Рецензия на «Заполняет меня пустота...» (Волны Времён)

Браво!!!
Свежие рифмы, афористичность стихов (это особый талант!),
словотворец и словоигралец ("Чтоб неровная нервная дрожь")-
это просто великолепно!
Теперь немного критики: в стихе (на мой вкус!)есть строки,
которые не настолько удачны, как остальные:"Вот и старая песенка спета."
Эта строчка совершенно вне поэтического контекста, она ни к чему, и видно,
что она только для рифмы с "лета".
Рифма "все-мое" для такого мастера, как Волны Времен слабая...
Предложение
"И зачем было браться за нож,
Если жизнь дорога и страдальцам,"
как предложение, как смысл, неудачное.

На фоне упомянутых выше достижений те недочеты, которые я заметил,
снижают высоту написанных строк.
С уважением к автору, Дмитрий

Дмитрий Константинов Петербург   09.09.2019 00:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий за отзыв! Если говорить о форме, то следовать ей важно в том смысле, что именно тирания формы заставляла поэтов достигать максимума и в содержании, но не слепо, без фанатизма, иначе вместе с водой можно выплеснуть и ребенка. Пушкин как - то написал Вяземскому - "Твои стихи к Мнимой Красавице (ах, извини: Счастливице) слишком умны. — А поэзия, прости Господи, должна быть глуповата." Это касается и формы и содержания. Взять те же рифмы, все - мое и т. д. Такое встречается сплошь и рядом. Посмотрите "Плачь по утраченной родине" Чичибабина (это признанное всеми лучшее стихотворение о переломном времени 19991 года), там точные рифмы соседствуют с приблизительными, как, например в хрестоматийном "Не жалею, не зову, не плачу". Примеров можно привести множество.

Когда автор старается передать читателю вот эту "животрепещущую "суть, то он ищет самые точные и подходящие для этого слова. Порой от этого страдает рифма, но если стремиться ее улучшить, то пострадает содержание и вся композиция. То же можно сказать о ритме, который нередко бывает "перебитый", "пляшущий", но размер при этом соблюдается. Происходит это потому, что, опять же, автор стремиться расставить "лучшие слова в лучшем порядке", "чтобы словам было тесно, мыслям - просторно". проблема в том, что нужные, незаменимые в контексте слова бывают как "узкие", так и "широкие", поэтому и ломается ритм - "Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели." Но поэзии это нисколько не вредит, скорее наоборот. Ведь и музыку мы любим не за монотонное повторение звуков, а за неожиданные "перепады". Конечно, нужно стремиться к совершенству формы, но при этом учитывать, что в натуральном виде его не существует, только в искусственном. Так, например, вы не найдете ни одного натурального яблока или помидора без малейшего "изъяна", но есть множество искусственных, "пластмассовых" овощей и фруктов "как с картинки". Поэт пишет хорошо (пусть и с некоторыми огрехами) именно потому, что не видит своей цели в том, чтобы писать хорошо, в то время как "ремесленник" преследует именно эту цель и получается у него в плане формы - и рифмы, и ритм, и размер - не придерешься, вот только по совокупности - ни уму, ни сердцу. В конце концов, алмаз и с изъянами остается алмазом, а стекляшка - всего лишь стекляшкой. как бы тщательно отшлифована она ни была.

"Вот и старая песенка спета" вытекает из предыдущей строки - "Заполняет меня пустота". Они вполне себе связаны. Старая песенка спета - два "скрещенных" фразеологизма: старая песенка ( "Любовь поцветет, поцветет — и скукожится."), т. е. то, что повторялось и будет повторяться много раз и песенка спета, т. е. "кирдык" ("Расставанье маленькая смерть"), а предшествует образу смерти первая строка - "Заполняет меня пустота". Что касается "страдальцев", так эта мысль о том, что мы можем забивать себе голову какими - угодно проблемами и сквозь них смотреть на мир иначе, но как только доходит до действия, так природа берет свое. Еще здесь подтекст - писатель должен быть и больным и врачом в одном лице, иначе он ничего не создаст. Если есть один только больной, то, как автор, это будет графоман, если только врач, то это будет ремесленник, которому что стихи писать, что табуретки строгать - все едино.

В общем все, что я сказал, это можно уместить в одном коротком афоризме - "Лучшее — враг хорошего." Спасибо Вам еще раз за проявленный интерес. С уважением, Олег.

Волны Времён   09.09.2019 15:30   Заявить о нарушении
Уважаемый Олег!
Мне приятны пересечения в некоторых наших ощущениях.
И живая природа Вашего объяснения мне тоже очень импонирует.
Однако я разделяю только Ваши мысли по поводу красивых пластмассовых фруктов и овощей. И только в той части, что они красивые и бесвкусные.
Никакой аналогии со стихами я не вижу.
Точность рифм, верность размера, правильная рифмовка - основные элементы, которые делают стихи стихами.
Соседство точных рифм с приблизительными - признак слабого владения поэтическим мастерством. И все! Ничего другого: ни бОльшего смысла, ни бОльшей точности, они не приобретают.
Напротив, высота их "полета" (в моих глазах) снижается.
Возможно, Вам нравится стихотворение Чичибабина.
Мне - нет!
Причем по тем же причинам - "Снежист и жизнь" и прочие звукосочетания - не рифмы,
а "Прозревал вину" и прочие выражения из этого сочинения - малограмотные фразы!
Глуповатость поэзии - в ее естественном (от сердца-не от ума) рождении,
а не в несоблюдении элементарных правил стихосложения.
Вряд ли Пушкин согласился с Вашим пониманием глуповатости поэзии.
"Глуповатость" СОВЕРШЕННО не дает "освобождения" от правил стихосложения.
Да и "глуповатости" в стихах Чичибабина я не нашел.
"Животрепещущая "суть - прекрасная составляющая поэзии, но не стоит оправдывать трепетом отсутствие рифм.
Мой трепет возникает от слияния чувства и ума - от содержания, помещенного в правильную форму.

Это трудно - подбирать рифмы к чувствам...
Просто нужно еще поработать.
"Лучшее — признак поэтического профессионализма."

Дмитрий Константинов Петербург   16.09.2019 13:38   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Волны Времён
Перейти к списку рецензий, написанных автором Дмитрий Константинов Петербург
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.09.2019