Рецензия на «Стихи Чемпионата. Вторая десятка» (Сетевой Клуб Поэтов)

Друзья, вслед за другими авторами, которые начали обсуждать вторую десятку, напишу кратко о каждом стихотворении, но опять прошу не забывать, что это – только моё мнение, а не истина в последней инстанции. Если у вас или членов жюри есть какие-то вопросы к авторам, то задавайте их в рецензиях или замечаниях. Повторюсь, что при желании высказаться или ответить, если вы участник и не можете себя выдать, можно писать отзывы и ответы на мой имейл, и я опубликую их от вашего конкурсного номера.

№11 Степное
Стихотворение неплохое, но что это за строка из одного слова «как»? Вроде все шло пятистопным ямбом с самого начала. Похоже на строку, которую просто забыли удалить. Если это так, то автор может написать в мою почту, и я пойду ему навстречу и удалю. Если никто не будет возражать, конечно. И ещё есть смещение ударения в слове «арыка», которое даёт ямб. В этом слове правильное ударение должно быть на «ы», и оно должно совпадать с метрическим ударением.

№12 Голубиное
Когда пейзажная лирика не просто красиво описывает природу, но включает в себя и философские мотивы, это всегда подкупает и поднимает стихи на более высокий уровень. Что мы и наблюдаем в этом прекрасном стихотворении.

№13 О музыке
Стихотворение в стиле Маяковского, что автор не скрывает, а подчёркивает умелым использованием его фраз и неологизмов. И эпиграфом, конечно. Мне понравилось. О нём подробно написал в своём отзыве Дмитрий Куваев, повторяться не буду.

№14 Вожак
Ироничное отношение к людям у вожака журавлиной стаи, от лица которого написано это с/т, вполне понятно. Я тоже как-то заинтересовалась тем, почему журавли летят именно клином, и вбила этот вопрос в строку поисковика. Узнала много интересного об этих птицах, их природной мудрости и принципах формирования клина. Стихотворение подаёт известные данные о журавлях (и не только) под новым, необычным углом зрения.

№15 Латании
Вот так красиво и с философским уклоном можно написать о растении, в данном случае о редкой пальме латании.

№16 ЗА ГОРИЗОНТ
Стихотворный размер в данном случае – паузник, что я первый раз встречаю в наших конкурсах. И это уже интересно. Хорошее и доброе. Соглашусь с Эммой Шварц, что, скорее всего, это – песенка.

№17 Черёмуха
Это стихотворение – чисто пейзажная лирика, но с хорошей передачей настроения автора. А настроение это тревожное, что неудивительно в наше сложное время. Это настроение передаётся не только напрямую («Тревогой вечер отдаёт»), но и с помощью умело подобранных метафор. И даже рано пришедшая весна автора не радует.

№18 В створках времени
Прекрасная философская лирика на основе описания прогулки вдоль берега моря. Мне с/т понравилось, и замечаний нет. Не соглашусь с мнением Эммы Шварц, что стихотворению надо зачем-то «выстаиваться»: всё здесь продумано и отшлифовано «от и до», как говорится. Спасибо автору.

№19 Время, в которое мы живём
Стихотворение о времени, в котором мы живём, в плане сравнения его с прошлым веком. Мысль автора понятна: прошлое часто нам кажется лучше, привлекательнее, романтичнее настоящего, так как мы судим о нём по оставшимся великим произведениям искусства. Но на самом деле прошлый век – «былая жуть, / Где непрерывно страдает гений…» С мыслью автора нельзя не согласиться, но не многовато ли десять катренов, чтобы её выразить?

№20 Чёртово колесо
Вот ещё одно стихотворение в лонге о нашем времени. Но если в предыдущем произведении автор как бы подбадривает читателя, говоря, что настоящее не хуже прошлого, что во все времена бывают свои трудности и беды, то в этом стихотворении отношение автора к нашему времени скорее негативное. Автор сравнивает его с чёртовым колесом, где за подъёмом всегда следует спуск – «То до неба взлетит, то ухнет / Вниз, на шее сдавив лассо…». Близко к восприятию жизни как зебры с белыми и чёрными полосами. Что ж, будем стараться продлевать светлые периоды и пролетать с разбегу тёмные.

Елена Чалиева.

Сетевой Клуб Поэтов   30.04.2024 19:35     Заявить о нарушении
В 19-м лично меня смутила "клоака прошлых лет", в которой жили "бедняки и знать". Знать, живущая в клоаке (то бишь, простите, в ж*пе)? Оксюморон, однако...

Татьяна Воронова 6   30.04.2024 22:14   Заявить о нарушении
А вот 18-му шлифовка не помешает: рифмы в нем и впрямь местами шероховаты.

Татьяна Воронова 6   30.04.2024 23:51   Заявить о нарушении
Таня, не соглашусь насчёт №18: стихотворение лёгкое, почти невесомое, благодаря короткой строке и теме, поэтому здесь и лёгкие ассонансные рифмы вполне к месту, даже украшают. Это же не сонет и не детское стихотворение в конце концов, где рифмы должны быть точными и чёткими. Если бы оно было даже белым, оно всё равно прозвучало бы.

ЕЧ

Сетевой Клуб Поэтов   01.05.2024 07:58   Заявить о нарушении
Ассонансные рифмы - это хорошо, я сама их люблю. Но "следы - судьбы" и "найдя - себя" - в этом есть что-то ученическое. Из арсенала школьников, которые только пробуют себя в стихосложении.

Татьяна Воронова 6   01.05.2024 08:35   Заявить о нарушении
Не соглашусь с тобой. Ученики срифмовали бы "следы - мечты" и "тебя - себя". Или что-то в том же духе. Но твоё мнение понятно, спасибо. Я остаюсь при своём.

ЕЧ

Сетевой Клуб Поэтов   01.05.2024 08:59   Заявить о нарушении
Ответ от №18 (через почту ведущей):

Здравствуйте, Елена. Я благодарна Вам за теплые слова в адрес моего стихотворения - мне, как автору, важно знать, как оно воспринимается читателем.
По поводу неточных рифм ( для Эммы и Татьяны) - я их люблю и часто использую, если они помогают раскрытию темы. Cчитаю, что поиск красивой рифмы - не самоцель (обычный читатель их даже и не заметит), гораздо важнее мелодика и содержание.
Кроме того, в "простой" короткой строке (которую я люблю за то, что не дает расплыться мыслям), - не разгуляешься...

Сетевой Клуб Поэтов   01.05.2024 17:00   Заявить о нарушении
ЛичНо я нового не требую (кстати, деление слова ради рифмы - это фишка ещё Цветаевой, которой в прямом смысле сто лет в обед😉). Но если рифмы "фонят" - они неизбежно царапают слух, как бы новы или избиты они ни были. Сама стараюсь таких рифм избегать - когда согласные в созвучии не участвуют совсем. Когда тот же Пастернак связывает "зазнобе - междоусобья", это звучит необычно, "джазово". Но рифма типа "еда - судьба" - как неверно взятая нота.

Татьяна Воронова 6   01.05.2024 20:19   Заявить о нарушении
Что ж, мнения разделились. Посмотрим, как оценит это с/т уважаемое жюри. Я сама исхожу из тех же соображений при написании стихов, что и автор №18: если в с/т нет ничего кроме красивых рифм, то они его не спасут. А хорошая техника (в том числе и рифмы) нужна автору лишь для того, чтобы о ней не думать, когда пишешь стихи.

ЕЧ

Сетевой Клуб Поэтов   01.05.2024 20:57   Заявить о нарушении
Ну, иногда это может быть не деление, а обрыв слова. Как в "Гренаде" Светлова, к примеру. [Кстати, тоже хороший образец короткой строки.] Но тоже нестандартный вариант поиска рифмы, которая при этом полностью попадает в смысл.

Татьяна Воронова 6   01.05.2024 22:41   Заявить о нарушении
Ответ Татьяне от №18 (через почту ведущей):

в "Гренаде" Светлова не короткая строка - просто четкая пауза. Посмотрите внимательно - первая и третья строки не рифмуются. И рифма "твоя - моя"  - не ахти.., но стихотворение  звучит!
Это я не в защиту своего опуса, а просто реплика в зал.

Сетевой Клуб Поэтов   02.05.2024 09:58   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сетевой Клуб Поэтов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сетевой Клуб Поэтов
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.04.2024