Рецензии на произведение «В гостях у Ирины и Александра»

Рецензия на «В гостях у Ирины и Александра» (Большой Литературный Клуб)

Друзья, "реал" налагает свои ограничения на "виртуал". По уважительной причине Ирина так и не смогла присоединиться к ведению рубрики в мае, а Александр, судя по всему, не смог отзваться на последние рецензии.
Пожелаем им разруливания всех сложных ситуаций.
Александру спасибо за интересные и полезные дискуссии! Квота ГР ждет его.:)

И.

Редактор Блк   16.06.2021 09:03     Заявить о нарушении
Рецензия на «В гостях у Ирины и Александра» (Большой Литературный Клуб)

Доброго времени, Ирина и Александр!
.
Вот такое принёс:
.
Одесская нелестница
.
Коляскам - взлёт!
Неинвалид
скулит на встречном эскалаторе.

Фуникулёрится вдали -
не доползти и не вскарабкаться
по отступающей стене
(заразны методы кочевников).
.
Амфитеатр окостенел,
и бесподобен в роли челюсти.
.
Умытый город гол, и стыл,
и липнет к пяткам тротуарами.

Держите!
Тридцать золотых
вам возместят утрату ауры?

Игорь Брен   31.05.2021 09:14     Заявить о нарушении
Рецензия на «В гостях у Ирины и Александра» (Большой Литературный Клуб)

Ирина и Александр, здравствуйте!
Я почти ничего не понимаю в поэзии, но с большим удовольствием читаю то, что о ней говорят разные умные дяди и тёти. Вот очень люблю почитать высказывания Елены Наильевны, например. Очень нравятся её суждения. Да и стихи. Вот.
Тему для обсуждения предложил бы такую: пафос в поэзии. Понимая, что тема большая, предлагаю сузить ее до обсуждения этого самого пафоса в моем стишике, каким-то чудом оказавшегося в этом прекрасном лонге.
Фонарь на Пушкинской

Позвольте мне немного о своём...
Приказ - "Светить!"- я выполняю с блеском.
Работаю - обычным фонарём
На Пушкинской, на той, что рядом с Невским.

Работа - дрянь, по чести говоря.
Начальства нет, электрика тем паче:
Раз я не красный, им -"до фонаря".
Верши свою нехитрую задачу -

Свети себе, не думая о том,
Что предписала жизнь предельно жёстко:
Стоять до смерти тусклым фонарём
На тридевять десятом перекрёстке;

А сверху - то сугробы, то потоп...
И так "достало", что роптал вначале:
Погасну к чёрту, буду просто столб,
На чью судьбу все дружно начихали.

Но...если вдруг из темного угла,
Внезапным и клинообразным строем
На нас пойдет передовая мгла,
Желая провести разведку боем?

В прорыв полезет тьма под хрип и вой,
Исчадья ада поползут в атаку...
Возможно, я и есть тот рядовой,
Что встанет против мирового мрака.

Александр Веселов   26.05.2021 10:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «В гостях у Ирины и Александра» (Большой Литературный Клуб)

Александр, Ирина, здравствуйте)

Вышло так, что на отбор принесла стихи, мало пересекающиеся с текущей реальностью: они написаны несколько лет назад и были откликом на "землетрясение" внутри себя самой, попыткой ослабить силу толчков, а может, найти укрытие где-то между строк.
Просто хочется показать их вам.
 
 
http://stihi.ru/2017/07/05/7674

 
не поэт|ом|у
 
потому что так смотрят фильм
так слепая мать
смотрит мимо
дитя
не способное спеленать
в тёплый кокон себя
или выдохнуть
просто жить

потому что уносит крыши
как миражи
в полудрёмное
полоумное
что там за

и взмываешь петлёй
неуёмная стрекоза
приоткрытая для бери же
роняешь
на!

потому что упруго слово
а смерть нежна
 

Марсэр   14.05.2021 13:17     Заявить о нарушении
Добрый день, Марсэр.
Боюсь, мне трудно что-то конкретное сказать о вашем стихотворении. Вы пишете, что оно было откликом на землятресение внутри вас, и целью было ослабить силу толчков. Наверное, оно справились со своей целью, и в этом его достоинство для вас. Но для читателя, не знакомого с обстоятельствами, вызвавшими ег на свет Божий, оно остаётся тайной. Смысл его для меня тёмен. Некие обрывки фраз, которые не складываются в композиционное единство. Может быть, стоило по прошествии времени после вашего землетрясения, как-то дешифровать его, расширить. Или, если оно вам дорого в таком виде, включить его в цикл, в котором бы те события отражалось с разных сторон.

Александр Крупинин   15.05.2021 20:20   Заявить о нарушении
Что тут скажешь.. Александр, спасибо, что прочли)

Марсэр   15.05.2021 21:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «В гостях у Ирины и Александра» (Большой Литературный Клуб)

Здравствуйте, Александр, Ирина

Александр, думала, что добавить к тому, что вы сказали, и поняла, что ничего и не добавлю, потому что это оч близко мне. И что иногда здорово, когда можно просто согласиться. Лёгкость совпавших мыслей.

Да и мне всегда интересно говорить о близких (или нет) идеях, а не искать оценки +/-. Не работает это как батарейка (для меня)
----------------------

А стих такой
http://stihi.ru/2019/08/10/4226

Когда пришла последняя вода
и унесла с собою города
и ветхое бельё былых историй
носилось заполошное туда,
откуда возвращаться никогда
не стоило, поскольку там не стоил

ни вести оплохевший человек,
ложился на порог, ороговев,
не то ли век, не то ли нестолетье,
оконченное резко, как в кино,
в котором всё давно предрешено
и титры так прекрасно беспросветны.

А мы в последних сценах у реки –
не то отражены, не то близки
к не настоящим нам, а незнакомцам,
не знающим, за что убили век,
что носит под исподним человек,
а только – что в реке воскреснет солнце

и чёрная холодная вода
отпустит неземные города
и выскоблит гранитных истуканов,
стирая их черты и их оскал,
пустивший кровь в бессмертие зеркал,
осколочных людей не отпуская

и не прощая смертные грехи,
прозрачные молитвы у реки,
и вышедшие души обогреться,
прижаться к онемевшим валунам
и сниться нерождённым скоро нам
и умершим не нам, а поселенцам.

Марина Гареева   12.05.2021 02:01     Заявить о нарушении
Добрый день, Марина. Прекрасное стихотворение, просто прекрасное. Сживусь с ним поближе и напишу подробнее о своих мыслях.

Александр Крупинин   12.05.2021 16:39   Заявить о нарушении
Александр, спасибо. Take your time, сживайтесь, сколько нужно

Марина Гареева   12.05.2021 18:00   Заявить о нарушении
Как я уже говорил - прекрасное, по-настоящему поэтическое произведение. Мне представляется, что поэтическое произведение - это то, которое рождается само собой, ну, почти само собой, как кристалл вырастает в перенасыщенном растворе. Оно бывает даже больше автора, и сам автор не всегда может объяснить его во всех подробностях. Само приходит и наплывает один образ за другим, а автору остаётся только как-то по возможности организовать этот поток. Мне как-то одна умная женщина, доктор философских наук подробно объяснила одно моё стихотворение. Например, она докопалась, что под брусничным вареньем имеется в виду мировой дух.Я был поражён глубиной объяснений, поскольку ничего подобного не имел в виду, просто люблю брусничное варенье. И тогда она мне сказала: "Саша, вы, главное, пишите, а уж мы вам всё объясним".
Я, к сожалению, не доктор философских наук, поэтому так глубоко копать не умею.
Но невозможно не заметить, что стихотворение наполнено предчувствим окончания века, окончания мира. Которое, то ли вот-вот наступит, то ли как раз сейчас и происходит. И мы, конечно, знаем, что явилось тому причиной - наша оплохелость", "ветхое бельё былых историй"

Александр Крупинин   15.05.2021 19:48   Заявить о нарушении
Прошу прощения, текст прорвался, сейчас продолжу.

Александр Крупинин   15.05.2021 19:49   Заявить о нарушении
Но мы в этих последних кадрах фильма, именуемого историй, не можем быть собой, не в состоянии признать свою ответственность за трагизм конца истории, и смотрим на этот конец истории, как персонажи фильма, незнакомцы. И хочется верить, что за смертью будет воскресенье. Хотя бы солнце воскреснет, и всё плохое и постыдное выскоблит и не простит смертные грехи неких поселенцев то ли живших, то ли нет, то ли реальных, то ли персонажей некоего фильма.
Просто мы слабы, это атрибут нашей природы, мы не виноваты или не совсем виноваты. Всё это так огромно, а мы малы, а может быть, это вовсе и не мы,а какие-то поселенцы.
Очень глубокое стихотворение, всечеловеческое. Я коснулся только самых верхушек смыслов, а их можно находить всё глубже и глубже

Александр Крупинин   15.05.2021 20:03   Заявить о нарушении
Саша, спасибо огромное!
Мне эта вода дорога тем, что после неё ощущение, что ты смогла на секунду приоткрыть завесу, записать и не исказить. Мне до сих пор кажется, что эта вода где-то рядом, просто мы не видим. А вы её очень здорово почувствовали! Почти все ощущения совпали с моими. Да и я тоже думаю, что нельзя создать из варенья мировой дух, если заранее решили: варенье - это мировой дух. Хотя иногда одна мысль приходит (хотя я чаще чувствую) и ты садишься писать - и форма сама подтягивается. Я никогда не выбираю ее заранее, я начинаю писать - и если мелодия мне не подходит, я понимаю, что это тональность не той мысли, а не в той тональности слова не идут, поэтому ищешь иную.

А вода действительно сама пришла.
Сначала мне чёрная вода приснилась: было лето, я много читала, не хочу уточнять что, чтобы не сужать контекст, и она приснилась. Наутро осталось ощущение, а картинка ушла. Потом поняла, что надо написать, села и записала - легко и сразу. Я почти всё пишу легко и сразу, но ее особенно легко было писать, хотя когда читаешь -- удивляешься, потому что строчка не обрывается и затягивает тебя, и хочется вдохнуть, и кажется, не отпустит уже, а потом отпускает (еще до появления самого слова в стихе).

Знаете, у меня есть стихи, которые я легко пишу, а читать мне их больно. А тут дыхания было больше, когда писала. Когда пишешь -- не чувствуешь, что ли? Как анестезия.

Потом уже думала над ней и тогда поняла, что в ней и отсылка к Шевченко и его "і мертвим, і живим, і ненародженим", причем не к самому стиху, а как послание. И отсылка к "шершню" Саши (хотя она была, когда писала): он написал шершня тем же летом и считал его ерундой, вообще хотел прибить. И смертные грехи, наверное, оттуда.

И хотя тут есть и отсылки к прошлому, в котором и "не стоил ни вести оплохевший человек", но сама вода и мне кажется вне времени, как вы и сказали. Она и туда носится, и оч близко к нам... Предчувствие конца мира, угу. И ощущение проживания конца мира... Когда не можешь разглядеть лиц всех поселенцев, осколочных людей, но можешь дать им голос. И мертвым, и живым, и нерожденным.

Вы точно подметили о поселенцах. Были ли они? Какая-то наивная вера в то, что смерть понарошку, не могу объяснить. И что мы такие маленькие рядом с.

Но я еще чувствовала разделение между истуканами и осколочными людьми. И это тоже парадокс, но оскал вода стирает, как и не было, а осколочных людей не отпускает. И они живы этим неотпущением? (Хотя в стихе нет обвинения и определения виновных, это бы упрощало. Есть забвение оскала. И вы его тоже почувствовали.Да и "мы" сегодняшние знаем, "мы" в прошлом могли и не понимать, за что).

Наверное, хорошо, что каждый видит свои сцены у реки и "мы" может восприниматься по-разному. Может "мы" и должно вмещать всё: боль за все человечество/природу человека, горечь ненастоящести. Я тоже отчасти это чувствовала, наверное. Но ещё когда начинала часть "А мы...", чувствовала, что мы знаем всё, и знаем, что всё. Но это умышленная наивность, когда ты отказываешься знать, за что убили (тебя ли? вас? тех, кто был до вас? кого никогда не будет после? или будет, вопреки всему? век?), просто чтобы ощутить легкость. В последние сценах пробыть беззаботно. И так как мы тут как голограмма, ты это делаешь в большей степени для них, чтобы все смерти были легки и преходящи. Даже если вода на всех одна, кого-то она унесет навсегда, а кого-то не отпустит. И почему-то это дает надежду.

Марина Гареева   16.05.2021 11:32   Заявить о нарушении
Хотя шершня Саша летом 2018 писал. Но я и тогда, и тогда была у бабушки, когда читала шершня и писала воду, поэтому эти лета наложились.

Марина Гареева   16.05.2021 12:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «В гостях у Ирины и Александра» (Большой Литературный Клуб)

Здравствуйте, Ирина и Александр!
С надеждой на доброжелательный и полезный разговор:

http://stihi.ru/2021/04/24/5436

Из откликов избранным поэтам

Игорю Гонохову

В Перовом поле были голубятни
Над шиферными крышами дворов.
Они как будто звали взгляд поднять и
Увидеть неба солнечный покров.

Сколь сильно нас мамани ни старались
Держать от голубятников вдали,
Мы с ними собирались за сараем,
Курили, выпивали, чушь несли.

Те, с кем курили, с кем портвейны пили,
Порой венчались с бандой и тюрьмой.
Судьба за нас решала "или-или",
Спасибо за везучий жребий мой

Не угодить ни в банду, ни в тюрягу,
Ни в спецприемник для плохих детей,
Но помнить волю, дерзость и отвагу
Слетающих с ладони сизарей.

Семён Кац   10.05.2021 17:58     Заявить о нарушении
Пока хозяев нет, я, с их позволения, пару замечаний сделаю:
(Здравствуйте, Семён)))
1. В Перово-поле как-то странно. Во-первых, по моему разумению, пишется не через дефис, а раздельно. Во-вторых, Перово должно склоняться. Ведь улицы называются "улица Перова поля". Я думаю, что правильнее "В Перовом поле".

2.Последняя строчка какая-то громоздкая. Я понимаю, что хочется, чтобы было "ввысь". Но слово есть, а строчка не взлетает. Мне кажется, было бы лучше, скажем, "Слетающих с ладони сизарей". Или взлетающих.

А вообще стих нравится

Александр Спарбер   09.05.2021 11:46   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр!
Я очень рад Вашему визиту.
Сппсибо Вам за последнюю строчку - она лучше нынешней.
Вы правы и по поводу первой строчки.
Вот справка:
Существительное
Перово Поле , ср.р. - Perovo Pole

ед. число мн.число
ИП (Кто? Что?) Перово Поле
РП (Кого? Чего?) Перова Поля
ДП (Кому? Чему?) Перову Полю
ВП (Кого? Что?) Перово Поле
ТП (Кем? Чем?) Перовом Полем
ПП (О ком? О чем?) Перовом Поле

Еще раз спасибо, Поправлю непременно.

Семён Кац   10.05.2021 11:19   Заявить о нарушении
Добрый день, Семён. Извините, что заставил ждать с ответом. Стихии мира не отпускают, к сожалению.
Стихотворение у вас хорошее. Придраться не к чему. Рифмы на месте, ритм соблюдён, композиция не вызывает сомнений.
Сказать, что оно меня как-то удивило, потрясло, заставило сопереживать не могу.
Возможно, оно адресовано не мне, а другому читателю, который прошёл тот же жизненный путь, что и лирический герой. У нас, в центре Ленинграда голубятен не было, и я только читал об этой субкультуре или видел в кино. Поэтому мне трудно прочувствовать ударный
финал про отвагу слетающих с ладони сизарей.
А с точки зрения рецензента, всё хорошо.

Александр Крупинин   11.05.2021 22:17   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр!
Вы правы, стихотворение посвящено Игорю Гонохову, ибо появилось навеяно его стихами о голубятне.
У нас с ним похожие воспоминания о детстве на московских окраинах.
Спасибо Вам за хорошее мнение о моем стихотворении.

Семён Кац   12.05.2021 15:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «В гостях у Ирины и Александра» (Большой Литературный Клуб)

Дайте, пожалуйста, талончик на приём к А.Крупинину, встану в очередь. Я и на перекличку ночную могу прийти, вспомнить родные девяностые. Перестроила планы на подачу стихов, как только узнала кто в гостиной. Трижды при неработающем интернете грузила "апельсины" кликами и сейчас, стараюсь, гружу.

Здравствуйте, уважаемые хозяева, Александр и Ирина!

Вам шуточные стишки интересны?

И вообще, кому они интересны и зачем их писать? А то, ведь, как известно, частенько пишут для конкурсов, для жюри, чем бы удивить? собачкой, например одноногой, али стариками беспомощными с детками неразумными на руках, с их безутешными вдовами, :о)

Почему нужен экшен, эпатаж как на эстраде, ведь стихи сугубо камерная сущность. Но идёт тренд, волна, мода – все туда, и ты – туда. Все про рыбье – и весь лонг улов рыбака, все про птичье и другие чирикать начинают :о) . Хорошо ли? не уподобляемся ли неким говорящим птицам, живущим в жаркой стране.

Вот, собственно сейчашные размышления и ещё
продукт труда, вроде умственного.

За моим окном глиссада

За моим окном глиссада –
упо(п)ительный кошмар,
замечательное – рядом:
посмотри на флайтрадар*.

Там гнездятся самолёты,
криком будят тишину,
если бросит пару кто-то,
дети вырастут – поймут;
там по самое высоко,
иногда по не могу
аки орл взовьётся сокол,
стукнет шашкой по врагу;
обнимая лапой небо,
прилетит на полчаса,
клюнет землю – ищет хлеба –
лишь бетон и полоса;

там воруют человеков
так легко, как дважды два,
печенегов, гуннов, греков –
всех несут на острова,
и меня несли однажды,
донесли, хотя с трудом,
видно думали о важном,
«ну, а девушки – потом»,
не понятно им, пернатым, –
отпуск только раз в году,
смотрят взглядом виноватым,
лишь крылами разведут;

не орлы, реально – куры,
квохчут: «Куд-куда. Куда?»
чемоданы – в Кучугуры,
привезли – в Караганда;
а в нелётную блокаду
приземлились в Магадан:
мне совсем туда не надо –
только с птиц ни взять, а дать.

Мы прокормим эти стаи –
сердобольный наш народ,
«в воздух чепчики» бросая,
до сих пор тайга поёт.
------
флайтрадар* - сайт, показывающий движение самолетов в реальном времени

Рыжая Ляля   04.05.2021 13:26     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемая Ляля. Вы задаёте непростой вопрос, кому интересны шуточные стихи, и зачем их писать. Начнём со второй части вопроса, зачем писать шуточные стихи. Это частный случай общего вопроса, зачем вообще писать стихи. Не ответив себе, зачем вообще писать стихи, мы не сможем ответить, зачем писать шуточные.
Зачем писать стихи? Я думаю, сколько сочинителей, столько и ответов на этот вопрос. Я могу попытаться ответить только от своего имени. А низачем. Конечно, приятно, когда прочитают, похвалят, поаплодируют. Человек привыкает быть в центре внимания, срывать аплодисменты. Один раз получилось, ему хочется снова и снова. Как бы ни были плохи стихи, всегда найдётся хоть один человек, который будет ими восхищаться. Это важно, но если всё ограничивается только этим, то хороших стихов не получится. Можно выжать сок из апельсина. Но, если в апельсине уже нет сока, мы будем силиться, выжимать, выжимать, получать какие-то жалкие капли, разводить их водой, подкрашивать, выдавать это за апельсиновый сок, но это не будет соком, а будет подкрашенной водой с сахаром.
Сок должен быть внутри апельсина, только тогда его можно выжать. А что нужно, чтоб внутри апельсина был сок? Солнце, почва, полив, удобрение, борьба с вредителями и т.д. Когда в апельсине закончится сок, его надо выбросить и взять другой апельсин.
Но иногда у нас нет другого апельсина, иссякли апельсины, а мы всё выжимаем, выжимаем.
Но зачем всё-таки эти усилия? Я думаю, это сущность человека. Человек по своей природе творец. Творить - это для него способ существования. Кто-то умеет строить дома, кто-то играть на пианино. Кто-то пишет стихи. Это проще всего, учиться не надо, все мы грамотные люди, рояль и мольберт покупать не надо.
Но внутри апельсина, повторюсь, должен быть сок. Когда его много, апельсин готов лопнуть и одарить мир божественным напитком. А, когда всё выжато, человек страдает и пытается, пытается хоть еще немножко.
В общем, творить, писать стихи, танцевать фандангу, лезть на Эверест - значит жить.
Мне кажется, творец не должен ставить перед собой задачу написать, например, шуточные стихи, или грустные, или ещё какие. Он закрывает глаза, и они начинают приходить. Он записывает строчки, сам ещё не понимая, о чём идёт речь. Они приходят, приходят, потом раз - закончили приходить. Редко приходит стихотворение целиком. Чаще всего потом приходится что-то додумывать, переставлять, компоновать.Тут уже первостепенное значение имеет техника стихосложения, умение работать со словом.
Но, чем больше этой рациональной работы, тем хуже стихотворение. Самые лучшие, самые оригинальные строчки - те, что приходят сами.
А потом уже можно смотреть, шуточный стишок получился или грустный.
А если мы решим написать, к примеру, шуточный стих и всех рассмешить, ничего хорошего не получится. Это будет то самое выжимание сухого лимона.
Еще раз оговорюсь, я написал только о своём опыте. Разные сочинители и сочиняют по-разному.
Теперь несколько слов о вашем стихотворении, уважаемая Ляля. В целом, оно мне понравилось. Но чувства обязательности или естественности появления этого стихотворения всё же не возникло. Возможно, причиной несколько небрежная манера. Всё же шуточный стих предъявляет очень высокие требования к технике. Строчки должны искриться, как кристаллы, каждое слово на своём месте, как влитое. Тогда стихотворение достигает своего эффекта. Я бы посоветовал ещё поработать над стихом, может быть сократить его, избавиться от необязательных слов.

Александр Крупинин   11.05.2021 20:56   Заявить о нарушении
Александр, спасибо!
Вам приходилось судить стихи на Балтии, и ведь там шуточных стихов наверное единицы? Они не тренде, видимо считаются второсортными, а ведь времени на них тратится порой больше, чем на другие. Получается низкий коэффициент эффективности для автора:) Может поэтому и мало пишут?

Открываешь некоторые странички - стихов с рубрикой "шуточное/ироничное" нет совсем. А если находишь, то радуешься. Или натура у меня такая, что считаю эти стихи необходимыми и полезными.

Моё стихотворение создалось быстро, пошла мысль и получила развитие. Позже добавила строфу, но вот Вы советуете сократить, значит зря я её добавила.

Рыжая Ляля   11.05.2021 23:49   Заявить о нарушении
Ляля, вы говорите о низком коэффициента стихов, я думаю, в шутку. Если стихи пишутся для конкурсов, то ничего хорошего от них ждать не приходится. Стихи, если они относятся к поэзии, рождаются в глубинах души поэта, появляются, как дети рождаются у женщины. Потом их можно отправить на конкурс, конечно. Но и то - главная цель тут просто, чтобы их прочитали побольше народа и получить квалифицированную оценку и отзывы компетентных людей. А победы, места - это всё дым. Потому что в поэзии нет объективных критериев. То есть это всегда субъективные оценки. На Балтии вообще из-за того, что очень много судей, почти всегда побеждают средние стихи. Здесь всего три судьи, и вероятность, что всем троим понравится какое-то нестандартное стихотворение, всё-таки есть. Но и то она не велика.

Александр Крупинин   12.05.2021 00:25   Заявить о нарушении
Да, стихи, как известно - случаются ( рождаются порой из сора) в отдельно взятой голове  Но большая часть создаваемого о тоске, боли, «все плохо» и т.д. Если автор рождает такое, это что от избытка уныния? или надавить на чужую «педаль» эмоции? Если сотня авторов тоже поют по тем же нотам, а если тысяча? И понеслась волна всё подряд смывать и в том числе тех, в ком уныния не было, но оно возникнет. Спрашивается, а нафига? (пусть этот сленг тут поживёт . А кто-то начитается, наслушается, впитает негатив, и может начаться реальное разрушение вплоть до трагедии.

Сталкивалась в сети с сайтами, пропагандировавшими суицид среди подростков. Прочтение с неживого экрана приводило к живым негативным эмоциям и трагической реализации их.

Потому и ратую за иронию, юмор, шутку – создание хорошего настроения и в целом за гуманизацию создаваемого продукта.

И пусть в таких стихах рифмы «не вкусные», зато сами стихи вкусны и полезны. К примеру «Бобры» (А.Плахов) – и затянуто, и что-то хромает, а настроение создает, или всем известный «Вышел немец» (А.Березин) – кем-то нещадно обруганный, а большинством приветствуемый. Стёб, но разрушений он никогда не принесёт!

Рыжая Ляля   12.05.2021 09:20   Заявить о нарушении
(Ляля, вы говорите о низком коэффициента стихов, я думаю, в шутку.)(с)

Я имела ввиду, именно шуточные стихи. Ведь уходит довольно много времени на создание, а многие читатели обходят их вниманием, на конкурсах их считают вторым сортом. Получается, что они - "несерьёзный продукт" и вроде нечего автору тратить время.

Рыжая Ляля   12.05.2021 09:28   Заявить о нарушении
Ляля, это важная тема, почему "не сильно страдающим" (а иногда попросту не
сильно истеричным, "на нерве") стихам практически мало что светит в поэт.конкурсах.
Ну давайте попробуем глянуть на проблему с двух - практически полярных - точек
зрения:
1. вот цитата из недавнего интервью нобелевского лауреата по литературе С.Алексиевич: "Можно сказать, что мы - цивилизация страданий, это главный продукт, который мы производим"

- вот само интервью, и там вообще много интересного по вашей/нашей теме
- и по такой её логике, наши страдания, коль они есть "наш главный продукт",
являются и главным нашим интересом, т.е. основные тренды/тенденции поэт.конкурсов просто отражают иерархию тенденций нашей жизни, то бишь, диалектика рулит, всё норм итд, и именно поэтому на конкурсах с большим количеством судей данное явление даёт о себе знать наиболее чётко (Александр определил это как вывод в победители большими по составу жюри средних стихов).

2. в достаточно давнем своём интервью (ссыль дать сейчас не могу, надо искать)
П.Мамонов сказал - не дословно, но суть - следующее: "Я всю свою жизнь провёл в поисках кайфа, находками были: женшины, алкоголь, наркотики, творчество и много,
много, много чего ещё, пока в 45 лет не понял, что - всё! - не могу больше жить,
поиски мои не имели никакого смысла, все страдания коту под хвост... и только тогда, когда приспичило по самое не могу, Бог появился в моей жизни, появился
просвет, и все мои прошлые кайфы по сравнению с этим - просто пыль придорожная,
ничто. И цель всего, что есть в жизни сейчас, всё, чем я могу наполнить своё творчество - описать этот кайф, а если нет, то дать намёки на то, сколь прекрасно
это моё общение со Всевышним. Понимаю, что задача практически непосильная - описать данное чувство языком, понятным многим, но другого теперь не дано".
То бишь, Пётр Николаевич Мамонов до 45 лет находился вполне "в основном русском тренде" - искал и производил страдания и для себя и - и особенно - для других, в 45 перестал.

Т.е. можно предположить, что те авторы, которые обрели некий исключительно свой путь
(это может быть приход к Богу/обретение веры, но наверное, и не только это)
если и будут писать о страданиях, то в финале у них будет "Свет или - как минимум - катарисис" или же они вообще "отходят от тренда" и о "главном нашем продукте" не пишут.

***************************************************************************************

Человеческие трагедии и драмы никуда не уйдут из нашей жизни, они будут продолжать вызывать страдания, страдания будут продолжать вызывать сильные эмоции, сильные
эмоции будут продолжать искать среди людей авторов, которых эти эмоции заставят
сесть и написать сильные литературные трагедии и драмы.

У Шекспира на 11 трагедий и 10 хроник(которые по сути те же трагедии) приходится
17 комедий, у Пушкина на 6 трагедий и драм (Борис Годунов, Каменный гость,
Маленькие трагедии, Моцарт и Сальери, Скупой рыцарь, Пир во время чумы) комедии ни одной. Вот такая штука, такая статистика, такие "их всё" и "наше всё",
такая жизнь и тенденции в её описании.

Как поменять эту тенденцию? - понятия не имею, но думаю, что когда меняется некий "корень жизни", некая её основная основа, то будут меняться и тенденции, ну и тогда какие-то другие авторы/другая поэзия и проза будут более востребованы.

Сергей Богомолов   14.05.2021 03:12   Заявить о нарушении
*** ссылка на интервью С.Алексиевич никак не хочет отображаться, если кому интересно, наберите в Ютубе "Интервью С.Алексиевич Дм.Гордону" ***

Сергей Богомолов   14.05.2021 03:18   Заявить о нарушении
Сергей, спасибо Вам!
Ссылка действительно не проходит.
Вы изложили всё логично и понятно.

Просто, если не пишущему человеку тошно, он не будет всё это выливать на своих близких или хороших знакомых, по крайней мере попытается смягчить.
Пишущий же, наоборот - усилит для эффекта.
:)


Рыжая Ляля   14.05.2021 21:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «В гостях у Ирины и Александра» (Большой Литературный Клуб)

"Люди разные, и поэты, соответственно, тоже" - это и первое и второе, и остальное,
потому что и поэты и их люди проживают разные жизни.

Я думаю, что в некоторых (а мб и во многих, а мб и в очень многих) случаях
Искусство есть сослагательное наклонение Истории, Её "если бы да кабы":
что-то/многое/всё в жизни идёт не так и - автор берёт и делает его "так".
Отсюда Левша, сказки/фэнтези, БГ, пьесы Шварца, "фантастический реализм"
спектаклей и фильмов Марка Захарова(как он сам это не единожды именовал) итддд,
и вполне можно предположить, что "шёпот робкое дыханье" во время землетрясения
- из этого же ряда/рода.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Здравствуйте, Ирина и Александр!

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Я просто рыбак

http://stihi.ru/2007/10/09/1704

Я просто рыбак, моё имя Симон,
но вот уже третью субботу,
как только усну, Он приходит в мой сон
и говорит: "Ты Пётр".

Я в море хожу и кормлю своих
детей - не бандит, не калека,
а Он мне: "На камне построю мир!
- будешь ловцом человеков".

Ну пусть, - я поверил Его словам
(даётся мне это трудно),
но как понимать: "Аз тебе воздам,
но всё ж отречёшься утром"?

Я просто еврей, в синагогу хожу,
плачу императору лепту,
а тут эта послесубботняя жуть
сжимает колени лентой.

Мне к лодке идти, у меня ведь семья,
но как быть с Его словами:
"Запомни, Симон, - говорю тебе Я -
ты будешь Петром, и углы бытия
построю на этом Камне".

Сергей Богомолов   04.05.2021 10:30     Заявить о нарушении
Сергей, добрый день. Я, конечно, понимаю, что любые теории на тему, что такое искусство, односторонни. В том числе и те, которые я высказываю. Искусство - это такой огромный и необъятный феномен, человечество столько за свою историю создало, что объединить всё это в одной дефиниции невозможно. Вы в подтверждение своей теории о том, что искусство - это творение мира, более подходящего, чем существующий, в основном ссылаетесь на сатирические произведения. Это и "Левша", и пьесы Шварца, и фильмы Захарова. Вряд ли их можно соотнести с "Шёпотом и робким дыханьем". Вот многие песни БГ, особенно раннего периода, действительно, можно. Хотя у него есть и песни на социальные темы: "Я инженер на сотню рублей", "Полковник Васин" и т.д. Но много песен и на, казалось бы, абстрактные темы, не связанные с действительностью. Я иногда задумывался, в чём причина такой популярности "Аквариума" в 80-е годы. До этого была популярна "Машина времени" с её очевидными намёками и фигой в кармане. А потом в одночасье слушать "Машину" стало уделом грубых людей, а те, кто хотели считать себя тонкими, стали слушать "Аквариум". Я думаю, это был такой момент, когда молодые люди, не принимающие официальную эстетику, устали и от "Машины" с её той же самой эстетикой, только с полунамёками, и ушли за БГ в другой необычный розовый мир. Это, по сути, наркотический трип, и поэзия БГ наполнена наркотическими аллюзиями. Потом, когда официальной эстетики не стало, спёкся и "Аквариум". Я часто бывал на их концертах в 80-е годы, а в последний раз был в 92 году, и это уже было вымучено и скучно. Исчезло то, от чего они отталкивались, и сами по себе они оказались не интересны, во всяком случае мне. Хотя были и другие причины, связанные с изменениями состава, поисками новой стилистики и т.д.
Я это к тому, что "Шёпот, робкое дыханье" в тоталитарную эпоху бравурных маршей имеет смысл и является, в какой-то мере, гражданским актом, помогает людям найти своё убежище и найти единомышленников. А в эпоху, когда всё дозволено, во всяком случае, в смысле эстетики, оказывается не слишком интересным и востребованным.
Теперь о вашем стихотворении. Я не слишком подходящий читатель и рецензент для него. Я двадцать лет по работе ежедневно занимаюсь всякими религиозными делами и слышал или читал, наверное, всё, что за две тысячи лет сказано на евангельские темы. Поэтому, не могу сказать, что стихотворение меня как-то удивило. А без удивления как воспринимать поэзию? Да, обычный человек, которого Господь или судьба призывает пройти попроще, к которому он не готовился и не собирался проходить. И он вынужден идти, даже если вначале сопротивлялся. Это и Моисей, и пророк Иона. Можно отнести это и к Петру. Хотя в Евангелии говорится, что, когда Господь призвал его и его брата Андрея, они тотчас бросили сети и пошли за Ним. У Луки там всякие подробности, как Пётр по слову Христа закинул сети, и они наполнились рыбой. Но в поэтическом произведении вполне возможно представить себе сомнения Петра. К тому же, в начале стихотворения говорится, что всё это снится Петру. После таких снов он мог, когда они начали сбываться, без раздумий бросить сети и пойти за Христом.
У вас есть и временные сдвиги. По смыслу, речь идет о раннем, галлилейском периоде служения Петра. А об отречении речь была накануне ареста Спасителя.
Во сне, конечно, время может сдвигаться.Но в чем смысл такого раннего предупреждения?
Непонятно, зачем введён намёк на слова Павла из Послания к Римлянам, причем на церковно-славянском, "Мне отмщение и аз воздам". Там Павел учит христиан не мстить врагам, а оставить отмщение Богу.
В общем, я ж говорю, что я плохой читатель стихов на религиозные темы. Обращаю внимание на всякие мелочи и не могу пройти мимо. Поэтому остановлюсь. Так-то стихотворение хорошее.

Александр Крупинин   11.05.2021 19:42   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр! - говоря о пьесах Шварца и фильмах Захарова, я имел в виду(скорее всего и первую очередь)"Мюнхгаузена" и "Обыкновенное чудо", в которых сатира смешна, конечно же, но о ней как-то совершенно забываешь в финалах, ну потому что там финалы такие, которые "сделаны ТАК как надо" ))).
То же самое - и в "Юноне" с таким её общепесенным и общеслёзнозрительским финалом.
Насчёт БГ нет расхождений - примерно так воспринимаю его и я сейчас.
То, что "шёпот робкое дыхание" может восприниматься в разные времена по-разному
- и да и нет: восприятие зависит-таки-да от времени, сильно свободного или несвободного вовсе, но зависит и от писателя(как сделано) и от читателя.

По поводу же сти-ния, то если нет удивления, нет эмоции, то рассуждать тут особо долго, разумеется, нечего, скажу лишь, что повод для написания - исходя из моей жетеории "двух И" - Искусство есть сослагательное наклонение Истории")) - был следующим: в Евангелиях все апостолы (за исключением мб только Фомы) шли за Христом сразу же и без всякого сомнения, и как по мне, то что-то в этом во всём НЕ ТАК: все правоверные евреи, все знают Тору, все знают приметы прихода Мошиаха/Мессии, а тут - рраз! и - "детский сад просто идёт за воспитателем",
надо что-то об этом написать ТАК, - взял одного - Первого из Двенадцати - Петра
и решил рассказать, как это "могло быть на самом деле", о его мучениях между
Старым и Новым (Заветом), и фраза "Аз тебе воздам, но всё ж отречёшься утром"
- из этих же мучений: говоря "Мне отмщение, и Аз воздам", Павел в Послании цитирует Ветхий Завет.


Сергей Богомолов   11.05.2021 20:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «В гостях у Ирины и Александра» (Большой Литературный Клуб)

Здравствуйте! В курилке нынче никого – все, видимо, на ЗОЖ подсели, так что перемещусь и я в гостиную. Тем более, что Александр поднял интересную тему.
Ну что ж, причин поэзии, я думаю, больше, чем одна штука. Антенна, улавливающая, сигналы окружающего мира – да, но может быть это и другим агрегатом. Например, колонкой, преобразующей на более-менее внятный язык внутренние сигналы и транслирующей их миру...А дальше вопрос: а зачем? а что мы в принципе ждём от поэзии? Ведь если уж рассуждать с практической точки зрения (если у искусства вообще есть практическое значение), то искусство ценно своей способностью сбивать, уводить мысли и чувства с проторенной колеи. Способностью не давать человек погрязнуть в автоматизме: горя ли, счастья ли. Таким образом и "Шёпот, робкое дыханье..." во время землетрясения работает похоже на "Вам", прочитанное людям, настроившимся просто хорошо провести вечер. Хотя мотивация у поэтов здесь, конечно, разная.

Моё стихо для обсуждения

Белка, стрелка и звезда
http://stihi.ru/2021/05/01/3033

В тебя вставляют звёздочки и речи
и, говоря полезным языком,
ты для того проводишь эти встречи,
чтоб каждый здесь остался незнаком
другому. Потеряйся в переулке,
из тупика высматривай проспект.
Вокруг дома, как хвойные иголки,
топорщатся, а рождества всё нет.

Я звёздочка в груди у великана.
Я мысль, крутящаяся в голове,
пришедшая как будто слишком рано,
застрявшая, как белка в колесе
КАМАЗа. Собирайся на орбиту –
там, говорят, летает интернет
и спутники проходят по избитым,
кривым путям. А рождества всё нет.

Когда ты вынешь речь из автомата,
(он щёлкает, стрекочет и жужжит
внутри тебя) о, не ругайся матом,
а посмотри, как стрелочка кружит
по циферблату (даром, что не нужен
нам циферблат, и стрелки не нужны).
И свет поёт, и голоса жемчужин
совсем нежны. И рождество идёт.

Безумие Фрейда   03.05.2021 23:56     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Алексей. Сначала по теоретической части вашей рецензии. Вы пишете, колонка, преобразующая внутренние сигналы и транслирующая их миру. Но откуда берутся внутренние сигналы? Если представить себе человека, с рождения сидящего в тёмной комнате, то никаких внутренних сигналов у него не возникнет. Сначала нужны впечатления от внешнего мира: отношения с людьми, любовь, ненависть, прочитанные книги, информация и так далее. Сначала антенна должна их уловить, ум и сердце преобразовать и потом уже колонка будет транслировать. Вопрос, насколько сильно и насколько тонко улавливает антенна эти сигналы и, конечно, насколько грамотно и ярко способна колонка транслировать то, во что эти сигналы преобразуют сердце и ум.
Что касается смысла всего этого процесса, я тоже ставил перед собой такой вопрос. И пришёл к решению, по сути такому же, как вы. Я думаю, что цель искусства - удивлять. Зачем надо удивлять, это уже вопрос вне искусства. Просто удивлять, и этого достаточно. Не давать человеку погрязнуть и т.п. - это, на мой взгляд, приземление искусства, превращение его из цели в инструмент, в средство, пусть даже для самых прекрасных целей. Но само искусство есть цель.
И наконец, о "Шёпоте, робком дыхании". Эстетика, безусловно, выше этики. Но всё-таки одно дело читать "Вам", бездельникам, наслаждающимся жизнью в то время, как "бомбой ноги выдрало у Петрова поручика", а другое дело прийти к Петрову поручику, когда ему ноги выдрало, и читать "Шёпот, робкое дыханье". Это какое-то издевательство будет. Хотя потом, когда болевой шок пройдёт, может быть, в госпитале ему и можно будет прочитать "Шёпот", и это сможет его утешить.
Стихотворение ваше мне понравилось. Хотя Рождество мне показалось здесь немного притянутым за уши. Я понимаю, что в первой строфе хвойные иголки намекают на рождественскую ель, а во второй - всякие небесные явления намекают на рождественскую звезду. Но в общем смысле, этого ожидания Рождества из всего предшествующего не чувствуется. Почему герою нужно именно Рождество, а не что-нибудь другое? Может быть, стоило отбирать образы более соответствующие теме Рождества. Хотя допускаю, что я чего-то в замысле стихотворения не понял
Ну и рифмы, конечно. То используются сильные рифмы, как речи - встречи, то сомнительные, как голове - колесе. Вдруг появляется такая смелая рифма, как в переулке - иголки. Если бы такие рифмы использовались постоянно, можно было бы понять, что это особенность стихотворения, а так как она появляется один раз и ничем не подкреплена, это воспринимается как небрежность. И финальная строчка вообще без рифмы. Понятно, что задумывалось показать, что ход событий меняется, но воспринимается в финале стиха такой приём довольно тяжело, разрушает общее впечатление.

Александр Крупинин   08.05.2021 23:43   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр.
По поводу цели – тут с искусством такие же трудности, как и с жизнью в целом: и, может, вообще, никакого смысла нет, и хочется найти смысл, и не хочется, потому что это приземляет, а потому цель жизни в самой жизни, что тоже в плане логики небезупречная конструкция...

Спасибо за внимательное прочтение. Вы замечательный читатель. Я сам вижу, что получился такой первичный мыслительный бульон, залитый в строфические контейнеры. Какая-нибудь жизнь там, авось, заведётся (для меня она там вовсю идёт), если не привнесётся извне читателем.

С уважением, Алексей.

Безумие Фрейда   09.05.2021 09:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «В гостях у Ирины и Александра» (Большой Литературный Клуб)

Александр, "не так благотворна истина, как зловредна её видимость"

Немного позже тут будет моё конкурсное стихотворение. А этот афоризм я привёл потому что он идеально подходит к тому, о чём мы недавно говорили на ЛФР и также к Вашему определению/ожиданию поэзии)
Мне кажется в поэзии гораздо больше исключений,чем правил, а Вы пытаетесь теотизировать на довольно узком материале."Поэзия – результат внутреннего отклика души". Плохой, никуда не годный постулат.
Поэзия-это прежде всего внутренняя свобода. Полная, но равновесная.

Второе. Люди все разные. Поэты все одинаковые. И с этой точки зрения Маяковский от Мандельштама не сильно отличается.
Добавляю ссылку на конкурсное произведение
http://stihi.ru/2021/05/09/4462
Мне сказали, что оно относится к суггестивной лирике. Я где-то так и предполагал, но названия, естественно, не знал.))

Соэль Карцев   09.05.2021 14:03     Заявить о нарушении
Соэль, знаете, в чём разница между моим негодным постулатов и вашим родным? Мой негодный имеет конкретное содержание. Поэт улавливает своей поэтической антенной вибрации мира и откликается на них своими стихами. А ваш годный постулат "поэзия - внутренняя свобода" - просто красивая фраза, которую ни к чему не пристегнуть. Как флажок, которым приятно размахивать.

Александр Крупинин   03.05.2021 22:32   Заявить о нарушении
Так нет же никакой поэтической антенны. Это попытка себя возвысить. Чем она от обычной человеческой отличается? Cвобода согласен флажок, но, по крайней мере, она реальна.

Соэль Карцев   03.05.2021 23:08   Заявить о нарушении
Соэль, поэзия, это не внутренняя свобода.Это иллюзия внутренней свободы. Ну скажите, как можно быть внутренне свободным в сонме зависимостей? Начиная от зависимостей физиологических и заканчивая зависимостями ментальными))) А между ними еще список этак пунктов на двадцать)))

Гоша Спектор   04.05.2021 00:37   Заявить о нарушении
Ну есть же покой и воля, чтобы с этими зависимостями бороться))

Соэль Карцев   05.05.2021 00:05   Заявить о нарушении
Вот стихотворение на ваш суд, Ирина и Александр.

Сделать шаг

Соэль Карцев   09.05.2021 13:58   Заявить о нарушении
Текст опубликую позже, пока сервер не пропускает, но ссылку в рецензию уже добавил.

Соэль Карцев   09.05.2021 14:06   Заявить о нарушении
Прочитав часослов по пшенице,
изучаю по скалам иврит:
если знаешь зачем говорится,
всё равно, кто и как говорит.

Скоро облако бабочек скроет
плечи хрупкие этой мечты.
В шар-хрустальном, серебряном рое
я исчезну и буду на "ты"
с кельтиберскими сего и брига...*

Сделать шаг во Вселенную ту,
словно в детских ладошках коврига,
заполняя её пустоту.

Соэль Карцев   12.05.2021 19:48   Заявить о нарушении
Что я могу сказать о вашем стихотворении? Загадочное оно. Кажется, Ньютон говорил, что существуют две книги, отражающие Вселенную. Первая - это Библия, а вторая - это природа. В этом смысле я понял первые две строчки. Они мне понравились, показались глубокими и интересными. В следующих двух строчках представлен афоризм, как бы разъясняющий первые две строчки в том же смысле. Можно говорить языком Библии или Часослова, к примеру, а можно с помощью пшеницы и гор.Если знаешь, зачем говорится. А действительно, зачем? Чтобы рассказать о Божьем величии, к примеру.
Скоро облако бабочек скроет
плечи хрупкие этой мечты.
Загадочные строчки. Вроде, раньше ни о какой мечте не говорилось. Допустим, мечта - понимать величие Божее на любых языках. Плечи хрупкие мечты - скажем так, смелая метафора.
Но дальше опять возвращаемся к вопросу о языках. Герой будет понимать на языке кельтиберов, о которых я узнал из примечания на вашей странице.
Сделать шаг во Вселенную ту - опять тот же приём, ни о какой той Вселенной раньше речи не было. Приём позволяет загонять загадочность в стихотворение, но кажется мне всё же несколько нарочитым.
Финал мне понравился. Заполнить пустоту Вселенной, как коврига заполняет пустоту детских ладошек. Правда, непонятно как это связано с вопросами семиотики, которым был посвящён предыдущий текст.
В целом, от стихотворения у меня осталось противоречивые впечатление. Есть очень хорошие строчки, интересные образы. Но есть в нём какая-то искусственность, как будто от головы оно идёт, а не от сердца.
Это, по сути дела, не недостаток, просто я больше люблю, когда стихи выпеваются из сердца поэта одним цельным звуком.

Александр Крупинин   15.05.2021 20:55   Заявить о нарушении
Александр, спасибо,
я тут маленько отредактировал и название соответственно поменял.

Соэль Карцев   17.05.2021 17:03   Заявить о нарушении
Про мечту я вот думаю дописать катрен после первого, чтобы её как-то объяснить. В принципе, люди говорят, что понимают друг друга без слов. Это мечта или это естественное свойство человеческой натуры, утерянное в процессе эволюции?

Соэль Карцев   17.05.2021 17:09   Заявить о нарушении
Да, но ковригу немного жалко всё-таки.

Александр Крупинин   17.05.2021 17:55   Заявить о нарушении
образ неплохой может быть, с другой стороны синерукие джамбли должны быть Вам где- то близки по поэтике. Они всё-таки какое-то отношение к первой строфе имеют. Меня, правда, смущает, что мои...

Соэль Карцев   17.05.2021 18:59   Заявить о нарушении