Стихи Чемпионата. Вторая десятка

Дорогие друзья!

Начинаю потихоньку представлять вам вторую десятку стихотворений, присланных на Чемпионат. Я сегодня закончила публиковать свои эссе о членах нашего жюри. Да многие из вас их и так прекрасно знают – поэты они известные. Но напомнить об их творческих заслугах и почитать хорошие стихи никогда не помешает. Думаю, что на суд такого жюри можно смело нести свои произведения, тем более, что Чемпионат проходит в анонимном режиме, а это – гарантия объективности: голосование жюри и "народа" будет проходить не за авторов (что часто приходится наблюдать в здешних конкурсах, к сожалению), не за гражданскую позицию, а именно за умение писать хорошие стихи. Все в равных условиях. Я всегда говорю, что легко побеждать, когда за тобой стоят твоё известное на Стихире имя и твои друзья-почитатели. А вы попробуйте победить без этих "бонусов". Вот тогда это будет убедительная победа, по Гамбургскому счёту. И никто вам уже не скажет, что победили вы незаслуженно.

И прошу резидентов "СКП" быть поактивнее, чтобы не посрамить наш Клуб и своё звание резидентов. Напоминаю, что у вас есть возможность представить два стихотворения на Чемпионат.

Ведущая Чемпионата Елена Чалиева.


№11 Степное

Бескраен взор, куда хватает дали...
Расчертит горизонт прямой чертой
души моей привычный непокой,
и рваные края зеленой шали,
как майскую траву родных степей,
растреплет ветер, волю дав рукам,
пьянящим разнотравьем по губам
едва коснувшись. Наливай и пей
полынный воздух, собранный в букет
вина такого, что хмелеешь сразу,
до забытья, до чёртиков, до пауз,
на сотни миллионов зим и лет
молчанья… А похмельною весной,
святой воды из арыка б напиться…
и будет безначальностью стелиться,
расшитый клевером ковёр степной.
И будут петь шагреневые горы,
о том, как бесконечно долог век,
как глух и нем бывает человек,
что есть конец бескрайности просторов,
как одуванчик, юн и желторот,
былинкой зыбкой на ветру качаясь,
вдруг пухом обратится и растает,
он жизнь свою отважно отдаёт
девчонке синеглазой на потеху,
что, заливаясь колокольным смехом,
играючи, подует
и сорвёт…


№12 Голубиное

Как поутру лазурь легка!
Перепоясанная светом, 
она, без кроя и лекал, 
влилась в изгибы силуэтов 
покатых палевых холмов, 
стволов, искусно искривлённых, 
где вяжет ветер-птицелов
корзины крон, уже зелёных. 

Прильнёшь и приголубишь чуть
шершавый бок корично-сладкий 
(лоскут от девичьих причуд, 
подшитых крестиком к подкладке).
Из звуков — неумолчный гвалт
и трепыхание в глубинах, 
из чувств, как сотню лет назад —
печаль неволи голубиной. 

Всё та же ниточка к ноге, 
как обещанье — после, после,
пичужий неуёмный ген —
и вдаль, и ввысь, где мир разостлан, 
как пёстрый гленчек под тобой —
чекань, тачай слова по краю…
и взглядом светится любовь:
«Дитя! Дитя!», слегка вздыхая.


№13 О музыке

«У меня с музыкой давние контры».
                Вл. Маяковский.

— «Вы возражаете,
как будто воз рожаете»,
слух утопив
в плюше потёртых кресел,
не трусьте, товарищ,
в новую эру пожалуйте,
чтоб с нафталинных муз
не скрести плесень.
Гимны и оперы — прочь,
в оркестровую яму —
скрипки, тромбоны
и пыльных роялей груз,
я — дирижёр,
запрещаю минорные гаммы,
томность амурную
и соловьиную грусть.
Вам слово сегодня,
рабочие песни,
бравурные марши
крутых барабанов и рифм,
пусть небо линялое
молнией треснет,
и воздух
холодным дыханием выветрит.
Пусть солнце,
взойдя над бездной потопа,
выжжет до корня
павлинье и многохамое*,
и громоустый*
оркестр АгитПропа
перепоёт а-капелла Адамово!

А после концерта большой,
неуклюжий,
упрямо и зло, как стальной пароход,
будет сырые асфальты утюжить
в поисках лучших нот.

Но лишь зазвенят жестяные флейты,
сливая закат в переулок мусорный,
вспомнит парижское серое лето
и зарыдает над этой музыкой…

*неологизмы Маяковского. 


№14 Вожак

Весна в дорогу снова позвала,
к родным пенатам, сквозь ветра и ливни.
Я скоро встану во главу угла –
как самый сильный.

Нас гонит в путь по родине тоска,
и каждый раз, сплин клином вышибая,
стремимся ввысь, летим за облака –
мы выше рая.

Когда устану, окажусь без сил,
меня подхватит синергия стаи,
другой вожак возглавит этот клин,
меня спасая.

С небес курлыча, смотрим на людей.
Вперёд, вперёд в любую непогоду.
Вдруг пригодится мудрость журавлей
венцам природы?


№15 Латании

.......................................«Я в одиночестве на берегу
........................................ Атлантики – своих воспоминаний,
.........................................Которые зачем-то берегу,
.........................................Их в комнате закрыв с кустом латаний.»
.........................................Ламия Аббас Эмара

Раскрыли бархат вееров латании…

Становится рутиной поиск данных.
След, появляясь, тянется на свет…
Прекрасные таинственные страны
лежат в руинах, маются в золе
моих бумажных дум, воспоминаний,
набросков незаконченных… Этюд
не учит, но наращивает грани.
На край Вселенной выйдешь хрусткой ранью
и, в грусть укутавшись, врачуешь раны:
льёшь белый свет, а снежную кутью
меняешь на гроши нездешних знаний,
осколки жизней, что случались с нами…

В гортани – ком.
Пробел времен латая,
хватаю влагу пальцами латаний…


№16 ЗА ГОРИЗОНТ

Кто-то большой посадил   солнце на крышу дома,
А может, оно само   присело туда отдохнуть.
Ведь может, его давно   уже одолела истома,
И хочет оно,   и хочет оно   за горизонтом заснуть.

Что оно видит там,   за этой далёкой чертою?
Хотя бы одним глазком   я тоже взглянуть хочу.
Как вырасту сам большой,   ракету тогда построю,
И за горизонт,   и за горизонт,   и за горизонт полечу!

Встретятся мне тогда   далёкие дивные земли,
Морской голубой простор   и много седых вершин,
Старинные города,   в которых история дремлет,
И все имена,   и все имена   великих могучих мужчин.

Мне бы таким же стать:   известным и очень сильным.
Эх! Мне бы найти закон   всемирной людской доброты,
Чтоб не было в мире войн,   чтоб не было в мире насилья,
Чтоб дружно жил я,   чтоб дружно жил он,   чтоб все: мы, они, вы и ты!


№17 Черёмуха

Хромает туч побитый взвод,
Верхушки тополей ломая...
Ещё не май - но пахнет маем:
Тревогой вечер отдаёт.

Черёмух ранних желтизна
Мерцает в сумерках у дома, -
И притворилась незнакомой
Не в срок пришедшая весна.

Ей тихий слышится упрёк
В недоумении цветочниц;
Она сама не скажет точно,
Кто потревожил, сбил, увлёк,

Кто спутал рифму и сезон...
А между тем - не зная цели -
Цветёт черемуха в апреле,
И холодеет горизонт.


№18 В створках времени

Волны катятся к суше,
а года в никуда...
Может, в створки ракушек
время прячет года.
Мы бредём в неизвестность
вдоль по кромке судьбы,
на песке, словно фрески,
высыхают следы.
Под распахнутым небом 
вечна только вода,
исчезают бесследно
все следы навсегда,
но останется с нами
сериал о былом -
брызги воспоминаний
и раскаяний шторм.
Ничего не изменишь,
и причин не узнать -
на морской белой пене
невозможно гадать.
Возвращаюсь домой я,
вновь ответ не найдя...
Просто в шуме прибоя,
легче слушать себя.


№19 Время, в которое мы живём

Время, в которое мы живём,
Кажется, скучным, не романтичным,
Нет ожидания сказки в нём,
Очарования и величья.

Дело другое - ушедший век:
Хемингуэй, Фицджеральд, Пикассо,
Где на полотнах струится свет,
В книгах - любви колдовские пассы.

Обворожителен старый мир,
Будто и нет никакой причины
Ни для отчаяния, ни для дыр
В чудном пейзаже мирской картины.

Только об этом те могут знать,
Кто непосредственно жил в клоаке
Прошлых годов: бедняки и знать,
Те, кто любил и страдал, и плакал,

Через себя пропустив тогда
Всё электричество мук и бдений,
Войн, эпидемий, боёв и плах,
Взлётов, депрессий и сновидений.

Так и прожили свой век они,
Истины суть добывая в спорах,
Время стекало, плавились дни,
Как на картинах у Сальвадора.

Те, кто бесился, те, кто молчал,
Жили в полотнах, строках и книгах,
В нотах и всех началах начал,
Прямо к потомкам оттуда спрыгнув.

Это не каждый может понять,
Сразу искусства раскрыв задачу,
Видится очень надёжной гать,
Только провалы в болото прячет.

И не видна та былая жуть,
Где непрерывно страдает гений,
Кажется, пройденный ими путь
Нам не трясиной, а наслажденьем.

Но на любой пробежавший век
Время свою налагает долю
И благолепный искусства свет
Здесь никакой не играет роли.


№20 Чёртово колесо

Это чёртово колесо
То до неба взлетит, то ухнет
Вниз, на шее сдавив лассо,
И мечта превратится в рухлядь.

То вскарабкается опять,
И замрёт в бесконечном миге,
А потом всколыхнётся рать,
Будто «Шествие гномов» Грига.*

И пойдёт напролом крушить
Неудачи, бугры, препоны,
И откуда возьмётся прыть
Расстрелять чуть не все патроны?

Этим чёртовым колесом
Перемелются «ини-яни»,
И в музее «Мадам Тюссо»
Их тревожить никто не станет.

*Э.Григ «Шествие гномов» (муз).


Друзья, вторая десятка стихов Чемпионата сформирована. Сильная десятка получилась. Интересно, кто откроет и возглавит третью десятку? А я прошу высказываться по представленным здесь стихам.

ЕЧ


Рецензии
Друзья, вслед за другими авторами, которые начали обсуждать вторую десятку, напишу кратко о каждом стихотворении, но опять прошу не забывать, что это – только моё мнение, а не истина в последней инстанции. Если у вас или членов жюри есть какие-то вопросы к авторам, то задавайте их в рецензиях или замечаниях. Повторюсь, что при желании высказаться или ответить, если вы участник и не можете себя выдать, можно писать отзывы и ответы на мой имейл, и я опубликую их от вашего конкурсного номера.

№11 Степное
Стихотворение неплохое, но что это за строка из одного слова «как»? Вроде все шло пятистопным ямбом с самого начала. Похоже на строку, которую просто забыли удалить. Если это так, то автор может написать в мою почту, и я пойду ему навстречу и удалю. Если никто не будет возражать, конечно. И ещё есть смещение ударения в слове «арыка», которое даёт ямб. В этом слове правильное ударение должно быть на «ы», и оно должно совпадать с метрическим ударением.

№12 Голубиное
Когда пейзажная лирика не просто красиво описывает природу, но включает в себя и философские мотивы, это всегда подкупает и поднимает стихи на более высокий уровень. Что мы и наблюдаем в этом прекрасном стихотворении.

№13 О музыке
Стихотворение в стиле Маяковского, что автор не скрывает, а подчёркивает умелым использованием его фраз и неологизмов. И эпиграфом, конечно. Мне понравилось. О нём подробно написал в своём отзыве Дмитрий Куваев, повторяться не буду.

№14 Вожак
Ироничное отношение к людям у вожака журавлиной стаи, от лица которого написано это с/т, вполне понятно. Я тоже как-то заинтересовалась тем, почему журавли летят именно клином, и вбила этот вопрос в строку поисковика. Узнала много интересного об этих птицах, их природной мудрости и принципах формирования клина. Стихотворение подаёт известные данные о журавлях (и не только) под новым, необычным углом зрения.

№15 Латании
Вот так красиво и с философским уклоном можно написать о растении, в данном случае о редкой пальме латании.

№16 ЗА ГОРИЗОНТ
Стихотворный размер в данном случае – паузник, что я первый раз встречаю в наших конкурсах. И это уже интересно. Хорошее и доброе. Соглашусь с Эммой Шварц, что, скорее всего, это – песенка.

№17 Черёмуха
Это стихотворение – чисто пейзажная лирика, но с хорошей передачей настроения автора. А настроение это тревожное, что неудивительно в наше сложное время. Это настроение передаётся не только напрямую («Тревогой вечер отдаёт»), но и с помощью умело подобранных метафор. И даже рано пришедшая весна автора не радует.

№18 В створках времени
Прекрасная философская лирика на основе описания прогулки вдоль берега моря. Мне с/т понравилось, и замечаний нет. Не соглашусь с мнением Эммы Шварц, что стихотворению надо зачем-то «выстаиваться»: всё здесь продумано и отшлифовано «от и до», как говорится. Спасибо автору.

№19 Время, в которое мы живём
Стихотворение о времени, в котором мы живём, в плане сравнения его с прошлым веком. Мысль автора понятна: прошлое часто нам кажется лучше, привлекательнее, романтичнее настоящего, так как мы судим о нём по оставшимся великим произведениям искусства. Но на самом деле прошлый век – «былая жуть, / Где непрерывно страдает гений…» С мыслью автора нельзя не согласиться, но не многовато ли десять катренов, чтобы её выразить?

№20 Чёртово колесо
Вот ещё одно стихотворение в лонге о нашем времени. Но если в предыдущем произведении автор как бы подбадривает читателя, говоря, что настоящее не хуже прошлого, что во все времена бывают свои трудности и беды, то в этом стихотворении отношение автора к нашему времени скорее негативное. Автор сравнивает его с чёртовым колесом, где за подъёмом всегда следует спуск – «То до неба взлетит, то ухнет / Вниз, на шее сдавив лассо…». Близко к восприятию жизни как зебры с белыми и чёрными полосами. Что ж, будем стараться продлевать светлые периоды и пролетать с разбегу тёмные.

Елена Чалиева.

Сетевой Клуб Поэтов   30.04.2024 19:35     Заявить о нарушении
В 19-м лично меня смутила "клоака прошлых лет", в которой жили "бедняки и знать". Знать, живущая в клоаке (то бишь, простите, в ж*пе)? Оксюморон, однако...

Татьяна Воронова 6   30.04.2024 22:14   Заявить о нарушении
А вот 18-му шлифовка не помешает: рифмы в нем и впрямь местами шероховаты.

Татьяна Воронова 6   30.04.2024 23:51   Заявить о нарушении
Таня, не соглашусь насчёт №18: стихотворение лёгкое, почти невесомое, благодаря короткой строке и теме, поэтому здесь и лёгкие ассонансные рифмы вполне к месту, даже украшают. Это же не сонет и не детское стихотворение в конце концов, где рифмы должны быть точными и чёткими. Если бы оно было даже белым, оно всё равно прозвучало бы.

ЕЧ

Сетевой Клуб Поэтов   01.05.2024 07:58   Заявить о нарушении
Ассонансные рифмы - это хорошо, я сама их люблю. Но "следы - судьбы" и "найдя - себя" - в этом есть что-то ученическое. Из арсенала школьников, которые только пробуют себя в стихосложении.

Татьяна Воронова 6   01.05.2024 08:35   Заявить о нарушении
Не соглашусь с тобой. Ученики срифмовали бы "следы - мечты" и "тебя - себя". Или что-то в том же духе. Но твоё мнение понятно, спасибо. Я остаюсь при своём.

ЕЧ

Сетевой Клуб Поэтов   01.05.2024 08:59   Заявить о нарушении
Насчет номера 18 - у меня хорошее впечатление от стихотворения целиком, оно уносит меня в довольно обширные размышления о вечном. А потом некоторые словосочетания "возвращают" обратно. Возможно, короткая строка кажется слишком простой? Не могу точно сказать. Перечитала несколько раз, все равно считаю, что некоторая невыстоянность присутствует. Возможно, у автора это такой стиль написания, вот закончится конкурс и узнаем :)

Эмма Шварц   01.05.2024 13:09   Заявить о нарушении
Ответ от №18 (через почту ведущей):

Здравствуйте, Елена. Я благодарна Вам за теплые слова в адрес моего стихотворения - мне, как автору, важно знать, как оно воспринимается читателем.
По поводу неточных рифм ( для Эммы и Татьяны) - я их люблю и часто использую, если они помогают раскрытию темы. Cчитаю, что поиск красивой рифмы - не самоцель (обычный читатель их даже и не заметит), гораздо важнее мелодика и содержание.
Кроме того, в "простой" короткой строке (которую я люблю за то, что не дает расплыться мыслям), - не разгуляешься...

Сетевой Клуб Поэтов   01.05.2024 17:00   Заявить о нарушении
Автор номера 18, спасибо за ответ! :) лично я к рифмам Вашего произведения никаких претензий не имею. Да, знаю, есть ценители и они требуют нового и нового, кто-то уже даже делит слова на части, и рифмы подбираются к половине слова... ну что же, авторы ищут новые пути, это их дело. Иногда даже неплохо получается. Но, выигрывает ли от этого поэзия?
Я думаю, эксперты конкурса еще выскажутся по поводу Вашего произведения, и тогда даже у такого придирчивого читателя, как я, исчезнут все сомнения:)

Эмма Шварц   01.05.2024 20:00   Заявить о нарушении
ЛичНо я нового не требую (кстати, деление слова ради рифмы - это фишка ещё Цветаевой, которой в прямом смысле сто лет в обед😉). Но если рифмы "фонят" - они неизбежно царапают слух, как бы новы или избиты они ни были. Сама стараюсь таких рифм избегать - когда согласные в созвучии не участвуют совсем. Когда тот же Пастернак связывает "зазнобе - междоусобья", это звучит необычно, "джазово". Но рифма типа "еда - судьба" - как неверно взятая нота.

Татьяна Воронова 6   01.05.2024 20:19   Заявить о нарушении
Что ж, мнения разделились. Посмотрим, как оценит это с/т уважаемое жюри. Я сама исхожу из тех же соображений при написании стихов, что и автор №18: если в с/т нет ничего кроме красивых рифм, то они его не спасут. А хорошая техника (в том числе и рифмы) нужна автору лишь для того, чтобы о ней не думать, когда пишешь стихи.

ЕЧ

Сетевой Клуб Поэтов   01.05.2024 20:57   Заявить о нарушении
Татьяна, стыжусь своей непросвещенности... (про Цветаеву). Лично мне не всегда это видится оправданным (деление слов).

Эмма Шварц   01.05.2024 22:09   Заявить о нарушении
Ну, иногда это может быть не деление, а обрыв слова. Как в "Гренаде" Светлова, к примеру. [Кстати, тоже хороший образец короткой строки.] Но тоже нестандартный вариант поиска рифмы, которая при этом полностью попадает в смысл.

Татьяна Воронова 6   01.05.2024 22:41   Заявить о нарушении
Ответ Татьяне от №18 (через почту ведущей):

в "Гренаде" Светлова не короткая строка - просто четкая пауза. Посмотрите внимательно - первая и третья строки не рифмуются. И рифма "твоя - моя"  - не ахти.., но стихотворение  звучит!
Это я не в защиту своего опуса, а просто реплика в зал.

Сетевой Клуб Поэтов   02.05.2024 09:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.