Турнир поэтов 4

Участвуют Анна Аренштейн и Наталья Илларионова, критик – Елена Пестерева, ведет программу Евгений Сулес

Подробная информация о программе «Турнир поэтов» – на сайте turnirpoetov.ru

Для голосов экспертов применяется новое правило: если эксперт не опубликовал развернутый комментарий с обоснованием своей позиции, то его голос учитывается как зрительский.

142.7 баллов
57.3 балла
Родилась и живёт в Москве. Окончила Московскую государственную художественно-промышленную академию имени С.Г. Строганова и школу анимационной режиссуры ШАР. Художник-график. Публикуется на литературных и поэтических интернет-порталах. Автор сборников стихов, сказок, коротких рассказов с собственными иллюстрациями. Автор представлена членом Художественного совета программы «Турнир поэтов» Ларисой Морозовой-Цырлиной.
Родилась и живёт в Москве. Окончила Московский государственный университет имени Ломоносова. По специальности биолог. Работает преподавателем в Российском национальном научно-исследовательском университете имени Н.И.Пирогова. Публикуется на поэтических и литературных интернет-ресурсах. Автор портала Стихи.ру с 12-летним стажем. Неоднократно принимала участие и побеждала в различных конкурсах поэзии. Представлена членом Художественного совета программы «Турнир поэтов» Юрием Семецким.
Экспертных голосов: 3 – это 100% от суммы 3
Зрительских голосов: 53 – это 42.7% от суммы 124
Анна Аренштейн получает 100% + 42.7% = 142.7 баллов
Зрительских голосов: 71 – это 57.3% от суммы 124
Наталья Илларионова получает 0% + 57.3% = 57.3 балла
Стихи Натальи   понравились мне своей музыкальностью .Побродила по  ее странице и увидела  ещё много удачных текстов, интересных своей игрой со звуком, цельных и гармоничных.   Жаль, что  авторам сложно показать в короткой подборке разные черты своего стиля, но Турнир тем и хорош, что расширяет для нас круг имен. Поэтому я  с удовольствием включила Наталью Илларионову  в список избранных и буду читать ее  в дальнейшем.  И предыдущие раунды также подарили мне несколько новых  авторских  страниц на сайте. Игра игрой, но читатели в ней точно не проигрывают)))
 
Немногословные, лиричные, чуточку приправленные иронией стихи Анны я услышала около трех лет назад. И с тех пор не раз возникало желание перечитать их  и показать друзьям.
" Стихи не портятся ", как  говорит один хороший поэт. Не имеет значения, когда они написаны, важно только литературное качество. Арам Хачатурян, написавший балеты "Спартак", `"Гаянэ" и много другой прекрасной музыки, молчал последние 17 лет жизни. Потеряло ли  от этого цену написанное им раньше? Мария Петровых, стихи которой любила Анна Ахматова , не писала долгие годы. Периоды молчания свойственны многим требовательным к себе авторам. Да и жизнь порой складывается так, что надолго уводит  от стихов.
Не стоит оценивать поэзию с позиций кулинарии, как делают здесь  некоторые из наших читателей, интересующиеся только недавно написанным, любящие "свеженарезанный винегрет" .
Не приведи Бог,  конечно, если это винегрет из слов)) …
  Но и такой голос в поддержку «своего» автора очень важен.
Ведь  участники Турнира поэтов приходят на него не только для того, чтобы услышать мнение критика.
Им важно, чтобы  стихи услышали незнакомые читатели, высказались, поддержали, если что-то их  «зацепило» и показалось близким. Не ушли молча. Может быть, заходили бы на новенькое и впредь.
Спасибо всем, кто пишет в этих колонках.
И удачи обоим  авторам.

Лариса Морозова-Цырлина (10.05.2021 в 01:27) – Экспертный совет
Мне кажется, что мы имеем дело с очень жанровой поэзией.
 У Анны совершенно бардовские стихи, прям изгиб гитары жёлтой. Это мешает по двум причинам - задаёт уровень и ты подсознательно сравниваешь с классикой, а главное, не происходит открытия, всё время ощущение, что где-то как-то ты уже всё это слышал.
У Натальи напротив, такие альбомные, "народные" тексты. Мне очень понравилось классическое первое, полюбилась стилизация "Драгоценный" с отличными звуковыми рифмами. При этом вдруг абсолютно беспомощный рефрен "Бременских музыкантов", скажем.

В целом, Анна, несомненно, намного мастеровитее, поэтому за неё и голосую.

Александр Ланин (04.05.2021 в 18:22) – Экспертный совет
У Натальи замечателен «Клад», сама эта метафора развёрнутая. В остальном неточности заметны, к сожалению.
 У Анны золотописьмо тоньше. И дыхание тех, кто допрежь, - рядом.
Словом, за невыносимую лёгкость! :)  «Пишите чаще» :)

Евгений Овсянников (01.05.2021 в 10:42) – Экспертный совет
Проголосовала за более хорошие сочинения.

Таша Назаренко (09.05.2021 в 18:12)
С Днём Победы!
 Здоровья, вдохновения и неувядающей
сокровенной памяти о 9-м Мае 1945 года – Дне Победы.
---
Спасибо, Анне и Наталье, самая яркая турнирная телепередача в этом году.
Ваши стихи, без натужной лжесовременной поэтической фальши обнимают
душевным теплом и напоминают читателю, что существовала, существует и будет существовать чувственная образность легкодоступная каждому читателю, а поэтическая заумь какими бы титулами, да наградами не бравировала, всегда останется упражнением по разглаживанию извилин ума у пытливого и авангардного мышления.
--- 
О  литературной конструктивной критике в телепередаче иль хорошо, иль правду иль промолчать.
---
А теперь голосуя за Анну, мне хочется хвалить и хвалить стихи Натальи.
Искренне жаль, что судьба свела поэтесс в поединке, т.к. каждая вправе претендовать на финал в Турнире.
---
Ни пуха, ни пера.

Мгла тумана висит над стальной рекой,
По осоке шуршит подружейный пес,
И такое беспамятство и покой,
Будто все миновало, не то сбылось.
 
Оплывают на глине следы подошв,
Словно сущее морок сырой затер…
Только спички в кармане, да в ножнах нож.
Надоело блуждать – разводи костер.

Спаниелю отдай бутербродный сыр.
С алюминиевой фляжкой разок взасос…
Над клочком глухомани звенят весы,
Будто «здесь и сейчас» превратилось в ось,

На которой все держится и кружит,
И похоже немного на Страшный Суд…
Запах дыма… и горечь… Все та же жизнь.
Тишина молоком разлилась в лесу.

А за гранью тумана встает перрон,
Городская квартира сулит уют…
На траве неподвижно лежит перо,
Пустотелую ось обнажив свою.

Наипрекраснейшее чувственно глубокое и многообразное стихотворение, выше всяких похвал, т.к. простота и краткость во все времена были и есть не признак, а самый что ни на есть настоящий талант Поэта.
Если и разбирать, то условно применимую тавтологию «мгла тумана», да и «грань тумана», хоть и существует, но редко, около путепроводов, аэропортов,  ж.д. вокзалов и прочих сооружений, где в различных направлениях движение больших масс воздуха.
  Остальное сказанное Еленой Пестеревой, именно, по этому стихотворению, увы, с теорией относительности к поэзии, да вот незадача – физика и поэзия, это противоположности в мышлении, как математический формальный анализ  и художественная чувственная образность.)))
---
Не удержался, чуток, малюсеньким штрихом по нескольким ярчайшим строкам стиха:

«Над клочком глухомани звенят весы,(тишь запрятанного равновесия)
Будто «здесь и сейчас»(пространство и время) превратилось в ось,(мироздания)

На которой все держится и кружит,
И похоже немного на Страшный Суд…( страх и нравственный императив)»
---
По другим стихам, согласен с Еленой Пестеревой, тут и «кайло» как некий инородный элемент и т.д.  добавлю, что и «Ужель всерьез» без надобности, коль соседствует с духом свободы и нынче существует «неужели».

***
Уважаемая Анна, Ваш мир поэзии, это диво в чуде чудном поэзии. 
Мир реальности и мир поэзии совместимы и различны. Я на все 100% согласен, не просто согласен, а восхищён Вашим пониманием и определением некой ускользающей сути поэзии. Спасибо, Вам, за развёрнутый ответ-мнение о внешней сути поэзии.
---
Ваше стихотворение:

  Точка зрения
 
Вначале мудрецы и богословы
сведут основы.
Поверх авантюристы и поэты
сплетут сюжеты.
 
Народ же, коротая век на пляже,
не вспомнит даже,
в какой момент металлом загремели
благие цели.
 
И только клоун, сидя на песочке
на пятой точке,
щекой в ладонь, глядит без укоризны
на жизнь Отчизны.
---
Можно и нужно перечитывать и открывать нечто новое,
насколько позволяет культура читателя.
Спасибо, Вам, за уже написанные стихи и хотелось бы прочитать новые.
---
С теплом праздничной улыбки, Александр.

Омарт Криевс (09.05.2021 в 18:31)
Виктория Давыдова 2 (09.05.2021 в 11:32)
Краткость - сестра...

Антонина Белоусова (09.05.2021 в 03:05)
Наталья Муравьева 2 (08.05.2021 в 12:42)
за лёгкой строкой скрывается труд и смысл.

Роланд Задунайский (08.05.2021 в 12:38)
Олег Москалик (07.05.2021 в 15:36)
Савельев (07.05.2021 в 12:07)
Мария Глимакова (06.05.2021 в 15:58)
Непринужденность, так бы я охарактеризовал поэзию Анны. Из этого следуют дав вывода: мой эмоциональный отзыв на стороне Анны, а не Наталии, и второе: непринужденность заставляет Анну писать и не писать тоже заставляет она. Тут можно было бы порассуждать о генетической связи ее поэзии с Геннадием Шпаликовым и Юнной Мориц. Но какой смысл? Уверен, о своих предтечах Анна знает сама.

Феликс Гойхман (04.05.2021 в 20:29)
Мне очень нравится ваш турнир, как  по форме, так и, как всегда, по содержанию. Всем спасибо боольшое! Свой голос отдаю Анне, может не столько за стихи, как за послестишие...

Валерий Женин (04.05.2021 в 14:38)
Максим Дудков (04.05.2021 в 13:35)
Зус Вайман (04.05.2021 в 05:18)
Ля Бемольная (03.05.2021 в 22:55)
Мне интересно было слушать стихи Анны, а так же её размышления о поэзии
 и написании стихов ею и другими авторами. Некоторые строчки созвучны
моему мироощущению, а то, что она не пишет новых произведений-очень жаль,
талантливый человек не должен зарывать свои таланты, но это её выбор.
А стихи её, действительно, интересны. Всего ей самого доброго!

Лина Дражина (03.05.2021 в 21:03)
Рива Левина Палаги (03.05.2021 в 14:04)
Читала только подборки на страничках, то есть мнение критика мне пока не известно. . При хорошем интеренете, посмотрю обязательно запись.
 
  Стихи Анны удивили свежестью. Интересные темы, хорошая строфика, приятная и уместная короткая строка, лёгкая ирония в последнем стихотворении понравилась. Обыгрывание про "Сашу" тоже ненавязчиво, коротко и всё там в меру.

Стихи Натальи выглядят добротной работой, но, когда начинаешь разбираться, то образы распадаются, теряются связи, возможно из-за излишней воды и растягивания, размазывания темы. Сократить, вовремя остановиться. Нарратив, как правило,  бездушен - ни холодно, ни жарко, а если ещё и затянут, то скучен. Или же нужны ярчайшие строки, удерживающие внимание до самого конца - но это трудно и таких тем единицы, например, мистика, где всё - авторская загадка.

Рыжая Ляля (02.05.2021 в 12:23)
Стихи Анны глубже, точнее, ритмичнее, концептуальнее, от них в большей степени веет традицией Заболоцкого и Пастернака.  По авторской подаче прочтение гораздо выразительнее и ярче, чем у Натальи. Впрочем, некоторые образы поэзии Натальи также вполне достойны внимания.

Константин Челлини (01.05.2021 в 17:03)
Пишите чаще)

Лариса Сидякина 3 (01.05.2021 в 15:43)
Мне кажется,- время многословия прошло, и Анна  это заметила раньше.

Александр Сенатрев 3 (01.05.2021 в 11:49)
Марина Изергиль (01.05.2021 в 09:51)
Стихи безупречны: порядок слов в порядке, нет балласта. Как русский балет- герметично. Не хватает разве (на мой вкус) порыва к неизведанному, несбывшемуся, к невидимому наконец. В стихах Натальи это есть, увы, по большей части как имитация, так полагаю. Наталья, прошу вас обратиться к Гермесу. ...Разве его не включили в экспертный совет?!

Терджиман Кырымлы Второй (30.04.2021 в 21:23)
Жарский Анатолий (30.04.2021 в 19:56)
Алина Кострова (30.04.2021 в 17:28)
"сеть птичьих лапок на снегу - и это будет Бог" - голосую ЗА

Симон Слуцкин (30.04.2021 в 14:30)
Дельфи Нео (30.04.2021 в 09:25)
Это была сильная пара!
 Мой голос за Анну определяется услышанным отзвуком песен студотрядов СССР, игрой ритма и рифм. Есть и философия и занятные размышления в ее стихах.
Не лишены содержательности и творения Натальи. Но мне не импонирует привкус лубка и сусальности, хотя, конечно, это чисто вкусовое ))

Кленин (29.04.2021 в 21:00)
Надя Яга (29.04.2021 в 20:33)
Александра Плохова (29.04.2021 в 19:41)
Александр Берёзов (03.05.2021 в 18:47)
Для меня эта программа с недавнего времени стала одной из любимых программ, поскольку позволяет не только насладиться прекрасными строками поэтического шедевра, но благодаря, высказываниям критиков, самой возрасти, в правильном стихосложении, так что смотрю каждый выпуск с большим удовольствием.
 
Признаюсь честно, сегодня мне было сложно отдать свой голос кому-то одному, поскольку мне очень нравиться женская поэзия, и, на мой взгляд, обе участницы,  выступили  изумительно, и всё же стихи Анны, для меня являются более лёгкими для восприятия, в них больше романтики и ласкающий слух мягкости.

Хочется пожелать ей, развивать свой талант, продолжать радовать своих читателей своим творчеством, и конечно одержать заслуженную  победу.               

Марина Крот (29.04.2021 в 17:13)
Обе дамы очень симпатичные. И хорошо, что сочиняют стихи. Бескровный, бестелесный чистый гуманитарий не всегда интересен - их много, увы, и впечатление такое, что больше ни на что в этой жизни он не способен - тогда что нового он может сказать мне, физику, психологу, какие тонкости мира открыть? Ещё есть тип гуманитария, который петухом заливается - представляю, как он мог бы раздражить Герцена, которого и без того "будят", кому не лень, с ударным смыслом в каждой строчке :)))))) Стихи должны писать все, кому пишется. И, конечно, хочется поделиться с кем-то мыслями, чувствами. В этой форме - значит, так дано свыше.
 Цельный образ постмодернистского "петрушки", стиль "утонченного балагана" Анны понравился больше. Вся подборка удачно подобрана. Если молчится - пусть, не надо ничего из себя выдавливать, как не надо и подавлять желание свободного самовыражения. Дамам - приятности мира! Здоровья критику и телеведущему.

Наталья Менщикова (29.04.2021 в 16:53)
Ирина Юрикова (29.04.2021 в 13:44)
Мне близок тонкий юмор автора и те мысли, которые она хотела донести до читателя. Спасибо за участие обеим авторам.

Надежда Нежданная (29.04.2021 в 11:42)
Стихи Натальи пронизаны тихой, нежной мелодией, иногда прерывающуюся суровыми аккордами.
 Стихи Анны очень многогранны, современны и вневременны. Надеюсь, что Ее Величество Вдохновение подарит ей новый виток творчества с другими не менее прекрасными стихами." Нужно писать даже тогда, когда не можешь писать."

Наталия Кулешова 2 (29.04.2021 в 11:31)
Масловская Алина (29.04.2021 в 11:10)
Стихотворения Анны Аренштерн мне ближе по стилю и смыслу. Наталья, несомненно заслуживает голос, но я не очень люблю архаизмы.

Инна Хахонина (29.04.2021 в 10:37)
Я по-сути являюсь "нулевым" поэтом, из-за которого Анна попала на портал СТИХИ.ру. Далее её двигали уже более п(р)одвинутые (на высоком искусстве). У меня на её стихи две песни. И вообще её творения мне очень нравятся. Так что - Анна!

Андрей Ал Васильев (29.04.2021 в 10:18)
За чувство юмора и ненадувание щёк.

Геннадий Казакевич (29.04.2021 в 12:49)
Анна,
 только сейчас, через несколько дней после того того, как проголосовала, узнала, что Вы -  та самая Анна Аренштейн, иллюстрации которой давно покорили мое сердце.
И стихи  - очень близкие по стилю)

Доктор Нэля (02.05.2021 в 07:56)
Самоирония подкупает; живые слова ради смысла, но не для формы. Успехов, Анна!

Галина Давыдова 2 (29.04.2021 в 08:57)
По душе такая поэзия. И звучание близко.

Мариянна Фляш (29.04.2021 в 02:20)
Вот мне интересно, а зрители в зале тоже имеют текст в руках, когда слушают чьи-то попытки донести до них то, что называют стихами?
 Наталья читала с такой скоростью и интонацией, будто- это  текст который надо обязательно прочесть, и только в самом конце после последнего слова, ей объявят, что приговор на отсидку 15  лет, отменили и Вы свободны.
И хотелось бы послушать выводы критика , если бы она не имела текста, а только со слов автора, думаю Елена попала бы в затруднительное положение, во первых понять , во вторых запомнить и в третьих просто услышать хоть какую-то мысль.
Ура, ура, закончился "поток"
Ну, есть хоть "зонт", от слов летящих
Хотя наш критик как-то взмок
Но всё же не "сыграл он в ящик"
...

На этом фоне, вырвалась вперед
Интеллигентно так, в задумчивости Анна
Ну, тут уж, дамы, кому как повезет
Ведь жизнь мы знаем, комедия и драма.
..

И кто-то взяв тебя за руку
Сказал одно лишь-Не спеши...
И тихо так, прижавшись к уху
-Ты, если можешь, не пиши.
Всем удачи и хорошего настроения, главное участье , а там как повезет....

Александр Шелякин (29.04.2021 в 15:17)
Оба автора мне  незнакомы,  сначала решила - буду голосовать за Наталью. Хорошо,  легко пишет.
 Но услышала Анну и была покорена иронией и лаконичностью ее стихов. Интересно будет  побродить по страницам обеих участниц.

Цеклум Лора (29.04.2021 в 01:21)
Хорошая передача получилась, поучительная. Почему Анна? Анна интереснее и глубже пишет. У неё есть подборка на странице - это плюс, потому что можно читать текст вместе с автором. Если бы Анна смогла начать писать без осуждения, получалось бы ещё лучше. Ну, а Наталье, желаю, научится принимать критику, и находить и исправлять ошибки. Как мыслим так и пишем, а как пишем, так живём!

Николай Акулькин (29.04.2021 в 00:15)
Татьяна Шалагина (28.04.2021 в 23:57)
Стихи Анны - настоящая поэзия, в которой есть смысл, образы, ритм и звучание. Каждое стихотворение - это прыжок в неизведанное. Это сеть,  приносящая из моря невиданную рыбу, которая, как оказалось, может говорить!  Или может молчать 10 лет. Почему молчит? Потому что и так всё видит и знает. А говорит лишь тогда, когда невозможно молчать. Спасибо за интересную подборку!

Михаил Крик (28.04.2021 в 23:33)
Подборка стихов Натальи может быть и не совсем удачная, у неё на страничке есть стихи лучше. Но стихи Анны, по её выражению, дурацкие и я поддерживаю её мнение.
 Голосование считаю не совсем справедливым потому, что сразу два эксперта проголосовав за одного автора, дали ему большой процент и заведомую победу.

Юрий Башара (09.05.2021 в 18:36)
Марина Вишнякова (09.05.2021 в 14:58)
Стихи Натальи меня царапнули

Елена Лерак Маркелова (09.05.2021 в 11:36)
Очень понравились ваши стихотворения!Удачи!

Селена Ка (08.05.2021 в 19:23)
Над лужей монитора все застыли,
 Дивятся девы, и торчат торчки…
Зевая лениво, Две рыбы приплыли,
Две рыбы читали стихи,

И виделось многим – и графика ритма,
И златопись смысла письма,
И рты открывали беззубые рыбы,
Но, слышалась мне тишина…

Как коллега за коллегу, голосую за Наталью. С пожеланием роста, новых образов и силы вдохновения!

Олег Берез (08.05.2021 в 16:24)
Руслан Зыков (07.05.2021 в 23:57)
Ирга Рябина (07.05.2021 в 23:15)
Мне очень понравилась беседа, критик, узнала много общего! По духу ближе Наталья! Мой голос ей!

Елена Гениевская 3 (07.05.2021 в 18:30)
Поддержу Наталью! Ни пуха,ни пера!

Елена Антипычева (07.05.2021 в 16:18)
Оба автора по-своему интересны и заслуживают внимание читателей, но Наталья по духу оказалась ближе. Огромное спасибо авторам и организаторам турнира.

Галина Пилипенко (07.05.2021 в 13:25)
Ольга Яхно (06.05.2021 в 22:35)
странное впечатление получила от просмотра - отличное от того, что было раньше
 правда, турнир смотрю не так давно - 1,5 года всего
в этот раз делаю исключение и голосую не за подборки (и та, и другая примерно на одинаковом расстоянии от моей точке на литературной карте)
отдаю свой голос за отношение авторов к Поэзии (огромная благодарность ведущему за вопрос)
на мой вкус свеже-порезанный винегрет всё равно лучше, чем замороженная икра 
и "можешь не писать - не пиши" мне напоминает "могу копать, могу не копать", "могу ловить, могу не ловить..." и вообще... моя хата с краю...
но я очень надеюсь на то, что Анна Аренштейн услышит свою золотую рыбку и окунётся в мир Поэзии с головой!)

Елена Пестерова просто великолепна, очень-очень надеюсь на то, что все замечания послужат авторам во благо, на развитие их творческих способностей)

Устименко Оксанка (06.05.2021 в 20:02)
Логичнее , нежнее. Мне понравилось.
 Хотя обе хороши !

Олька Веснина (06.05.2021 в 16:27)
Голосую за Наталью!
 Её поэзия проста и благозвучна!
Вливаясь свежими ручьями в чувства,
Несёт собой частицы милого тепла...
Души своей ! Она... крылатой птицей...
Летит,паря,и можно  удивиться...
Полётом слов и фраз-разбега торжество,..
Вплетаясь в чувства, дарит нам добро!

Марина Бекетова (06.05.2021 в 10:51)
Владимир Зозуля (05.05.2021 в 13:32)
Какой  турнир,  однако!  Пачка  мороженого  против  чашки  ароматного  кофе ...  Горьковатым  напиток  оказался,
 не  зашел  критику  Елене.  А  может,  госпожа  Елена  с  выводами  поторопилась?
Суд!  И  что  же  этот  суд?  Суд  людской,  суд  божий,  суд  истории ...  И  если  посмотреть  с  этого  конца,  становится 
понятен  и  близок  его  эмоциональный  заряд.  Становится  понятным - откуда  и  дым,  и  это  настроение  тревоги,  и 
то,  как  потянуло  вдруг  ощущением,  катастрофы,  беды ...  Это  дым  сражений,  горящих  деревень, это  дым 
раздолбанных  городов ...  Суд  истории - это  и  есть  Страшный  суд.  Всё  это  дано  в  проэкции  некоего  мыслителя, 
описано  на  весах  его  совести  и  его  памяти ...  Не  зря  же  там  находим  его  перо.
Почитала  Наталию,  на  глаз - ошибок  вообще - то  нет.  Недурственно  девушка  пишет,  неплохо.  А  так  как  кофе
часто  готовится  под  настроение,  у  неё  хорошо  и  уютно.  Заходите,  господа,  общайтесь ...
У  Анны,  впрочем,  холодновато.  Вкус  мороженого  остается.  Ну ...  Суховато,  так  как  лирики,  точно  не  хватает.
В  остальном - просматривается - как  Вам  будет  угодно ...
Впрочем,  обе  поэтессы - умницы,  и  здоровья - обеим.               

Любовь Доступная (05.05.2021 в 13:39)
Борис Билетов (04.05.2021 в 23:33)
Понравилась больше.

Василий Рем (04.05.2021 в 19:29)
Знаю этого поэта много лет, считаю Наталью одним из лучших поэтов на сайте. Её стихи - всегда событие.

Даша Павленкова (04.05.2021 в 09:30)
Выбрала Наталью. Что-то понятно, что-то нет, наверное, так и должно быть. Очень понравилось стихотворение "Зима". Удачи.

Светлана Тарасова 28 (04.05.2021 в 09:09)
Ничего особенного не услышал нигде, но чем-то понравилось про разбойничка.Почитал впечаления критиков - а чего вы тут копья-то ломаете?Серьёзно думаете, что кого-то выбираете?Да скушайте апельсин и успокойтесь.
 Пора уже вести себя по-рыцарски - получать в морду с открытым забралом.А нахальные масонские уши забугорной гидры не заметит только глухой.Извините, но после прошлого турнира на серьёзный лад не настраивается.Рад знакомству с поэтами, даже с любыми.Удачи и чувства юмора, без него никак.

Олег Погорелый (03.05.2021 в 22:44)
После прочтения подборок обеих поэтесс, что-либо писать о них было сложно. Несколько дней время от времени возвращался мыслями к их стихам и думал, думал... Что не так? А не так, на мой неискушенный взгляд и вкус вот что...
  Анна. Почему-то возникла ассоциация со статуями. Знаете, бывают статуи монолитные. Из цельного куска камня ваятель нечеловеческими усилиями добывает шедевр, открывая миру красоту. И бывают пустотелые, как статуя Колумба, поделочника Церетели. Красиво вроде снаружи. И красоту эту он не добывал, он прилепил ее сверху на какой-то каркас, взяв уже готовой из мирового опыта. Так, вот стихи Анны - это поделка Церетели. Огромно, красивенько, на первый взгляд умно, ан нет... пусто внутри.
  Наталья. Здесь немного сложнее было уловить что не так. И душа вроде есть, не пусто внутри ее конструкций. А чем заполнено? Каким-то сиропом. Как у Экзюпери - так красиво и правильно, что приторно и противно. Но, голос отдаю именно ей за попытку хоть какой-то наполненности. Не думаю, что Наталья станет что-либо в будущем делать со своими стихами и елейными сказками. Толпы народу уже признали в ней звезду. Ну, вероятно, будет строчить и дальше в том же духе. Пипл хавает.(Простите за сленг, но таково выражение и точнее не скажешь).
 В очередной раз подчеркну, что я не критик и не поэт, лишь высказываю сугубо личные впечатления.

Индрам (03.05.2021 в 22:10)
За душевность

Юрий Ломако 2 (03.05.2021 в 21:15)
Более душевно. Более поэтично и искренне

Захарова Анастасия (03.05.2021 в 15:12)
Хорошие стихи

Наталья Возжаева (03.05.2021 в 10:19)
Понравились обе поэтессы, но ближе по духу Наталья Илларионова

Лариса Широкова (03.05.2021 в 07:44)
Наталья Летошко (02.05.2021 в 14:29)
Турниры никакие я не люблю, случайно кликнула посмотреть. Но нашла хорошего поэта Наталью Илларионову, за что спасибо турниру. А Наталье спасибо за стихотворения Клад" и "Петровна" и новых творческих находок!

Наталья Нестерова Кто Же Еще (02.05.2021 в 11:58)
Анатолий Делаф (01.05.2021 в 19:06)
Просто понравились стихи Натальи.

Агата Бахрушина (01.05.2021 в 13:41)
Начну с Елены Пестеревой.
 «Я крайне далека от фольклора, ничего в нём не понимаю».
«Я объелась стихами биофаковцев, физфаковцев, химфаковцев.
«А также пресыщена стихами литфаковцев».
Вопрос 1: зачем критик пришла разбирать именно эти стихи, в которых ничего не понимает?
Вопрос 2: интересно узнать, а какими факовцами критик ещё не объелась?
Майя Плисецкая так говорила о переедании: «Жрать надо меньше!»)))
Вопрос 3: почему для Анны была выбрана тактика диалога, что явно было для неё выигрышно, а для Натальи тактика жёсткого монолога критика, и это было проигрышно для автора, т.к. столько упрёков и замечаний в конце этой встречи разгрести и объяснить было уже невозможно?

Теперь о стихах Анны Аренштейн.
«Поэзия — разговор с Богом».

«Народ же, коротая век на пляже,
не вспомнит даже,
в какой момент металлом загремели
благие цели.
И только клоун, сидя на песочке
на пятой точке,
щекой в ладонь, глядит без укоризны
на жизнь Отчизны»

«И все ли там у нас в порядке?
И не проспался ли народ?
И что там выросло на грядке –
небось, опять невпроворот»?

Напомню, что в православии Бог есть любовь! А в этих строках я её не нашёл. А вот фигу в кармане чувствую. Сказано: «Не поминайте Бога всуе».

И о стихах Натальи Илларионовой.
С её стихами хочется жить, т.к. именно в её стихах и есть Бог,
несмотря на:
«Не очень нравится подборка»;
«Не очень нравится техника»;
«Не очень нравится интонация».

Грань. Я, как лесной человек, часто наблюдал, как над болотистым местом, низиной туман есть, а как только выходишь на возвышенное место, он резко исчезает. Думаю, что эту границу можно в стихотворении назвать гранью тумана.

Ось. Выходишь на полянку небольшую среди высоких деревьев, осматриваешься, и лес вокруг тебя начинает вращаться. А как без оси он может вращаться? — Никак. Человек в данном случае и является той самой осью.

За звёздным небом, в т.ч. «Весами» можно наблюдать и днём, например из глубокого колодца, куда не попадают лучи солнца. Маленькую полянку можно увидеть как похожий колодец, ограниченный высокими и плотно стоящими деревьями.

«Господь хочет всем спастись, следовательно, и вам… У Бога есть одна мысль и одно желание — миловать и миловать. Приходи всякий… Господь и на страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была».
Феофан Затворник
Я думаю, что и автор в этом волшебном лесу видит Страшный Суд именно как оправдание, прощение грехов. Суд исчез сразу, как только простил грехи грешнику.
.
Рай. Неужели рай может описываться только железной логикой и только в тридцатые годы? Наверное и сегодня человек может создать для себя рай, отринув суетность мира и впитывая в себя только хорошее, высшее, любовь.
Слово «могёт» выпирает, т.к. в стихотворении больше нет бытовых слов.

Бременские музыканты. «Не может быть двух антитез». А мне видится совершенно помешанный на мечте музыкант, несмотря ни на что, идущий к цели «играть на скрипке у стен Сорбонны». И всё стихотворение строится на этой цели, и пастор, как и прочие трудности, не выпадает из смысла. Да, такой вот пастор попался. А паства, возможно, даже лучше этого пастора.

Драгоценный. Совершенно не понятно, почему после «Слова о полку Игореве» нельзя писать фольклор. Например, «Сказ про Федота-стрельца» Л. Филатова очень хорош!
«трапезе — глазей»,
«благодарностью — повстречамся».
Неточные рифмы в фольклорных народных стихах — обычное дело, причём точные и неточные перемежаются и сосуществуют рядом, в отличие от современного стиха.

Худой. «Неладный, негодный, дурной, плохой, нехороший; в чем или в ком недостатки, пороки, порча», «Худое дело, коли жена не велела».  (В.Даль)
Т.о., худые очки вполне имеют право на существование (плохие, негодные очки).

Передача, в целом, очень хорошая! Смотрим, комментируем.)))

Евгений Ермолин (30.04.2021 в 23:55)
За биологию и биологов. Странный и самобытный дуэт, этакие Оля и Яло. По вычурности ковырянии в пустоте никто преимуществ не имеет, остальные достижения сомнительны. Победа достанется, как обычно, более странной, кто из них больше Яло безошибочно решат почтенные икитирки, тэопы и манографы Урихитса.

Слава Бабичев (30.04.2021 в 21:31)
Татьяна Стецула (30.04.2021 в 20:21)
Случайно " набрела" на турнир...ВПЕЧАТЛЯЮЩЕ...!Наташа Илларионова произвела большее впечатление своим словарным запасом !Образностью .......Вот мне, как раз не хватает слов, чтобы описать свои эмоции....!Понравилось...Пошла ее ЧИТАТЬ!!!

Альбина Челекова (30.04.2021 в 19:29)
Достойный автор, отличные стихи!

Александр Савостьянов (30.04.2021 в 18:53)
свой голос у автора есть, и  диапазон его широк.
 отделить зерна от плевел ("Хулу и похвалу приемли равнодушно..."),
и слушать только внутреннего Поэта.
даже если он многолик :).
Удачи!

Елька22 (30.04.2021 в 14:37)
Ольга Лафуткина (30.04.2021 в 14:23)
- Рад приветствовать всех любителей Поэзии, всех, кто не любит, но симпатизирует стихотворной форме изложения мысли...
 
Прежде всего, хочу несколько слов написать про свою "больную" тему: почему господин Кравчук Д.В. не хочет слышать , видеть очевидного? А именно. Голосование в данной передаче построено на принципах безотказности, а не на принципах демократии (если не власти народа, то, уж хотя бы, учёта народного голоса!)? Почему не сделать несколько передач (если кто-то боится, мы готовы с Бояркиным Олой готовы выступить первыми в такой передаче) с разделом в голосовании - против всех?

Многие спросят - зачем?

Отвечаю - прошлую передачу я не голосовал только по одной простой причине: я - Человек. Я не опустившаяся скотина, которая должна была выбрать и проголосовать или за "гондоны" Александра Левашова (запиканного в передаче; к стати,  не пойму почему запикали? Допустить к передаче допустили, но потом ограничили - ПОЧЕМУ? Что за цинизм, Дмитрий Владимирович?), или за "хотящих блядей" Ольги Гуляевой (Ольга, Вы почему выбрасываете слова из песни? Писать слова, пишете, но не читаете - пусть читают дети, с неокрепшей психикой. Какой же Вы тогда автор? Скорее всего, самозванка, способная публиковаться везде)...

Скажите, я себя на какой помойке нашёл, чтобы унижаться до такого уровня?

                ПОЭТ И СОВЕСТЬ

          Искусство рождается ломом,
          И автор страдает трудясь!
          Прекрасное зиждется Богом, -
          Мы смотрим на Плод их молясь.

          Портреты бывают без носа,
          Скульптуры бывают без рук, -
          Цена же такого вопроса
          Близка к созедательству мук...

          Не Спрос управляет Поэтом,
          А Совесть, что нет или есть, -
          Писать, управляя куплетом,
          Нам Мудрость нужна или Честь.

          Но... Вот, забываем об этом
          И пишем, из Космоса взяв,
          Слова так кладём по куплетам,
          Как будто на всех наплевав...                04.11.20.

Если Бирюков себя там нашёл, на помойке, то я-то тут причём?! Почему я должен уподобляться вкусу Бирюкова, вкусу, простите, Ольги Гуляевой или Александра Левшова и выбирать, что мне нравится, простите, "гондоны" или "бляди"?

Такого низкого уровня передачи, такой низкой "поэзии" я ещё не встречал.

Давайте спросим Дмитрия Владимировича Кравчука - чему же могла научить нас или молодых поэтов (не говорю о молодых любителях Поэзии с неокрепшей психикой) прошлая передача?
Думаю, он не сможет ответить. Не так воспитан... За что спасибо отдельное Дмитрию Владимировичу.

Про настоящую передачу.

Первое. Спасибо авторам, что мне не пришлось за них краснеть, как в прошлой передаче (надеюсь) Евгению и Елене, которые даже не могли ничего сказать конкретного по текстам тех авторов (ребята, Евгений, Елена - низкий вам поклон за прошлую передачу. Вам и говорить-то было не о чём, но Вы всё же провели с достоинством эту передачу - профессионально).

Второе. Авторство строк ( в значении проработки, продумывания и оценки) в этой передаче чувствуется. Чувствуется творческий полёт мысли произведений (где-то что-то в теории стихосложения "прихрамывает", но спишем это на творчество, на поиск и так далее). Чувствуется поиск новых форм (где у Вас, Евгений Сулес, Галина Седых - вузовский агитатор на обучение (?) - девочкам, явно, не хватает теоретических знаний стихосложения. Это немножко чувствуется).

Отдаю предпочтение Наталье Илларионовой по несколько критериям - за лёгкость произведений и продуманность эпитетов. Первое. Второе, конечно же за грамотность в написании произведений. Спасибо Вам, Наталья, за уважение к русской грамматике и соблюдение русских традиций в оформлении текстов (Анна, дорогая, скажите мне, пожалуйста, что это за знак препинания в конце строчки (?),

"Подайте, граждане, пятак –
ах, нам так трудно жить......(? - мой знак вопроса)"

В каком учебнике русского языка Вы увидели этот знак препинания? Почему ребёнок, с неустойчивой психикой, читая Ваши тексты, должен "взрывать" свои мозги и переспрашивать у учителя русского языка и литературы - "а что это за знак препинания?").

Да, простите, дорогие авторы - сюжетность ваших текстов.

У Натальи в произведении сюжетность носит законченный характер. К примеру,

"...Мгла тумана висит над стальной рекой,
По осоке шуршит подружейный пес,
И такое беспамятство и покой,
Будто все миновало, не-то сбылось...."

И красивые эпитеты, и красивый сюжет (рисуется картина реки, над которой висит туман - и, простите, по фиг дым при такой картине, что и где что-то происходит. Мозги отключаются напрочь!), и читается легко, что называется, на одном дыхании.

Возьмём отрывок у Анны (всё же познаётся в сравнении!):

"...Вначале мудрецы и богословы
сведут основы.
Поверх авантюристы и поэты
сплетут сюжеты...."

Если ещё "основы" мудрецов и богословов ("...БОГОСЛО́В, богослова, муж. 1. Специалист по богословию. 2. В старину - ученик духовной семинарии по классу богословия (ист.)..." - Словарь С.И Ожегова.) можно как-то объяснить, то с поэтами и авантюристами сложнее - "Поверх" чего они (поэты и авантюристы) "сплетут сюжеты"? Поверх жизни? Поверх богословов?

Да! Фраза красивая. Но... (на мой взгляд) БЕСТОЛКОВАЯ! Не всё красивое имеет толк, имеет понятие. Задача автора любой человеческой мысли (поэта, писателя, скульптора и так далее) сделать так, чтобы мысль была и понятна, и красива. Когда автор этого добивается, тогда НОРМАЛЬНЫЙ человек этой мысли отдаёт предпочтение! Так было всегда! Так есть всегда (хотим ли мы этого или нет)!

Писал эти строки без влияния на своё мнение критических замечаний Елены Пестеревой. Слушаю профессионала.

Не соглашусь с некоторыми высказываниями Елены Пестеревой:

"...Спаниелю отдай бутербродный сыр.
С алюминиевой фляжкой разок взасос…
Над клочком глухомани звенят весы,
Будто «здесь и сейчас» превратилось в ось..."

Елена, Вы, как городской житель, не знаете и не можете знать "клочок глухомани". Вы его не изучали. Вы его не прочувствовали в своё время человеческого развития. Вам этого не понять. Зачем Вы поднимаете вопрос, на который Вы не можете дать ответ? Зачем Вы касаетесь того, чего Вы не знаете, чего Вы не ЧУВСТВОВАЛИ в детстве, в юности? Конечно, Вы и не увидите в этой строчке картину.

Теперь, про "весы". Для того и пишется стихотворение, чтобы автор дал возможность читателю домыслить, додумать, дорисовать в своём воображении что-то своё. "Весы" - созвездие (ночью, в тишине, звенят. У кого-то звенит тишина, а у кого-то звенит созвездие, а у кого-то в тишине звенит металл, который именно ему напоминает звон настоящих магазинных весов).

"Ось". Что такое "ось" в этой строчке?

Скажите, люди добрые, звонкий раскат удара по металлу в тишине как можно воспринять?

Музыканты воспримут, как стук по музыкальному инструменту - треугольнику. Тонкий и протяжный звук.

Механизаторы воспримут как стук по запасной части к транспорту. Скажем, с трактору.

Когда я слышу в лесу, в горах, ранним утром у реки, то мне кажется, что кто-то молотком пытается свернуть Земную ось и пустить нашу планету под откос... Не знаю почему. Но... Это так! Какой-то молотобоец или кузнец бьёт молотом по оси Земли. Здесь нам с вами и страшный суд, и страшное наказание. В одном лице.

"Пустотелая ось" - Елена, дорогая, почему неважно? Пустотелая и бывает ось. Сплошным бывает стержень. Стержень осью быть не может. Стержень может быть спицей, шпилькой и так далее. Пустотелая трубка годится только для оси - крепче, надёжнее...

"...«Какой-то взгляд у тебя не наш –
Не жадный, хмельной, не рабский…"

Жадный до жизни, рабский взгляд перед Богом, трезвый - норма жизни...

Почему фольклор? Почему не просторечное? Затрудняюсь ответить... Елена, помогите, пожалуйста.

На мой взгляд, Елена, Вы предвзято отнеслись к творчеству Натальи и с каким-то пиететом отнеслись к текстам Анна. Елена, почему?

Спасибо...

Спасибо, Елена. Спасибо, Евгений. Спасибо авторам...

Творческих нам высот...

Дорогие и добрые авторы, НИКОГДА никого не бойтесь (особенно, критики - это явление сугубо индивидуальное!), но прислушивайтесь к другому мнению.

С чувством глубокого уважения,

Михаил Васильевич Нестеров (02.05.2021 в 13:24)
Агния Личидова (30.04.2021 в 11:15)
Ну не знаю, городская квартира вполне может быть гранью тумана, да и это же не конкурс чтецов...

Юлия Ковале (30.04.2021 в 10:41)
  За кажущейся простотой изложения - внятная авторская позиция. И это очень располагает.

Татьяна Тареева (30.04.2021 в 08:05)
С удовольствием голосую за Наталью! Ее стихи мне близки по духу, по настроению. К тому же я тоже биолог по образованию :).

Марианна Заигралина (30.04.2021 в 07:29)
  Однозначно, Наталья - мой Автор!
 Её сказки, баллады просто восхитительны. Покорена ее поэзией с первых, прочитанных много лет назад, строк.
Наташа, спасибо, что однажды ты нашлась!))))

Тас-Аксу (30.04.2021 в 05:56)
Забелкин Николай (30.04.2021 в 01:09)
Kostya2003 (30.04.2021 в 01:06)
Игорь Варсадин 2 (03.05.2021 в 22:49)
Знаю Наталью давно по площадке "Единомышьленники". Она там бывает под другим ником, и (если честно) мне ее другие стихи нравятся больше. Потому, когда я голосую за стихи Натальи, то делаю это осознанно. Я знакома с широким спектром ее поэтического таланта. Она еще и сказочница! Не случайно в ее стихах много стилизации, фольклора, это чрезвычайно трудный и ответственный жанр!

Алла Цуранда (29.04.2021 в 22:14)
Не сказать, что восхитилась, но вполне приняла стихи Натальи. А вот стихи Анны показались легковесными.

Каверина Нина Ивановна (29.04.2021 в 21:42)
Знакома с творчеством Натальи давно, стихи созвучны, волнуют, заставляют думать и соучаствовать!
 Желаю вдохновения и победы!

Мила Московская (29.04.2021 в 21:24)
Молодец, Наталья!

Соэль Карцев (29.04.2021 в 21:21)
Ближе по духу. Замечательно написаны!

Маша Аполлонова (29.04.2021 в 21:08)
Если я пришла голосовать, то уже выбрала - за кого! Это Наталья! Она пишет волнующе-запредельно, сказки, сказания, баллады, песни, былины, стихи  настолько достоверно, что веришь каждому слову, талантище!
 Удачи и победы в поединке!
Вдохновения и новых идей Наталье и Анне.
С уважением, Лю.

Люся Орлова (29.04.2021 в 20:15)
Наталья Илларионова мне близка как автор. Читаю её и думаю: как это верно и как глубоко. Пусть не так понятны широкому кругу, как стихи Анны (безусловно прекрасные), но в каждом стихе есть такая четкость и ясность мысли и образа... Мне жаль, что Елене Пестеревой это было не доступно.
 По выступлению скажу, что Наталья очень смущалась и читала быстро, чем смазала впечатления от стиха. Но не всем дано артистично выступать. Стихи-то хуже не становятся от этого!

Злобный Мышалет (29.04.2021 в 20:07)
Добрый вечер!
 
Я очень уважаю Юрия Семецкого и поддерживаю Наталью.
Понял что стихи не понравились критику по многим причинам
и увидел что Наташа расстроилась услышав это от Елены,
решил поддержать Человека да и стихи мне понравились
читает она не очень ;) торопится а стихи по душе скажем так.
С уважением . Эдуард.

Эдуард Мижаков (29.04.2021 в 16:02)
Мне очень понравились стихи Натальи. Это живые истории. Я согласна с ней, что язык героев обычный, разговорный. В некоторых моментах согласна с критиком, но это говорит о том, что поэту есть над чем работать и куда расти.

Ольга Волкова 51 (29.04.2021 в 15:39)
Поддержу биолога будучи биологом, - как  полевик полевика - хотя биофаки МГУ и ЛГУ всегда негласно соперничали))). Естественно-научное образование позволяет писать на любые темы. Критика была по делу, но высокомерная. По мне - так лучше живые стихи биолога-поэта, чем мёртвые филологические переливания из пустого в порожнее. Если серьёзно - поэт есть поэт (биолог, филолог, физик, инженер - не суть важно). Стихи Анны мне тоже понравились. Желаю обеим участницам удачи)

Елена Смэлт (29.04.2021 в 14:33)
Прочитал внимчиво подборки обеих авторш. Смотреть по ютюбу некогда, да и незачем. Всё ясно. У уважаемой госпожи Илларионовой в текстах есть что-то от поэзии, хотя меня она мало увлекает. Что до работ уважаемой госпожи Аренштейн, то, давайте откровенно, в них ни разу никакой поэзы нет, в лучшем случае просто версификация, правда вполне грамотная.
 Вопрос к публике: у вас там чо, «вообще» вообще все как «вапще» произносют? Странно. Я произношу в три слога.

Вотномрел (29.04.2021 в 14:26)
Галиаскарова Елена (29.04.2021 в 13:28)
Владимир Курантов (29.04.2021 в 13:14)
Нина Агошкова (29.04.2021 в 13:05)
У стихов Натальи - есть будущее.
 В стихах Анны - только прошлое.
Изощрённость формы, мастеровитость, особенность индивидуальной интонации нарабатываются, углубляются, изменяются, а то, что автор закладывает в стих - уже нет.
Душевность, радость, сила. Есть ли они в нём?
Пробуждают ли стихи автора "чувства добрые" ? И насколько?
Я за завтрашний день!
Стихи Илларионовой доброй теплотой весьма привлекают и в завтрашнем дне весьма даже к месту. Почётному.

Тимофей Леонидович Рагулин (29.04.2021 в 11:30)
Денис Падалкин (29.04.2021 в 08:18)
Выбрала... В нескольких словах могу сказать: выбрала по со-мыслию. 

Ктоя Гдея (29.04.2021 в 06:40)
Понравились обе участницы. Равноценные соперники, на мой взгляд.
 У Натальи Илларионовой интересная образность.
Стихотворение "ни пуха, ни пера" проняло до глубины души, вопреки критике, которая рассыпается в прах перед той одновременно простотой и глубиной, что лежит в этом стихе.

Катя Лар (29.04.2021 в 03:47)
Наталью Илларионову видела на конкурсах страницы "Голоса".  Она пишет хорошие стихи
 Проголосовала за нее без всякого сомнения.
   Да, Наталья чуть торопилась при чтении.
   ..
   Но мне было очень обидно за то, что сказала Критик о стихах Натальи
.
  Выдержка автора меня потрясла (недаром Наталья преподает).
  .
  Мне понравились стихи Натальи.

Елена Ительсон (29.04.2021 в 20:17)
Мне показалось, что Наталья волновалась и, когда попыталась объяснить свою позицию, не смогла быстро подобрать нужные слова. А Елена Пестерева, с одной стороны, сделала несколько довольно толковых замечаний по стихам, но интонацию выбрала холодно-отчужденную, недружелюбную. Поэтому в этой части передачи диалог не получился. Это обидно, потому что я знаю Наталью, как очень интересного, талантливого поэта.
 Возможно, здесь еще помешало снятие анонимности автора. В наше время многим привычней общаться под сетевой маской, не раскрывая себя.

Юрий Глухов -Сентябрь (28.04.2021 в 23:21)
каждое стихотворение Натальи - история, иногда сказочная. персонажи этих стихов, герои этих историй вызывают живейшее сочувствие, потому что сами живые и непридуманные.

Качур Доналд (28.04.2021 в 23:10)

Подпишитесь на канал Литклуб.TV на видеохостинге Youtube, чтобы получать свежие анонсы программ: www.youtube.com/LitclubTV

Турнирная таблица       Все выпуски программы       Сайт программы «Турнир поэтов»       Принять участие