Итоги августа. Ольга Чернорицкая

Сегодня мы поговорим с вами о Б-ге. Нет, не в том смысле, что следовало бы побояться бога, выставляя в Сети на всеобщее обозрение подобное тому, что выдвинуто на конкурс…
Напротив, это исследование как раз направлено на поиск у обитателей Сети искры божьей. В моем обзоре не будет темы подражания, вызвавшей в прошлые месяцы здесь столь неподдельный интерес. Хотя я, конечно, понимаю, что из отраженной искры не возгорится пламя, но интересует меня сегодня не пламя, в которое может быть когда-нибудь разгорится сетевая поэзия, а отсутствие бесовства. (Все дружно представили в моих руках ладанку и улыбнулись!) Нет,  вот сижу совсем без ладанки, не окропляю монитор святой водой, просто надоел креатив, и хочется творчества. Творчество – продолжение божественного творения, а креатив – это Кандинский, создание принципиально нового, постановка с ног на голову, американство и вообще черт знает что такое. Тут бессмысленно заглядывать в словари – словарь не поможет понять, если непонятно с первого прочтения.
То есть я сознательно игнорирую все стихи, в коих есть беспокойство по поводу оригинальности: это бесы колобродят. Настоящему поэту нечего беспокоиться. Душа поэзии принадлежит Богу.

Я выбираю из пятидесяти тех авторов, которые либо  вовсе не экспериментируют в области форм, либо всякими формами уже перебесились и поэтому их творения пребывают в состоянии подвижного покоя, что сродни блаженству.

Помолившись на крест святого Марка Гробокопателя (ношу со времени посещения в Киеве Лавры) принимаюсь за послушание, данное мне Павлом Самсоновым в последний день выпрошенного у него срока. Известно, что Марк часто не успевал. Возникала ситуация: покойник уже имеется, а могилка еще не готова. И тогда Марк просил усопшего воскреснуть на денек-другой. Так и у меня. Сентябрь уж наступил, а результаты августовского урожая еще не разложены по своим пещерам. Ну что ж, пора за работу.

Будь Б-гом, или хотя бы старцем, я бы благословила на самое первое место безыскусный стих «Я тебя удочерю». Автор - Мила Хамамелис. http://www.stihi.ru/2007/06/19-748
На его странице 83 комментария, а я вот без комментариев, просто так. Кто сможет об этом написать что-либо литературоведческое, но не кощунственное, пусть первым сорвет с меня крестик Марка Гробокопателя.

На ладошке напишу –
«Мама» –
На своей, а на твоей –
«Дочка».
Так хочу, чтоб ты была
Самой…!
Я тебя удочерю.
Точно.

Зося Шмидт http://stihi.ru/2004/11/10-1197
Сколько нужно покоя и умиротворения, чтобы, не стесняясь поклонников Ролана Бата, покашлять норд-остом в паруса, уронить шелест листьев с дуба наземь и заполнить соту-окно медом. А потом все это сравнить с собой и найти единичность подвижного покоя самоотождествленного различия: «Так одиноко мне».  Тут бы  бесу-эмоции выскочить и заломить театрально руки, и вспомнить по несостоявшуюся любовь. Но ничего подобного не происходит, потому что на этом всё. Маленький ручеек продолжения божественного творения скользнул с Запада на Восток и скрылся в восточной недоговоренности, как в приуготовленном для сего случая море.  (Написала я эти стоки, посмотрела комментарии к стиху на странице автора и нашла косвенное подтверждение всему – «любовь-морковь не при чем», стихотворение действительно писалось в состоянии покоя: «эти строчки сочинились в поезде, в кромешной темноте, в пустом купе, под тонким одеялом». А там не до эквилибристики креативом, вы уж поверьте).

В стихотворении «Самшит» (Ирина Зяблева, http://www.stihi.ru/2009/07/27/5491)  я наткнулась на «переполненную Лету» и подумала, что автор, вероятно, надеется волей этого обстоятельства в нее не кануть. Ну, посмотрим, может быть Ирине  удастся никуда не кануть и привычным путем  - сделавшись классиком. Почему нет?
Вот хотя бы это вполне годное для хрестоматий по литературе:

Поколение Пепси устало подсело на пиво,
Поколение БАМа обратно никак не дойдёт...
И течёт по усам, по аксонам, по линиям срыва
Аллергенный поэзии мёд.

На этом «девочки» в моем разборе закончились, они могут дальше не читать, а заняться хозяйственными хлопотами - как мужскими, так и женскими. Борщок сварить, бельишко погладить, подушечку расшить «От одной из 23 тысяч стихировских дур» - и положить ее в Ясной Поляне на постель Льва Толстого рядом с подушечкой сестры Марьи.

Теперь мальчики.
Начнем с самого беспокойного (почти бесовского) по содержанию и спокойного (божественно- наивно-простого) по форме стихотворения Искандара Асафи «Моя молитва». http://stihi.ru/2008/12/17/3150

 И как в настоящей (пусть не сакральной, а самой что ни на есть профанной) молитве, здесь  ничего лишнего: ни красивости надуманной, ни тщеты  скоморошьей. Вот так мы подчас станем в церковке  у иконки, ни «Отче наш», ни другой какой молитвы не знаем, а с Б-гом уже в полном контакте и надо что-то говорить, а еще Г-дь не вразумил, как это сделать. «Ало! Всевышний на проводе. Ты бы хоть, тварь дрожащая,  не поленился сформулировать, че те надо, а  то мне каждый раз приходится копаться в ваших смутных мыслях и желаниях. Вас много, а я один». Уловил это Искандар и бросился вон из церкви к письменному столу. Конспектик набросал и обратно к иконке:

Пусть города, намеченные мной,
Родятся. Ведь прошу не о химере,
И не хочу судьбы себе иной,
Пожалуйста, и я в тебя поверю.

 «Ну, вот, — одобрил Всевышний, - совсем другое дело». И добавил: «Хоть и не весть как складно, зато от всей души. Телефонограмму принимаю, стройматериалы получишь по факсу». «А что касается веры, - шепнул лукавый бес из-под полы, - то исполнение желаний ее все равно не даст. 

Если вы прочтете  стихотворение Вадима Ямпольского «Стоит ли огорчаться…» http://stihi.ru/2008/09/26/1845 без меня, оно вам не понравится, впрочем, после прочтения со мной оно вам может понравиться еще меньше. Возражения «Как, оно же выдвинуто, вот ведь лонг-лист» - не принимаются, потому что оно оказалось там случайно. Скорее всего, автора, уже ставшего звездой на небосклоне «Звезды» и  «Сибирских огней», отметили по привычке или даже  неправильно поняли. Сказанное им в этом стихе напоминает его поэзию, но ею не является. На фоне преобладающей в Сети невнятицы и графомании Ямпольский всегда выглядел шагом вперед. «И, может быть», он видел «Бога, не отвернувшего лица». И может быть, мне в поисках божественного духа поэзии следовало бы без оглядки сидеть на его странице и лицезреть этот «шаг вперед». Но мне действительно показалось милым именно это его стихотворение, где он  – два шага назад, чем и  хорош.
Что значит, два шага назад? Дело даже не в том, что  «Стоит ли огорчаться…» выглядит послабее многих прочих его же стихов. А в том, что эта концептуально сознательная слабость стиха и авторской позиции, замутненность выражения становится внешним обрамлением того смысла, что проговаривается почти банальной прозой.
 Автор что-то банальное утверждая (шаг вперед), тут же пугается  и отходит на два еще более банальных шага назад:

счастье вернется, мой друг (никогда, никогда),
всё повторяется (всё безвозвратно проходит),
это любовь говорит (это смерть верховодит)…

Это тонкая игра, от которой вас, вероятно, уже стошнило, но это потому лишь, что вид продолжающегося божественного творения вас испугал с непривычки.

Теперь N.Reber.Старт.  http://stihi.ru/2009/06/23/6766
Каюсь, не могла пройти мимо поминания Создателя, наблюдающего нас не в духе, а в букве. Но читатель, не суди строго критика, а попробуй САМ – хотя бы тебе на это понадобится трактат  - так выразить суть  божественного творения, а заодно отношения «творец-строчка», как это получилось у автора.

Создатель смотрит в линзу Левенгука,
внизу петитом набранные мы…

Понимаешь, читатель, я могу вообще дальше не листать по строчкам этот стих, а зависнуть до перезагрузки на одной  фразе  про петит. На то божья воля и мое право. Марк Гробокопатель не всегда закапывал покойников до конца – у некоторых торчали из могилы ноги. Это не лень, а суровая усталость.

Следующий! Дмитрий Артис http://stihi.ru/2004/04/07-30 .
Читатель скажет Дмитрию: «Вас тут не стояло!» - и правильно сделает, потому что в высшей степени может быть коварно истолкован на странице с упоминанием меня в качестве члена жюрейного отдела  августа его  выход и комментарий. Но в данном случае мой интерес к гробам в искусстве сильнее личных радостей и негодований  по поводу того, что меня тут  помнят. Итак, самоубийство с постмодернистскими изысками говорит о самоубийстве постмодернизма. А что будет за ним? Ну, что там может быть, если у уходящей последней безбожно-креативной эпохи, как и у лирического героя-Артиса «в голове ни рубля, ни верлибра»?
Остается ошарашенная уверенным в своей правоте ПОСТУПКОМ публика:

Сделано дело, смотрите, отважный мужчина
Чинно рванул под уздцы и вперёд пошагал.

Ну, собаке-постмодернизму (направлению-течению-обстоятельству) собачья смерть, Марк Гробокопатель унесет его в самые дальние пещеры и не потрудится даже поработать лопатой, в чем его никто из собратьев не упрекнет. Артису концептуальное спасибо, пользуясь случаем передаю привет  его новому костюму, поскольку он узнаваем и в нем уже многих хоронили. 

«КОЛО». Сканди. http://www.stihi.ru/2005/02/05-23
Есенин читал свои стихи матери-старушке, о чем есть у нас фотографическое свидетельство. Александр Попрухин читает свое стихотворение матери… Фотографического свидетельства нет и не может быть, ибо представить такое трудно. Ни одна мать не одобрит в стихах  сына подобную тему, и ей ЭТО лучше не читать.  Но мы же о творчестве, продолжении божественного творения, а оно может принимать в своей мирской тщетности самые упаднические формы. И тот, кто скажет, что наркоман не может удостоится царствия небесного, а молиться за него (а тем более писать стихи-откровения о нем) бессмысленно, может быть и сам рая ни коим образом не заслуживает. Так сказал бы прислонившийся к черенку лопаты  Марк Гробокопатель, вторя Достоевскому, если бы жил не в одиннадцатом веке, а десять веков спустя.

Краски становятся всё
глуше,
стрелки по кругу бегут
тише…
Просто поверь мне,
что так —  лучше…
Я тебя ждать буду там…
Слышишь?..

Без наркоманской составляющей эти стихи были бы банальностью. Как я их вообще до конца дочитала – до логической и определяющей концовки? Наверное, отсутствием оригинальности они и привлекли. Но раз уж увидела последние строчки, то второе прочтение совсем другое. Это нужно читать именно два раза. Во всяком случае, не менее двух раз. Это как два прогона по ткани  – сначала теплые краски, потом холодные. И получится задуманное - узорный платок.

Как-то молодой Булат Окуджава забыл, что обещал народу прочесть лекцию о Пушкине, вышел на сцену Шамординского клуба  - и его познаний хватило-таки на целых пять минут. Далее он начал глубокомысленно ходить по сцене, чтобы как-то скоротать отведенный на лекцию час. Я уже нахожусь на пятой минуте своего говорения и начинаю похаживать из стороны в сторону. Итак, Михаил Перов. http://stihi.ru/2008/06/18/2153

После каждого слова «Фонари» у него столь же многозначительная пауза, свидетельствующая о неготовности к речи. Если вы почтете это стихотворение как-то по-другому, не видя этой неготовности или сочтете ее недопустимой на том комсомольском собрании, на котором вы сейчас себя мысленно видите, то манера письма вам покажется напыщенной и старомодной, а сам автор неумехой. Однако она, эта пауза есть - и прекрасно работает.  Потому что любое слово после этого многоточия будет и должно быть выплюнуто в величайших муках неподготовленности и откровения.
 
Ну и последнее.
Д.Соколов «Телефонные линии заняты, как ни крути». http://www.stihi.ru/2007/08/06-498

Здесь мне понравилась одна строчка – она же заглавная в стихе. Но через десяток лет, когда все телефонные аппараты станут кнопочными, и она потеряет свое очарование.

Марк Гробокопатель завершает на сегодня свою работу.
Относительно продолжения божественного творения в данных стихах авторов стихиры  могу сказать лишь следующее - достаточно того, что они особо не креативят, а значит, в чем-то каждый по-своему подражает Б-гу. И это хорошо.


Рецензии
Ух.
Каюсь: когда читала обзор, все время спотыкалась об одно и то же место.
Нет, это не ноги покойников, недозакопанных усталым Марком.

Когда пишут "Б-г", то как это читают?
Как-то же его произносят.

Мария Москалева   19.09.2009 11:10     Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.