Этюды. Часть 8. Разные разности

Миоль
    Из повести "Физика отношений, или Этюды из школьной жизни"


   Выводы Светка делала правильные, но прекрасно понимала при этом, что, конечно, не настолько любит школу Ринка, как в этой школе – саму себя, но…
   Если брать статистику,  показатели и провести сравнительный анализ, посмотрев на школьную канитель со стороны, выходило, что Арина Валерьевна Петровская была учителем очень даже приличным.
А дальше шло по списку:
 – «Учёных», смейся-не смейся, из детворы выстругивает, являясь научным руководителем чего-то?
Конечно!
– Медалисты в её классах имеются?
Ещё какие!
– Оболтусов по городам России возит – красо’ты страны смотреть?
Именно так!
– На турслёты в свой отпуск мотается, когда коллеги семейно отдыхают перед новым школьным марафоном?
Так точно, мотается, пока коллеги семейно отдыхают!

  Если говорить о категориях и разрядах, то и здесь Арина была на высоте, не то, что Игнашка-потеряшка, которая никак не хотела быть в одном ряду с теми, которые разряды имели высоченные, но медальные сочинения их выпускникам писала почему-то Светка - самоедка, поэтому…

    Игнатьевна разряд себе не делала принципиально. «Мы – аки куры – высшей или другой категории. Не хочу быть курой!»- говорила она руководству, которое и просило, и настаивало на повышении разряда, но всякий раз получало достойный отказ. Тратить время на подтверждение того, что ты не идиотка, Светка не собиралась, зная прекрасно, что всё равно наступит время, когда перворазрядницы поползут к ней для подтверждения своих липовых цацок.

    На самом-то деле категория у неё была высокой, потому что работала она не только на свою школу, ваяя медальные сочинения горе - выпускникам по всему городу.  И всегда её медали подтверждались, не вызывая сомнений. И даже не потому, что входила она в творческие союзы, имела несколько литературных сборников и периодически появлялась на просторах СМИ. Ни грамот, ни дипломов победителя за свои школьные дела Светка, разумеется, никогда не получала, но о том, как стряпают «научные труды» учителя, знала не по сплетням. К своей работе, которая ещё больше всяческих конкурсов поддерживала реноме школы, относилась наплевательски и с иронией, посмеиваясь и над липовыми медалистами, и над теми, кто их учил, не научил, но и сам не мог написать достойную работу, подтверждающую уровень выпускника.

  Арина же не гнулась под грузом своих достижений и всегда держала спину ровно, ибо победителей у неё в разных номинациях была тьма. Значит, были и разряды, и категории, как положено, а потому… Вот она – готовая героиня образовательного фронта, и придумывать ничего не нужно. А уж Светка Игнатьевна знала Арину достаточное количество лет, чтобы откликнуться на просьбу города сделать портретный материал об учителе в знаменательный год, объявленный в стране «Годом Учителя».
 
***
 
    Если говорить по совести, то Светлана Игнатьевна давно собиралась написать о Верочке Кузьминичне, которая была на весь город уникальнейшим экспонатом, являясь рафинированной интеллигенткой не по наличию диплома о высшем образовании, не по высокому разряду и смешной категории, которые у неё заслуженно были…  Княжеского роду ангел во плоти Верочка Потоцкая была интеллигенткой по самой что ни на есть сути такого редкого нынче явления.  Конечно, Ленинградская консерватория – учебное заведение не просто элитарное. Плюс ко всему, Верочка несла в себе и собой ту самую культуру, которую расстреляли в прошлом веке семнадцатого года. То, что её штормовым ветром прибило в их масенький городок, стало для их обитателей неожиданностью, но ещё большей неожиданностью оказалось то, что Верочку в городке приняли очень радушно, полюбили искренне и даже оберегали от дурного глаза. И она это чувствовала, хотя и держалась весьма отстранённо.

   – Деточка, - отвечала Вера Кузьминична на просьбу Светки написать о ней к началу учебного года.
– Я вам чрезвычайно признательна и ничуть не хочу вас обидеть, но…
понимаете ли в чём дело…
Как вам сказать…
Даже не знаю…
Так это неожиданно и приятно, но…
Я ведь не учитель.
Вы согласны?
И не перебивайте меня, не надо…
Я с восхищением смотрю на всех вас,
которые рвут себя на части, чтобы всё успеть –
и в школе, и дома.
И своих детей не пустить на самотек,
и чужим дорожку выстелить.
А что я?
Я всего лишь вношу небольшую лепту в этот процесс образования и воспитания нашего очень молодого и трудного поколения.
Мне тоже хочется, чтобы культура и искусство,
чем, собственно, является музыка, которой я служу всю жизнь,
не прошли мимо ребят.
И я, как могу, стараюсь стать их проводником
в тот удивительный мир, который скрывается за звуками.
И каждый день благодарю судьбу,
что мне такая возможность пока ещё дается.
Да, да… Это – истинная правда!
И Вам, Светочка, спасибо за то,
что вы понимаете нужность моей работы, но…
Посмотрите,
как много среди вас тех, о ком надо рассказать ученикам,
и их родителям, и коллегам.
Это будет правильно.
Вы согласны?-
спрашивала Верочка, не требуя ответа на свой вопрос.

    Игнашка слушала Веру Кузьминичну, наслаждаясь музыкой её речи, спокойной аргументацией, в которой не было ни капли кокетства и лукавости.
Светка не перебивала, чтобы не нарушить магию, которой Вера Кузьминична владела в совершенстве.
Ещё Светка понимала, что этот искренний монолог, конечно же, ставит точку на её не менее искренней затее, как вдруг…
 
    Вдруг Верочка, увидев поникший взгляд Игнашки, достала из рукава заветный джокер.

 – Послушайте, Светлана Игнатьевна!
А давайте сделаем вот что.
Ровно через месяц будет отмечаться Международный день музыки. Знаете? Нет? Я вам подскажу: первого октября.
Вот это – мой праздник.
Понимаете?
Болезнь меня из музыки вырвала, но не меня из неё.
Я – музыкант до мозга костей.
Вот вам и тема к празднику.
А этот материал оставьте тем, кто на самом деле учитель.
И ваша подруга – Ариночка – вполне себе достойный экземпляр для публикации.
Как думаете?

    Светка почти ликовала.
    Лишь самая малость омрачала её радость.
    Игнашка знала, что для Арины статья  будет вишенкой на торте её профессионального успеха, но как она впишется с этой публикацией в систему школьных координат, именуемую в народе террариумом единомышленников…
    Да… Это могло стать проблемой, о которой в институте на первой лекции по психологии предупреждал их профессор по кличке Купец: «Вы идёте в школу, школа это –  бабы, бабы это – суки. Запомните!» И Арина, и Светка, придя работать в школу, не только помнили об этом, но не забывали никогда, ибо ходить в школе всегда приходится по лезвию бритвы.

И Светка позвонила Арине...

 

31. 08 – 1. 09. 2023



Начало здесь:
Часть 1.http://stihi.ru/2023/08/22/3173

Часть 2.http://stihi.ru/2023/08/22/4934
 
Часть 3.http://stihi.ru/2023/08/23/3023

Часть 4.http://stihi.ru/2023/08/24/5686

Часть 5.http://stihi.ru/2023/08/25/6576

Часть 6.http://stihi.ru/2023/08/27/2938

Часть 7. http://stihi.ru/2023/08/29/6107

Часть 8. http://stihi.ru/2023/09/01/6421