Прощание с иллюзиями-1

Тимофей Бондаренко
Прощание с иллюзиями
или антиутопизм (заметки здравомысляшего материалиста)

Предуведомление:
Вполне понятно, что людям хочется строить. А не разгребать завалы. Но не разгребая завалы - невозможно понять, что было не так. Невозможно строить и рассчитывать на разумный результат, не расчистив строительную площадку от мусора. Не исследовав грунт, и не выяснив действительные геологические условия и размеры рельефа. Невозможно надежно строить, не зная толком свойств строительных материалов. Невозможно строить не выверив измерительные инструменты Задача моего труда - подвергнуть критическому рассмотрению "теоретические основы коммунизма". В процессе которого будет выявлено немало мифологических установок "научного коммунизма", и выработан более рациональный взгляд на вещи.
ПРОЩАНИЕ С ИЛЛЮЗИЯМИ-1

Человечество с незапамятных времен лелеяло мечту о совершенном обществе. Обществе где будет свобода, равенство, братство и счастье. По крайней мере, с тех пор, как появилась цивилизация. Утописты строили свои проекты идеальных государств и иногда даже пытались осуществить их. Но почему-то ничего путнего не получалось... Этот маленький опус - попытка понять и объяснить почему так происходило. .

ГЛАВНАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ
Три источника, три составные части марксизма, как обозначили их сами марксисты - это политэкномия, философия, и утопизм. Можно очень долго рассуждать на тему, кто там что подразумевал из классиков марксизма. Но ведь не это главное. Сами марксисты говорили, что идеи становятся реальной силой, когда овладевают МАССАМИ.
Важно - что думали и подразумевали массы. Так какие же идеи из арсенала коммунистов овладели массами во время революции? Неужели английская политэкономия или немецкая классическая философия?!
Ответ конечно, очевиден и ежику - УТОПИЗМ. Овладели массами и заставили их пойти за коммунистами именно утопические идеи построения общества, в котором всем обездоленным будет хорошо. Обещания всеобщего счастья, свободы, равенства, братства и тому подобная дребедень.
Ленин был реальным и гибким политиком, но как надо понимать его обещания что через 10-20 лет будет коммунизм (сам слышал в одной из речей изданной в советское время на пластинке)? Крайний политический цинизм, наглое вранье, или непроходимая наивность?

Это во времена Брежнева в болтовню о построении коммунизма не верили уже ни верхи ни низы. Но болтать продолжали. А во время революции судя по всему, и низы и верхи революционеров были просто одержимы утопическими идеями.
И свято верили в их реальность. И сумели значительную часть народа убедить в своей правоте. В течение всего советского периода простому народу парили мозги не философией и политэкономией, а сказочками о великом царстве халявы, которое ну совсем скоро наступит...
И с учетом сказанного, я думаю, совсем нетрудно ответить, какая составная часть главная. Широкую публику никогда всерьез не волновали проблемы философии или политэкономии. Что вполне нормально и естественно. Но публика, недовольная существующими положением вещей, всегда со вниманием относилась к разного рода утопическим учениям. К предложениям перестроить общество в более справедливое. Что тоже вполне понятно и естественно.
Собственно, политэкономия и философия - вовсе не обязательные составные части марксистского учения. Они там нужны просто для создания ореола некоей "научности" . (предмет так и назывался "научный коммунизм") Марксов анализ современного ему капитализма - что ж, научно и интересно. Соединение материализма с гегельянством - тоже интересно и кое в чем плодотворно. Но только вот к конструированию "идеального" общества все это не имеет ни малейшего отношения.

Утопические построения коммунистов никак не вытекают ни из экономики ни из философии, как бы ни хотелось в это верить фанатам марксизма. То что в утопизм ударились и серьезный политэконом и серьезный философ (из классиков марксизма я наиболее интересным философом считаю Энгельса) - это факт их личной биографии. А вовсе не доказательство того, что социалистические утопии, мечтания об идеальном обществе, вытекают из экономики или философии.
Можно конечно и к библии добавить пять глав по дифференциальным уравнениям. Но только никакой научности религия от этого не приобретет. Верующие наплюют на уравнения и будут воспринимать только религиозную часть. А интересующиеся дифференциальными уравнениями лишь пожмут плечами, читая книгу Ионы.

Марксизм и представляет собой такого монстра. Главную часть, ядро его составляют именно утопические представления о "коммунизме" и "социализме". И по отношению к массам марксизм функционировал именно как религия. Материализма в такой религиозной его стороне ничуть не больше чем в любой другой религии. Еще раз подчеркну, что дело не в том, что там думали классики и не в том, чем мог бы быть марксизм, если его "очистить от извращений". Дело в том, чем он РЕАЛЬНО БЫЛ для масс.
(продолжения следуют) далее:
http://stihi.ru/2023/09/26/7072
.
По разделам:
1  Главная составная часть http://stihi.ru/2023/09/26/7057
2  БОЙТЕСЬ СБЫЧИ МЕЧТ http://stihi.ru/2023/09/26/7072
3  ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ http://stihi.ru/2023/09/26/7080
4  ПОТРЕБНОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ИДЕАЛЬНЫЕ http://stihi.ru/2023/09/26/7088
5  ОТ КАЖДОГО ПО СПОСОБНОСТЯМ http://stihi.ru/2023/09/26/7098
6  КАЖДОМУ ПО ТРУДУ http://stihi.ru/2023/09/26/7108
7  СПРАВЕДЛИВОСТЬ http://stihi.ru/2023/09/26/7124
8  ИЛЛЮЗИЯ СОВЕРШЕНСТВА http://stihi.ru/2023/09/26/7137
9  РАВЕНСТВО http://stihi.ru/2023/09/26/7150
10 БРАТСТВО http://stihi.ru/2023/09/26/7159
11 СЧАСТЬЕ http://stihi.ru/2023/09/26/7178
12 Добро и зло. http://stihi.ru/2023/09/26/7189
13 КТО http://stihi.ru/2023/09/26/7216
14 ИЛЛЮЗИЯ ЧИСТОЙ СТРАНИЦЫ http://stihi.ru/2023/09/26/7223
15 О "бесплатности" http://stihi.ru/2023/09/26/7242
16 КУДА Ж НАМ ПЛЫТЬ? http://stihi.ru/2023/09/26/7254