Рецензия на «Экспертный обзор. А. Лиене Приедниеце. Май-2017» (Большой Литературный Клуб)

Спасибо за мнение) я, наверное, знаю, почему это считается круто, потому что честно и актуально. Честно, потому что даже самые интеллектуальные авторы уже не стыдятся показывать своей заинтересованности в массовой культуре, и не спешат обращать элементы этой масскультуры в пастиш или явную иронию. Актуально, потому что все эти переходы от явных поп-коммерческих контентов до элементов и статей по современной философии и культуре расположены сейчас в одном сетевом потоке, и все эти контекстные смещения и замещения происходят онлайн и требуют какой-то рефлексии. Мой текст и представляет собой языковую рефлексию над ежедневно происходящим со мной, за основу взята подростковая романтическая подкладка в своем популярном таинственном японском исполнении, смещаемая различными элементами современных поэтических практик письма, в каждом абзаце используются разные, но наиболее используемые приемы этих практик, тем самым эти элементы как бы и сами смещаются в область определенной попсовости.

Ну а насколько это беспомощно или вторично на общем фоне современных практик письма, думаю, можно поспорить в каждом конкретном случае и в моем тоже)

Егор Мирный   04.06.2017 12:08     Заявить о нарушении
некоторых авторов надо знать в контексте творчества - уход/приход/развитие.. тд
что может сказать одно стихотворение Бобырева, например? и другие

Берта Лучева   04.06.2017 13:58   Заявить о нарушении
Ну это тоже, назвать себя совсем начинающим уже никак не могу, и этот текст результат нескольких лет работы со своими и чужими текстами и с ситуацией, в которой они производятся.

Егор Мирный   04.06.2017 15:21   Заявить о нарушении
ну и в целом если говорить о суждениях по анонимным текстам, то это по сути суждение кастрированных текстов, то есть у текста попросту отрезается его метачасть, потому что имя автора это неотъемлимая часть конкретного текста. взять любой текст и пометить его авторством Есенина, а потом Маяковского, это будут два разных текста, с сильными смещениями силовыми полями и бэкграундом этих имён

Егор Мирный   04.06.2017 17:47   Заявить о нарушении
согласна. но и на текст вне имени интересно посмотреть, согласись?
опч неотъемлемая

Берта Лучева   04.06.2017 18:22   Заявить о нарушении
наверное, интересно, но это уже совсем другой текст просто и другие подходы к нему, по большому счёту это график статической системы, который даёт очень мало информации о системе, и она очень специфична

Егор Мирный   04.06.2017 19:23   Заявить о нарушении
Добрый час, Егор, Галина.

Вообще-то, отдельное законченное стихотворение - это самодостаточная художественная или иная система. Имя автора может быть её частью, а может и не быть, но работать как внешний фактор или вовсе не работать. Собственно, системно взаимодействует со стихотворением не само имя, а стоящий за ним образ, меняющийся со временем. Не менее важны даты рождения автора и текста. Классический пример такого взаимодействия - ААА, уделявшей больше внимания брендированию, чем поэзии. Стихи Анны Горенко, Анны Гумилёвой, Анны Шилейко - урожденной одесситки, бездельницы, шлюхи, халявщицы и, предположительно, большевистской стукачки-провокатора, предавшей собственного сына, существенно отличаются от ранних стихов гонимой властью вдовы расстрелянного поэта-заговорщика, матери политического заключенного, петербурженки, блокадницы, хранившей верность нравственным основам бытия нобелевской номинантки, изобретательницы Серебряного века русской поэзии Анны Андреевны Ахматовой. Со стихами, например, дипломинованного психолога, юриста и экономиста Полины Олеговны Поповой-Рубинштейн имя и образ автора взаимодействуют не столь сильно :)

Павел Бетач   05.06.2017 06:08   Заявить о нарушении
всё что следует из коммента: Полина Олеговна Попова-Рубинштейн была синий чулок )

Берта Лучева   05.06.2017 09:44   Заявить о нарушении
Именно, Галина :) И "Сероглазый король" под брендом Полины Олеговны прочитается современной десятиклассницей отлично от того же текста, брендированного бездельницей-кокоткой тысяча девятьсот тринадцать. Я уж молчу про бренд престарелого, страшнючего, как дедушкин засос, классика Серебряного века.

Павел Бетач   05.06.2017 12:08   Заявить о нарушении
Сейчас как раз в очередной раз перечитываю Ахматову) И будь она хоть Попова-Рубинштейн, хоть Варя Форточкина - волшебные стихи. Строчки говорят сами за себя, а имена, на мой взгляд, важны тем, кому строчек мало...

Ольга Ведёхина   06.06.2017 20:28   Заявить о нарушении
допустим, те же стихи Ахматовой были бы написаны и подписаны Адольфом Гитлером. ну так, пример, так же бы вы реагировали на них?

да, строчек мало, важны все виды контекстов, смещающих эти строки

Егор Мирный   07.06.2017 05:54   Заявить о нарушении
Егор, бы здесь не прокатит, увы. И контексты важны не в любом случае. Так на конкурсе в БЛК каждое стихотворение, по идее, рассматриваюется в качестве самодостаточной художественной системы. Подчеркну, по идее! :) Личный фактор здесь играет значительную роль. Довольно часто случается, что редактор отборочного выписывает своё нет на том основании, что для данного автора работа слабовата, хотя на фоне лонга может и просиять, как целковый на газоне. Ну и наоборот тоже случается ;) В любом случае, это фишка БЛК - экспертная оценка работы вне авторского контекста.

Павел Бетач   07.06.2017 07:13   Заявить о нарушении
да я не предлагаю ничего менять, всё нормально)

Егор Мирный   07.06.2017 07:35   Заявить о нарушении
в том то и фокус: принимающие могут оценивать работу по большему числу контекстов, чем эксперты. по сути они оценивают разные произведения

Егор Мирный   07.06.2017 07:37   Заявить о нарушении
И я не об фишечных изменениях, Егор. Вы подняли интересную тему. Согласен, принимающие редакторы и эксперты часто оценивают разные тексты, выглядящие одинаково.

Павел Бетач   07.06.2017 07:55   Заявить о нарушении
я не про личностные характеристики (гитлер, ватник или наоборот и тп...) а скорее творческие
давала кажется где-то ссылку на эту тему http://www.stihi.ru/2003/05/27-40

Берта Лучева   07.06.2017 08:50   Заявить о нарушении
Можно и про творческий аспект имени, но Егор задал другую тему: "...если говорить о суждениях по анонимным текстам, то это по сути суждение кастрированных текстов, то есть у текста попросту отрезается его метачасть, потому что имя автора это неотъемлимая часть конкретного текста". На мой взгляд, отделение имени автора от стихотворения равно кастрации только в том случае, если у автора соответствующий метапричиндал есть, а у текста - увы.

Павел Бетач   07.06.2017 09:17   Заявить о нарушении
Егору:
"допустим, те же стихи Ахматовой были бы написаны и подписаны Адольфом Гитлером. ну так, пример, так же бы вы реагировали на них?"
- Я бы сокрушалась, переживала, что такие великолепные строки написал такой гад... Но строки хуже бы не стали.

Ольга Ведёхина   07.06.2017 15:33   Заявить о нарушении
они стали бы не хуже, они стали бы другими

Егор Мирный   07.06.2017 18:00   Заявить о нарушении
Ольга, но если стихи можно и нужно оценивать независимо от того, кто его создал, стоит ли критиковать номинацию или награждение какого-то стиха именно за то, что оно - (например) "калька с Бродского"? При условии, конечно, что стихо не хуже, чем то, что писал Бродский? :)))

Арабский Алфавит   08.06.2017 13:35   Заявить о нарушении
Ой, что-то я не вижу связи у этих явлений...
1. Талантливый стих неизвестного автора, уникальный стиль. Строчки талантливы вне зависимости от известности автора. Акцентирую - стиль свой, уникальный.
2. Подражание всем известному гению, вторичность стиля.

Кстати, вышеупомянутая Ахматова смеялась над множеством своих эпигонок... Из воспоминаний Чуковского:
_
"Когда в "Вечере" появилось двустишие:
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки, -

А.А. сказала, смеясь: "Вот увидите, завтра такая-то... напишет в своих стихах:
Я на правую ногу надела
Калошу с левой ноги.

Предсказание ее скоро сбылось: правда, имитаторша не прикоснулась к перчаткам Ахматовой - зато похитила у нее всю ее лексику, интонацию, все приемы ее мастерства."
_

Ольга Ведёхина   08.06.2017 14:29   Заявить о нарушении
А если бы мы не знали, что это стихи Ахматовой было бы вообще весело

Егор Мирный   08.06.2017 14:59   Заявить о нарушении
А я вижу связь.) Допустим, А.С. Кушнер под каким-то никому не известным псевдонимом публикуется на Стихи.ру. Его стихо (не зная, что автор - Кушнер) номинируют на конкурс БЛК, стихо получает первое место или награждается призом симпатии, а некто возмущается: "А никого не трогает, что стих - калька с Кушнера?" Да, "калька", потому что написал его действительно Кушнер. И что, стих-е теперь не должно получить первого места? :) Это я довожу Вашу логику до абсурда.
Тут уж или-или. Или стихо оценивается вообще независимо от имени и прочих контекстуальных моментов. Или же имя/псевдоним (вообще некий образ) автора является важным элементом текста. В случае с Ахматовой "имя" (некая история "вокруг" стиха, контекст) таки является важным элементом текста.

Арабский Алфавит   08.06.2017 15:44   Заявить о нарушении
Ильдар, мне грустно, что Вы довели всё это действительно до абсурда...

Для меня вообще полная неожиданность, что люди могут так активно отстаивать эпигонство... Я думала, что эпигонство - это однозначно минус для стихов...
И да: я люблю, когда говорят стихи, а не регалии авторов. Когда если стих прекрасен, то не важно, написал его Кушнер или Розочкин. И наоборот: если стих неудачный, то не важно, написал его Розочкин или Кушнер.
Но я не смогу никого переубедить - это ясно)
Так что из темы выплываю на берег) Я и так, вопреки своему обычному состоянию, была последнее время невероятно, чудовищно многословна в дискуссиях)

Ольга Ведёхина   08.06.2017 15:56   Заявить о нарушении
Не торопитесь выплывать, Ольга!)) Никто на этой ветке не защищает эпигонство. Просто важно понимать, что вопрос сложный и далеко не всегда решается в пользу "голого" текста. Имя над/под стихом - часто весомый семантический момент.
Вот смотрите, насколько (по-моему) важно имя-фамилия в случае этого моего стиха:
http://www.stihi.ru/2012/05/03/6089

Арабский Алфавит   08.06.2017 16:10   Заявить о нарушении
даже все те авторы, которые пропагандируют "смерть автора", всё-таки подписывают свои тексты)

очень многие прекрасные тексты значимы именно тем, в какой момент они написаны и кем. "голый текст" это конечно текст, так же как и кастрированный человек это всё равно человек и он может быть прекрасен несомненно

Егор Мирный   08.06.2017 17:40   Заявить о нарушении
Егор, ну, тут тоже есть... даже не исключения, а "ответвления" от наиболее проторенной дороги. Например, Вы же дали свои стихи в сборник анонимных текстов разных авторов. Мне было бы интересно узнать, как Вы сейчас оцениваете ту книгу. Я ее не читал, но при случае с удовольствием познакомлюсь.

Арабский Алфавит   08.06.2017 17:53   Заявить о нарушении
я тоже не читал. у меня её даже нет)

Егор Мирный   08.06.2017 17:59   Заявить о нарушении
да мне и не интересно читать тексты без указания авторов

Егор Мирный   08.06.2017 18:00   Заявить о нарушении
Ого! А можно узнать, зачем Вы дали туда стихи?

Арабский Алфавит   08.06.2017 18:07   Заявить о нарушении
понятия не имею, хорошие люди попросили - я не отказал)

плюс было достаточно много хороших заготовок для текстов, чтобы я точно знал, что напишу минимум десять за три отведённых месяца, иначе бы отказался

Егор Мирный   08.06.2017 18:11   Заявить о нарушении
В любом случае этот эксперимент мне интересен.

Арабский Алфавит   08.06.2017 18:18   Заявить о нарушении
У Цветаевой есть статья http://www.tsvetayeva.com/prose/pr_poety_s_ist

"Все поэты делятся на поэтов с развитием и поэтов без развития". "... от Блока Двенадцати все еще требуют Незнакомку!" (с)

Арабский Алфавит   08.06.2017 18:41   Заявить о нарушении
у самой Цветаевой это развитие ещё более отчётливое

Егор Мирный   08.06.2017 18:50   Заявить о нарушении
а вот Кушнера я бы привёл как пример поэта без развития, он до сих пор пишет так будто всё ещё 70е годы советского режима

Бродский очень резко прогрессировавший в 80х, превратился в бесконечный нудный самоповтор в 90х. обе стадии захватил

Егор Мирный   08.06.2017 18:59   Заявить о нарушении
Егор, для наиболее полного восприятия стихотворения может быть важно только такое имя, с которым сопряжена личная история, известная читателю хотя бы в общих чертах. Не в смысле, когда родился, на что учился и чего он был лауреат, хотя и это может быть важно, для пущей детализации.

Имя автора служит символом некой системы личностных координат. На мой взгляд, их всего пять: 1) дата сочинения - и соответствующие моменту - 2) гендерная идентификация автора 3) возраст, 4) положение в пространственновременном континууме относительно некой точки отсчёта, в быту условно именуемой домом, 5) степень бытового комфорта. Типа, это стихотворение сочинилось 15.05.2017 у двадцати семи летнего мальчика в трех тысячах километров от маминого передника после трёх брудершафтов дешёвой граппы. А это стихотворение писалось в 2015-17 гг мужчиной тридцати одного года, отбывшим на момент первой публикации текста пять из десяти лет заключения в колонии строгого режима, в статусе семейного петуха. Если от перемены авторства восприятие не меняется, то стихи - полное фуфло, не стоящее электричества, затраченного на их прочтение.

Павел Бетач   08.06.2017 19:22   Заявить о нарушении
по большей степени да, так и есть

Егор Мирный   08.06.2017 19:54   Заявить о нарушении
Предлагаю эксперимент. Для начала, голый стишок, к которому может быть приложено три координатных системы.

РАК

Чёрная ночь, душный барак,
Жирные вши,
Страшно непрочь, Ося - дурак,
Тихо дыши.
Тихо дыши,
Рано в клочки за буерак.
С солью сверчки всем хороши.
Свиснет ли рак?

Павел Бетач   08.06.2017 20:25   Заявить о нарушении
Свистнет :)

Павел Бетач   08.06.2017 20:27   Заявить о нарушении
Есть ли слов за расчехвостить стишонка в пух и прах? Или, может, сыщется фраза-другая восторгов? Или оно вовсе пополам, типа, не моё и не цепляет?

Павел Бетач   08.06.2017 20:50   Заявить о нарушении
после бараков у меня первая стойкая ассоциация - Игорь Холин

Егор Мирный   08.06.2017 20:57   Заявить о нарушении
Не, Егор, не про то :) Как стишок? Целостен ли? Ясен ли? Цепляет ли?

Павел Бетач   08.06.2017 21:15   Заявить о нарушении
не скажу чтобы очень цепляет. целостен по методу письма.

Егор Мирный   08.06.2017 21:24   Заявить о нарушении
предположу, что о Мандельштаме

Егор Мирный   08.06.2017 21:25   Заявить о нарушении
Первые две строчки давно и уверенно приписаны самому Мандельштаму со слов одного из соузников. Весь стишок с ранних перестроенных времён пошёл гулять по воронежской литературной тусовке от нескольких персонажей, близких к Наталье Штемпель, которая считала его целиком апокрифичным, но возможным в мандельштамовской образной системе.

Павел Бетач   08.06.2017 22:17   Заявить о нарушении
Стишок бытовал в двух вариантах с незначительными отличиями.

Павел Бетач   08.06.2017 22:18   Заявить о нарушении
Вот второй вариант:

***

Чёрная ночь, душный барак,
Жирные вши.
Был бы непрочь. Ося-дурак,
Тихо дыши.
Тихо дыши,
Рано в строчки за буерак.
С солью сверчки всем хороши,
Свистнет ли рак?

Павел Бетач   08.06.2017 22:34   Заявить о нарушении
Главным аргументом против мандельштамовского авторства у тусовщиков считалась некомплиментарность образа лирического героя. Типа, Осип Эмильевич конечно мог опуститься до поедания насекомых, но ни за что, ни при каких условиях не зафиксировал бы это в стихотворении. Анастасия Цветаева, однако, полагала, этот аргумент несостоятельным. Типа, написать такое стихотворение вполне в духе Манднльштама, но вот показать или прочесть кому-то на этапе - немыслимо, разве что в состоянии умственного и нравственного краха, в который железная Ася отказывалась верить.

А как полагаете вы, Егор, похоже это на мандельштамовское? Какие у вас аргументы за или против?

Павел Бетач   08.06.2017 23:09   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Клуб
Перейти к списку рецензий, написанных автором Егор Мирный
Перейти к списку рецензий по разделу за 04.06.2017