Рецензия на «В гостях у Ирины и Александра» (Большой Литературный Клуб)

Здравствуйте! В курилке нынче никого – все, видимо, на ЗОЖ подсели, так что перемещусь и я в гостиную. Тем более, что Александр поднял интересную тему.
Ну что ж, причин поэзии, я думаю, больше, чем одна штука. Антенна, улавливающая, сигналы окружающего мира – да, но может быть это и другим агрегатом. Например, колонкой, преобразующей на более-менее внятный язык внутренние сигналы и транслирующей их миру...А дальше вопрос: а зачем? а что мы в принципе ждём от поэзии? Ведь если уж рассуждать с практической точки зрения (если у искусства вообще есть практическое значение), то искусство ценно своей способностью сбивать, уводить мысли и чувства с проторенной колеи. Способностью не давать человек погрязнуть в автоматизме: горя ли, счастья ли. Таким образом и "Шёпот, робкое дыханье..." во время землетрясения работает похоже на "Вам", прочитанное людям, настроившимся просто хорошо провести вечер. Хотя мотивация у поэтов здесь, конечно, разная.

Моё стихо для обсуждения

Белка, стрелка и звезда
http://stihi.ru/2021/05/01/3033

В тебя вставляют звёздочки и речи
и, говоря полезным языком,
ты для того проводишь эти встречи,
чтоб каждый здесь остался незнаком
другому. Потеряйся в переулке,
из тупика высматривай проспект.
Вокруг дома, как хвойные иголки,
топорщатся, а рождества всё нет.

Я звёздочка в груди у великана.
Я мысль, крутящаяся в голове,
пришедшая как будто слишком рано,
застрявшая, как белка в колесе
КАМАЗа. Собирайся на орбиту –
там, говорят, летает интернет
и спутники проходят по избитым,
кривым путям. А рождества всё нет.

Когда ты вынешь речь из автомата,
(он щёлкает, стрекочет и жужжит
внутри тебя) о, не ругайся матом,
а посмотри, как стрелочка кружит
по циферблату (даром, что не нужен
нам циферблат, и стрелки не нужны).
И свет поёт, и голоса жемчужин
совсем нежны. И рождество идёт.

Безумие Фрейда   03.05.2021 23:56     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Алексей. Сначала по теоретической части вашей рецензии. Вы пишете, колонка, преобразующая внутренние сигналы и транслирующая их миру. Но откуда берутся внутренние сигналы? Если представить себе человека, с рождения сидящего в тёмной комнате, то никаких внутренних сигналов у него не возникнет. Сначала нужны впечатления от внешнего мира: отношения с людьми, любовь, ненависть, прочитанные книги, информация и так далее. Сначала антенна должна их уловить, ум и сердце преобразовать и потом уже колонка будет транслировать. Вопрос, насколько сильно и насколько тонко улавливает антенна эти сигналы и, конечно, насколько грамотно и ярко способна колонка транслировать то, во что эти сигналы преобразуют сердце и ум.
Что касается смысла всего этого процесса, я тоже ставил перед собой такой вопрос. И пришёл к решению, по сути такому же, как вы. Я думаю, что цель искусства - удивлять. Зачем надо удивлять, это уже вопрос вне искусства. Просто удивлять, и этого достаточно. Не давать человеку погрязнуть и т.п. - это, на мой взгляд, приземление искусства, превращение его из цели в инструмент, в средство, пусть даже для самых прекрасных целей. Но само искусство есть цель.
И наконец, о "Шёпоте, робком дыхании". Эстетика, безусловно, выше этики. Но всё-таки одно дело читать "Вам", бездельникам, наслаждающимся жизнью в то время, как "бомбой ноги выдрало у Петрова поручика", а другое дело прийти к Петрову поручику, когда ему ноги выдрало, и читать "Шёпот, робкое дыханье". Это какое-то издевательство будет. Хотя потом, когда болевой шок пройдёт, может быть, в госпитале ему и можно будет прочитать "Шёпот", и это сможет его утешить.
Стихотворение ваше мне понравилось. Хотя Рождество мне показалось здесь немного притянутым за уши. Я понимаю, что в первой строфе хвойные иголки намекают на рождественскую ель, а во второй - всякие небесные явления намекают на рождественскую звезду. Но в общем смысле, этого ожидания Рождества из всего предшествующего не чувствуется. Почему герою нужно именно Рождество, а не что-нибудь другое? Может быть, стоило отбирать образы более соответствующие теме Рождества. Хотя допускаю, что я чего-то в замысле стихотворения не понял
Ну и рифмы, конечно. То используются сильные рифмы, как речи - встречи, то сомнительные, как голове - колесе. Вдруг появляется такая смелая рифма, как в переулке - иголки. Если бы такие рифмы использовались постоянно, можно было бы понять, что это особенность стихотворения, а так как она появляется один раз и ничем не подкреплена, это воспринимается как небрежность. И финальная строчка вообще без рифмы. Понятно, что задумывалось показать, что ход событий меняется, но воспринимается в финале стиха такой приём довольно тяжело, разрушает общее впечатление.

Александр Крупинин   08.05.2021 23:43   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр.
По поводу цели – тут с искусством такие же трудности, как и с жизнью в целом: и, может, вообще, никакого смысла нет, и хочется найти смысл, и не хочется, потому что это приземляет, а потому цель жизни в самой жизни, что тоже в плане логики небезупречная конструкция...

Спасибо за внимательное прочтение. Вы замечательный читатель. Я сам вижу, что получился такой первичный мыслительный бульон, залитый в строфические контейнеры. Какая-нибудь жизнь там, авось, заведётся (для меня она там вовсю идёт), если не привнесётся извне читателем.

С уважением, Алексей.

Безумие Фрейда   09.05.2021 09:22   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Клуб
Перейти к списку рецензий, написанных автором Безумие Фрейда
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.05.2021