Итоги октября. Антон Прозоров

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

В первую очередь, я бы хотел извиниться перед участниками, что так затянул с обзором. Помимо веера неуважительных причин, есть одна уважительная, о которой я хотел бы сказать. С самого начала я решил для себя, что напишу о каждом стихотворении (поскольку, когда сам был в положении участника, ждал именно этого). Я не ставил себе задачи таким путем обосновать собственный выбор. Просто мне хотелось написать каждому что-то, по возможности, «полезное». То есть сконцентрироваться на проблемных местах стихотворений, как они мне видятся. В нижеприведенных заметках нет общего плана или общей концепции, они индивидуальны и локальны.
Это не значит, что я считаю возможным кого-то чему-то учить, или, что я сам якобы знаю, как нужно. Нет, не знаю. Поэтому эти короткие заметки – только приглашение к размышлению, на которое можно и не откликаться. А то, что они в итоге получились, возможно, слишком категоричными, следствие законов речи, которые всякое высказывание обращают в утверждение. Поэтому я сразу здесь обозначу, что все дальнейшее – мое личное мнение (и то, порой, неуверенное). Кроме того, эта неловкость усугубляется и тем, что еще полгода назад я участвовал в конкурсе в ином (можно сказать, противоположном) качестве. И все выглядит так, словно за это время что-то изменилось.  Нет, ничего не изменилось.
Последнее предварительное замечание состоит в том, что я не оцениваю авторов, я оцениваю конкретные тексты. С одной стороны, у меня нет технической возможности ознакомиться с более-менее представительной подборкой каждого автора, чтобы сквозь эту призму взглянуть на заявленный текст. С другой стороны, всякий автор - это человек, и как всякий человек, он есть возможность. Все «недостатки», это недостатки текста. И более того, доведя эти недостатки до определенного предела, их можно превратить в достоинства. Неудачи, сколько бы их ни было, не значат ничего. Крайне глупо и наивно судить что-то об авторе, который завтра, возможно, напишет такое стихотворение, от которого у тебя перехватит дух.



КОММЕНТАРИИ

ВИКТОР ФИШКИН, "Преломления"

http://www.stihi.ru/2010/07/28/3040 номинатор Агаша

Стихотворение забавное, но лично мне ничего не сообщило. Кроме того, в нем не хватает какой угодно (пусть и парадоксальной) связи между четверостишиями. Первое четверостишие повествует о будущем, второе о настоящем, третье – неподготовленный финал. Как убедить себя, что это одно стихотворение? Стихотворение может быть осколочным (возможно, оно даже должно быть таким), но эти осколки должны быть при этом осколками одного целого.

АЛЕКСАНДР АНАШКИН, "Соня"

http://www.stihi.ru/2006/10/15-1164 номинатор Агаша

Помню, читал в одной критической заметке о том, почему все героини Ремарка привлекательны. Причина проста: о них ничего толком не сказано, они предельно расплывчаты и оставляют простор для читательских мечтаний. Само по себе это может быть не так уж и плохо, если, скажем, такой расплывчатый образ входит в некоторую объемлющую романную структуру и представляет собой ее точку неустойчивости. Но когда перед нами стихотворение, которое целиком посвящено некой Соне, но при этом ничего убедительного и достоверного об этой Соне не сообщает, это неудача. Всплывает реплика из «Покровских ворот»: «Я вся такая внезапная! Вся такая противоречивая я!». Короче, мало жизни в этом образе. И еще: уже одна настойчивая нарочитая звукопись в начале стихотворения способна отвратить от дальнейшего чтения.

АЛЕКСАНДР ЧУЛКОВ, "Мне нравится тихое пение ветра..."

http://stihi.ru/2009/05/31/3039 номинатор Ревекка Левитант

Да, мне тоже нравится и пение ветра, и небо, и все такое. Но опыт показывает, что если слишком долго валяться в траве, то становится скучно. Появляется желание уже как-то действовать. Это я к тому, что стихотворение мне показалось, во-первых, чересчур затянутым. Перечисление того, что нравится лирическому герою, с определенного момента ничего не добавляет. Все уже понятно. По-хорошему, вообще достаточно было бы одной заостренной детали,  чтобы обозначить этот вектор предпочтений. Но подобного «заострения» нигде не происходит, и это во-вторых. Слегка меняет ситуацию поворот «сейчас мы на травах, а после под ними..» и все, что за ним следует. Однако, на мой слух, пока это не выход, а только попытка выхода.

АНДРЕЙ МОИСЕЕВ, "Памяти Рауля Валленберга"

http://stihi.ru/2009/02/15/6076 номинатор Ревекка Левитант

Сложность оценки подобного рода стихотворений состоит в том, что если ты позволишь себе критическое высказывание, то парадоксальным образом получится так, словно ты пренебрежительно относишься к подвигу человека, не имеешь гражданской позиции и вообще бесчувственен донельзя. Происходит это потому, что стихотворение «программно», т.е. оно полностью сливается со своей темой. Собственно, это и есть моя основная «претензия» к стихотворению. Оно реализует готовую форму, знакомую нам со школьной скамьи. И дело тут не в том, что надо, мол, снизить пафос, или представить Рауля Валленберга как-то иначе. Ничего снижать не надо. Просто, мне кажется, что все могло бы «сработать» гораздо ярче, неизбежнее, сильнее, если бы Рауль Валленберг возник как вспышка, как образ, в какой-нибудь одной строке, в стихотворении, которое с ним тематически не связано. Иными словами, я говорю о различии прозы и поэзии.

АМИРАМ ГРИГОРОВ, "Кораблик хноцИ"

http://www.stihi.ru/2010/04/29/690 номинатор Марта Синельникова

Хорошее стихотворение. В нем есть то, что хочется назвать «национальным колоритом», но делать этого не стоит. У меня возникли трудности с этим стихотворением: я не все понимаю. Точнее я не знаком с тем культурным полем, из которого оно говорит. И ни яндекс, ни википедия тут не помогут, так как нужно знакомство изнутри (скорее даже изнутри себя самого). Поэтому для меня речь шла о доверии. И я этому стихотворению доверяю, сам не знаю почему.

АЛЕКСЕЙ ИВАНТЕР, "Сад"

http://www.stihi.ru/2010/09/23/3594 номинатор Марта Синельникова

Хорошее стихотворение, легкое, ясное, полупрозрачное. И тут мне больше нечего сказать, кроме того, что, на мой взгляд, формат А4 здесь совершенно не к месту. Но, повторюсь, стихотворение очень хорошее.

АИСТОВЪ, "У вселенной с краю"

http://www.stihi.ru/2010/04/16/1107 номинатор Жан-Поль Прутков

Помню, я как-то принес свои первые стихотворные опыты одному знакомому филологу, и он мне сказал, что много рефлексии, много размышлений, но мало мира. Читатель хочет видеть мир, а не размышления по поводу. Я, конечно, его не послушался. Но понял для себя, что если хочешь в стихах «размышлять», то, во-первых, эти размышления должны быть не менее интересны, чем сам мир, и, во-вторых, размышлять нужно самим миром, т.е. мыслить вещами. Это я к тому, что данное стихотворение – скучное.

СЕРГЕЙ ЛЕЙБГРАД, "Поп-артийная элегия"

http://www.stihi.ru/2009/10/13/6546 номинатор Жан-Поль Прутков

С этим стихотворением мне было особенно трудно. До сих пор трудно. Ведь надо подойти к стихотворению с его собственной меркой, исходя из тех законов, по которым оно само живет (или хочет жить). Но не так просто их выявить. Насколько стихотворение случайно? Или, напротив, по-своему обязательно? Это поделка или всерьез? Конъюнктура или сокровенное? Мой внутренний барометр скачет в противоположные стороны по мере чтения текста. Поэтому, отдавая должное энергетике и мастерству, и признавая свою возможную глухоту, я все-таки говорю «нет» этому стихотворению.

ТАТЬЯНА ЖМАЙЛО, "Четыре времени сада"

http://stihi.ru/2004/03/31-1372 номинатор Игорь Волков

Есть такой разряд стихов, которым я рад не потому, что они хороши, состоялись, цепляют, а потому, что они, как ничем неопороченная юность, чисты, неиспорченны. Это стихотворение можно сделать тоньше и невесомее, можно сделать острее, можно сделать по-цветаевски сильным… Так или иначе, что-то делать надо, надо куда-нибудь двинуться. Но важно, что источник не замутнен.

ИГОРЬ МИНАКОВ, "Ночь накануне. Ветер и снег с дождём"

http://stihi.ru/2010/05/07/7882 номинатор Игорь Волков

Читая это стихотворение, я заставляю себя забыть, что не люблю библейских сюжетов в стихах (не только библейских сюжетов, но и культурной нагруженности вообще). Эта культурная нагруженность изначально делает стих тяжелым, словно человек идет по улице (а то и по лесу) вместе со всей своей мебелью. Итак, стараюсь забыть, и будем считать, что забыл. Несомненно, у стихотворения интересный финал. Ясно, что стих написан ради него. И все-таки, по моим ощущениям, он (финал) не настолько интересен, чтобы оправдать все стихотворение целиком. Либо надо было умудриться живописать короче, либо, если это невозможно, сама идея неудачна и громоздка.

ВИК, "Расставание с прошлым"

http://www.stihi.ru/2002/07/31-112 номинатор Доктор Гумис

Стихотворение мне нравится. Из недостатков: не все метафоры и образы срабатывают,и некоторая бравурность и декларативность (изнанка молодости).

КРАМАНО, ***

http://www.stihi.ru/2010/07/19/2638 номинатор Доктор Гумис

Мне нравиться общий стиль вероятно потому, что я слышу тут отголоски некоторых современных авторов, которых люблю. И все-таки – мало, я извиняюсь, души. Много умения, много игры, но мало чувства. Стихотворение выглядит, как маленькая аккуратная теорема, доказывающая, что она – стихотворение. Но можно уже ничего не доказывать, можно уже писать.

АЛЕКСАНДР СПАРБЕР, "Всегда"

http://stihi.ru/2008/11/25/3914 отборочный тур БЛК

Хорошо, но вяло. Не могу понять, откуда эта вялость берется. То ли от строк разной длинны (когда эта неравносложность  не ощущается как необходимая и продуктивная), то ли от сверчка, то ли от пассивной позиции лирического героя. Что-то должно было произойти, но не произошло.

СЕРГЕЙ ПАГЫН, "Утешенье приходит тогда"

http://stihi.ru/2009/03/10/2474 отборочный тур БЛК

Это стихотворение я отметил для себя как лучшее в лонге (однако позже нехотя все-таки подвинул на второе место). Простота, достоинство, ясность и еле уловимая нежность.

ИРИНА ЗИНОВЬЕВНА, "Пока мы лиц не обрели"

http://stihi.ru/2010/09/11/7641 отборочный тур БЛК

Очень хорошо. В первой же строчке цепляет сочетание «сентября» и «проржавленного дна». Такие точные попадания и делают стихи.


НЭССИ, "Стеклодув"

http://stihi.ru/2010/06/18/7394 отборочный тур БЛК

У этого стихотворения хорошая середина (там, где про площадь и про гильзу-тюльпан), но слабое начало, и не очень убедительное предзавершение (там, где про старика). Автор признается в одном из комментариев, что начало приписано. И это чувствуется при чтении. Мое впечатление (первое четверостишие) было таково, что передо мной типичные «женские штучки» (мол, «вот я какая!»). Однако дальше камера берет крупный план, лирическая героиня пропадает из поля зрения, и перед зрителем – размашистая жизнь, и она хороша. Хочется пожелать автору большей требовательности и терпения.

ИРИНА ГРИШИНА, "Кристалл на Якорном поле"

http://www.stihi.ru/2008/07/02/2055 отборочный тур БЛК

Неплохо, местами неожиданно. Но финал слаб. А он особенно важен в таких стихах, которые полны центробежной силы. Только он и может постфактум собрать все то, что разлетается.

АЛЕКСАНДР РА 2, "формулы"

http://stihi.rnls.ru/2010/09/04/5053 номинатор Светлана Езерская

Как-то не очень интересно получилось. Я сам почти математик, и дело это люблю. Может потому и недоволен. Из математики можно и нужно высекать более изысканные искры. А тут все ожидаемо. И еще, не отпускает сакраментальная фраза Штирлица, сказанная им одной подвыпившей даме-математику в последней серии легендарной эпопеи: «Иди, начерти пару формул».

МИНАКОВА АНЯ, "ива твоей головы между ольхой и сливой"

http://www.stihi.ru/2008/11/28/1469 номинатор Сергей Беленко

Прекрасное стихотворение, в котором где-то по ту сторону слов совершается движение чувства. И даже фольклорные элементы достоверны и естественны.

ОЛЕГ ГОРШКОВ, "Нет, оно не бежит..."

http://www.stihi.ru/2010/09/24/6901 номинатор Виктория Ленос

Стихотворение замечательно прямой и развернутой речью, а также своей сверхзадачей. Но исполнение выглядит немного тяжеловесным и местами неуклюжим. Когда речь идет о таком вопросе как время, ждешь большей неизбежности от строки.

ЮЛИЯ ВОРОНА, "мальчик, выпавший из..."

http://www.stihi.ru/2010/10/03/8982 номинатор Виктория Ленос

В этом стихотворении я не смог полностью вычитать смысл. То ли оно излишне зашифровано, то ли не до конца продумано-прочувствовано, то ли просто неточно. Ага, то ли я дурак.

ДМИТРИЙ ХОЛОСТОЙ, "каблуки... каб.. уки"

http://www.stihi.ru/2010/06/03/7378 номинатор Натан Хлебник

Поскольку Андрей Гришаев в своем обзоре (да, я его читал) уже хорошо написал о лирическом поводе и его отсутствии, я просто сошлюсь. Это стихотворение – как раз тот случай. Парадигма «современного» искусства, состоящая в том, что поводом, с равным успехом, может выступить все что угодно – большая и намеренная ложь. Невозможно писать про грязь и не испачкать слово.

СКАНДИ, "двадцать пятое мая"

http://www.stihi.ru/2010/07/23/7178 номинатор Алексей Григорьев

Как сказали бы не очень любимые мной эзотерики, у этого стихотворения
 плохая (злая) энергетика. Тут тоже что-то не так с лирическим поводом. И, несмотря на определенные достоинства, в разведку с этим стихотворением я бы не пошел.

НИКОЛАЙ РИММ, "Ни капли яда"

http://www.stihi.ru/2010/08/02/4292 номинатор Алексей Григорьев

Понравилось. Я как-то сам даже не ожидал, что понравится. Наиболее мощным мне показалось начало (про автомобиль и птицу – пожалуй, единственное собственно поэтическое место в стихотворении). А дальше просто весело. Что тоже по-своему неплохо.

ОЛЬГА РАЗУМОВСКАЯ, "Пастушеское"

http://www.stihi.ru/2009/09/06/4336 номинатор Алексей Котельников

Здесь я хотел бы обратить внимание на первые две строки. Переход от битых чашек к порезанным запястьям – это достаточно характерный прием. С одной стороны, перенос легко прочитывается. Но с другой стороны, разбитые чашки никак не сочетаются с порезанными венами. Я бы назвал это механической метафорой. Такого рода прием не работает именно потому, что в нем не работает первый план. Второй план – да, а первый – нет. И это плохо. 

ВЛАДИМИР ПЛЮЩИКОВ, "Ангел-хранитель"

http://www.stihi.ru/2007/09/06/400 номинатор Алексей Котельников

После первого несколько отталкивающего впечатления, перечитывая, я обнаружил, что в этом стихотворении не так уж много сентиментальности и манипуляции читателем. Видимо, первое впечатление было ошибочно. Но, как в анекдоте, осадочек-то остался. 

ТАЛЕСТРА, ***

http://www.stihi.ru/2010/06/10/4735 номинатор Ноев Ковчег

Удивительное стихотворение. Перечитывая его снова и снова, я поражался, как удалось вот так, предельно просто, высказать чувство. В конце концов, я для себя поставил этот стих на первое место, подвинув «Утешенье» Сергея Пагына (хоть места тут и не важны, а может и бессмысленны). Спасибо!

ГРАЖДАНИН РОССИИ, "Подари мне запах своих духов"

http://www.stihi.ru/2010/04/28/8174 номинатор Андрей Сафронов

Любовная лирика! Да нет, вовсе и не плохо. Понравились некоторые детали, особенно «я  останусь  блуждающим  облаком /с  воспаленной   сырой   гортанью». Нельзя не обратить внимания на особый способ рифмовки. С одной стороны, прием приемом, а с другой, хорошо же получилось. Ведь именно таким способом достигается напряженность и страстность в любовной лирике Маяковского (к слову сказать, думаю, что отсюда ноги и растут).

ЧИГРИНОВ ЮРИЙ, "по бабушкиным воспоминаниям"

http://www.stihi.ru/2010/03/11/6365 номинатор Андрей Сафронов

Вот, совершенно не мое. И в мои теории-представления о поэзии не укладывается. Но ведь отлично написано. Это вовсе не «эксплуатация темы», а настоящий рассказ.  И достигается это благодаря тому, что очень точно найдена и удержана позиция рассказчика. Поэтому отправляю стих в шорт, вопреки себе самому.

МАТВЕЙ БАГРОВ, "О камнях, играх и эстетической целесообразности"

http://www.stihi.ru/2010/09/04/7385 номинатор Выход из-под контроля

Неплохо. Но уж больно много букв. Я наверно не прав, и только что сказал пошлость, но честно неспособен воспринять такой формат. Прошу меня извинить.

МИХАИЛ СВИЩЁВ, "Монгольское танго"

http://www.stihi.ru/2009/08/28/4765 номинатор Выход из-под контроля

Понравилось. Особенно последняя строфа. Вообще, строфика упруго-музыкальна. Слова как будто сами встают на свои места. И настроение.

ИНДРИК ВИБАНДАКА, «Ла Элегиа Балеар»

http://stihi.ru/2010/08/23/6394 номинатор Евгений Петропавловский

Изящно, хотя есть и огрехи. Аллюзия удачна.

URANUS,  «бабушка на карнизе»

http://stihi.ru/2005/08/11-658 номинатор Евгений Петропавловский

Да, это модно.



ШОРТ

1. ТАЛЕСТРА, ***
http://www.stihi.ru/2010/06/10/4735 номинатор Ноев Ковчег

2. СЕРГЕЙ ПАГЫН, "Утешенье приходит тогда"
http://stihi.ru/2009/03/10/2474 отборочный тур БЛК

3. МИНАКОВА АНЯ, "ива твоей головы между ольхой и сливой"
http://www.stihi.ru/2008/11/28/1469 номинатор Сергей Беленко

4. АЛЕКСЕЙ ИВАНТЕР, "Сад"
http://www.stihi.ru/2010/09/23/3594 номинатор Марта Синельникова

5. ИРИНА ЗИНОВЬЕВНА, "Пока мы лиц не обрели"
http://stihi.ru/2010/09/11/7641 отборочный тур БЛК

6. АМИРАМ ГРИГОРОВ, "Кораблик хноцИ"
http://www.stihi.ru/2010/04/29/690 номинатор Марта Синельникова

7. МИХАИЛ СВИЩЁВ, "Монгольское танго"
http://www.stihi.ru/2009/08/28/4765 номинатор Выход из-под контроля

8. ЧИГРИНОВ ЮРИЙ, "по бабушкиным воспоминаниям"
http://www.stihi.ru/2010/03/11/6365 номинатор Андрей Сафронов

9. ВИК, "Расставание с прошлым"
http://www.stihi.ru/2002/07/31-112 номинатор Доктор Гумис

10. Неизвестный читатель


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Обзор на то и обзор, чтобы обозревать. Поэтому добавлю несколько общих слов, касающихся не столько лонга, и не только БЛК, но Стихи.ру вообще.
Я часто слышу упреки в адрес нашего ресурса. Все они известны. Однако большинство критикующих (как правило, это люди со стороны) воспринимают ситуацию на сайте статически. Недаром про наш ресурс говорят как про болото (апофеоз статики). Но на самом деле все иначе. Стихи.ру это бурлящий котел, это горнило. Здесь каждый день кто-то рождается и перерождается. Динамика не так заметна потому, что всякий раз эта динамика личная. Но то, что она есть, это факт. И не передать, как это удивительно и радостно, когда на твоих глазах кто-то, от кого ты, казалось бы, ничего не ждал, вдруг уверенно шагнул в совершенно неожиданном направлении. И пусть это малый шаг и возможно даже будут шаги назад, но все равно это всякий раз вселяет веру (бог знает во что, но во что-то хорошее).
Этот лонг-лист произвел на меня очень позитивное впечатление, не только и не столько теми удачами, которые в нем присутствуют, сколько необъяснимым ощущением перспективы. И эта перспектива принадлежит каждому.

Спасибо организаторам за оказанное доверие, конкурсантам за стихи, и читателям за терпение.


Рецензии
Это лучший обзор из всех, которые я читал. Спасибо, Антон!

Юрий Пахомов   26.11.2010 09:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий!

Антон Прозоров   29.11.2010 21:38   Заявить о нарушении
С оценкой стихотворения "Всегда" категорически несогласен. Когда произносятся откровения, звучность голоса и актерская подготовка пифии значения не имеют.

Владлен Расовский   29.11.2010 23:16   Заявить о нарушении
Юрий, насчет откровения я с Вами согласен.
По поводу стиха Александра мы тут в комментариях уже говорили со Степом.
Могу лишь добавить, что, на мой взгляд, откровением в поэзии (поэзией в поэзии) является не смысл сказанного. Поэзия не на стороне смысла, но и не на стороне формы. Она где-то между. Событие поэзии состоит в живом единстве смысла и формы, как человек есть живое единство души и тела. \под "вялостью" я подразумевал слабость этого единения, а не недостаток звучности или эффектности. А перед Пифией такой проблемы, действительно, не стоит, так как ее откровение целиком исчерпывается его смыслом, и не нуждается больше ни в чем.

Антон Прозоров   29.11.2010 23:55   Заявить о нарушении
Двигаюсь по обзору дальше. Поражен тем, как отрецензировано стихотворение "Кристалл на Якорном поле". Вот уж действительно все гениальное просто!

Юрий Пахомов   02.12.2010 15:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.