Иеремия

Юрий Сенин 2
«Сором и мерзостью Ты сделал нас среди народов» (Плач Иеремии. 3:45)

Иеремия - второй из четырёх «больших» пророков Ветхого Завета, жил спустя 100 лет после Исаии. Иеремия жил «во дни Иосии, царя Иудейского, во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце». (Иеремия 1:1-3). Это чрезвычайно несчастливый период в жизни иудейского народа. Все пророчества,  неудачи и поражения Иудейского царства Иеремия видит в отступлении иудеев от Господа.
   Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и не сказали: «где Господь, который вывел нас из земли Египетской?».  И «Я ввел вас в землю плодоносную; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью. Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала». (Иеремия 2:5-8) «Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь. Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар, и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что;нибудь подобное сему? Переменил ли какой народ богов своих?» (сокращено)
    Глава 3 очень интересна, здесь Господь призывает Израиль и Иудею возвратиться и идти вместе. «…ты со многими любовниками блудодействовала, — и, однако же, возвратись ко Мне, говорит Господь. Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим. За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд.  Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: «Отец мой! Ты был путеводителем юности моей! Неужели всегда будет Он во гневе?»  Вот что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем». «И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом.  Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь». (Иеремия 3:8-10)  «Ибо так говорит Господь к мужам Иуды и Иерусалима: распашите себе новые нивы и не сейте между тернами. Обрежьте себя для Господа и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших». (Иеремия 4:3-4)
    В основном же причиной дальнейших несчастий Господь считает уход Иудеев от него и принятие иноземных нечестивых идолов. И в заключение этих разборок Господь обобщает: «Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь.  Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы не обрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем».
    В четвертый год Иоакима, царя Иудейского (это был первый год Навуходоносора, царя Вавилонского) Иеремия сказал всему народу Иудейскому и всем жителям Иерусалима: от тринадцатого года Иосии, царя Иудейского, до сего дня, вот уже двадцать три года, было ко мне слово Господне, и я с раннего утра говорил вам, — и вы не слушали. Вам говорили: «обратитесь каждый от злого пути своего и от злых дел своих и живите на земле, которую Господь дал вам и отцам вашим из века в век;  и не ходите вослед иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, и не прогневляйте Меня делами рук своих, и не сделаю вам зла». Но вы не слушали Меня.  Посему так говорит Господь Саваоф: «за то, что вы не слушали слов Моих, Я пошлю и возьму все племена северные и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением.  И вся земля эта будет пустынею и ужасом» (Иеремия 25:1-1).  Священники и пророки и весь народ слушали Иеремию и когда он сказал все, что Господь повелел ему сказать всему народу, тогда схватили его священники и пророки и весь народ и сказали: ты должен умереть;  зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: «дом сей будет как Силом, и город сей опустеет, останется без жителей?» И собрался весь народ против Иеремии в доме Господнем. Священники и пророки просили смерти Иеремии у князей Иудейских. Князья и весь народ сказал священникам и пророкам, что этот человек не подлежит смертному приговору,  «потому что он говорил нам именем Господа Бога нашего». 
     В начале царствования Иоакима, царя Иудейского, было слово сие к Иеремии от Господа:   «сделай себе узы и ярмо и возложи их себе на выю;  и пошли такие же к царю Идумейскому, и к царю Моавитскому, и к царю сыновей Аммоновых, и к царю Тира, и к царю Сидона, через послов, пришедших в Иерусалим к Седекии, царю Иудейскому»; и накажи им сказать государям их: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев:  скажите государям вашим:  Я сотворил этот мир … «И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых отдаю ему на служение. И все народы будут служить ему и сыну его…  И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору,  и не подклонит выи своей под ярмо царя Вавилонского, — этот народ Я накажу мечом, голодом и моровою язвою, говорит Господь».
    Что тут скажешь, разумный был человек Иеремия, очень хотел сохранить Иудейский народ, призывал сдаться и выжить.  Навуходоносор же  «Иехонию, царя Иудейского, и всех знатных Иудеев и Иерусалимлян вывел из Иерусалима в Вавилон,  ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев» (Иеремия 27:20-21)
    Вместо Иехонии, сына Иоакима, царствовал Седекия, сын Иосии, которого Навуходоносор поставил царем в земле Иудейской.  Ни он, ни слуги его, ни народ страны не слушали слов Господа, которые говорил Он чрез Иеремию пророка. Седекия был за союз с Египтом, и таким образом надеялся освободиться от Вавилонского ига. Он послал Иегухала и Софонию к  Иеремии пророку сказать: помолись о нас Господу Богу нашему.  Иеремия тогда еще свободно входил и выходил среди народа, потому что не заключили его в дом темничный.  Между тем, войско фараоново выступило из Египта, и Халдеи, осаждавшие Иерусалим, услышав весть о том, отступили от Иерусалима.  И было слово Господне к Иеремии пророку:  «так говорит Господь, Бог Израилев:  скажите царю Иудейскому, пославшему вас ко Мне: вот, войско фараоново, которое шло к вам на помощь, возвратится в землю свою, в Египет;  а Халдеи снова придут и будут воевать против города сего, и возьмут его и сожгут его огнем.  Так говорит Господь: не обманывайте себя, говоря: «непременно отойдут от нас Халдеи», ибо они не отойдут» (Иеремия 37:6-10).  Иеремию посадили в тюрьму, подумали, что он хочет перебежать к халдеям. Но царь Седекия забрал его себе, но на волю не отпустил. Седекия отдал Иеремию князьям после его пророчества: «так говорит Господь: кто останется в этом городе, умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям, будет жив, Непременно предан будет город сей в руки войска царя Вавилонского, и он возьмет его».  Тогда князья сказали царю: да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов.  Взяли Иеремию и бросили его в яму, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь. Но один дворцовый евнух сказал Седекии, что Иеремия умрет в яме. Тогда Седекия приказал его из ямы вытащить, и они поговорили тет-а-тет, во время этой беседы Иеремия рассказал Седекии, что будет если он сдастся халдеям, и что будет, если нет.
    В девятый год Седекии, царя Иудейского, в десятый месяц, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и обложили его, а в одиннадцатый год Седекии, в четвертый месяц, город был взят. Седекия, царь Иудейский, и все военные люди  — побежали, и ночью вышли из города через царский сад в ворота между двумя стенами. Но войско Халдейское погналось за ними; и настигли Седекию на равнинах Иерихонских; и взяли его и отвели к Навуходоносору, в Ривлу, в землю Емаф, где он произнес суд над ним. И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии в Ривле перед его глазами, и всех вельмож Иудейских заколол царь Вавилонский; а Седекии выколол глаза и заковал его в оковы, чтобы отвести его в Вавилон. Дом царя и дома народа сожгли Халдеи огнем и стены Иерусалима разрушили. А остаток народа, остававшийся в городе, и перебежчиков, которые перешли к нему, и прочий оставшийся народ переселили в Вавилон. Бедных же из народа, которые ничего не имели, оставили в Иудейской земле и дали им тогда же виноградники и поля.
 А об Иеремии Навуходоносор  дал такое повеление Навузардану, начальнику телохранителей: возьми его и имей его во внимании, и не делай ему ничего худого, но поступай с ним так, как он скажет тебе.

Справка:    Во времена Иеремии Ассирия начала терять своё могущество, а власть Вавилона становилась всё сильнее. Падение Ассирии не могло быть предотвращено даже с помощью Египта. Заключив союз с мидийцами, вавилонский царь Набопаласар в 612 г. до н. э. занял столицу Ассирии Ниневию. Правда, говорят перед этим ее разрушило землетрясение. Войска фараона Нехо II  напрасно спешили на помощь ассирийскому царю: попытка оказать ему помощь оказалась безуспешной. Зато им удалось на несколько лет установить власть над Иудеей. В 605 г. до н. э. вавилонские войска разбили египтян, и Иудея стала данником Вавилона. Цари Иудеи пытались освободиться из-под власти Вавилона, ища поддержку у Египта. В 602 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор II предпринял несколько карательных походов против Иудеи и Иерусалима и в 587 г. до н. э. окончательно захватил Иудею и увёл в плен большую часть жителей страны.
   Иеремия остро реагировал на сложные внешнеполитические проблемы. Стремясь спасти царство Иудею, он приложил немало усилий для того, чтобы повернуть политику властей в русло примирения с неизбежным захватом Иудеи халдеями, однако его попытки не увенчались успехом. Сбылись все его пророчества: крах официальной политики, падение Иерусалима, бедствия народа.
Продолжаю цикл «Патриархи, цари и пророки Израильские»

Пророк Иеремия,  Микеланджело Буонарроти.  Сикстинская Капелла. 1508-1512
16.11.2021