Рецензия на «О глагольных рифмах» (Адела Василой)

Cпасибо, Адела!Помнится, Высоцкий писал в одной песне, что друзья-поэты советовали избегать глагольных рифм, но это "правило", сформированное неизвестными теоретиками стихосложения, доходит порой до абсурда: однажды мне попалась книжка стихов известного автора(уже не помню, кого именно), я начал читать и с большим удивлением увидел, что в ней нет НИ ОДНОЙ глагольной рифмы - очень старался автор!Мне, всё же, думается, что во всём должна быть мера - нарочитость подобного подхода к рифмовке просто выпирает!Кстати, у меня есть книга полного собрания стихотворений и поэм Николая Клюева, где я увидел другую крайность: он всегда употреблял только полные(абсолютные) рифмы, что несколько утомляет, когда читаешь подряд несколько его стихотворений. Я стараюсь читать стихи с карандашом в руках, отмечая те или иные странности или удачи(что в рифмах, что в содержании).Есть интересный пример и в прозе: Довлатов, одержимый мыслью стать известным писателем, ещё в молодости придумал такой "фокус": у него в любом предложении нет двух слов, начинающихся с одной и той же буквы!(Представляю, как он сначала корпел над этим, а потом, видимо, всё пошло "само-собой"). С уважением, Юра.

Юрий Иванов 11   12.06.2019 10:18     Заявить о нарушении
Ну, фанатизм ни в чём не хорош. Когда я говорю, что глагольных рифм надо избегать, это не значит, что я призываю вообще обойтись без них. При том, что есть и очень интересные глагольные рифмы, почти абсолютные - одна-две буквы другие, а смысл совершенно другой, и это каждый раз - находка. Но лучше придерживаться такого принципа (избегать), чем давать себе поблажки, тогда и результат будет "круче". :))
А что хорошие рифмы утомляют - не верю. Если стихи хорошие и волнуют по-настоящему, о рифмах вообще не думаешь, но если они банальные и скучные, то поневоле занимаешь свой ум анализом стиля... в том числе и рифмовки. Если не бросишь читать вообще...

Избушка На Седьмом Небе   12.06.2019 11:19   Заявить о нарушении
Cпасибо, Адела!Хорошие рифмы, конечно, не утомляют но и Пушкин и другие, стоящие рядом с ним классики, не ставили себе целью рифмовать только полными(или абсолютными, точными - кому как нравится) рифмами - я это специально проверял, начитавшись Клюева - чемпиона страны по точным-полным-абсолютным рифмам: когда читаешь подряд несколько его стихотворений - всё, вроде, хорошо, а когда читаешь подряд несколько десятков(или поэму) - меня его рифмовка утомляет. Бродский, говоря о поэзии Высоцкого сказал, что тот был очень изобретательным поэтом в плане рифмовки - "я бы так не смог" - сказал он!С уважением, Юра.

Юрий Иванов 11   12.06.2019 11:40   Заявить о нарушении
Юра, а я о чём говорила выше? Я не ставлю перед собой такой цели, да и насчёт абсолютных рифм упомянула только вскользь. Они хороши, когда их мало, тогда они и сверкают, как бриллиант в хорошей оправе. Но - в хорошей, а не в окружении банальностей и глагольных рифм. Всё хорошо в меру, но эту меру надо иметь, заработать трудом и потом. Я даю советы только начинающим поэтам, они им необходимы, а профессионалам мои советы не нужны - у каждого своя "стратегия" и свои мерки, причём они могут не совпадать с моими. А кто не любит рифм, может вообще обойтись без них - вольному воля. Это как раз сейчас в моде. Только надо помнить, что мода кружит по спирали, и "возвращается на круги своя", только уровнем повыше.

Избушка На Седьмом Небе   12.06.2019 12:44   Заявить о нарушении
Cпасибо, Адела!Я думаю, что верлибр уже прочно завоевал своё место в поэзии и, возможно, будет лишь увеличиваться количество поэтов, которые пишут нерифмованные стихи(что тоже нужно уметь делать, конечно!) - скажем так:"рифмы разные нужны, рифмы разные важны!"С уважением, Юра.

Юрий Иванов 11   12.06.2019 15:29   Заявить о нарушении
Спасибо, Юра! С ткх пор, как верлибр прочно занял своё место, например, во французской поэзии, великие поэты во французской литературе как-то тихо испарились... Увы! Думаю, что примерно то же самое случилось и в английской, и в русской литературе.

Адела Василой   12.06.2019 19:45   Заявить о нарушении
Тут есть, как минимум, две причины:первая - великие французские поэты и иже с ними(например, Нобелевский лауреат Чеслав Милош, писавший верлибры) умерли, с другой стороны - написать хороший верлибр труднее, чем рифмованное стихотворение, а лирический верлибр(в стиле Блока) - почти недосягаемая мечта!Многие пишут какие-то заметки, выдавая их за верлибр!

Юрий Иванов 11   12.06.2019 21:49   Заявить о нарушении
Люди вообще-то смертны, они имеют привычку умирать. Я говорю о том, что с тех пор, как поэты облегчили себе задачу, "завоевав" право писать без рифм, они просто обленились и значительно снизили планку, отсюда и причина, что серьёзные трудолюбивые поэты, уважающие своё ремесло, перевелись. В поэзию хлынули тщеславные лодыри, которые возжелали славы задёшево, малым трудом - пишущих стало так много, а способов отличить их друг от друга осталось так мало, потому что все стали писать почти одинаково... В результате даже талантливые растворились в общей массе серой посредственности. В чём они могли показать преимущества своего стиля? Ни в чём! Вот поэтому "написать хороший верлибр труднее!" - его просто нечем писать! Все "трудности" отбросили, все инструменты сломали и остались в каменном веке ...

Адела Василой   13.06.2019 00:06   Заявить о нарушении
Всё верно! - И я об этом же!Титаны(которые были, к тому же, ответственнми людьми, не выпускавшими в свет "полуфабрикаты") ушли, и возделанное ими поле заросло сорняками, мнящими себя розами. Но пока есть разные языки - просто обязаны появиться великие поэты нового поколения!

Юрий Иванов 11   13.06.2019 09:07   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Адела Василой
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юрий Иванов 11
Перейти к списку рецензий по разделу эссе и статьи за 12.06.2019