Рецензия на «Средства передвижения» (Соэль Карцев)

Привет, Соэль! Поэма - не повесть в стихах (работа на столе), но тоже внимание профессиональное привлекает. Прежде всего Бродский. Где-то слышал мнение, что из Союза он сбежал, в том числе, устав от авангарда. Думаю, Прилепинская гипотеза. Тем не менее, Представление, это явный маневр в сторону этого самого московского авангарда, и персона есть: Тимур Кибиров.
Танцы, шманцы, анаша.
В теле держится душа.
Мчатся в тундре поезда.
Спит в кишечнике глиста.
Это – общие места,
наши общие места.
Думаю, подзаголовком к Представлению может служить поговорка: сами с усами. По-любому, Бродский в наполовину добровольном изгнании, неровно дышал, в сторону московских законодателей поэтической моды. Но в отличие от Пушкина, он не лягнул в переписке Грибоедовское произведение, а написал поэму, дабы утереть нос московским выскочкам. Я ничего про это не знаю. Использую лезвие Оккама. Тем не менее, поэма вышла блистательной, хоть и абсолютно мне не близкой. Главный прием Бродского в поэме - цирковое представление, главный ваш прием, Соэль, передвижение в пространстве. При этом, с цирковым парадом-але: ехали медведи на велосипеде, ваша поэма имеет кое-что общее, точнее, это нечто среднее между парадом-але в духе Бродского-Чуковского и, скажем, описанием гигантской автомобильной пробки под Парижем, сочиненной незабвенным Картасаром. Общее то, что реально едущие в поезде, в машине, в телеге, на речном судне и даже на судне морском, частично или полностью сосредоточены на меняющемся виде в доступном им окне. Ваши персонажы сосредоточены на себе и друг на друге, и это придает повествованию немного фантастические черты. Как вам такое?
Со всем уважением и симпатией.

Феликс Гойхман   15.11.2020 09:27     Заявить о нарушении
Феликс, добрый день. Думаю, да. И может быть первый раз я немного понял, что такое абсурд. Как раз в те суматошные три недели июля 2017 года, когда работал над этим римэйком. Вот странно, там есть несколько конкретных историй из моей собственной жизни. Прежде всего, тот эпизод, где речь идёт о белой горячке. Мы снимали в своё время квартиру в Питере у такой мамаши. И, пожалуй, для описания таких вещей это единственно возможный метод. Авангард, говорите? Не уверен. Мне кажется обэриуты что-то подобное делали. Есть и отголоски дадаизма. Ну да, Чуковский с его убежавшим умывальником... Кое-какие части вышли откровенно эпигонскими, но некоторыми я и до сих пор доволен, несмотря на полное копирование архитектоники произведения.

Соэль Карцев   15.11.2020 23:55   Заявить о нарушении
Жена моя, Сана, тоже в изголовье и вашей поэмы и Бродского и даже Кибирова увидела обериутов, но я в этом не уверен. Дело в том, что в вопросах поэтического творчества я, скорее, позитивист, нежели мистик. Другими словами, я не разделяю общественные настроения и произведения написанные в ту или другую эпоху, обусловленную этими настроениями, полагаю, что в лучшем случае, происходит взаимное опосредование. Так обереу образовалось после октябрьской катастрофы, когда свобода еще понималась буквально. Более того, они оказались над схваткой между символистким модерном и новыми течениями, такими, а акмеизм и футуризм. У Хармса, Введенского, Заболоцкого и прочих оказались развязаны руки. Это был бонус к общей социальной свободе, пир во время чумы. Формально, деятели московского соц-арта и концептуалисты были связаны с дада и Обереу, но исторически это было совсем другое явление. В этом смысле, оглядка последних на Хармса и Зощенко есть чистой воды анохронизм. На Бродского такое не подумаешь, но на Кибирова и Вас, дорогой Соэль - вполне. Насчёт автобиографических виньеток, не могу с Вами согласиться. Миниатюрная исповедальная проза тоже дает такую возможность, не отвлекая читателя и не заставля его все время быть настороже.

Феликс Гойхман   17.11.2020 16:49   Заявить о нарушении
я имел в виду, дорогой Феликс, конечно, не автобиографические отсылки, а саму собственно белую горячку)
Согласитесь, абсурд даёт возможность её описать максимально художественно. Ну и другие подобные заболевания, скажем, игроманию... Хотя и реализм Достоевского вроде неплох, но то проза...

Соэль Карцев   27.11.2020 23:23   Заявить о нарушении
Привет, Соэль! Буквально на миллиметр отойду от магистральной тропки нашего разговора. Никогда не страдал от белой горячки. Даже похмелья никогда не испытывал, хоть пью, как все. Все дело в явлении, которое именуется простым русским словом "интоксикация". С закрытыми глазами готов махнуться на похмелье, хотя и понимаю, что это - преимущество. Спиться таком человеку как проблематично. Не знаю, поняли ли вы, к чему я клоню, но я - о психопатии. Едва ли профессионалы со мной согласятся, но я твердо уверен, что все алкоголоики, сексоголики, игроманы, шопоголики и тд по сути - психопаты. Отличаются они от клинических психопатов только одним, их изъяны бросаются в глаза. Вот вы говорите: авангард. Формально - да. Это первое, что приходит в голову. Но суть, по-моему, тут в другом: эти люди воспринимают других людей, как препятствие в задаче достижения цели. Уверен, вы сталкивались с такими персонажами: которые готовы просить, требовать, угрожать, унижаться, раболепствовать. Лишь бы ты им уступил и дал денег, вещи, ценности и тд. Клинические психопаты другие. Ну вы поняли. Думаю, здесь вход в тему, а психоделические подробности белки для художника весьма интересны, но я думаю, что это - гарнир.

Феликс Гойхман   28.11.2020 11:43   Заявить о нарушении
Феликс, удивительно точное определение психопатия, конечно. То, что я не смог сформулировать. С тяжёлыми формами психопатии всё более или менее понятно, но к сожалению есть и лёгкие. К ним я отношу, например, религию. Возможно, Вы со мной не согласитесь... Религия ведь, по сути, является предметом искусства.

Соэль Карцев   29.11.2020 00:47   Заявить о нарушении
Дорогой Соэль, тут пожалуй, мы вступаем в область рекурентных понятий и явлений: как язычество переходит в религию и обратно, как религия переходит в веру и обратно, как вера переходит в безверие, а безверие в язычество и обратно. Социальная суть клинической психопатии в другом, она не рекурентна. По сути, отсутствие сдерживающей, облагораживающей, направляющей рефлексии у психопатов делает нормальных людей полностью уязвимыми. Легкими психопатами я бы назвал перечисленные группы, поскольку это лечится, и социально стопроценто маркировано. По сути натиску такого рода больных довольно просто поставить заслон. Помните выражение "единожды солгавший, к то тебе поверит". По сути это и есть заслон. Против клиничнских психопатов никакого заслона нет. Они способны имитировать любые формы рефлексии, способны адаптироваться в социуме лучше, чем мы с вами. Другой вопрос, и вопрос интересный, как формы социальной психопатии взаимодействуют с психопатией клинической, где точка или линия связи. Что до религии, полагаю, вы имели ввиду религиозных фанатиков, входящий время от времени в состояние транса. Формально да, они сродни алкоголикам и наркоманам, но лишь потому, что (вспомните Кастанеду и дона Хуана) используют (многие, не все) натуральные психотропы. Неважно, я склонен ассоциировать эти проявления, как истерию. А истерия вещь не социопатная, а скорее асоциальная, и большинству простых людей вреда не приносит.

Феликс Гойхман   01.12.2020 01:11   Заявить о нарушении
Имел в виду написать, реверсивных понятий, хотя и в рекурентных понятиях тоже есть определенный смысл.

Феликс Гойхман   01.12.2020 03:40   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Соэль Карцев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Феликс Гойхман
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.11.2020