Рецензии на произведение «Загадки рубаи. Загадка формы»

Рецензия на «Загадки рубаи. Загадка формы» (Павел Лобатовкин)

Павел, добрый день. Давно пишу. Недавно решил разобраться в истоках русского раёшника (в том числе и частушечного) и насколько он связан с дохристианско-домусульманской ритуально-обрядовой практикой. Естественно, вышел на рубаИ, на суфийскую поэзию. Пока предварительный итог: если философское наполнение заменить иронично-смеховым, то русские 4-стопные раёшники (и южно-русские коломыйки, да и английские лимерики) со структурой (ааба) - по сути - редуцированные рубаи.
Кроме того, их можно вполне использовать и для написания вполне приличных современных текстов. К сожалению, я не слишком (признаюсь - совсем!) в теме рубайят, но хотелось бы (если это Вас не обременит) услышать Ваше мнение профессионального рубайиста на эту тему.

В качестве примера того, что я имею в виду, можно взять, например, газель Омара Хайяма , где в зачине - такая прелесть (в пер. М.Кузмина):

Цветут в саду фисташки, пой, соловей!
Зеленые овражки, пой, соловей!
По склонам гор весенних маков ковер;
Бредут толпой барашки. Пой, соловей!

После редукции редифа "пой, соловей!", получим обычный 4-стопный (ямбовый) раёшник:

Цветут в саду фисташки…
Зеленые овражки,
По склонам гор весенних
Бредут толпой барашки.

А это уже - классический современный стихотворный размер (2-5 стопный). Правда, более точно, если медиану выписать как (По склонам гор ползёт ковёр:).
И хотя такую строфу в 19 веке никто не использовал (боялись обвинения в архаике, а с ней яростно боролись), но А.С.Пушкин хотел первоначально написать Пролог "У Лукоморья дуб зелёный" именно такой строфой (это зафиксировано в его первом Михайловском дневнике). Но потом вернулся к 4-стопному ямбу...

Современным читателем эта форма уже воспринимается вполне энергоёмкой, динамичной, не архаичной. Не случайно, сейчас модно использовать его при написании например, ироничных сказочных поэм. С.МихАлков (Дядя Степа), Л.Филатов (Про Федота-стрельца) и пр. Но моя личная практика показывает, что она более глубока, чем принято думать, она вполне содержательна и для создания современных лирических стихотворений.

Меня это заинтересовало, так как уже давно написал несколько текстов, используя эту стихотворную форму, но только недавно обнаружил, что она пользуется большим спросом (некоторые видео с ними имеет до 200 тыс. просмотров).

Например, 4-стопный хорей дает такою вещицу (видео можно посмотреть и послушать по ссылке http://ok.ru/video/332886903527 ):

Я ГОТОВ УЖЕ И В АД...

Я всю жизнь на том стою,
Что хотел бы жить в раю…
Пить нектар, есть мармелады,
петь про матушку свою…
Но уже я трижды дед,
А жую лишь хлеб в обед,
Бражкой скуку заливаю
и жалею, что поэт!

Я в церковном хоре пел,
В храме с матушкой говел,
Да, видать, забыл молитву,
раз пропал в угаре дел.
Всё, казалось, заверчу,
Всех спасу, озолочу…
Но не ангел хороводил,
хлопал ручкой по плечу…

Я не помню всех имён
Кто обидел, кем прощён,
По кому катком прошёлся,
славно литерный вагон.
И по мне уже не раз
Жизнь пускала свой "камаз",
И за чуб не раз таскала,
да и в драках била в глаз.

Я уже готов и в ад:
Там нескучно, говорят,
Скачут все на сковородке,
машут ручками, грозят...
Но архангел Гавриил
В ад врата не отворил:
«За тебя, дурак, сегодня,
кто-то Бога попросил.

Заранее извиняюсь за то, что отвлекаю, и уже спасибо, что уделили внимание.

Дмитрий Михайлович Николаев   12.12.2020 22:49     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Дмитрий Николаевич.
Признаться, не совсем понимаю, что именно вы хотите от меня услышать.
Я не филолог, не профессиональный литератор, занимаюсь только и исключительно написанием рубаи с философским (редко - с лирическим) содержанием. Правда, занимаюсь серьёзно.

Пока могу сказать только то, что:
1) как понимаю, да, изначально рубаи были формой простонародного, уличного творчества (в первую очередь из-за относительной простоты техники сочинительства) и лишь позже были взяты в обиход суфиями и прочими неглупыми людьми;
2) редиф - стандартный приём в рубаи, но встречается он не так уж и часто; кроме того, нет обязательного количества слогов в редифе - т.е., редуцируя редиф, всякий раз будем получать какую-то иную форму оставшегося текста;
3) среди литераторов зачастую бытует крайне отрицательное мнение по отношению к современным рубаи - я сталкиваюсь с этим негативом годами, и знаю вопрос не понаслышке; а, скажем, к лимерикам такого негатива не наблюдается.

Не знаю, поможет ли вам эта информация, но, повторюсь, не совсем понимаю, чем могу быть полезен.

Павел Лобатовкин   14.12.2020 13:29   Заявить о нарушении
Ой! Дмитрий Михайлович, конечно же!
Извините, пожалуйста.

Павел Лобатовкин   14.12.2020 13:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Загадки рубаи. Загадка формы» (Павел Лобатовкин)

Честно говоря, я никогда не задумывался,
сколько должно быть слогов в строке рубаи.
Но наверное, действительно, 10 - 13:
когда меньше - выглядит как нарушение жанра;
а когда больше - тяжеловато.
А когда в 1-й, 2-й и 4-й строках число слогов не одинаковое -
по-моему, это ошибка
(хотя бывает, это совсем не заметно при чтении).

Конечно, автор может писать, как хочет;
а потом пусть литературоведы решают, к какому жанру это относится.

А интересно:
лимерики возникли независимо от рубаи?
Ведь если записать 3-ю и 4-ю строку лимерика в одну строку -
получится как бы рубаи
(хотя дух, конечно, совсем другой).

Илья Миклашевский   09.09.2013 17:02     Заявить о нарушении
Лимерики? Вот что пишут о них Википедии:

"Название происходит от ирландского города Лимерик, однако связь между городом и стихотворениями, которые стали называть так с 1896 года, точно не известна.

«Имя города и дало название шуточным стихотворениям из пяти строк. Происхождение слова „лимерик“ точно не известно, но предположительно заимствовано из названия хоровой песни ирландских солдат 18 в. „Приедешь ли в Лимерик?“. По другой версии, название стихотворения восходит к обычаю придумывать и петь на вечеринках шуточные песенки, припевом которых была, опять же, фраза „Will you come up to Limerick?“ („Вы приедете в Лимерик?“)»[2]."
===

На мой взгляд, это всё-таки разные формы стихосложения. Не только по духу, но и по мелодике стиха.

Павел Лобатовкин   10.09.2013 08:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Загадки рубаи. Загадка формы» (Павел Лобатовкин)

Здравствуйте, Павел! Ваши стихи на манер Омара Хайяма, на мой взгляд, являютя рубайатами. Соблюдено совершенство формы и философское содержание. Это главное. А количество гласных звуков рисует музыкальность стиха, образует звуковую волну. Находиться на вашей страничке - полезно для слуха и знания! А также приятно сознавать, что есть знания, которые не теряются во времени, и что талант, философия и мудрость приходят к нам из предыдущих веков.
У вас всё так красиво сложилось в восточные формы, что можно подумать, что вы ученик самого известного поэта Востока - Омара Хайяма! Некоторые рубаи не отличить от древних истин! Спасибо вам! Очень нужный, интересный, творческий подход!

Ирина Лепкова   09.07.2013 18:54     Заявить о нарушении
Благодарю за добрые слова, Ирина!
Очень приятно получить такой отзыв.

Павел Лобатовкин   11.07.2013 07:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Загадки рубаи. Загадка формы» (Павел Лобатовкин)

:) спасибо за информацию. но я вот о чём думаю, ведь это поэтические переводы. отступления от правил неизбежны. а каков сам оригинал? :)

Акмарал Новая Страница   18.11.2011 22:02     Заявить о нарушении
Для того, чтобы ответить на Ваш вопрос, надо знать фарси. Я не знаю.
Остаётся верить на слово специалистам.

Павел Лобатовкин   21.11.2011 08:17   Заявить о нарушении
Вот ещё нелишняя информация http://www.stihi.ru/2011/11/10/5463

Игорь Аграчёв   06.12.2011 23:40   Заявить о нарушении
Игорь, а что конкретно в ней "не лишнего"?

Павел Лобатовкин   07.12.2011 08:07   Заявить о нарушении
Конкретно - понятие полустиший ( мисра ) .
Тогда размерность становится понятнее :
не 12-12-13-12 , а уже строже как 6-6 6-6 6-7(7-6) 6-6 .

Не очень я понял в вашей статье о рифмовке АААА только при наличии редифа , в приведённом же примере этого не наблюдается .

Игорь Аграчёв   07.12.2011 20:10   Заявить о нарушении
Теперь понял. Спасибо.

Павел Лобатовкин   08.12.2011 07:15   Заявить о нарушении