Киммерийские тропы II

.........."Некрасивая женщина может быть любима только страстно”. Эта максима Деларошфуко применима и к земле. Плох тот художник, который станет по доброй воле писать портрет патентованной красавицы, и не много стоит тот пейзажист, который облюбует красоты какой-нибудь прославленной Ривьеры или южного берега.
..........Красотой в просторечии именуется нечто напоминающее один из общепризнанных канонов: Венеру ли Медицейскую, Лину ли Кавальери — безразлично. ..........Та же красота, которая захватывает художника, есть красота живая, в этот момент им творимая из некрасоты, из безобразия. “Безобразие” — то, что еще не обладает образом. Раз это явление нашло подлинный лик в творчестве художника — оно становится из безобразия новой красотой.
..........Поэтому те страны, которые обладают пейзажем слишком “живописным” (т. е. давно запечатленным в живописных канонах), не способны создать ни своей школы живописи, ни своего художника. Напротив, местности скудной природы, как Аттика, опустошенные — как Римская Кампанья, туманные — как берега Англии, плоские — как Голландия, — запечатлевают в сердцах своих любовников миражи бессмертной красоты.
К таким некрасивым странам, которые могут быть любимы только страстно, принадлежит восточная часть Крыма и Сурожа до Боспорского царства — Киммерия.

..........Максимилиан Волошин. Из статьи «К. Ф. Богаевский —  художник Киммерии»


========================================================

Возможно (если совсем немного перефразировать М.В.), по той же причине, те стихотворные формы, которые обладают слишком долгой историей и хрестоматийными чертами (т. е. чертами, давно запечатленными в поэтических канонах), не способны создать ни своей школы, ни своего художника.

Пора…



2.1. СУМЕРКИ И ТЕНИ

*** (Рейвен)

Когда из трещин облачной стены
прольются птицы, сумерки и тени,
дом оплетут ползучие растенья
густых дождей, тревожны и черны,

глаза прикроешь: охра и земля.
В сухой траве шуршащая змея,
перекати-из междумирья-поле
спешат навстречу: мимо, сквозь тебя,
в пыли косматой кружатся, рябят
и провожают к дремлющему морю.
Вдыхаешь свет. Безмолвие поёт.
Ракушечник времён не осязаем.
Вода приходит солью и слезами.

И застывает в первый острый лёд.


*** (SR)

К наскальным кельям ласточкиных гнезд
Лишь объективу виться анакондой
Пронзив насквозь лучистую ротонду
Уставших от полета мертвых звезд

Кровоподтеком разольется глаз
Вселенной в заговоре лунных фаз
И замираешь ты, приговоренный

На жертвеннике перезревших грез
Одетый в человеческий авось
Потусторонним мифом ослепленный

На перфоленте боли в голове
Из черных дыр глядит, глядит ребенок
Забытый в самом сердце полигона
Сознания и плачет по тебе


*** (Сидор Исидоров)

немного солнца спрятано в карман
скрипит вагончик подвесной дороги
на скалах кедры ветер гнёт о боги
привет тебе далёкая тамань

ещё чуть-чуть и въедем в облака
собою недовольные слегка
простые пилигримы тени судьи

и ничего что песня коротка
она ведь продолжается пока
возможно, никуда и не убудет

отправит вечер в тёмный уголок
ленивого рассказчика с цигаркой
сентябрь в ударе неуёмно жарко
таврида пахнет пловом и смолой


2.2. МЕРИЙСКИЙ ЗНАК


*** (AS)

стекло, сентябрь, сухой полынный мрак
здесь пользы нет в раскрученных сюжетах
не человек сегодня, - южный ветер
рисует на песке мерийский знак

пора ли отпевать соборно птиц
вернувшихся домой из-за границ
к шуршанию осенней паутины

все перепутав время и судьбу
с царапиной мерцающей на лбу
что разделила мир на половины

вины и не признания вины
молитв во тьме и святотатства в свете
и винный запах, - запах крови... где Ты,
Великий Царь, чьи слуги казнены?


*** (VD)

Могильниками дышат камни и сквозь трещины и сколы проникает в их души тяжесть преданной земли и гул эпох,
который не смолкает   

ни днем ни ночью ни в осенний мор,
пока звучит заочный приговор,
ребенок в колыбели засыпает.

Как коротка смерившаяся память
и вот уж снег дороги засыпает,
на стеклах ярче ледяной узор.

В гладь гавани вмерзают корабли
Летучие голландцы, Мэри, Санты
и на колени вставшие атланты,
готовы храм сложить из синих плит.


*** (LF)

Всё призрачно, как старое вино…………..Задушит кошка птицу и уснет
В развалинах найдется ли монетка………..На белых перьях и кровавых пятнах
Где бородатый царь, оливы ветка…………И високосный долгий год пройдет
И черное, как ночь веретено………………………………………………………..
……………………………………………….Свеча задута. В темное окно
Никто и никогда не соберет ………………Фарфоровая смотрит статуэтка
Звёзд зёрна на полях небесной жатвы ……Помеченная бледной лунной меткой
Не вспомнится нарушенная клятва ……….Настанет ли рассвет? Ей все равно.




2.3. ВСЕЯБРЬ

*** (Студия криптопатетики Виктора Образцова)

какой всеябрь без реенья грачей
на рейде неб сгущается растучно
руиноки в бреду через ручей
господь помиловал собственноручно

бытийствуем ни выжить ни почить
ни дать ни взять ни в армию ни в сказку
ни в жертву ни в жрецы ни в палачи
но даже мы изменимся на паску
впитаемся в рассветные лучи
как курандеро под аяуаска

ключи пока горячие держи
холодными ковчега не откроешь
подай меня киммерии воронеж
на ресторанной пристани в керчи



*** (Студия криптопатетики Виктора Образцова)

химмерия готовится к зиме
в одной из нелегальных номинаций
не страшен чёрт когда в своём суме
долг дня всего одиннадцать семнадцать

луна в овне овен внутри тебя
ты ящик нарисованный пилотом
от ревности к отеческим гробам
как дети по родительским субботам
не объяснить что значит асимптота
но красное читают по губам

у ангелов транспондеры горят
перекидной рассыпался на ветер
и где теперь начало октября
не знаешь ты один на этом свете



*** (Студия криптопатетики Виктора Образцова)

когда внутри светло и горячо
снаружи тоже радостно и просто
поёт метафорический сверчок
и треплет бриз свечную точку роста

расти расти расти моя свеча
расти от алтаря до альтаира
немыслимое главное начать

перечитай с начала карту мира
покрепче завари себе кумира
используй дату подпись и печать

иначе будут всякие вопросы
как будто наша жертва ни о чём
и поросла быльём великороссыпь
за левым белокаменным плечом


2.4. КАРТЫ СНОВ

*** (Сидор Исидоров)

у киммерийской ночи карты снов
темнеющих на каменных подмостках
недолгий день селения-подростка
захваченный крутым обрывом кров

блуждающий огонь ночной грозы
и хоть её стращания пусты
покорностью объято побережье

блефуют календарные весы
июньский приступ мартовской росы
шуршит листвой безжизненный орешник

земного пробуждения струна
дрожит и держит мир на честной ноте
нездешней дрессировщицы мелодий
что как всегда смешлива и пьяна


*** (Сидор Исидоров)

ещё чуть-чуть - распустится ручей,
сугробы потеряются в невидном.
иди, весенней поросли завидуй,
хранитель бесполезных мелочей.

на карадаге мартовский бедлам,
шныряет сиплый ветер по углам.
шепчи, шепчи, он так и сяк расслышит.

куда тебя тропинка завела?
ей каждая гора-горой мала.
поморье подбирается всё выше.

застынешь на зелёном пятачке,
припрятанном кедровою лужайкой.
как прошлым летом, вспомнишь, было жарко
и хорошо как было налегке


*** (ЯС)

Пиши огнем в зародыше слезы,
как будто кто-то ждет у входа в лето
тепла и ослепительной грозы,
знакомым с детства голосом, пропетой.

Разделим сон на берега, пока
у моря пресный запах. Память слова
должна быть легче взятого в кольцо
ночного света, чтобы дотянуться
и вытащить его из глубины
окна и рассказать ему о солнце.

Реальность такова что в ней нас нет,
Ни поцелуев, ни надежд, ни встречи,
В ней только то, что ранит и калечит
Зачем нам это, знаешь ли ответ…


2.5. СОБОРИЯ

*** (Грай Ди)

игриво-скифо-конское стреножье
с межи срывает зреющий закат
не виноват так будешь виноват
в своей свободе и в своём безбожье

так белокожи камни северов
пока тропит межгорье долгий ров
кропит осенней пылью дождевица

похожа смерть на строгую девицу
торопит из щелей, дверей, углов
проткнуть последний нерв свой тонкой спицей

и плыть по мгле, по медленной воде
рукой черпая мертвых ос свеченье
звезд жала, желтых листьев отреченье,
в краюшках хлеба обреченный день.


*** (Грай Ди)

во влагерной холерной тишине
звенит кузнечик колкою ключицей.
бьет в раны приносимые из вне
на кончике велосипедной спицы

невыносимость симметричных черт
с улыбкой запечатанных в конверт
разбросана мальчишками по зонам
им не хватило в воздухе озона
что б аллотропно пачку сигарет
вскрыть и втянуть в себя пыльцу бетона

закашлянными шляться в кислом дне
дневалить на цветочных тумбах ницы
и связывать узлами заграницы
ведерной прелью на всерусском дне


*** (Грай Ди)

кричи плетня плетением грачей
взбивающих перины туч расстучных
мне по душе собория беззвучных
руинный камень, выцветший ручей

я всюду мертв, я желтолиц как лист
тот, что смахнул с коленей гармонист
в тифозный фетр дрожанием внедренный
от сурожи до ржи приговоренный
дышать скалой в котле морей варенной
как будто я дыханием не чист

как будто бы в подреберье лучей
в пучинном масле тлеет дождь созвучный
земле любви токсичной подлой скучной
гременью ведер в вымьях мелочей



2.6. ВИРУС


*** (Лайт Шейд)

Коронавирус.
Лета на замке,
(кто первым камень в эту воду кинет),
наполнен вечер запахом полыни,
и внутривенно замерла в прыжке

твоя любовь... каков же ты на вкус?
твой поцелуй сметает, как торнадо,
но, подожди, мой милый, я вернусь.
что в рукаве... надеюсь, джокер?
туз?
и эхом вдалеке – «не надо, надо»,
я выпадаю форменно в осадок.

не в картах счастье, в жаропрочных нас,
но тонкий серп луны ещё не вырос.
твоя любовь, похожая на вирус,
в броне из мести пробивает лаз.




*** Киммерийские тени (ЯС, идея Сергея Херувимкина)
.
Философская ртуть в языках пламени превращается сначала в зеленого льва. Еще немного огня и это уже красный лев, готовый в один прыжок оказаться распластанным на песчаной бане с кислым виноградным вином. Жидкость улетучивается голубоватым дымком и царь превращается в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту, собери оставшиеся жидкости разной породы, и ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост...
…………………………….По «Книге двенадцати врат» Джорджа Рипли
.
.
Киммерийские отражения
.
От философской ртути не сойти с ума.
Но вот зеленый лев и красный сошлись в бою на огненно-прекрасной арене солнца,
пожелав найти в победе – вечность,
в смерти – ту же вечность безвременья,
и можно пить под вечер густое виноградное вино
и пусть мерцают капли крови на краях реторты,
в глубине окна ожоги глины и кривые свечи, отбрасывающие свет и тени придуманных драконов на тропу
где под стопой,
давящей скорлупу,
ползут вьюнком по черным шрамам змеи



*** (Янка Ху)

киммерия давайте о высоком
чистейшем воспарении души
что истекает опиумным соком
в ночи благоухая как гашиш

наощупь галька мидия и вишня
на слух там-там и дикая свирель
на вкус форель апрель и акварель
так на закате любится всевышний
и каждый первый третьему не лишний
и кто второй без разницы поверь

да воля ваша боже боже боже
свободна беззастенчиво нежна
стремительна ловка прозрачнокожа
и каждому действительно нужна



2.7. ПРИЮТ КЕНТАВРОВ


***  (Рейвен)

Приют кентавров. Берег нелюдим,
хранит волной обглоданные кости
лесного бога, помнит вой норд-оста:
усни... усни под саваном воды.
Что здесь найдёшь? Потерянный покой?
Ракушки смотрят белой пустотой,
как пляшет дух акациевой рощи.
Его лицо и свет, и темнота,
паденье в смерть зелёного листа.
Сухое тело ветер злой полощет.
Из мрака и во мрак растёт трава
горбатых скал, крадущихся неслышно.
Увидишь ли себя чужим и лишним,
не отыскавшим нужные слова?


*** (Сидор Исидоров)

пустая бочка глянцевый кувшин
во вкус вошедший пыльный можжевельник
за далью дали дремлет кацивели
среди резных ореховых лощин

гремит повозка потчуя чак-чак
ухабами потерянной дорогой
развесила приманку алыча

постой скиталец погоди немного
послушай как цикады верещат
у звёздного вечернего порога

и снова в путь теряться обретать
последние бои с девятым валом
о чём поёте свечи даулджара
гремит повозка тар-тары-та-та


*** (ЯС)

не шелохнется синяя полынь
в тяжелой желтой гриве скал прибрежных
расчешет кто ее рукою нежной
какая из седеющих рабынь…

блеснёт на шее нить зеленых бус,
шрам на запястье, словно русло речки
змеиный ли расчетливый укус,
засохший шип вонзил терновый куст,
а может быть то знак нежданной встречи?
а может быть…
подкрался тихо вечер

качается на волнах свет луны,
все незаметней, шеи, морды, крупы,
а может то лишь горные уступы
давно забытой, сказочной страны…





НАЧАЛО:
Киммреийский (Крымский) сонет I - http://stihi.ru/2020/09/21/7559
Киммерийский (Крымский) сонет 1.1. Осколки - http://stihi.ru/2020/09/22/3307
Киммерийский (Крымский) сонет 1.2. Ночные окна - http://stihi.ru/2020/09/22/6129
Киммерийский (Крымский) сонет 1.3. Осенние окна - http://stihi.ru/2020/09/22/6350
Киммерийский (Крымский) сонет 1.4. Дым - http://stihi.ru/2020/09/22/7288
Киммерийский (Крымский) сонет 1.5. Богородичная осень - http://stihi.ru/2020/09/24/7497
Киммерийский (Крымский) сонет 1.6. Только шёпот - http://stihi.ru/2020/09/25/2624
Киммерийский (Крымский) сонет 1.7. Бабочки и камни - http://stihi.ru/2020/09/26/4005


Рецензии
Киммерийские тени.

(Ключ: пС 2411318 :)

Киммерийские тени в реторте,
Зелены в ней и лев и меркурий
Оцет в ней окисляет свинец, и
Возможный итог превращений, -

Красенй лев, но и то не конец
А всего лишь возможно начало
Просветления тёмной земли той

Что может пока некрасива но а
Сами-то мы что смогли винный
Запах то ль крови то ль неги,

Острый запах той влажной земли
Привлекает лишь ангелов с неба
Коих роли понять не смогли на
Земле сей живущие люди, но не будем...+)

Сергей Херувимкин   01.10.2020 14:44     Заявить о нарушении
Исправленный вариант здесь:

http://stihi.ru/2020/10/01/5201

Сергей Херувимкин   01.10.2020 15:25   Заявить о нарушении
Просто для ознакомления, - Леонид !

Да и все иные, - мои дорогие и уважаемые читатели...+)

http://www.philosophica.ru/metodology/121.htm

«Киммерийские тени» в истории познания
Историк науки, занимаясь изучением прошлого, готовится к встрече с иной культурой, иными образцами мысли и знания, которые уже не воспроизводятся современностью, однако он бывает поражен теми трудностями, которые возникают при реализации этого желания. Сколь часто он видит в прошлом лишь отражение собственной эпохи.

Как избежать этого?

...

Сергей Херувимкин   01.10.2020 15:51   Заявить о нарушении
Сергей, зря вместо ямба использовали хорька, есть ритмические сбои, вопросы по рифме, и пока нет опыта в применении землитой, смоглина.
Если готовы работать (буду нудным, но честным)

Японский Сонет   01.10.2020 19:33   Заявить о нарушении
Теперь о том, как эту тему можно было бы обыграть:
.
.
Киммерийские тени
.
Философская ртуть в языках пламени превращается сначала в зеленого льва. Еще немного огня и это уже красный лев, готовый в один прыжок оказаться распластанным на песчаной бане с кислым виноградным вином. Жидкость улетучивается голубоватым дымком и царь превращается в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту, собери оставшиеся жидкости разной породы, и ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост...
…………………………….По «Книге двенадцати врат» Джорджа Рипли
.
.
Киммерийские отражения
.
От философской ртути не сойти с ума.
Но вот зеленый лев и красный сошлись в бою на огненно-прекрасной арене солнца,
пожелав найти в победе – вечность,
в смерти – ту же вечность безвременья,
и можно пить под вечер густое виноградное вино
и пусть мерцают капли крови на краях реторты,
в глубине окна ожоги глины и кривые свечи, отбрасывающие свет и тени придуманных драконов на тропу
где под стопой,
давящей скорлупу,
ползут вьюнком по черным шрамам змеи
.
.
.
ну и чтобы читатель поверил в то что это сонет, можно его повторить:
.
.
От философской ртути не сойти
с ума. Но вот зеленый лев и красный
сошлись в бою на огненно-прекрасной
арене солнца, пожелав найти

в победе – вечность, в смерти – ту же вечность
безвременья, где можно пить под вечер
густое виноградное вино

и пусть мерцают капли крови на
краях реторты. В глубине окна
ожоги глины и кривые свечи

отбрасывающие свет и тени
придуманных драконов на тропу
где под стопой, давящей скорлупу,
вьюнком ползут по черным шрамам змеи.

Японский Сонет   01.10.2020 22:02   Заявить о нарушении
Киммерийские тени империй...

Киммерийские тени империй лишь на земли
Благие давно пали сумрачно-призрачной сенью
Невдомёк в этих хитросплетеньях то насколько
Хмельное вино им как грекам все головы кружит

И вот в символах древних кружит светлый эллинский
Тёмные руны и в глубинах квадратный иврит ибо много
Здесь было народов но сегодня вот я не о том что во

Благо великой свободы Киммерия пошла за Христом
Это было давно и далече ибо врач лишь единственный
Лечит раны времени и не пряником и ни кнутом никогда

Не изведано волей что в алхимии духом зовут и пусть все эти львы
И драконы там бьются над каменем и змеятся их тени вокруг то иллюзий
Обыденный труд не античность гекзаметром строгим но красивое слово
Живое встретит сладким вином у порога как любимая скажет скорей...+)

Сергей Херувимкин   01.10.2020 22:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.