Магия Тибета. Немного из практики

Предыдущее http://stihi.ru/2021/01/13/9730

Глава 4 - Сношения со злыми духами, – Зловещий пир. – Пожиратели "дыхания жизни". – Заколдованный кинжал. – Чудотворный труп. – Танцующий мертвец. – Я неожиданно выступаю в роли колдуна и навожу ужас на вора-вольнодумца.

Эту главу из книги мы пропустим, здесь нет следов на пути к Шамбале. Но, может быть здесь есть?

Глава 5 - Ученики древности и их современные конкуренты

Все перипетии, связанные с согласием учителя мистики принять ученика, первые годы послушничества, уготованные ученику испытания и обстоятельства, сопровождающие его духовное прозрение, представляют прекрасный материал для увлекательного романа. По всему Тибету ходит множество историй об удивительных приключениях наших дней или же дней давно минувших. Они записаны в биографиях знаменитых лам, закреплены преданием, рассказываются очевидцами. При переводе на чужой язык, при чтении в странах, где мысли, нравы, внешность – все совсем другое, чуждое Тибету, – очарование этих причудливых ламаистских "золотых легенд" рассеивается. Но когда хватающие за сердце интонации рассказчика звучат в полумраке монашеской кельи или под каменными сводами пещеры отшельника, в них снова трепещет душа Тибета во всей своей самобытности – примитивная и могучая, томящаяся по неведомому совершенству.
( Давид-Ниэль Александра > Мистики и маги Тибета > Стр.52)

С этим замечанием госпожи Александры согласен безоговорочно. Надо один раз выйти ночью в горах под открытое небо, чтобы увидеть и услышать. И рассказывать об этом трудно тем, кто знает Восток только по книгам. Да и в тех книгах, что я читал, в основном это труды Рерихов, там не было сказок в духе "1000 и 1 ночи". Напоимер, такую историю об обретении "Прямого пути" я читаю впервые:

"… Тилопа сидит, погруженный в изучение какого-то философского трактата. За его спиной появляется старая нищенка, читает у него через плечо (или делает вид, что читает) несколько строк и резко спрашивает: "Ты понимаешь, что читаешь?". Тилопа приходит в негодование: как смеет ничтожная попрошайка задавать ему такой наглый вопрос! Он не успевает выразить обуревающие его чувства: женщина плюет прямо в раскрытую книгу. Монах вскакивает. Что себе позволяет эта чертовка? Она осмеливается плевать на Священное писание! В ответ на его яростные упреки старуха плюет еще раз, произносит какое-то непонятное слово и исчезает.

Как ни странно, но услышав это слово, показавшееся ему нечленораздельным звуком, Тилопа сразу забывает о своем гневе, его охватывает тягостное чувство, в душе пробуждается сомнение в своей учености. В конце концов, может быть, он действительно не понимает ни доктрины, изложенной в оплеванном трактате… ни вообще ничего не понимает, и он просто-напросто тупоумный невежда? Что сказала эта странная женщина? Что за непонятное слово она произнесла? Он хочет его знать. Он обязательно должен его знать.

Тилопа отправляется на розыски неведомой старухи. После долгих утомительных скитаний он встречает ее как-то ночью в пустынном месте в лесу (некоторые утверждают – на кладбище). "Ее красные глаза горели во мраке, как раскаленные угли".

Следует понимать, что злая старуха была Дакини. Эти волшебницы играют в тибетском ламаизме очень важную роль; они приобщают к тайному учения своих почитателей или колдунов, принудивших их к этому своими чарами. Их часто именуют словом "мать". Обычно Дакини является в образе пожилой женщины и ее узнают по зеленым или красным глазам.

В разговоре в лесу старуха дала Тилопу совет отправиться в страну Дакини и повидаться с королевой. Она предупредила монаха, что на пути туда его подстерегают множество опасностей: пропасти, бурные потоки, свирепые звери, коварные миражи, страшные привидения, голодные демоны. Если только он поддастся (...). Наконец он добрел до подступов к замку Дакини. Его бронзовые, раскаленные добела, стены дышали жаром и разливали ослепительный свет. Исполинские чудовища-самки широко раскрывали готовые его проглотить огромные пасти. Ему преграждали дорогу деревья с острыми ножами и саблями на ветвях. Несмотря на все препятствия, Тилопа все-таки вошел в зачарованный дворец. Многочисленные роскошные покои переплетались в сложный лабиринт. Тилопа прошел через него и оказался у двери в апартаменты королевы.

Там на троне восседала королева божественной красоты, вся увешанная чудесными драгоценностями. Когда доблестный путник перешагнул порог ее покоя, королева милостиво ему улыбнулась. Но, равнодушный к ее прелестям, Тилопа, все время повторяя магическое заклинание, взошел по ступеням трона, сорвал сверкающие украшения королевы, растоптал гирлянды цветов, разодрал золотую парчу одежд и изнасиловал ее, обнаженную, на разгромленном троне.

Покорение Дакини, насилием ли, средствами ли магии постоянная тема в мистической литературе ламаистов. Это аллегория, означающая овладение истиной и определенной психический метод духовного развития.

Тилопа передал свое учение Нароте,* (*Нарота – настоящее имя; тибетцы переделали его в Наропу. – Прим. авт.) а ученик последнего, Марпа, распространил его по всему Тибету. Выдающийся последователь святого Марпы, знаменитый пустынник-поэт Милареспа, в свою очередь, посвятил в тайны этого учения своего ученика Тагпо Лхаджи. Линия преемственности не прерывалась и продолжается в наши дни.

В биографии философа Нароты, духовного наследника Тилопы, мы находим занимательное (и гораздо больше соответствующее действительности, чем можно было бы подумать) описание искусов, придуманных наставником "Прямого пути" для тренировки своего подопечного. История двенадцати больших и двенадцати малых испытаний ученого Нароты слывет среди тибетских мистиков классической, и наставники-ламы любят пересказывать ее в назидание молодым "налджорпа".
(Давид-Ниэль Александра > Мистики и маги Тибета > Стр.53)

Обо всех этих испытаниях можно прочесть в книге, если интересно, Там были и иголки под ногти, и... "в дальнейшем он бросался вниз с высокой колокольни, ходил по раскаленным угольям и совершил еще много разнообразнейших и удивительнейших упражнений, не раз подвергая свою жизнь смертельной опасности. В конце концов Нарота был вознагражден за долгие страдания. Но награда пришла совсем не в форме посвящения или систематических занятий учителя с ним. Если верить преданию, Тилопа применил в этом случае оригинальный метод, несколько напоминающий некоторые приемы китайских учителей секты Тсан. (...)

Нарота сидел со своим гуру под открытым небом у костра. Вдруг учитель, не говоря ни слова, разулся и башмаком ударил его изо всей силы по лицу. У бедняги из глаз посыпались искры, и в то же мгновение глубокий смысл тайного учения "Прямого пути" озарил его сознание.
(Давид-Ниэль Александра > Мистики и маги Тибета > Стр.54)

Да уж... Ну хоть всё-таки через лоб, а то у нас в европейской традиции обучения в ту пору были розги по мягкому месту, может оттого мы в основном крепки задним умом? Однако, шутки шутками, но в одном с автором книги Давид-Ниэль я согласен, только в пути, только потрогав руками камень хотя бы одной из 9 Святынь Азии начинаешь что-то понимать и в ранее прочитанных книгах.

...листья Корана, Библии ветви, Торы тяжелый ствол
Дерева корни тайно окрепли, плод на Господень стол
Вынесла дерзкая юная дева. Сладко ли яблочко, дивная Ева?

Гимн пирамиды, столб Стоунхенджа и Атлантиды разлом
Древние веды, где Божье сольфеджио - звал ли далёкий гром
Юный трубач в одеяньи гонца. Весел ли реквием, дерзкий МоцАрт?

Злато Алтая, сны синих Саянов, мощный широкий Тибет
Я прочитаю слова великанов, я удержу Твой Свет
Выйду когда поутру на Байкал - Господи-Солнце! - ты звал?

(Продолжение http://stihi.ru/2021/01/15/9855 )


Рецензии
"Надо один раз выйти ночью в горах под открытое небо, чтобы увидеть и услышать. "
... и вот опять... ассоциативно виток к тому, что является "практикой"...
вы простите мне, что позволяю себе отклонение в сторону от темы, хотя... как рассматривать...
Попав в верховья живописного ущелья Чон-Кызыл-Суу, куда добраться совсем непросто, впервые столкнуться пришлось с дыханием ночных гор, по-другому это может и называется в описанных до меня ситуациях.
Небольшая группа - научные сотрудники физико-географической станци и четверо приглашённых, не сотрудников.
Остановились в домике ТШФГС, приехали за грибами, но не только - выше станции, в десятке километров находились заброшенные штольни сталинской эпохи, которые хотелось наведать.
Грибов набрали в первый же день предостаточно. Я, как эксперт по грибам, распоряжалась и обещанной великолепной засолкой.
Разобрали грибную добычу, пока разжигалась печь и закипала вода, решила мигом "смотаться" к присмотренным при подходе к стоянке кустикам чёрной смородины за листом. Меня ещё удивило, когда я увидела и отметила про себя местоположение этих кустиков - ну, надо же! настоящая пахучая смородина, ведь на Тянь-Шане она встречается редко, в виде дикорастущей.
Мне надо было поторапливаться, смеркалось, я в незнакомом месте и без фонаря.
Уверенная в себе и в том, что успею вернуться до темени, отыскала смородину, сорвала несколько листиков и... меня накрыло совершенно неописуемым ужасом, причину появления которого объяснить не могла. Тревога только нарастала, а ещё два куста, до которых намеревалась добраться, находились в полукилометре в скальнике...
Понимаете, не страх темноты или того, что я одна в ночных горах - а именно не поддающийся определению ужас наполнил всё моё сушество.
Спешила очень, запретив себе страх, выполнила задуманное и бегом, скача оглашенно по блокам морены, рискуя подвернуть ногу, полетела вниз по склону, едва уже видя камни...
Вернулась благополучно, страхами своими ни с кем и не собиралась делиться, но моё состояние сразу же "прочитал" друг наш, Йогин.
Так вот фраза, вместо утешения сказанная им, долго оказывала мне помощь впоследствии:
"Днём мы смотрим на горы, ночью горы смотрят на нас".

Галина Кадацкая   18.01.2021 09:00     Заявить о нарушении
Вам повезло, ангел-хранитель о Вас не забыл. Не все горы смотрят на нас доброжелательно. Я пропустил эту главу в книге, может быть стоит вернуться, предостеречь людей от необдуманного риска.

Михаил Просперо   18.01.2021 14:37   Заявить о нарушении
Видимо, так.
Предупредить стоит. Подсказки мы получаем постоянно, в горах особенно чутко к предупреждениям относиться следует.

Галина Кадацкая   18.01.2021 14:50   Заявить о нарушении
Часто люди вверяют себя резвому коню, хотя каждая ничтожная мошка может привести животное в бешенство. Часто люди пытаются плыть в хрупкой лодке, хотя каждый камень грозит гибелью. Часто люди сидят под балками дома, хотя малейшее колебание почвы может сокрушить их. Это, конечно, все известно, но, тем не менее, люди пытаются избежать опасности, точно опасность не есть спутник воплощенного бытия. Счастьем называется, когда люди идут над пропастью, не замечая ее. Но если зрение достаточно развито, то путник жизни замечает все космические неровности. Ему приходится болезненно мучиться очевидностью непроходимости пути.

Но что же может дать ему бодрость и силы перейти через расселины гибнущей тверди? Конечно, лишь сознание соотношения переходного часа к будущему, которое неминуемо должно создаться.

Источник: Учение Живой Этики - Агни Йога, 136

Михаил Просперо   18.01.2021 17:08   Заявить о нарушении
Очень, очень хорошо!

Галина Кадацкая   18.01.2021 17:13   Заявить о нарушении