово, за лове, за оскар, за остов.
фрагменты, осколки потом собирают в коробку,
и с телом в могилу, а душу пьёт божья коровка.
стирают из мозга все мысли и мюсли былого,
прессуют, миксуют, тасуют – сколь доброго – злого.
там, в коконе неба лежат в инкубаторе змеи,
и каждая личность личинкой до времени зреет,
и каждое семя готовится к выходу рьяно,
и каждая капля готовится стать океаном.
на крыльях стрекозьих пылинки лежат горизонта,
и медные листья роняет ветла на газоны.
и медленно, медленно небо светлеет над прудом,
и мятная травка не мята не клята наутро…
крыла слюдяные поправь, просыпайся и майся.
летаем по жизни , играем, мой друг, не сдавайся!
 
Сколько существует поэзия – столько существуют попытки построить отдельное законченное произведение на одних созвучиях, благо богатый русский язык теоретически позволяет это сделать. Но далеко не каждому автору удается сохранить в этом занятии чувство меры – некоторые настолько увлекаются, что у них из-под пера выходит совсем уже рафинированное «Отдайся, Онисья! – Отойди, отец Онуфрий!»
В данном случае, когда автор наконец-то покончил с нанизыванием образов, у него родились три удачных строки, которые, к сожалению, не получили дальнейшего развития. Но все-таки они были, а остальное, как мне показалось, можно было бы наполовину урезать без ущерба для стихотворения.


36. АЛЯ ВОРОНОВА «Где-то здесь»
http://stihi.ru/2020/11/04/3899 отборочный тур

Где-то здесь.
На границе неоновых фар
И фонарного света.
В параллелях безлюдных бульваров,
На острых углах перекрёстков.
Где-то здесь ты провёл своё
(Чёртово слово!)
П о с л е д н е е
Лето.
Где-то здесь...
Дождь невольно рисует
Графитовой тушью набросок
Нашей встречи,
Сорвавшейся с удочки
Крохотной рыженькой рыбкой,
Угодившей не в пруд с лебедями –
В застывшую чёрную слякоть.
Я стою.
Сквозь горячие слёзы
Срывается дрожь и улыбка.
И настолько паршиво внутри,
Что ни сил, ни желания плакать.
Эта ночь.
Этот двор.
Темнота, поглотившая чистое счастье.
Тёплый свет фонаря,
Согревающий длинные ветви-ресницы.
Этот дом.
Эти окна –
Раскрытые злобные чёрные пасти...
Я прошу,
Обещай мне хотя бы сегодня
Под утро
Присниться.

Очень достойное завершение лонг-листа. Вспоминается фраза «В поэзии важно не «что, а «как». Сюжетом расставания, в том числе расставания в случае смерти (здесь можно трактовать события двояко – автор не оставил нам подсказок, чтобы понять, что произошло), так вот, сюжетом расставания давно уже никого не удивишь. А описать это расставание можно по-разному, и чем дальше, тем труднее вызывать у искушенного читателя, прочитавшего много-много стихов, ответную реакцию на сильные переживания автора или лирического героя. Если, несмотря ни на что, такая реакция все-таки рождается, значит, стихотворение удалось. По-моему, здесь именно такой случай.

Мой шорт-лист (10)

3. МИХАИЛ ЭНДИН «Магазин»
http://stihi.ru/2020/12/17/1900 квота Елены Копытовой за редактирование отборочного тура
4. СОЗЕРЦАЮЩАЯ МНОГО РАЗ «Пташка божия – кузнечик»
http://stihi.ru/2021/01/23/1743 номинатор журнал "Витражи"
5. АЛЕКСАНДР МАРТЫНЮК «Амальгама тускнеет с годами»
http://stihi.ru/2021/02/13/9260 номинатор журнал "Витражи"
6. АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ «отсюда»
http://stihi.ru/2021/01/26/4099 квота Ника Туманова за редактирование отборочного тура
17. АНДРЕЙ ИВОНИН «Жизнь продолжается»
http://stihi.ru/2020/11/28/3675 номинатор Ольга Озерова
18. СЕРГЕЙ ДУКОВ «После дождя»
http://stihi.ru/2020/05/04/8163 номинатор Андрей Данилов
20. ВЛАДИМИР СОРОЧКИН «Касаясь лица»
http://stihi.ru/2017/02/02/2  номинатор Юрий Семецкий
21. ИГОРЬ ГОНОХОВ «Московский рабочий»
http://stihi.ru/2020/08/19/8944  номинатор Юрий Семецкий
29. МАРИАННА БОРОВКОВА «Белый барашек»
http://stihi.ru/2021/01/21/5490 отборочный тур для резидентов
36. АЛЯ ВОРОНОВА «Где-то здесь»
http://stihi.ru/2020/11/04/3899 отборочный тур


Рецензии
Ждала Вашего обзора, Андрей, а он не порадовал. К сожалению, оба моих номинанта Вам никак не показались, хотя это авторы объективно высокого уровня не только для этой площадки или сайта – они часть нашей современной поэзии. Что-то дважды подряд Ваш слуховой аппарат дал осечку )) Согласна, что мы все бываем необъективны в своих суждениях и наши органы чувств несовершенны, но от экспертов всегда ждёшь большей глубины и широты души, что ли... И, конечно, "моё – не моё" не может являться критерием экспертного обзора, хотелось бы большего профессионализма и доказательности, а не вкусовщины, поверхностности и даже провокационных выпадов (представить можно хоть свиноматку с шестью сосками, но откуда в Африке синий лес? – Согласитесь, неувязочка).
Простите, но несколько обескуражена...

Илина Гумер   13.03.2021 17:50     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.