Этюды. Часть 2. Вера Кузьминична

Миоль
           Из повести "Физика отношений, или Этюды из школьной жизни"


                Светлой памяти актрисы Веры Васильевой,
                которая видится блистательной исполнительницей роли
                Верочки Кузьминичны Потоцкой


­­Продолжение. Начало здесь:
http://stihi.ru/2023/08/22/3173


Выпускница консерватории, пианистка Вера Кузьминична Потоцкая многие годы работала в их средней общеобразовательной школе учителем музыки. Лет ей было неприлично много, но за глаза её называли коротко и просто – «Верочка». Других кличек она не имела. Даже самые оторвяги-школьники относились к ней с искренним почтением.
Выглядела Верочка не просто хорошо, а была элегантно-изысканна до такой степени, что многим казалось, будто она приходила на работу не в школу, а в какое-то элитарное заведение культуры, чем школа, конечно же, в силу специфики своей, никогда не являлась.

Вера Кузьминична, полюбившая музыку ещё в утробе матери, сделавшей всё для того, чтобы ребёнок начал слушать её до рождения, не долго страдала, когда, переиграв руки во время болезни, поняла, что музыка, как исполнительское искусство, в её жизни закончилась навсегда. Но разве можно было вырвать её из сердца?! И Верочка стала подстраиваться под свои возможности. Она работала лектором-музыковедом, а по теме беседы могла исполнить что-то, делая это с большим удовольствием, никогда не отказывая себе в возможности помузицировать на публике. Тем и жила, испытывая настоящую радость от того, что приобщала желающих к великому откровению божьему, ибо музыку почитала за Голос небес.

Казалось, что Верочка любила жизнь в любом её проявлении и всегда находила достойный выход из сложившейся ситуации. С ней было легко. Она никому не завидовала, была искренне-дружелюбной, не отказывала в помощи, если могла помочь. К ней тянулись и взрослые, и дети, а она называла себя ископаемым, потому что прожила свою жизнь уже в прошлом веке, задержавшись и в нынешнем, который ей тоже был интересен, хотя многое в нём она не принимала категорически. Но в школе чувствовала себя вполне комфортно, хотя и констатировала изменения в ней не в лучшую сторону, но принять их, как это массово делали учителя, не могла и не хотела.

Когда-то в её жизнь вошла школа, или она пришла туда – сейчас уже было не важно. Требовался учитель пения, вот Верочка и пригодилась. В городе её знали как очень талантливого лектора-музыковеда, прилично играющего на инструменте, что от неё и требовалось. Правда, Вера Кузьминична так и не смогла понять, как можно научить ребят пению, если они элементарно не знают нот. Те, которые знали, учась в музыкальной школе, погоды не делали. Для себя она решила, что станет развивать их музыкальную культуру, рассказывая о композиторах и произведениях классиков, что-то исполняя при этом сама, а что-то предлагая послушать в записи выдающихся музыкантов, о которых всегда говорила с большой любовью. Ей очень хотелось, чтобы ученики знали имена, составляющие культурное наследие их страны и мира. Это давало ей больше возможностей для развития подопечных, нежели разучивание пионерских песен. Позднее это занятие Верочка с радостью передоверила Арине, полагаясь на её прошлый пионерский энтузиазм. Арина Валерьевна имела за плечами музыкальную школу, которой вполне хватало для такой работы.

Арина когда-то училась у Веры Кузьминичны и тоже восхищалась её утончённостью, понимая, что та стоит на такой недосягаемой высоте, на которую в их средней школе никогда и никому не подняться. И подражать Верочке было бессмысленно, потому что на зависть учительниц она обладала ещё и безупречным вкусом.

Вера Кузьминична тоже смотрела на школу с нескрываемым восхищением и восторгалась учителями, которые изо дня в день бились больными от перегрузок головами о школьные доски, пытаясь достучаться и наполнить ребячьи мозги тем, что требовала вложить в них школьная программа.
Учителя завидовали Вере, от которой, кажется, не требовалось ничего, а дети уважали её и любили. Если кто-то позволял себе на уроке фортель в адрес учительницы, которая была уже хорошо в годах, пусть и уверенно держалась на высоком каблуке «шпилек», то другой такой же балбес давал первому подзатыльник. Вера не могла этого не заметить и мысленно благодарила ученика за столь некорректную защиту, а того, от кого её защищали, никогда не наказывала. Парень понимал её великодушие и замолкал навсегда.
Вот в такой игре без правил существовала бывшая пианистка много-много лет и заменить её более молодой и расторопной учительницей пения администрация не хотела, потому что прекрасно понимала, что Вера даёт ребятам гораздо больше, чем может дать учитель. Она несла в их души культуру, которую хотелось писать с заглавной буквы, если разговор шел о Вере Кузьминичне Потоцкой.

***

Верочка с детства легко щебетала по-французски с любимой мамочкой, а став взрослой, читала газеты, слушала и переводила Эдит Пиаф с пластинок, искала фильмы без дубляжа, всеми силами стараясь держать язык в активном запасе. В школе совершенно бесплатно начала заниматься с ребятами французским языком. Захотели и пришли многие, но остались единицы, их Вере Кузьминичне было вполне достаточно. Оплаты она не требовала, а руководство, зная об энтузиазме учителя, почему-то никогда и не предлагало выразить ей свою благодарность в денежном эквиваленте. Не вписывалась Вера Кузьминична в привычную школьную жизнь и не вырывала, как водится среди педагогов, делящих часы и деньги, ни одного рубля за свой, такой же, как у них, очень добросовестный труд.
Арина иногда думала, что уж Веру Кузьминичну, по определению профессора-психолога, никак нельзя было назвать не только «сукой», но и «бабой».

Именно к Верочке придёт однажды со своей бедой её бывшая ученица и коллега Арина Валерьевна Петровская, потому что вдруг окажется, что больше поделиться ей в большом коллективе будет не с кем.

***

Верочка всю жизнь умудрилась прожить как-то очень достойно, не подстраиваясь и не меняя идеалов, искренне веря в божественную справедливость, но никто и никогда не видел её в храмах, зная, что она не была религиозной совсем. Правда, в её уютном доме было несколько репродукций великих иконописцев Древней Руси, к искусству которых Вера Кузьминична относилась с большим уважением. Если её интересовали храмы, то только с точки зрения архитектуры, которую ей хотелось увидеть изнутри.
Хождение по храмам в праздники казалось Верочке занятием бессмысленным и отнимающим много времени. И потом…Разве великая музыка не приближала её к Богу?
Вера Кузьминична часто задавала подобные вопросы и коллегам, и ребятам, говоря им о творчестве Баха или Рахманинова, Шопена или Чайковского. И почти просила:
– Для того, чтобы услышать голос Бога, послушайте великую музыку. Вам непременно откроется что-то, о чём вам не скажет ни один сотрудник церкви.
Когда, придя домой и отдыхая поселке школьной суеты, Вера Кузьминична слушала дома фа-минорную хоральную прелюдию Баха, она была совершенно уверена в том, что сам Бог говорил с ней этой музыкой. И никак иначе.**


Нелепое сочетание «сотрудник церкви» в её устах не звучало кощунственно, потому что она свято верила в то, что религиозная бутафория, чем в последнее время изобиловала церковь – от лукавого, ничего с Богом не имеющая.

Веру Кузьминичну удивляло только одно: как быстро учительство променяло атеистическое убеждение, долго и отчаянно вбивавшееся в сознание поколений, на повальное воцерковление всей страны. «Славу КПСС», поменяли на трёхбуквеную «РПЦ» и с таким же энтузиазмом продолжали бежать по жизни в новую неведомую даль, в один миг изменив траекторию пути.

Арине тоже не удалось избежать этой напасти. Она была историком и быстрее других умела реагировать на перемены, подстраиваясь под новые веяния.
Вера Кузьминична этому не удивлялась, но очень хорошо помнила Аришку задорной пионеркой и не менее активной комсомолкой, в жизни которой места церкви не было вовсе.

Жила ли Вера Кузьминична без Бога?
Нет, не жила.
Даже во времена повального атеизма – не жила.
В её жизни всегда была музыка – как божественное начало бытия.
Именно музыка делала жизнь Верочки духовно наполненной и одухотворённой.
Именно музыка стала для неё тем интимным откровением, которое поднимало её над суетой грешной жизни и уносило в заоблачные выси, озаряя божественным светом каждый прожитый ею день.
По церквам она не бегала, массовых сборищ избегала всюду, делая исключения лишь для театра и концертов хорошей музыки. Вот туда-то и шла как в храм, в котором только и могла испытать настоящий катарсис, а потом обязательно делилась с ребятами увиденным или услышанным. И самое странное – они, никогда не хихикая, понимали её, потому что ей нельзя было не верить, хотя музыкальный педагог Верочка Кузьминична, словно попавшая в жестокую реальность сегодняшнего дня из позапрошлого века, напрочь отвергала институт церкви, к которому школа особенно пристрастилась после развала Советского Союза.
Однажды она услышала, что если общество не имеет истинных ценностей, на смену им приходит хорошо разукрашенный фастфуд.
«Как точно подмечено, однако», - подумала тогда Вера Кузьминична.

Верочке было не трудно жить при смене формаций и идеалов, потому что за её долгий век идеи приходили и уходили,
храмы взрывались и отстраивались заново,
но только великая музыка дарила человечеству
радость и отдохновение,
спасала от уныния и давала надежду,
вела за собой и останавливала там,
где необходимо было сделать паузу.
Этой религии Вера Кузьминична не изменяла никогда.

Ребята чувствовали её искренность,
коллеги ценили за верность принципам,
а учитель музыки – пианистка Вера Потоцкая
приходила в школу
и в любое время несла свет,
потому что в её пребывании на Земле
не было ни единой фальшивой ноты.
Никогда?
Никогда.

21 - 22. 08. 2023


** Иоганн Себастьян Бах-фа минор, хоральная прелюдия. BACH Johann Sebastian-in f minor... clck.ru/35QPDn

Часть 3. Игнашка, или Светка-самоедка
http://stihi.ru/2023/08/23/3023