Астарта

    Богиня Астарта считалась дочерью матери богов Ашеры, отцом был Эль (то есть Бог). Можно было бы отождествить Астарту и Анат, и считать, что это одна и та же богиня, так повсеместно считалось на Ближнем Востоке в более поздние времена, однако семитские стилевые ухищрения были потеряны у египтян, и в одном из папирусов 12 в до н.э. «Двойственный Сет в своем праве; дай ему Анат и Астарту, обеих своих дочерей…». И Анат и Астарта носили египетский титул Царицы Небесной. Анат и Астарту также отождествляли с Танит, Карфагенской богиней, а также богиней во всех пунических колониях, она была супругой Баал-Хаммона, небесной покровительницей войны, девственной богиней-матерью и символом плодородия. Но для корректности о богине Анат и Танит будут отдельные главы: уж очень они кровожадные были, причем по всем стандартам.
   В более поздние времена Астарта стала главной богиней Сидона, заменив Ашеру. Неизвестно, когда это произошло, но цари Сидонские стали одновременно и священнослужителями Астарты.
Первоначальное значение имени Астарта было «чрево», или «плод чрева», что очень подходит в качестве символа плодовитости, подобно ее брату-супругу Ваалу. Таким образом, первоначальное значение имен божественной пары Ваала и Астарты было «мужчина» и «женщина», «муж» и жена». Что же касается библейских упоминаний Астарты, то первое на поклонение ей иудеев относится к началу эпохи Судей, т.е. сразу после переселения в Ханаан: «Оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам».
    В статье «Ашера» я писал, что Ашера была богиней, поклонение которой было введено Соломоном в честь его супруги из Сидона (О Соломоне см. http://stihi.ru/2021/04/18/733), что произошло в результате смешения Ашеры и Астарты, которое началось в 14 в. до н.э. По свидетельству древнееврейского историка времен Соломона, он постоянно обращается к богине, в поклонении которой виновен Соломон, «Аштерот, богиня Сидонская. Позднее ее стали называть «Аштерот, мерзость Сидонская». Так о ней пишет историк, который пишет о царе Иосии (Иосия разрушил высоту, возведенную для Аштерот царем Соломоном, о царе Иосии см. http://stihi.ru/2022/05/14/6945).
    Конечно, есть проблема в описании всех нюансов описаний Астарты из ханаанейских и финикийских источников, но все-таки немного о небиблейских источниках. Есть в Библии город левитов Аштарту, или Аштерот, который изначально был столицей Ога. Есть и старое название города: Аштерот-Карнаим (то есть «Двурогая Астарта»). Источник этого названия есть в нескольких археологических находках в Палестине, где действительно изображена богиня с двумя рогами (см. фото).
     Астарта упоминается в Библии всего девять раз, а Ашера – сорок, так что Библия не может подтвердить, что поклонение Астарте преобладало среди иудеев, а Анаит – не упоминается ни разу (не верьте Википедии, там написано, что Анат цитируется в Библии многократно).
     Последнее библейское упоминание Астарты не содержит ее имени, но обращено к богине как к «Царице Небесной». Звание Царицы Небесной Астарта (и Анат) получила от египетских верующих. И эта богиня – объект спора между Иеремией и его иудейскими собратьями в Египте. Иеремия (пророке Иеремии см.  http://stihi.ru/2021/11/16/8676) был убежден и пытался убелить иудеев в Египте в том, что великая катастрофа, постигшая их, явилась наказанием Яхве за народный грех идолопоклонства.  Если они не раскаются, предупреждал их Иеремия, они все погибнут в Египте, как остальные погибли в Иудее.
     Однако народная версия гибели Иудеи была совершенно противоположной той, что провозглашал пророк Иеремия. Простой народ тоже считал, что его постигло наказание божье за религиозный грех, но грехом они считали предательство Царицы Небесной, а не Яхве. Поэтому отвечал Иеремии «весь народ, живший в земле Египетской» так:

«Слово, которое ты говоришь нам именем Господа, мы не слушаем от тебя; Но непременно будем делать всё то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели.
   А с того времени, как перестали мы кадить богине неба и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода».
К этому стону присоединились женщины:
    «И когда мы кадили богине неба и возливали ей возлияния, то разве не без ведома мужей наших делали мы ей пирожки с изображением ее и возливали ей возлияния?» Иеремия 44:15-19

     Помимо всего прочего здесь описано известные действия, которые происходили в Иерусалимском храме: сожжение огня на алтарях, сжигание ароматических трав и возлияния, насчет пирожков – не так все ясно, например, в Афинах Артемиду чествовали круглыми пирогами selenia, которые как бы представляли луну. Кстати, Вавилонский гимн Иштар (об Иштар – отдельно) также упоминает жертвенные пироги. В общем, здесь фактов и параллелей много, но какие-нибудь выводы сделать затруднительно, эти пироги были показателем благополучия, как минимум.
      Чем больше читаешь о ближневосточных богинях, тем больше удивляешься креативности, страху перед жизнью и перед смертью, и невероятной кровавости и любвеобильности, и богов и людей.      

Статуэтка Астарты с рогатым головным убором, Лувр
Всю подборку иллюстраций можно посмотреть по ссылке:

На моей странице в ФБ
23.6.2022


Рецензии