Алина Манакова. Экспертный обзор. Апрель-2021

           Поэзия современных авторов – сложный конгломерат литературоведческих тенденций. Однако преимущество у экзистенциальной лирики. Она прочно вошла в сознание не только авторов, но, главное, читателей, которые жаждут «бить по коленам» или «достигнув просветленья», «обид не обнажа/ют/ вертлявых троп». Казалось, что в современной поэзии исказилось все: ушли от привычной силлабо-тоники в преломленные творческим опытом формы, изменилась художественная концепция. Что стало отражением стихотворных текстов? Биографии автора? Вероятно, нет. Поэт-пророк стал неактуален. Только моментальные чувства или чувства момента очертили грани текста, в которые не укладывается пунктуация и рифма, но при этом текст оказывается певучем: У Эмкея в «Калахари»:
на километры
пески Калахари
дремлют на солнце
пятнистые твари
воздух сухой
я практически спятил
я истребитель – СУ 35-й…

Строки без пунктуационных знаков. Все лишнее, любая «запятая» как вздох прервали бы «поток сознания» маленького Будды. Талантливо? Да.

ЭМКЕЙ «Калахари»
http://stihi.ru/2020/10/01/305 квота ГР за редактирование отборочного тура

на километры
пески Калахари
дремлют на солнце
пятнистые твари
воздух сухой
я практически спятил
я истребитель – СУ 35-й
незасекаем радаром
невидим
ну же ловите
я истребитель
фобий невольных
маленький Будда
как на ладони
берите
не буду
сопротивляться
достиг просветленья
только не надо
бить по коленям
копья крест накрест
несите носилки
солнце в зените
невыносимо
дайте прилягу
жив не иначе
делится флягой
вождь с виду мальчик
старым верблюдом
замызганной торбой
маленький Будда
верхом на двугорбом
неистребимый
въедливый запах
цирк на Цветном
строго на запад


           У ГРАЙ-ДИ в «Средь рытвин неба» текст – «химера»: форма стройно укладывается в очертание «химеры». Двухгранность подчиняется автору и служит верным оружием: заигрывание с читателем с помощью «метафоричных словосочетаний» приводит к головоломке: как не крути и не переставляй между собой две грани – тело химеры итог один: «ТЕБЕ НЕТ ВЕРЫ в тех, кто верит свято…»

ГРАЙ-ДИ «Средь рытвин неба»
http://stihi.ru/2021/04/08/3599 номинатор Ильдар Харисов

                Изгибы гор, ночных светил сиянье.
                Загадочных колод темно нутро.
                Обид не обнажай вертлявых троп,
СМОТРИ СКВОЗЬ ГОДЫ       БОЛЕЗНЫМ ВЗГЛЯДОМ не ищи признанья.
ПРИЖАВШИСЬ К МАРТУ              РАСПУХ ФЕВРАЛЬ и грезит тишиной,
РЖАВЕЮТ ТЕНИ                АРБОЙ У САДА, сладкой пеленой
ГЛУХОЙ ОГРАДЫ                ЖЕЛТЕЕТ ДАЛЬ полынно и космато.
НЕ МОЙ СВИДЕТЕЛЬ                УСТАВШИЙ КОСМОС холоден и наг,
ЗВЕЗДОЙ ПОЛЯРНОЙ                СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ, как будто жив очаг
В ГЛУХИХ РАССВЕТАХ                ТЕБЕ НЕТ ВЕРЫ в тех, кто верит свято
В СЛЕПЫХ ЗАКАТАХ               И МНЕ НЕ ВЕРЬ. я – камень, древний миф,
                Хранимый от людей в глухих пещерах.
                Оставь себе хвостатые химеры
                Молитвенных воздушных перспектив.

 
           РОМАН НЕНАШЕВ «Нас вычеркнут...»  Надвигающаяся катастрофа «Нас вычеркнут – и мы взлетим» – фабула поэтического текста. В этом событии проявляется и сам автор, напомним о его лирическом кредо: «жить в России, полжизни нелепо скользя
и напрасно руками махая...» Распад страны и катастрофа целостности идеологии страны создало индивидуальное мировозрение поэта, его авторскую поэтику. Мы можем с ней не соглашаться, но мимо правды не пройдешь: «Нас вытолкнут – давайте, мол, летите…»

РОМАН НЕНАШЕВ «Нас вычеркнут...»
http://stihi.ru/2020/07/13/4925 номинатор Владимир Цюпин

Нас вычеркнут однажды и привет –
как будто нас и не было на свете.
Не более чем выдумки в газете,
нелепые – нас не было и нет.

Мы призраки былого ремесла,
эпохи, прошагавшей под речёвку,
нас век смахнёт как выцветшую чёлку,
как пыль с библиотечного стола.

Как певчих птиц с неведомых картин,
запутавшихся в русском алфавите,
нас вытолкнут – давайте, мол, летите.
И мы взлетим.



           У ГАЛЬИ РУБИНОЙ-БАДЬЯН «Под батистовыми облаками» пересказать вроде бы нечего, но пребывать в мире – городе – улице, где возможен собственный приют, интересно. Автор бродит по улицам, глядит налево – направо: вокруг никого, шагает по лестнице: вокруг - никого, только окна, которые впиваются в нее своими «глазами», добирается до высокой башни, а там – полет под «батистовыми облаками». Рубина – Бадьян– явление философствующего сознания, не освобождающегося от почти животного страха фобии жизни, пребыванием в неспешности и «картографичности» бытия, в котором: Ни людей, ни собак, ни кошек / Шагаю по необозримой лестнице. И все же…Немногословное рассуждения о гибели «пристанища» неотделимы от «любования» миром, где это «пристанище» когда - то существовало: Добираюсь до самой высокой башни / да вот же оно – трав, деревьев пристанище! Герой поэтического текста не обретет бессмертие, но запомнится своей «легкостью», иллюзорностью бытия: Я не оставила камня на камне / от той себя, но приют мой – где еще…

ГАЛЬЯ РУБИНА-БАДЬЯН «Под батистовыми облаками»
http://stihi.ru/2019/12/07/5531 квота Марты Бут за редактирование отборочного тура

Я запуталась в клаустрофобных улицах.
Кирпичи – дети глины – безмолвно властвуют.
Посмотрю налево – там ветер разгуливает,
направо... Пойму – ожидаю напрасно я
живого движения тел, поступков
разумных существ, на людей похожих.
Ну, пусть не разумных – хотя бы доступных
уму. Ни людей, ни собак, ни кошек.
Шагаю по необозримой лестнице,
на меня только окна пустые пялятся.
Ничего, на что я могла бы надеяться –
хоть на мятный листок, чтобы мять его пальцами.
Добираюсь до самой высокой башни –
да вот же оно – трав, деревьев пристанище!
Отсюда дорога над многоэтажками,
виляя тропами, к небу тянется.
Плыву под батистовыми облаками,
слегка над землею в полете бреющем.
Я не оставила камня на камне
от той себя, но приют мой – где еще?


            И, все – таки, если не герой, то жизнь бессмертна! У РОСТИСЛАВА ЯРЦЕВА формула жизни заключена в тройном знамении: Мне имя — крылатый промах / коренастый сумрак / зыбучий хлам. В этом триединстве закономерность современной поэзии – художественная концепция неизбежного и логически обоснованного конца человека, растерзанного желаниями, комплексами и усталостью от неразрешимости главных проблем жизни. Только она, жизнь – бессмертна сама по себе: Помолчи со мной, корешок капусты / всё что здесь обходится без меня.

РОСТИСЛАВ ЯРЦЕВ «Гусеница»
http://stihi.ru/2021/01/30/180 номинатор альманах "Витражи"

корень, что проращивался в разломах
семени, — со временем пополам —
говорит: «мне имя — крылатый промах,
коренастый сумрак, зыбучий хлам».
небеса глубоки, текучи тайны
городов, окинутых по верхам, —
может, это отплеск воды трамвайный,
да не к нам не к нам?
где машины шатко свихнутся в утро,
поперхнётся ночью сморчок огня —
помолчи со мной, корешок капусты:
всё что здесь обходится без меня.

             Как мне кажется, поэтический герой в перечитанных стихотворных текстах – аутист, путаник и пустотник, который не сможет превратить жизнь в эффективное служение идеям; да и любовь к Отечеству какая-то вялая, как и сама идея жить в заданном ориентире:
маленький Будда
верхом на двугорбом
неистребимый
въедливый запах
цирк на Цветном
строго на запад.


Рецензии
Конечно, мы привыкли, что громкое слово рецензия чаще означает просто заметку, и такое понимание и использование мне прставляется удобным.
Поэтому обзор настоящий, в полном смысле, интересен по любому, и,
- хотя мне конструктор Большого Литературногого Клуба кажется неверным, пусть это звучит слишком уж и категорично со стороны обычного автора, тем более, как "заинтересованного" лица - не участника конкурсов и не номинанта,
- возможно, моя заметка внесет свою лепту-копейку как взгляд со стороны, пусть я и не буду занимать внимания своими аргументами против соревновательности в поэзии, даже в стихотворчестве, однако - я с интересом познакомился с неким обобщением, взглядом через призму существенной и определённой выборки, скажем - номинально репрезентативной, из авторов, которые прошли отбор квалификационной комиссии.

мне думается, что мысли автора обзора достаточно полно направляют интересующегося читателя на собственные размышления о состоянии современной русской поэзии.
как один из авторов, я соглашусь, что при достаточно большом объёме материала относительно собственно стихосложения, можно считать бесспорным смещение внимания авторов с верметра, особенно классического, что даёт основание говорить даже об ослаблении влияния самой системы силлабо-тоники, некая частность - акцентность, может оказаться категорией объяснительной, образующей, по крайней мере - обещающей в перспективе иную систему стихосложения.
это из области фантазий, но иначе, без предположений явных современная русское стихотворчество покажется полным разбродом, и в данном обзоре есть моменты в пользу такого понимания.

Ничего нового, понятно, нет в стихосложении без знаков препинания, с разорваным ритмом, с вольным отношением к рифмованию - не говоря о большой уже истории перевода западной поэзии начиная с уитмена, возможно и раньше - в отечеством стихосложении, включая и классиков, путь к верлибру очевиден, пусть в советскую эпоху заметно тормозившийся ретроградной амнезией нашего официоза, вообще, кстати, изуродовавшего все стороны русской поэзии,

и здесь заметна направленность конкурсов на сдерживание таких тенденций, можно предположить - как и сдерживание некоего авангардизма, понимаемого в гипер широком смысле, как радикальный пересмотр всей системы стихосложения, так сказать - классической, что весьма любопытно, поскольку консерватизм не может быть утвержден открыто, ретроградность не входит в число подспудно положенных в основу того, куда направляет поэзию конкурс как таковой.

данная заметка обходится без конкретных примеров, поскольку не претендует на исследование, ни на обзор, ни на поэтику, но хотелось бы явно подчеркнуть, что обзор может вызвать пессимизм и авторов, и читателей, причём - неоправданный - поскольку одно очевидно: в авторской массе есть большое количество тех, кто осмысленно занимается поиском, и стихи просматривают очень многие читатели, что говорит о том, что публика ищет среди нашей стихии некий стержень, способный привести к подозрению о том, что современная русская поэзия существует.

Август Май   15.06.2021 13:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.