Прощание с иллюзиями-14

Тимофей Бондаренко
ИЛЛЮЗИЯ ЧИСТОЙ СТРАНИЦЫ

(вера во всемогущество воспитания)
Люди таковы, каковы они есть. И утописты, обнаружив несовершенство людей, и невозможность использования существующих людей для построения ихнего идеального общества, обращаются к идее, что надо менять людей, воспитывая их в соответствующем духе.
При этом утописты охотно полагают (а что им остается?), что человека можно воспитать как угодно. Что из человека можно вылепить все что угодно.
Но, во-первых, воспитать можно далеко не любое качество. Можно воспитать умение переносить боль, и то не в одинаковой степени. Но нельзя воспитать стремление садиться голым задом на горячую плиту и испытывать от этого удовольствие. Можно вбить в человека умение прикидываться, будто это ему по кайфу. Но надо понимать, что он при первом удобном случае будет стараться избежать такой "радости".
Воспитание может сильно видоизменить природные инстинкты, хотя бы по внешней видимости. Но никак не может их отменить. Воспитание может многое, но далеко не все.
Человеку свойственны эгоистичность, зависть, стремление властвовать итп. Воспитание может запихать эти качества в определенные рамки но совсем отменить их не может. Вспомним древнюю притчу - мудрец, увидев разряженого юношу сказал - "это гордыня". А увидев нарочито бедно одетого в дырявом плаще и рваной обуви - "это тоже гордыня".
Люди все разные и уже поэтому воспитание не может дать одинаковых результатов. Далеко не из каждой женщины получится мать Тереза, как ни воспитывай. И во всех странах появляются чикатиллы, которых на роль садистов никто не готовил.
Из одного ребенка - в самых замечательных условиях вырастает сволочь. Из другого - в самых сволочных условиях вырастает замечательный человек.
Справедливости ради скажем, что не только "отрицательные" но положительные инстинкты в людях неистребимы. Доброта , сострадание, любовь, стыд ... И среди эсэсовцев были такие что кончали с собой, устрашившись своего зверства. Многие из стражей концлагеря Освенцим просились на фронт. И самые отпетые негодяи способны были на нежную привязанность.
Даже если воспитатель ставит реалистичные цели, вовсе не всегда достигает их. Даже у самых гениальных педагогов были провалы. А паршивая овца способна все стадо испортить особенно, если дорвется до власти.
И в самом "завоспитанном" коллективе, если он построен на нереалистических принципах, всегда происходит подспудный дрейф под влиянием  задавленных, но отнюдь не отмененных природных инстинктов. После революции происходит эволюция первоначально экстремистски-романтических настроенных исполнителей в сторону реализма. Она может быть очень медленной, но происходит неотвратимо.
Люди, обвиняющие в развале СССР отдельных "нехороших" деятелей, никак не могут примириться с тем, что итог был закономерен,  общество было построено на нереалистичных лозунгах, обещаниях и требованиях. Лозунги не всесильны. Идеологическая накачка - тоже.
Но утописты из всех сил цепляются за идею о всемогуществе "воспитания". Просто потому что - а что им еще остается? Ведь примириться с реальностью они не хотят.
(продолжение следует)
http://stihi.ru/2023/09/26/7242