Рецензия на «Недоросли и водоросли. Лето 2010» (Александр Рытов)

Я редко пишу отзывы, но в данном случае нахожу это сделать необходимым.
Почему? Всё большее количество определённого вида, с позволенья сказать, критиков пытаются писать гадости, даже не понимая несуразности того, что они пишут. Как можно плевать на то, чего не понимаешь? Как правило, это малообразованная публика, не стесняющаяся своего воинствующего невежества.
К числу основных их аргументов относятся реплики типа - "не вижу смысла", "какой-то бред", "случайный набор слов" и т.п. Что может дать полемика с этой публикой?.. Достаточно представить себе, что некто или нечто подобное нашему "критику" абсолютно убеждённое в своей правоте явилось к Эйнштейну, сообщило ему, что земля плоская и держится на четырёх китах,
после чего, сообщив Эйнштейну, что он пишет сплошную чушь, предложило объяснить в двух словах смысловую часть всеобщей теории поля.
Не правда ли - сложно?.. И, откровенно говоря, ещё и лениво. А оно ещё хамит...

Я люблю стихи Koukket(а). Читаю их с давних пор. А тут - понаехало троллей... и масса их выступлений приблизилась к критической. Поэтому попытаюсь её (массу) несколько стабилизировать.

Обратим внимание только первую часть предложенного цикла, т.к. всех взыскующих
в пределах существующего формата удовлетворить невозможно.
Итак.

"Создатель умер вскоре после создания вселенной,
на восьмом этаже ветхой девятиэтажки в Тиране.
Похоронен был в общей могиле с табличкой "неизвестный".
В углу Адриатики нищий албанец
пьет минеральную воду и знает место,
где кости священные спят среди глины.
Ленно зарыты, присыпаны грунтом
белые косточки первопричины..."

Создатель – это кто? Бог? Один из языческих богов? Демиург?
Городской голова? Откуда он здесь?
Однако не отсылка ли это к Ницше? Только более деликатная. Создатель (не Бог) скончался. На восьмом этаже. Если семь дней – сотворение мира, то восьмой – наша реальность, в которой и умер Творец. А чем тогда будет последний этаж, девятый? Последний День? Конец Света?.. Вот вам и постройка… «Ветхий» домишко нашего бытия. А ведь это может быть и вполне конкретный дом. Стало быть, одна из основных метафор строится
по принципу сравнения здания в Тиране с мирозданием.
Похоже это и онтологический взгляд на природу вещей и конкретное описание места, которое вызвало у автора цепочку немного печальных, однако – без всякого надрыва, почти камерных, с едва заметной иронией, переживаний. Обитатели мироздания (читай – все мы) утратили связь с Творцом (первопричиной сущего) и только «нищий албанец» ещё сохраняет ту меру духовности, благодаря которой «ветхая девятиэтажка» содержит хоть какой-то смысл… Как ответить на вопросы «зачем мы? кто мы?», если под табличкой «неизвестный» нами «ленно зарыты, присыпаны грунтом белые косточки» нашего Создателя? Вот Вам и мы в этом мироздании…

Это, конечно, не всё, что можно сказать о первой части, но думаю вполне достаточно, чтобы понять её содержание. Замечу, что при подобном методе письма смысловое пространство далеко выходит за границы текста и сам автор, таким образом, мог расставлять несколько иные акценты, нежели тот или иной читатель, и в затекстовой части иметь в виду, в том числе, и иные смыслы. Совпадения и несовпадения в прочтении будут зависить от уровня культуры, конкретного знания деталей и обстоятельств, личного опыта и т.д.
Но что безусловно будет присутствовать – так это общая текстовая часть.
Впрочем, для решения поставленной задачи - это не принципиально. Принципиально, что у меня как читателя возникла собственная насыщенная цепочка эстетических сопереживаний и ассоциаций.
Чего же ещё желать?!

Михаил Гофайзен   19.03.2016 18:57     Заявить о нарушении
Михаил, добрый вечер, еще и еще раз благодарю Вас за интерес к моим стихам. С удовольствием подарил бы Вам свою поэтическую книжечку, которую выпустили и вручили мне Женя Никитин и Алексей Королев (стихира их еще должна помнить). Мой имейл portsaid@yandex.ru

Александр Рытов   19.03.2016 22:00   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Рытов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Михаил Гофайзен
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.03.2016