Рецензия на «Загадки рубаи. Загадка формы» (Павел Лобатовкин)

Павел, добрый день. Давно пишу. Недавно решил разобраться в истоках русского раёшника (в том числе и частушечного) и насколько он связан с дохристианско-домусульманской ритуально-обрядовой практикой. Естественно, вышел на рубаИ, на суфийскую поэзию. Пока предварительный итог: если философское наполнение заменить иронично-смеховым, то русские 4-стопные раёшники (и южно-русские коломыйки, да и английские лимерики) со структурой (ааба) - по сути - редуцированные рубаи.
Кроме того, их можно вполне использовать и для написания вполне приличных современных текстов. К сожалению, я не слишком (признаюсь - совсем!) в теме рубайят, но хотелось бы (если это Вас не обременит) услышать Ваше мнение профессионального рубайиста на эту тему.

В качестве примера того, что я имею в виду, можно взять, например, газель Омара Хайяма , где в зачине - такая прелесть (в пер. М.Кузмина):

Цветут в саду фисташки, пой, соловей!
Зеленые овражки, пой, соловей!
По склонам гор весенних маков ковер;
Бредут толпой барашки. Пой, соловей!

После редукции редифа "пой, соловей!", получим обычный 4-стопный (ямбовый) раёшник:

Цветут в саду фисташки…
Зеленые овражки,
По склонам гор весенних
Бредут толпой барашки.

А это уже - классический современный стихотворный размер (2-5 стопный). Правда, более точно, если медиану выписать как (По склонам гор ползёт ковёр:).
И хотя такую строфу в 19 веке никто не использовал (боялись обвинения в архаике, а с ней яростно боролись), но А.С.Пушкин хотел первоначально написать Пролог "У Лукоморья дуб зелёный" именно такой строфой (это зафиксировано в его первом Михайловском дневнике). Но потом вернулся к 4-стопному ямбу...

Современным читателем эта форма уже воспринимается вполне энергоёмкой, динамичной, не архаичной. Не случайно, сейчас модно использовать его при написании например, ироничных сказочных поэм. С.МихАлков (Дядя Степа), Л.Филатов (Про Федота-стрельца) и пр. Но моя личная практика показывает, что она более глубока, чем принято думать, она вполне содержательна и для создания современных лирических стихотворений.

Меня это заинтересовало, так как уже давно написал несколько текстов, используя эту стихотворную форму, но только недавно обнаружил, что она пользуется большим спросом (некоторые видео с ними имеет до 200 тыс. просмотров).

Например, 4-стопный хорей дает такою вещицу (видео можно посмотреть и послушать по ссылке http://ok.ru/video/332886903527 ):

Я ГОТОВ УЖЕ И В АД...

Я всю жизнь на том стою,
Что хотел бы жить в раю…
Пить нектар, есть мармелады,
петь про матушку свою…
Но уже я трижды дед,
А жую лишь хлеб в обед,
Бражкой скуку заливаю
и жалею, что поэт!

Я в церковном хоре пел,
В храме с матушкой говел,
Да, видать, забыл молитву,
раз пропал в угаре дел.
Всё, казалось, заверчу,
Всех спасу, озолочу…
Но не ангел хороводил,
хлопал ручкой по плечу…

Я не помню всех имён
Кто обидел, кем прощён,
По кому катком прошёлся,
славно литерный вагон.
И по мне уже не раз
Жизнь пускала свой "камаз",
И за чуб не раз таскала,
да и в драках била в глаз.

Я уже готов и в ад:
Там нескучно, говорят,
Скачут все на сковородке,
машут ручками, грозят...
Но архангел Гавриил
В ад врата не отворил:
«За тебя, дурак, сегодня,
кто-то Бога попросил.

Заранее извиняюсь за то, что отвлекаю, и уже спасибо, что уделили внимание.

Дмитрий Михайлович Николаев   12.12.2020 22:49     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Дмитрий Николаевич.
Признаться, не совсем понимаю, что именно вы хотите от меня услышать.
Я не филолог, не профессиональный литератор, занимаюсь только и исключительно написанием рубаи с философским (редко - с лирическим) содержанием. Правда, занимаюсь серьёзно.

Пока могу сказать только то, что:
1) как понимаю, да, изначально рубаи были формой простонародного, уличного творчества (в первую очередь из-за относительной простоты техники сочинительства) и лишь позже были взяты в обиход суфиями и прочими неглупыми людьми;
2) редиф - стандартный приём в рубаи, но встречается он не так уж и часто; кроме того, нет обязательного количества слогов в редифе - т.е., редуцируя редиф, всякий раз будем получать какую-то иную форму оставшегося текста;
3) среди литераторов зачастую бытует крайне отрицательное мнение по отношению к современным рубаи - я сталкиваюсь с этим негативом годами, и знаю вопрос не понаслышке; а, скажем, к лимерикам такого негатива не наблюдается.

Не знаю, поможет ли вам эта информация, но, повторюсь, не совсем понимаю, чем могу быть полезен.

Павел Лобатовкин   14.12.2020 13:29   Заявить о нарушении
Ой! Дмитрий Михайлович, конечно же!
Извините, пожалуйста.

Павел Лобатовкин   14.12.2020 13:30   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Павел Лобатовкин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Дмитрий Михайлович Николаев
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.12.2020