Магия Тибета. Тюлку-то не рыба, а лисица

Михаил Просперо
предыдущее http://stihi.ru/2021/01/13/6136

Приятно, когда тебя вдумчиво читают и поправляют. "На киргизском тулку - лиса. В японских сказках лиса - воплощение духа..." - написала мне Галина Кадацкая. Совершенно верно, автор книги  "Мистики и маги Тибета" госпожи Давид-Ноэль, француженка. Она и смягчила произношение, чем преобразовала лисичку в рыбное нечто. А киргизский входит в кыпчакскую группу тюркских языков. А сами Кипчаки - это так себя называли сами они, а половцами их только русские называли... - о это вообще-то отдельная история, но близкая к теме.

Предки кипчаков — си;ры (са;ры, ша;ры, сюеяньто китайских источников) кочевали в IV-VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем. Называются в числе 15 уйгурских племён. В 630 году ими было образовано государство. Конкретно с именем «Кипчак», и, вероятно с самым ранним случаем фиксации этого этнонима, мы встречаемся в надписи, выбитой на каменной стеле, обнаруженной Рамстедом в Центральной Монголии южнее реки Селенги в 1909 году. В литературе эта эпитафия получила название «Селенгинский камень». Текст, выбитый на нём, является частью погребального комплекса Бильге-кагана, одного из основателей Восточно-тюркского каганата в монгольских степях. В четвёртой строке с северной стороны стелы выбито: «Когда тюрки кипчаки властвовали над нами 50 лет…». Каганат был затем уничтожен другими племенами и китайцами в середине VII века. Значительная часть знати сиров была уничтожена уйгурами, а остатки племени отошли в верховья Иртыша и степи Восточного Казахстана, сиры поменяли самоназвание на «кипчак» («злосчастные»).

Материал этого абзаца из открытого доступа, из Википедии. Могу немного о совпадении тулку и тюльку личными впечатлениями уточнить, так как я бывал в долине Селенги, это южнее Байкала. В общем-то замеченная Галиной коренная близость по языку с монголами и сыграла против кыпчаков, ибо изначально они рядом жили, жен друг у друга воровали, воевали. И для Чингисхана было делом чести истребить беглых с Селенги половцев, была личная обида у него. Потому Бату-хан по приказу своего дедушки Чингиса практически полностью истребил этот народ, последний их коназ, точнее он был венгерским королем по имени Бела, был загнан с остатками половцев на остров в Средиземном море и там уничтожен. После чего "половцы прекратили существование как самостоятельная политическая единица, но составили основной массив тюркского населения Золотой Орды, внеся вклад в формирование таких этносов, как балкарцы, башкиры, татары, гагаузы, казахи, каракалпаки, карачаевцы, киргизы, крымские татары, кумыки, ногайцы, узбеки, сибирские татары" - так говорит Википедия.

Гагаузы, это ведь в Молдавии - вот до куда донёс Чингисхан гены монголоидов, те люди, что для француженки экзотика Тибета, для русского соседи, соплеменники по Федерации. И вот, после того, как мы уточнили, что имела в виду магическая француженка, я хочу предложить вам несколько пропущенных мной ранее эпизодов о лисьей хитрости духов-тулку. Я-то счёл их несущественными, но раз это свойство заложено в само имя изучаемого предмета - как же обезлисить тулку? Итак - снова слово нашей французской диве:

"Сметливый человек проживет с комфортом даже в преисподней" очень популярная поговорка в Тибете. Она лучше всяких объяснений выражает взгляды ламаистов на то, что именуется ими "тхабс" (способ действия). Итак, между тем, как большинство их единоверцев убеждены, что судьба умершего с математической точностью определяется его моральной сущностью, ламаисты полагают возможным для ловкого человека (того, "кто знает, как нужно за это взяться") изменить и улучшить свою судьбу после смерти, возродиться по возможности в благоприятных условиях.

Я говорю "по возможности", так как, несмотря на все надежды на "ловкость рук", бремя совершенных поступков ("ниен лас"), по их верованиям, все же остается довлеющей силой, иногда настолько значительной, что все ухищрения покойного или даже старания принимающего участие в его судьбе чудотворца-святого, бессильны удержать дух от перевоплощения в бедственных условиях. Приведу пример такого бедственного перевоплощения (...) - очень типичную тибетскую притчу, не лишенную юмора.

Один великий лама-тюльку провел всю свою жизнь в праздности. Хотя в юности у него были прекрасные учителя и большая, унаследованная от предшественников библиотека, и его всегда окружали выдающиеся ученые, тюльку еле-еле научился читать. И вот этому ламе пришла пора умирать.

В те времена жил один чудак-философ и волшебник очень крутого нрава. Его эксцентричные, а иногда и непристойные выходки, сильно преувеличенные биографией, породили много рассказов в духе Рабле – жанра, пользующегося в Тибете большой популярностью.

Однажды Дугпа Кунлегс – так его звали – брел куда-то и на берегу ручья увидел пришедшую по воду девушку. Не говоря ни слова, он вдруг накинулся на нее с намерением изнасиловать. Но девушка оказалась не слабого десятка, а Кунлегс был уже стар. Она защищалась очень энергично. Наконец, ей удалось одолеть его, и она вихрем помчалась в селение, рассказать о своем приключении матери. Старушка была поражена. Местные жители придерживались строгих правил. Никого из них нельзя было заподозрить. Бездельник, должно быть, из чужих краев. Она попросила точно описать наружность негодяя. Пока дочь сообщала интересующие мать подробности, та размышляла. Она вспомнила, что во время одного паломничества встретила "дубтоба"- (мудрец и маг) Дугпа Гунлегс. Описание полностью совпадало со всеми приметами этого непостижимо чудаковатого святого. Сомнений быть не могло: Дугпа Кунлегс покушался на невинность ее дочери. Крестьянка рассуждала: правила поведения, обязательные для обыкновенных людей, непригодны для магов, обладающих сверхъестественными знаниями. Дубтоб не обязан соблюдать ни нравственные, ни какие-либо другие законы, его действия диктуются высшими соображениями, недоступными для понимания простых смертных.

– Дочь моя, – сказала она, наконец – это человек великий Дугпа Кунлегс. Все, что бы он ни делал – во благо. Вернись к нему, пади к его ногам и сделай все, чего бы он не потребовал.

Девушка вернулась к ручью. Дубтоб сидел на камне, погруженный в размышления. Она упала ему в ноги и попросила простить ее, т.к. она сопротивлялась, не зная, кто он. Теперь она готова сделать все, что он пожелает.

Святой пожал плечами.

– Дитя мое, – сказал он, – женщина не возбуждает во мне ни малейшего желания. Дело вот в чем: великий лама из соседнего монастыря прожил недостойную жизнь и умер в невежестве. Он пренебрег всеми возможностями получить образование. Я видел в Бардо его блуждающий дух, увлекаемый к несчастному возрождению. Я из милосердия решился предоставить ему для воплощения человеческое тело. Но тяжесть его злых дел перевесила – ты убежала. Пока ты была в селении, осел и ослица на лугу совокупились. Великий лама скоро возродится в теле осленка." (по стр. 13-19 книги Д.Н.)

Ну - может это не самый лучший пример ловкости тул(ь)ку, всё-таки он ослом вновь родится, не лисицей даже. Шерше ля фамм, как говорят французы - опять женщина виновата. Поищу-ка более успешный пример - да, есть:

"Буквально термин "тюльку" означает: "форма, созданная магией". По мнению тибетских ученых и мистиков, мы должны считать тюльку только призраками, оккультными эманациями, марионетками, изготовляемыми магом в собственных целях.
(...)
Когда Траши-лама бежал из Жигатзе, он, как говорят, оставил вместо себя призрачного двойника, похожего на него как две капли воды решительно во всем – и поведением, и манерой себя держать, вводя в заблуждение всех. Когда лама перешел границу и оказался в безопасности, призрак исчез.
(...)
Случается, дух умершего переходит на несколько тюльку, существующих параллельно и официально признаваемых. С другой стороны, некоторые ламы слывут за тюльку нескольких личностей одновременно. Так,Траши-лама не только тюльку Евпамеда, но и Субхути, ученика исторического Будды. Таким же образом, Далай-лама воплощает и мифического Ченрезигса, и Гедюндупа, ученика и преемника реформатора Тсонг Кхапы. Прежде чем перейти к другой теме, интересно будет вспомнить, что древнехристианская секта доцетов считала Иисуса тюльку. Члены этой секты утверждали, что распятый Иисус был не материальным человеком, а призраком, созданным для этой цели высшим духовным существом. Некоторые буддисты придерживаются той же точки зрения в отношении Будды. Они верят, что обитатель рая Тушита не покидал своего жилища в небесах, но создал фантом, явившийся в Индии и ставший Гаутамой, историческим Буддой." (стр 34 книги Д.Н.)

Вот так, уважаемые читатели, ловкость лисы тулку применялась в реальной жизни и Христом, и Буддой. Поскольку Буланцев в это поверил, заявляет, что это источник, заслуживает абсолютного доверия, я уже перестаю удивляться, что он увидал болотные огни на месте искомой Шамбалы. Может быть какие-то неодолимые желания перевесили с возрастом, это ведь случается даже с квалифицированными магами, как в примере с тулку-ослёнком. Но если без шуток забавных, то неуёмные желания мешали даже таким продвинутым людям, как Рабиндранат Тагор. Как обычно, закончим очередную главку моим авторизованным переводом из "Гитанджали":

Желанья жгут меня и жалостен мой крик
Но ты откажешь, ты опять откажешь
Как можно быть суровым каждый миг?
Невыносима эта милость даже!

День ото дня ты делаешь меня
Достойным жизни, разума и тела
Колокола небес дождем звенят
Непрошеных даров. Да что я сделал?

Есть час - я от бессилия томлюсь
Есть час - я вечной цели добиваюсь
Есть час, всего лишь! Как же я дождусь?
А ты неумолимо убегаешь.

День ото дня ты делаешь меня
Достойным пробужденья и страданья
День ото дня горят в твоих огнях
Безумные и нервные желанья

День ото дня ты делаешь меня
Тебя достойным, чистого Огня.

(продолжение http://stihi.ru/2021/01/15/9126 )