И светом наполняется душа 7 КВС

 На Коломенской у Гумилёва.


         Венок сонетов

1.


И светом наполняется душа,
Декабрьский дождь не омрачает мыслей,
Троллейбусы по Лиговке шуршат,
Хоть снега нет, но ты совсем не киснешь.
От Пушкинской – налево, за углом –
Музей-квартира прямо у парадной.
Дом с эркерами. Никого кругом.
В окно над входом вглядываясь жадно,
Звонишь… и вверх по лестнице идёшь…
Второй этаж… Дышать перестаёшь,
Как будто к встрече не была готова.

Бег времени не повернуть назад… *
Часы его отчаянно стучат,
Когда в квартиру входишь Гумилёва. 


«Бег времени» - книга стихов Анны Ахматовой


2.


Когда в квартиру входишь Гумилёва,
Тебя встречают шляпой и пальто…
Чуть старомодное… оно не ново,
В последний раз надетое давно.
Простая ленинградская квартира,
Отдельная… Ужели повезло,
Что без соседей, с ванной и сортиром…
Добро в итоге победило зло.
Но не всегда считался очень важным
Достойный быт простых  советских граждан,
Которые не стоят ни шиша.
Большой учёный – велика ли птица?
Мне показалось, промелькнули лица
Льва Николаевича, чуть дыша… 


3.


Льва Николаевича, чуть дыша,
Окликнуть хочется… Он в кабинете…
Вот стол его… и след карандаша:
Он что-то на полях себе пометил.
Как странно видеть простенький уют:
Цветы на окнах, старины приметы…
А за окошком голуби клюют
Кусочки булки… Очень мало света…

Не отражает зеркало… Темно…
Не вяжется из пластика окно –
Иначе мир сегодня упакован.
Хозяин не дожил до этих лет,
Но в комнатах его хранится след –
Век прошлый на тебя взирает снова.

Фото из музея: http://stihi.ru/2020/05/31/8222

4.


Век прошлый на тебя взирает снова
И кружится немного голова…
Не важно, что эстетика «совкова»,
Туга воспоминаний тетива.
Обои, коврик, низенькие кресла,
Журнальный столик, красный телефон –
Своё в квартире у всего есть место.
Цветок нежданно выбросил бутон.
Гостеприимством светится посуда,
На кухне – керамическое блюдо
И что-то там ещё из серебра
Встречает вас радушием сердечным.
Приятно, что есть в мире скоротечном
Стол у окна, диван, машинка, бра…

5.


Стол у окна, диван, машинка, бра…
Фарфор, две рюмки, венских стульев пара,
И силуэт гусиного пера
В чернильнице… Не встретилась гитара.
В прихожей – книги: те, что написал.
Родительских стихов переизданья.
Сегодня благосклонны небеса
К тем, кто достоин слова покаянья.
Накапливают новые грехи
Сегодняшние времена лихих,
Живущие в заоблачных хоромах.
В квартире Гумилёва – тишина,
Заглядывает изредка луна… 
Так было у соседей и знакомых.

6.

Так было у соседей и знакомых,
Всё узнаваемо до мелочей.
Деревьев возле дома нет зелёных,
Но и без них на кухне не светлей.
Фонтанный Дом – Ахматовой обитель –
Владимирским проспектом – напрямик.
Живёт в ней ангел - Лёвушкин хранитель,
Поможет, если попадёшь в тупик.
Там письма на столе – в защиту сына,
Она молить пыталась властелина
И уповала с ночи до утра.
Под Реквием Фонтанка плачет слёзной,
И голоса ей вторят ночью поздней,
С которыми рассталась не вчера…

7.

С которыми рассталась не вчера,
Тех будто бы гораздо лучше слышно.

По городу холодные ветра
Гуляют, возбуждённые излишне,
И норовят проникнуть за окно …
Договориться с ними невозможно.
Увесистый тебя дождётся том
И ты к нему вернёшься осторожно,
Но что-нибудь отложишь на потом.
Пойдёшь под вечер погулять пешком,
Листая мысленно венков короны.
Вернёшься, по Коломенской пройдёшь,
Покажется, что на тебя, под дождь,
Сурово смотрят древние иконы.


8.

Сурово смотрят древние иконы,
Желая в душу глубже заглянуть.
Почувствуешь дыхание мадонны,
С её молитвой захотев уснуть.
И чтоб жираф изысканный приснился,
И юная Ахматова ждала,
А Гумилёв опять на ней женился
И никогда её не предавал.
Век нынешний бледнее предыдущих,
Фальшивит хор бездарностей поющих,
Их песня ни о чём не говорит.
Звучаньем «Непрерывного движенья» 
Серебряного века продолженье
Коломенская улица хранит.

Фото из музея: http://stihi.ru/2020/05/31/8192

9.

Коломенская улица хранит
Учёного серьёзные архивы:
Он был когда-то неплохой пиит,
Его стихи на стенах дома живы.
Природа не решилась отдохнуть
На отпрыске родителей великих.
Всё младший Гумилёв сумел вернуть,
Но превзошёл их даром многоликим.
Лирические мемуары сына – *
Трудов научных сжатая пружина –
Семьи эстетов крепкий монолит.
Витают в доме тени неземные
И пробуждают в сердце ностальгию –
Другой эпохи скромный колорит.

*
В экспозиции музея стихотворение Льва Гумилёва "Лирические мемуары. Вступление"
фото из музея: http://stihi.ru/2020/05/31/9120


10.

Другой эпохи скромный колорит…
Интеллигентный ум не знает спеси,
Вдали кликуш историю творит,
Не потакая ухищреньям лести.
Что в имени твоём? Души печаль –
Соединеньем несоединимых…
Но не погасла ни на миг свеча, *
Когда режим уничтожал гонимых.
Отец и мать – богиня божества…
Как не сломаться тяжестью родства,
Не превратившись в короля нагого…

Жирафа нега –  матушкина грусть –
Серебряного слова тонкий вкус –
Как тень воспоминанья дорогого.   

*
 «…Первый допрос во внутренней тюрьме НКВД на Шпалерной –  По мере чтения доноса следователь Бархударян всё больше распалялся. В конце он уже не говорил, а матерясь, кричал на меня: « Ты любишь своего отца, гад! Встань… К стене!». Он схватил меня за воротник рубашки, приподнял с наглухо ввинченной в цементный стол табуретки и стал зверски меня избивать».
                Лев Гумилёв. Из устных воспоминаний.
Фото из музея: http://stihi.ru/2020/06/01/68



 11.


Как тень воспоминанья дорогого
Всё в доме этом просто и светло.
Со многими жизнь обошлась сурово,
Не многим в этой мире повезло.
Застенки лагерей назвать везеньем
Возможно ли… Но не об этом речь…
Судьба слагалась из других мгновений,
Которые душа смогла сберечь.
Отец учил его литературе…
Казался сыну вопреки фактуре
Героем на обузданном коне.
Трагический излом бессмертных строчек
Вмещался в слово нежное «сыночек».
Лик матушки – портретом на стене.


«Как отец Коля был очень заботлив и нежен. Он много возился со своим первенцем Лёвушкой, которому часто посвящал весь свой досуг. Когда Лёвушке было 7-8 лет, он любил с ним играть и любимой игрой была, конечно, война…Богатая фантазия отца передалась и Лёвушке. Любил Коля и читать сыну и сам много ему декламировал. Ему хотелось с ранних лет развить в сыне вкус к литературе и стихам…»
             Анна Гумилёва. «Николай Степанович Гумилёв»


12.

Лик матушки – портретом на стене…
Оберегала сына до могилы.
Всё думала, что по её вине
Он оказался в жерновах у силы,
Которая поиздевалась всласть
Над теми, кто по разуму был выше.

(Кто на колени не желает пасть,
Ничтожеством не может быть унижен!)

Манит стихами Анны Комарово…
Изысканность жирафа Гумилёва *
Для Лёвы – прошлой жизни оберег.
И возникает отраженьем лунным,
Спасти пытаясь этот мир безумный, -
Отец, убитый властью на заре…             

*
«…Изысканный бродит жираф.» Н. Гумилёв.


13.

Отец, убитый властью на заре –
Страны Советов гнусное деянье.
Немало лет в её календаре,
Которым быть не может оправданья.
Ему мечталось: Лермонтов, отец,
Рублёв, собаки и Колумб зачем-то… *
Поспешно сфабрикованный конец
Фальшиво отыграли на крещендо.
Фантазий детских нить оборвалась:
Советская не допускала власть
В стране инакомыслия пустого.
Но по Дворцовой, будто смерть поправ,
Гуляет восхитительный жираф
Под серым небом города родного.

*
« Мне хотелось простого: чтобы был отец, чтобы в мире была ёлка, Колумб, охотничьи собаки, Рублёв, Лермонтов…»
      Лев Гумилёв. «Автобиография. Воспоминания о родителях»


14.

Под серым небом города родного
Жизнь промелькнула – ярче не сыскать.
Никто не отнял самого святого –
Убить пытаясь и отца, и мать.
И память выжигали по-советски
Во внутренней тюрьме НКВД.
Сильнее ранних впечатлений детских –
Пять лет в норильской зоне лагерей
И десять – после… Мать молила бога,
Часами мёрзла у его порога,
Стихи писала – не могла дышать.
От сердца – вереница строк не праздных,
Им никакое время не подвластно,
И светом наполняется душа.
    

        Магистрал

И светом наполняется душа,
Когда в квартиру входишь Гумилёва
Льва Николаевича, чуть дыша…
Век прошлый на тебя взирает снова:

Стол у окна, диван, машинка, бра…
Так было у соседей и знакомых,
С которыми рассталась не вчера…
Сурово смотрят древние иконы.

Коломенская улица хранит
Другой эпохи скромный колорит –
Как тень воспоминанья дорогого.

Лик матушки – портретом на стене,
Отец, убитый властью на заре
Под серым небом города родного.
 http://stihi.ru/2020/05/29/2436      

        28. 05. 2020 – 01. 06. 2020


На фото автора:  СПб, музей-квартира историка и тюрколога Льва Николаевича Гумилёва на Коломенской улице, 1\15, в которой он прожил последние годы жизни с 1990 – 1992 г.г.


Рецензии
« Мне хотелось простого: чтобы был отец, чтобы в мире была ёлка, Колумб, охотничьи собаки, Рублёв, Лермонтов…»
Лев Гумилёв. «Автобиография. Воспоминания о родителях»

Не читал его воспоминания, только исторические труды мощнейшие.
Полагаю, Лев Николаевич пишет о родителях только хорошее, но ведь они его оставили бабушке изначально, а разошлись де-факто ещё накануне выхода "Четок", в "Бродячей собаке". Я писал об этом в набросках к Героям поэмч без героя

Пожалуй, эти мои краткие пометки требуют пояснения, насколько это возможно не особо тревожа то, что имеет отношение не столь к литературе, сколь просто к отношениям. Они жили трио, Ахматова — Глебова-Судейкина — Лурье,
http://stihi.ru/2019/06/08/6611
Да и потом, вместе с матерью -
"В конце августа или начале сентября 1929 года окончивший школу Л. Гумилёв переехал к матери в Ленинград, в Фонтанный дом. Вероятнее всего, он не застал Ахматову и её мужа Николая Пунина, уехавших на Кавказ. Квартира Пунина была коммунальной, в ней кроме матери и отчима жили его первая жена — А. Е. Пунина с дочерью Ириной (у всех были отдельные комнаты), здесь же в своей комнате жила семья рабочих. Льву Гумилёву нашлось место на деревянном сундуке в неотапливаемом коридоре"
Да, всё очень по жизни сложно...

И - хочу спросить - в источниках в сети я что-то ничего не вижу о женщинах Льва Гумилева, о его детях. Что так - не знаете?

Михаил Просперо   04.08.2020 08:36     Заявить о нарушении
Что ж… Великий учёный оказался и великим достойнейшим сыном. Это – удивительно, хотя, может быть, и странно, если вспомнить, к примеру, злого мальчика Мура М.Ц. (Возможно ли сравнение? Но тут и там – тяжёлое бремя гениальности родителей и их изломанные судьбы).
Делает ему честь, что изо всех трио Лев Николаевич смог вычленить и оставить себе Мать. Это, пожалуй, не всем удаётся. Кроме гена гениальности он получил от рождения и особый ген порядочности и человечности, унаследовав вместе с ним и такую же тяжелейшую судьбу свою. И не сломался. Это всё – за гранью понимания.
Зимой я недолго жила рядом с музеем-квартирой Л .Н.Г. Конечно, сходила (отсюда и венок). Там посмотрела фильм. Он есть на ЮТ. Даю ссылку – это на Ваш вопрос о женщинах и детях. Рассказ в фильме идёт из квартиры Гумилёва.
http://www.youtube.com/watch?v=BNkZkPjJblc
.
Большое спасибо за неравнодушное прочтение, Михаил.

Миоль   04.08.2020 10:56   Заявить о нарушении
Открыла Ваши ссылки, посмотрю чуть позднее обязательно.

Миоль   04.08.2020 10:57   Заявить о нарушении
Да, спасибо, если будут замечания по героям - буду рад, хочу в сценки переработать, может быть - пьеса выйдет

Михаил Просперо   04.08.2020 14:04   Заявить о нарушении
Я пока так глубоко не смогу смотреть. Извините.

Миоль   04.08.2020 15:00   Заявить о нарушении
а я разве глубоко?
по поверхности скользя, взором зрителя

Михаил Просперо   04.08.2020 18:39   Заявить о нарушении
Если по поверхности, то о каких замечаниях можно говорить?
Пока не имею такой возможности.
Спасибо за доверие.

Миоль   04.08.2020 18:53   Заявить о нарушении
впечатление
Вы саму "Поэму без героя" как оцениваете?
Описывает Анна А. танцы козлоногих, в основном

Михаил Просперо   04.08.2020 20:00   Заявить о нарушении
Я не могу быть оригинальной и сказать что-то особенное, потому что, конечно, «эта вещица» (как называет А.А. в поэме сон) – штука гениальная. По многим причинам.
В очень сжатой форме, не растекаясь мысью по древу, сказано обо всём, что имело отношение к жизни поэта на фоне очень разнообразной жизни страны. Если хорошо знать биографию А.А., то вопросов не должно быть, потому что всё понятно. Поэма эта – и «вкус родимой речи» (Ахмадулина) – то, собственно, что (в том числе) ставит Ахматову в ряд великих поэтов русских.
Кто не особенно в теме повествования, всё равно не сможет не почувствовать мелодику ахматовской речи – очень узнаваемую. И обязательно захочется (должно захотеться!) что-то узнать об авторе: и почему поэма без героя, и без героя ли, и что за всей этой «адской арлекинадой», которой сама Ахматова была не рада, стоит.
Можно говорить о том, что это – итог, квинтэссенция пройденного, ещё что-то, ещё… Двадцать лет отдано очень короткому произведению, который не имеет героя (КАК БЫ!!!), но герой-то в Поэме есть! И отражённым светом на фоне главного героя – ещё огромная масса, которые не называются, но очень узнаваемы – по именам и лицам. И надо не забывать, конечно, что «Поэма» - и дань Серебряному веку, из которого вышел автор, но именно благодаря этому автору был этот самый век оформлен и обрамлён поэтическим серебром, получив такое название. Вот Вам Герой и Героиня ВРЕМЕНИ, увековеченного величайшим русским поэтом Анной Ахматовой.
А внутри этой Поэмы – и «Реквием», и вся её глубочайшая лирика – героями Поэмы, которая вроде бы «без героя».

Миоль   04.08.2020 20:59   Заявить о нарушении

«Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов!» (Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита)

14 августа в Фонтанном Доме откроется выставка «Пятое измерение», которая объединяет два имени – Анны Ахматовой и Михаила Булгакова.

В экспозиии будет представлено более двухсот подлинных предметов: живопись и графика, рукописи и документы, фотографии и личные вещи героев выставки.

Посетители смогут увидеть легендарный портрет Ахматовой, созданный Амедео Модильяни, взглянуть на рабочие варианты рукописей «Поэмы без Героя» и романа «Мастер и Маргарита», прочесть абсурдные, как будто сошедшие со страниц «Мастера и Маргариты» стенограммы партийных заседаний, на которых Ахматову называли «невероятной блудней», а Булгакова «литературным уборщиком». Специально для выставки художник Нестор Энгельке создал на дверных филенках портреты Ахматовой и Булгакова в авторской технике.

Миоль   07.08.2020 21:23   Заявить о нарушении
Интересно!
Я как-то пропустил эту строку о пятом измерении.
А ссылку не можете дать на подробный анонс события?

Михаил Просперо   08.08.2020 02:44   Заявить о нарушении
И отражённым светом на фоне главного героя – ещё огромная масса, которые не называются, но очень узнаваемы – по именам и лицам.

«В окна “Бюро Добычиной” смотрят, навязчиво мелькая, ожившие портреты:
Шаляпин в шубе,
Мейерхольд (Григорьева),
А.Павлова — Лебедь,
Тамара Карсавина — Саломея,
Ахматова Альтмана,
Лурье Митурича,
Кузмин,
Мандельштам Митурича,
Гумилев Гончаровой,
Блок Сомова,
молодой Стравинский,
Велимир I,
Маяковский на мосту,
видно, как Городецкий, Есенин, Клюев, Клычков пляшут “русскую”,
там башня Вяч. Иванова (есть Фауст, казнь)
будущая bienheureuse Marie {блаженная Мария (фр.) — Св.К.} — Лиза Караваева читает “Скифские черепки”.
Все смутно, отдалено — еще не случилось, но в музыке уже все живет…
Судьба в виде шарманщика предсказывает всем будущее: оно возникает в большом, зеленом мутном зеркале.
(Марина встречает 1913 год у Чацкиной — “Нездешний вечер”.)
Фауста уводит Мефистофель.
Дон Жуан проваливается вместе с Командором,
Блока уводят какие-то 12 чел.,
http://stihi.ru/2019/06/06/6372

Михаил Просперо   08.08.2020 02:56   Заявить о нарушении
Ссылку дать не могу - это мне прислали рассылку письмом-я подписана на Музей Ахматовой в Питере. Найдите в Яндексе сайт, посмотрите анонс событий.

Миоль   08.08.2020 08:55   Заявить о нарушении
Посмотрите, будет интересно. Л.Н.Г с женой в этом фильме
http://www.youtube.com/watch?v=PBi0Ti_2JcE

Миоль   24.08.2020 18:48   Заявить о нарушении
Судя по воспоминаниям, Гумилёв ладил с обитателями коммуналки, соседи помогали ему вести хозяйство и доверяли нянчиться с детьми. В этой же квартире Гумилёв принимал друзей, учеников и любимых женщин. В середине 1950-х годов он состоял в близких отношениях с Т. Крюковой, которая вычитывала корректуры статей и книг Льва Николаевича. Одновременно он вступил в связь с 18-летней Н. Казакевич (её рабочее место в библиотеке Эрмитажа находилось напротив стола Гумилёва) и Инной Сергеевной Немиловой, признанной первой красавицей Эрмитажа, замужней дамой. Их связь продолжалась вплоть до женитьбы Гумилёва в 1967 году, и когда они расстались, к нему пришёл муж, прося не оставлять её[316]. К Н. Казакевич Гумилёв даже сватался, но родители были категорически против, и брак не состоялся

http://ru.wikipedia.org/wiki/Гумилёв,_Лев_Николаевич

Миоль   24.08.2020 19:15   Заявить о нарушении
Спасибо, нашел по следу статью в Вестнике СПб Университета, знаю подробности.

Они поженились, когда Льву было 54 года, ей 46, то есть о детях уже речи не было.

Жаль, что такая мощная семья прекратилась...

Михаил Просперо   24.08.2020 19:49   Заявить о нарушении
Он не хотел детей. Его воспитывала бабушка. А кто занимался бы его детьми? Это сейчас дети появляются просто так. Думают, взять ли собаку - смогут ли за ней ухаживать. А о детях не думают, растут сорняком. Лев Николаевич и в этом вопросе был честен перед самим собой.

Миоль   24.08.2020 20:08   Заявить о нарушении
Он не хотел детей.
?
Навряд ли. Мужчине очень трудно не хотеть продолжения рода. Просто так сложилось, что стабильность, место для семьи, гнездо слишком поздно построено.

Михаил Просперо   25.08.2020 06:02   Заявить о нарушении
А что по выставке на Фонтанной - "Пятое измерение"? В сети что-то есть? Я проболел почти неделю, был, увы, не в этом измерении

Михаил Просперо   25.08.2020 06:05   Заявить о нарушении
Нашел в сети
http://calendar.fontanka.ru/articles/9914/
статья об экспозиции
Ну, не знаю... как-то традиционно подано, несмотрибельно, по-моему, если по этому описанию.
Сюжет новостей НТВ глянул - зрительно прескучно, пресно. Люди интересно рассказывают о нехорошей квартире, да, но этого не видно на стенах

Афишку бы хотя бы с танцами козлоногих...

Но сама идея интересна! Может быть на месте что-то работает. Вы не сможете посетить "Пятое измерение"?

Михаил Просперо   25.08.2020 06:35   Заявить о нарушении
"С будущей женой, художницей Натальей Викторовной Симоновской (родилась 9 февраля 1920 года — скончалась 4 сентября 2004 года, урна с её прахом была погребена рядом с могилой Гумилёва, Гумилёв встретился в Москве у студенческого приятеля Ю. Казмичева. Знакомство состоялось 15 июня 1966 года, однако продолжилось оно только в августе. Отношения развивались медленно, в следующий раз они встретились весной 1967 года, и тогда же Лев Николаевич сделал ей предложение. Переехала она к нему в Ленинград на годовщину знакомства, но официально они расписались только в 1968 году. Вместе они прожили 24 года — до самой кончины Льва Николаевича. Этот брак окружающие называли «идеальным» — жена посвятила ему всю жизнь, оставив работу и старый круг знакомств. На выбор Гумилёва также повлияло то, что он не хотел иметь детей; тогда ему было 55 лет, его избраннице — 46."
.

Если бы хотел детей, то появились бы они невзначай, как это всегда и бывает. Такого масштаба учёный - среди пелёнок и бессонных ночей? Трудно представить. И ЗАЧЕМ? Детей ведь надо не токмо рожать, но и заниматься ими всю оставшуюся жизнь. Видимо, пример его родителей навсегда отбил у него эту охоту.
.
О Фонтанном Доме.
Пытаются "оживить" работу музея, предлагая такие проекты зрителям.
Если получится, то хотелось бы в декабре, но, кажется мне, что пандемия не позволит.

Миоль   25.08.2020 09:44   Заявить о нарушении
Ещё раз перечитал Ваш венок сонетов.

И попробовал в пьесе "Ах, Анна А." сделать главным героем Льва Гумилёва

http://stihi.ru/2023/02/15/5638

отдал своей внучке пьесу для постановки, но не увлекло - сначала я расстроился, но вскорости выяснилось, что дитя в декретный отпуск уходит, то есть мысли совсем о другом, Слава Богу

Буду рад, если Вы просмотрите что-либо из пьесы. Всех благ и творческих успехов!

Михаил Просперо   27.02.2024 08:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.