Рецензия на «Богоубежище» (Бирюков Игорь)
В добрый щас, Игорь, пожалуй, на этом стишке оттопчусь :) Знаешь ли, добрый Господи: там бомбят. /Пользовать имена собственные в архаичной форме звательного падежа, которого нет в литературном русском, следует аккуратно. В этом конкретном случае, вы допустили случайную, снижающую тон инверсию, поставив прилагательное перед обращением. Нюанс тонкий, но для знакомого с традиционной нормой читателя очевидный, позволяющий заподозрить иронический пафос с пол-строки. Это подозрение подкрепляется и общим смыслом обращения. В итоге, интонация вышла примерно такой: "А знаешь ли, о добренький Всезнайко..." Конечно, я утрирую, но вы, Игорь, дали мне основания для такого интонирования./ Нет не в кино, не в хронике, не во сне. Лёгкие эти лётчики вечно мнят, То, что с тобою, Господи, наравне. /Строчная буква в местоимении, указывающем на Бога, тоже очевидный нюанс, укрепляющий читателя в подозрении на ироничность строфы в целом. И то, что летчики "вечно мнят", работает в ту же дырочку на снижение, типа, правильно мнят!/ Знаешь, они невидимы, как и ты. Каждый минует, радуясь, свой радар. Видишь, они пикируют с высоты. Быть таким точным, Господи, божий дар. Тут уже не остаётся сомнений в характере текста - он целиком ироничен по отношению к Богу. Русская поэтическая и религиозная традиции отнюдь не чужды подобным рискам. К несчастью, грань между подвигом юродства и грехом кликушества уже лет триста игнорируется напрочь, что привело к тотальному доминированию кликуш не только в религиозной лирике, но и в жанре акафиста. Я ни в коем случае не претендую на эксклюзивные знания по теме, бо сам кликушествую регулярно, но почуть чую, где и как можно поднять тон. Иногда получается. *** господи боже мамочка черти бомбят дамаск чаял ли ты такое хоть в страшном сне пи пипипи пилоты звезду им в масть аще ошую убо им сый зане полон радар засечек сидя устанешь сечь кто тут свои сподобиши разобрать шоб бестолковки сдуло как камни с плеч шоб их перевернуло с твоих дарят мелко даришь всевышний тут килотонн бы шесть нам назарян догнали б до нагасак верую боже господи небо есть даже у тех пархатых что откосят предупреждали ж черти мир подожгут жиды каб моя воля шиш им а не огонь божечко милосердый это ну как же ты так угораздил да не одной ногой путин не исповедан гоблин не окормлен в доме твоём с весны караван сарай снова подбитый лётчик не сдался в плен разве так можно было прямо с гранатой... Павел Бетач 08.01.2019 15:42 Заявить о нарушении
Спасибо, Павел. На этом тексте несложно оттоптаться)): Я бы его вообще удалил, несмотря на 55 рецензий. Но они всё-таки связаны с темой. Технически тут просто масса огрехов. И то, что Вы пишите об иронии, абсолютно точно. Ирония горько-сдержанная.
Ваш текст тоже из разряда тех, где можно отчебучить целый каскад чечётки, но он мне нравится, потому что есть очень яркие просветы, а это уже шикарно для экспромта! ... простите, что так долго не отвечал... Сложности со временем. Надеюсь, отнесётесь с пониманием. Удачи! Бирюков Игорь 11.01.2019 17:28 Заявить о нарушении
Про технические косяки с автором вашего левела мне скучно. Ирония в отношении Бога - косяк экзистенциальный - это один из видов пошлости, в пушкинском смысле слова. И все-таки, Игорь, покажите мне пальцем стишок, который реально вам дорог. Хочу оттоптаться по-взрослому. Не шутя радует ваша здоровая реакция на мои экзорсисы :)
Павел Бетач 11.01.2019 19:35 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |